Методы и приемы обучения массажистов с нарушением зрения.
статья на тему
Для успешной реализации программы медицинского среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в нашем учебном заведении применяются средства и приемы обучения, направленные на обеспечение доступности образовательного процесса. При составлении программы обучения и учебных планов мы руководствуемся ФГОС по специальности "Медицинский массаж" для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.i._trapeznikova.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы обучения массажистов с нарушением зрения
У слепого массажиста золотые руки. О них говорят: «Глаза незрячего расположены на кончиках пальцев»
Обучение студентов с нарушением зрения имеет свою специфику.
Глубокие нарушения зрения требуют применения аудиальных (предоставление информации в виде звуков) и кинестетических (передача и восприятие информации организована с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела) форм предоставления информации.
Несмотря на то, что возможность применения кинестетической формы передачи информации в профессиональном образовании слепых и слабовидящих обучающихся не описана в педагогической литературе, она широко применяется в практике работы образовательных учреждений при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению при подготовке массажистов.
При обучении медицинскому массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, применяемые методы обучения должны способствовать формированию специфических двигательных стереотипов, необходимых для практики массажных техник.
При освоении приемов массажа нужно руководствоваться важнейшими правилами: длительность и систематичность занятий; активность процесса нарабатываемых навыков; целенаправленность формирования специфических навыков на поведенческом уровне.
Поскольку слепые и слабовидящие студенты испытывают сложности с пространственным представлением при изучении учебных дисциплин и различных видов массажа, необходимо в процессе обучения формирование у них навыка «осязательного зрения», чему способствует использование на занятиях выпуклых планшетов, объемных муляжей.
Достижению цели обеспечения доступности слепым и слабовидящим обучающимся визуальной информации способствует применение тифлокомментирования – лаконичного описания предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому или слабовидящему без специальных словесных пояснений. Тифлокомментирование подразумевает использование не только звукового тифлокомментария (например, просмотра учебного видеофильма), но и письменного, печатного (например, описание для слепых иллюстрации и т.д.). Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что пишешь и делаешь.
Важен принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, использование оптических и технических средств коррекции (очки, лупы, диктофоны и др.) в зависимости от состояния зрения студента. Для слепых и слабовидящих студентов предусмотрены малогрупповые и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре и массажу. При поощрении используется словесная похвала, можно положить руку на плечо, улыбка и кивок не всегда доступны восприятию. Преподаватель буквально «на пальцах» объясняет студентам, как правильно выполнять все движения, – берет за руки и пальцами подопечного выполняет массаж. Так незрячие лучше усваивают все особенности движений при массаже.
Для того чтобы оценить, насколько правильно был организован учебный процесс и достигли ли применяемые методы обучения его цели, необходима организация контроля качества освоения основной профессиональной образовательной программы. При работе со студентами-инвалидами по зрению контроль может проводиться в различных формах: устной, письменной (по Брайлю и в плоскопечатном варианте), тестовой, практической и комбинированной как во время теоретических и практических занятий, так и во время зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов, в том числе квалификационных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Второй всероссийский фестиваль передового опыта "Современные методы и приемы обучения"
Методическое пособие по МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования...
методы и приемы обучения нотной грамоте на начальном этапе обучения
мои педагогические приемы в обучении нотной грамоты на начальном этапе в классе фортепиано...
Эффективные методы и приемы обучения работе с текстом на уроке немецкого языка
Формирование навыков работы с текстом в ходе изучения иностранного языка – сложный и важный процесс, позволяющий обучающимся освоить лексическую и грамматическую стороны языка в контексте. ...
"Методы и приемы обучения на уроках хореографии"
Методические рекомендации о методах и приемах обучения на уроках хореографии Специфика применения дидактических принципов в обучении....
Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»
В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...
Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения
В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед...
Методический семинар «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока».
научить применять активные методы и приемы обучения на различных этапах урока....