Развитие исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС СПО по специальности 060301 Фармация
материал на тему
Информация для преподавателей с целью обмена опытом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_studenta.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление преподавателя Захаровой Н.И. на ЦМК специальности фармация
Тема: «Развитие исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС СПО по специальности 060301 Фармация».
Профессиональная деятельность педагога связана с подготовкой к учебным занятиям и их проведением.
Подготовительный этап включает в себя элементы планирования учебного процесса, который позволяет решать не только типичные дидактические задачи, но и учитывать перспективы развития общества и производства, которые сейчас стремительно изменяются.
Социальные изменения привели к смене образовательной системы на основе модульно - компетентностного перехода, в котором отражены следующие особенности обучения:
-обучение осуществляется на основе стандартов компетентности;
-учитывается преимущественно способность выполнения практических заданий;
-модульная форма обучения;
-обучение в производственных условиях.
В профессиональном образовании традиционно используется два вида учебных занятий теоретические и практические.
Проектируя замысел современного учебного занятия, педагог должен продумать метод обучения.
(слайд № 1, 2)
Наши студенты – специалисты завтрашнего дня, поэтому очень важно научить их творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания из различных источников, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, проявлять собственную инициативу в жизни и труде.
Решению этой задачи наряду с традиционными методами обучения способствуют методы и формы активного обучения.
(слайд № 3)
В каждой теме по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм разработаны и проводятся одно или несколько учебных исследований.
Проводимые исследования можно разделить на 2 вида: одни иллюстрируют уже известные студентам положения теории. Они как правило занимают мало времени и включены как элемент учебного занятия:
Вот некоторые из них:
1. Студенты готовят порошки строго по правилам и с отступлением от них. Затем оба вида порошков рассматривают под микроскопом или лупой и делают выводы.
1
2. При изготовлении суспензионных мазей студенты исследуют влияние способа изготовления, природы вспомогательной жидкости на дисперсность ЛВ, влияние вида основы на качество мази.
3. Студентам даётся эмульсия и предлагается определить тип всеми известными способами.
Другие исследовательские работы имеют поисковый характер. Основными элементами исследования являются: наблюдения и постановка вопросов, гипотеза, эксперимент, последующие выводы.
Приведу несколько примеров:
1. Исследования стабилизирующей способности различных стабилизаторов (эмульгаторов) при изготовлении суспензий, эмульсий, линиментов проводятся с целью подбора стабилизатора и выбора рационального способа изготовления, чтобы получить стойкую, а следовательно качественную лекарственную форму.
2. Студентам предлагаются две суспензии из одних и тех же веществ, но разные по однородности. Студенты должны заметить это, провести наблюдения во времени через 5, 10, 15 минут, измеряя высоту осадка в суспензиях.
В приведённых примерах исследования, студенты предполагают, что лекарственные формы были приготовлены различными способами или для их получения использовались стабилизаторы разной силы.
После этого проводится эксперимент.
В рассматриваемом примере учебного исследования студенты изготавливают лекарственные формы: суспензии и эмульсии, линименты с различными эмульгаторами и разными способами, затем сравнивают полученные лекарственные формы, используя те же наблюдения во времени и делают самостоятельные выводы о качестве изготовленных лекарственных форм, о силе стабилизаторов, рациональном способе изготовления.
Следует отметить, что при исследовании студенты не только отрабатывают умения и навыки производственного характера, которые необходимы им для изготовления лекарственных форм, но и учатся приёмам экспериментальной работы, что важно для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ в ходе производственной практики и в будущей научной работе.
Приведу темы ВКР:
«Современное использование эмульгаторов»
«Влияние химического состава, упаковочного материала на стабильность лекарственных средств»
«Система контроля качества лекарственных средств и изделий медицинского назначение в РФ» и др. (слайд № 3, 4)
2
Использование интерактивных методов в учебном процессе приобретает в последнее время особую актуальность, поэтому преподаватели специальных дисциплин постоянно совершенствуют методику проведения учебно исследовательских работ студентов.
Другой разновидностью исследовательской аналитической технологии является кейс. метод или разбор конкретной ситуации (тренинг).
(слайд № 5, 6 и далее)
Студентам предлагается конкретная ситуация из практики студенты видят в
кейс-методе игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде и применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и найти более рациональное решение. Приведу примеры типичных ошибок: при работе с ситуациями и способы их преодоления:
1. На этапе работы с ситуацией, студенты бегло просматривают её, схватывают несколько положений идей и считают, что ситуация проработана полностью, проанализировав лишь отдельные элементы ситуации, не умеют чётко сформулировать свой ответ.
2. Ошибки при работе над ситуацией в малых группах: Не умеют слушать и слышать других, не проявляют инициативы, не всегда активны.
3. При дискуссии ждут, чтобы сказали другие, не умеют защищать своё решение. Для устранения поверхностной работы над ситуацией можно предложить чёткий алгоритм
Для обеспечения активности каждого студенты можно использовать ведомость контроля, в которой можно указать критерии оценки работы над ситуацией. Педагогический процесс не ограничивается обучением, воспитание в процессе обучение и воспитание во внеурочное время тесно связаны между собой
(слайд № 14, 15)
Цели внеаудиторной и самостоятельной работы:
1. Формирование и умение вести индивидуальный поиск.
2. Принимать теоретические знания при решении задач.
3. Развитие внимания, наблюдательности, трудолюбия, аккуратности.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включена в программу ФГОС СПО по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм в количестве 128 часов: к примеру, курсовые работы, расчётные задачи, подготовка сообщений, опорных конспектов, кроссвордов, технологических схем по изготовлению различных лекарственных форм в условиях аптечного и промышленного производства.
Познавательная деятельность студентов приближается к исследовательской деятельности ученого и хоть истины, открываемые ими не новы для науки, они новы для студентов. 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02. История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060301 Фармация, 060101 Леч...
Календарно-тематический план Дисциплина ОГСЭ.02 История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3
Календарно-тематический план Дисциплина ОГСЭ.02 ИсторияСпециальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1.Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3...
Развитие исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация
Информация для преподавателей с целью обмена опытом...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....
Презентация "Конкурс учебных проектов "Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Данная презентация является дополнительным материалом практического характера к внеучебному мероприятию по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образова...
Методические рекомендации "Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС" для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Содержание методических рекомендаций направлено на овладение студентами конкретными практическими навыками построения урока, который не только вооружал бы учащихся знаниями и умениями, значимость кото...
Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО по специальностям
Проектирование процесса обучения на основе ФГОС СПО, ОПОП по специальностям; реализация системно-деятельностного подхода; организация проектной, исследовательской, ролевой деятельности; внедрение совр...