Методы и приемы формирующего оценивания
материал на тему

Захарова Наталья Ивановна

Информация для преподавателей с целью обмена опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы формирующего оценивания

Согласно ФГОС перед педагогами поставлена задача изменения традиционных подходов к оцениванию достижений обучающихся и расширения оценочного инструментария.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно - оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи является формирующее оценивание. Формирующее (формативное) оценивание - это целенаправленный процесс наблюдения за обучением студента.

Термин ФО впервые был предложен в 1967г. австрийским ученым Майклом Скривеном (слайд история).

Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. ФО осуществляется систематически (практически на каждом занятии).

Целью ФО является корректировка деятельности педагога и обучающегося на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения.

ФО используется для того, чтобы выяснить достигнуты ли поставленные учебные цели.

В зависимости от изучаемой темы, педагог решает, что студенты должны знать и уметь по завершению изучения. Исходя из этого, педагог определяет содержание тем, их последовательность, формы работы, методы, домашнее задание. Педагог решает, какие методы оценивания будет использовать тесты, практические работы, письменные задания и др. Затем предстоит измерить, в какой степени достигнуты цели обучения.

Как спланировать оценивание и использовать на занятии.

Дорожная карта учебного курса обеспечивает детальную разработку всех действий педагога:

  1. оформление целей;
  2. перевести цели в измеряемые учебные результаты;
  3. отобрать содержание и техники оценивания;
  4. выбрать методы обучения;
  5. провести оценивание и установить достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

Развитие курса

формализировать

Учебные цели

перевести в

Измеряемые учебные результаты

определить

Уровень достижений

выбрать

программу

                                                                                                  

оценочные

техники

                                                                                                                        

разработать и применить

Методы преподавания

провести

оценить

Оценивание

Дорожная карта учебного курса

Формирующие оценивание:

  1. встраивается в личностно - ориентированное обучение
  2. носит системный характер
  3. оценивается не только результат, но и процесс
  4. ориентированно на обучающихся
  5. отслеживается процесс каждого обучающегося.

Однако, значительная часть студентов вовсе не стремится выкладываться и учиться из всех сил. А просто хочет: «Пройти» тему или предмет, «пройти неделю или учебный год». Не слишком утомляясь и имея время для дел более интересных, чем учеба.

ФО, безусловно, предполагает, что произойдет сдвиг и студенты будут серьезнее относиться к учебе.

ФО, которое происходит на каждом занятии – ключевой момент. Оно требует, чтобы педагог сосредоточился на том, как развивается учение в процессе занятия, определяя какие улучшения надо ввести.

В начале занятия педагог обсуждает с группой учебные цели, что они смогут сделать в результате обучения и по ходу занятия. В процессе занятия дается устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями.

Существует множество оценочных техник ФО.

Основные техники оценивания, обеспечивающие обратную связь педагога и студента

Недельные

отчеты

Карты

понятий

                               


                                 

Минутный

обзор

Направленные

расшифровки

                                                                                             

Составление тестов

студентами

Рефлексия

                                                                                               

Волшебная

линеечка

Лестница

                                                                               

                                                                                                 

Недельные отчеты

Форма проведения методики достаточна простая.

  1. Чему я научился за эту неделю? (или по окончанию изучения темы, раздела)
  2. Какие вопросы остались для меня неясными?
  3. Какие вопросы я задал(а) бы студентам, если был(а) педагогом, чтобы проверить поняли ли они материал.

Время для подготовки педагога – минимальное. Можно заранее приготовить формы с вопросами и раздать студентам.

Время для подготовки студентов -  студентам необходимо объяснять цели таких отчетов.

Время проведения: отчет пишется дома.

Результаты анализа: отчеты требуют тщательного анализа. Студенты должны видеть, что отчеты помогают им в учебе, в противном случае они не будут воспринимать их серьезно.

Минутный обзор

(одноминутное эссе)

В конце занятия студенты на листочках отвечают на вопрос, что на занятии было самым важным?

Какой момент был наименее понятным?

Направленная расшифровка

Студенты дают расшифровку своими словами тех понятий, которые были пройдены на занятии.

«Волшебная линеечка»

На полях в тетради обучающиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению выполнено работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок.

При проверке педагог, если согласен с оценкой студента, обводит крестик, если нет чертит свой крестик ниже или выше.

Карта понятий

-это диаграмма

Позволяет оценивать, как хорошо обучающиеся могут видеть «общую картину» темы, раздела, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать материал.

«Лестница»

Оцените свою деятельность на лестнице знаний

  • Это же так прост!

* Я могу это сделать

  •   Я пытаюсь

* Я хочу это сделать

        * Я не могу этого сделать (не умею, не получается)

* Я не буду этого делать

                                                                        * Все понимаю, все получится

                                                * Понимаю, но нужно поработать

                                * Плохо понимаю новый материал

Анализ работ вместе со студентами

Студенты сами определяют в работах, что получилось, над чем надо работать, что в работах необходимо исправить, как улучшить работу – в результате развиваются навыки самооценивания.

Рефлексия

предусмотрена в хронологической карте занятия.

На этом этапе занятия студенты сами определяют, какие задания они могут выполнить уверенно, а какие нет, выясняют в каких вопросах, при решении каких задач чувствуют себя не уверенно, над чем еще необходимо работать (пример из открытого урока, показать на слайдах).

Формирующее оценивание для обучающихся

может помогать:

  1. учиться на ошибках;
  2. понять, что важно;
  3. понять, что у них получается;
  4. обнаруживать, что он не знают;
  5. обнаруживать, что они не умеют делать.

Формирующее оценивание позволяет педагогу:

  1. четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае и организовать в соответствии с этим свою работу;
  2. сделать студентов субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  3. улучшить качество преподавания.

Пять принципов грамотно  организованного формирующего оценивания

  1. Педагог регулярно обеспечивает, представляя студентам комментарии замечания по поводу их деятельности.
  2. Студенты принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения студентов.
  4. Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку студентов.
  5. Педагог осознает необходимость научить студентов принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

ФО не предполагает специализированной подготовки. Его может проводить квалифицированный преподаватель любого предмета. Постоянное внимание к оценочному процессу и точное соблюдение правил его применения, конечно требует от педагога усилий и занимает его время.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Слайд 2

Э то целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за обучением студента. Он основывается на оценивании в соответствии с критериями и предлагает обратную связь. Формирующее ( формативное ) оценивание

Слайд 3

Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 г. Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». В 1969 г. Бенджамин Блум писал, что под формирующим оцениванием мы понимаем оценивание при помощи коротких текстов, используемых педагогом и обучающимся в качестве помощи для организации учебного процесса. В 1989 г. а встралийский ученый Садлер разработал научную основу использования формирующего оценивания. Стратегия формирующего оценивания была предложена в 1998 г. двумя учеными Диланом Уильямом и Полом Блэком . История появления формирующего оценивания

Слайд 4

Цель формирующего оценивания К орректировка деятельности педагога и обучающегося на основе промежуточных результатов полученных в процессе обучения .

Слайд 5

Учиться на ошибках Понять, что важно Понять, что у них получается Обнаруживать, что они не знают Обнаруживать, что они не умеют делать Формирующее оценивание для обучающихся может помогать

Слайд 6

Приемы формирующего оценивания

Слайд 7

Формирующее оценивание

Слайд 8

Дорожная карта учебного процесса оценить

Слайд 9

Формирующее оценивание:

Слайд 10

Основные техники оценивания

Слайд 11

Недельные отчеты Форма проведения методики достаточно простая. Чему я научился за эту неделю (или по окончанию изучения темы, раздела)? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал(а) бы студентам, если был(а) педагогом, чтобы проверить понятен ли материал?

Слайд 12

Недельные отчеты Время для подготовки педагога - минимальное. Можно заранее приготовить формы с вопросами и раздать студентам. Время для подготовки студентов: студентам необходимо объяснение цели таких отчетов. Время проведения: отчет пишется дома. Результаты анализа: отчеты требуют тщательного анализа. Студенты должны видеть, что отчеты помогают им в учебе, в противном случае они не будут воспринимать их серьезно.

Слайд 13

Минутный обзор (одноминутное эссе) В конце занятия студенты на листочках отвечают, что на занятии было самым важным? Какой момент был наименее понятным? «Волшебная линеечка» Направленная расшифровка Студенты дают расшифровку своими словами тех понятий, которые были пройдены на занятии На полях в тетради обучающиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению выполнена работа (внизу – «не справился», посередине – «выполнил, но допустил ошибку», вверху – справился без ошибок). При проверке педагог, если согласен с оценкой студента, обводит крестик, если нет чертит свой крестик ниже или выше.

Слайд 14

Карта понятий Карта понятий - э то диаграмма. Позволяет оценить, как хорошо обучающиеся могут видеть «общую картину» темы, раздела, т.е. удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать материал. «Лестница» Оцените свою деятельность на лестнице знаний.

Слайд 15

Анализ работ вместе со студентами Студенты сами определяют в работах, что получилось, над чем надо работать, что в работах необходимо исправить, как улучшить работу – в результате развиваются навыки самооценивания .

Слайд 16

Рефлексия Предусмотрена в хронологической карте занятия. На этом этапе занятия студенты сами определяют какие задания они могут выполнить уверенно, а какие нет, выясняют в каких вопросах, при решении каких задач чувствуют себя неуверенно, над чем еще необходимо работать.

Слайд 17

Формирующее оценивание Для обучающихся может помогать: учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается; обнаруживать, что они не знают; обнаруживать, что они не умеют делать. П озволяет педагогу: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать студентов субъектом образовательной и оценочной деятельности; улучшить качество преподавания.

Слайд 18

Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания 1. Педагог регулярно обеспечивает, предоставляя студентам комментарии, замечания по поводу их деятельности. 2. Студенты принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. 3. Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения студентов. 4. Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку студентов. 5. Педагог осознает необходимость научить студентов принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов. Формирующее оценивание не предполагает специализированной подготовки. Его может проводить квалифицированный преподаватель любого предмета. Постоянное внимание к оценочному процессу и точное соблюдение правил его применения, требуют от педагога усилий и занимает его время.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов на уроках математики в СПО.

Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов на уроках математики в СПО....

Методы и приемы обучения массажистов с нарушением зрения.

Для успешной реализации программы медицинского среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в нашем учебном заведении применяются средства и приемы обуче...

Второй всероссийский фестиваль передового опыта "Современные методы и приемы обучения"

Методическое пособие по МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования...

методы и приемы обучения нотной грамоте на начальном этапе обучения

мои педагогические приемы  в  обучении нотной грамоты на начальном этапе в классе фортепиано...

Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации обр...

Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.

Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении  последних лет работает над внедрением  интерактивной модели обучения  в образов...