Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста
статья на тему

Тихонова Татьяна Александровна

Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личность будущего специалиста как в профессиональном так и коммуникативном плане. Реализация само- и взаимо- контроля улучшает критическую оценку и дает возможность творчески подходить к решению поставленных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Подготовка специалиста среднего звена – взгляд в будущее

ФИО: Тихонова Татьяна Александровна

Должность: преподаватель

Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста

Мы часто употребляем в своей педагогической практике слова: «творчество», «творческая активность»,  иногда даже подменяем понятие творчества или ограничиваем его рамками индивидуальных особенностей студентов. Так что же такое «творчество» и как разбудить «творческую активность»? Об этом и хочется порассуждать.  

Опираясь на труды известных авторов, можно выделить основные моменты в определении «творчество». Так А. Маслоу считает, что подлинное  творчество проявляется у человека в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе  жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения.  О.К. Тихомиров акцентирует внимание на творчестве, как открытии  неизведанного, создании нового, преодолении стереотипов и шаблонов, особую роль при этом ученый отводит целеполаганию. А.Г. Шумилин рассматривал творчество, как движущуюся силу развития общества и окружающей его среды, создание ноосферы.  А.Л Никифоров говорит о том, что человек как вид не может существовать если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Лично мне близка идея того, что творчество, будучи компонентом Цели и Способа деятельности поднимает  любой вид деятельности до уровня творческой деятельности. При высшем проявлении творчества в сознании доминирует вдохновение, в личности – потребность в деятельности, а в деятельности – стремление к достижению новых, ранее не ставившихся целей новыми, ранее не опробованными средствами.

Преподавателю важно создать условия способствующие развитию творческой активности студентов, как на учебных занятиях, так и во время выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Из личного опыта очень хорошо работают следующие формы и методы. Применение «модифицированного мозгового штурма» при решении профессиональной задачи, в данной методике главное четко обозначить проблему, так как сущность ее заключается в том, что группе студентов излагается задача и дается время на обсуждение, таким образом каждый участник имеет возможность выдвинуть свою версию решения проблемы, но ответ дается общий. Преимуществом данной методики является работа студентов в группе, возможность для преподавателя отследить «активных» студентов и «студентов-молчунов» (которым, скорее всего, требуется помощь). При этом обучающиеся могут предложить нестандартное решения выдвинутой проблемы, главное дать возможность обсудить все решения и предложения, научить студентов обосновывать свое мнение. Самой большой ошибкой для меня как преподавателя было разбить студентов на две рабочие группы и дать им для решения разные задачи, казалось что данный вариант моих действий даст возможность на занятии решить больше задач, но в результате мы получаем снижение активности студентов одной группы при обсуждении ответа другой группы, невозможно сконцентрировать внимание преподавателя на выявлении   «активистов» и «аутсайдеров» в процессе обсуждения.  

Хорошо развивает творческую активность «деловая игра», методика  дает возможность формировать профессиональные и общие компетенции посредством моделирования профессиональной деятельности. Преимуществами является высокая заинтересованность студентов, так как решение проблемы проводится в игровой форме, при этом активно формируются коммуникативная компетентность и умение работать в команде.   Важно для преподавателя при моделировании ситуации использовать межпредметные связи, а так же  так называемую «развилку» в решении проблемы (правильное решение принесет пользу, неверно сделанная манипуляция –вред), для этого необходимо качественно подойти к подготовке статиста. Во время деловой игры хорошо формируются навыки манипуляционной техники. Ошибкой являются комментарии преподавателя во время проведения деловой игры, оптимально позволить группе студентов проявить самостоятельность. Из личного опыта делаю вывод, что целесообразно дать возможность обсудить последовательность действий команды по завершению действа, самими студентами (само- и взамо- оценка), после чего внести свои коррективы и замечания.

В своей профессиональной деятельности я расширила рамки «деловой игры», так называемой «ситуацией-провокацией». Данная методика дает возможность развивать у студентов умение оперативно анализировать ситуацию, ориентироваться в ней и оценивать ее.  В педагогике известен прием «лекция-провокация», если соблюсти данные условия в рамках «деловой игры» повышается уровень мотивации, и усвоения материала студентами.   Предложение  состоит дословно в следующем: первым этапом студентам предлагается «деловая игра», которая проводится по всем правилам, вторым этапом разыгрывается «ситуация-провокация». Те же условия, но с заведомо заложенными ошибками в действии (например: при демонстрации алгоритма статистом пропущена обработка рук медицинским  персоналом, или неправильно раскрыт стерильный стол, или нарушена последовательность действий). Обучающиеся должны заметить ошибки, и указать на них. Очень важно при создании подобной ситуации не отвлечь внимание студентов большим количеством заведомых ошибок, оптимально 2-3 ошибки. Таким образом, мы получим критическую самооценку ситуации, что положительно скажется на активизации личностного роста студента.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить следующе:

  1. Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя.
  2. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личность будущего специалиста как в профессиональном так и коммуникативном плане.
  3. Реализация само- и взаимо- контроля улучшает критическую оценку и дает возможность творчески подходить к решению поставленных проблем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...

Самостоятельная работа студентов как акмеологический фактор в становлении личности будущего специалиста

Самостоятельная работа требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и является процессом самосовершенствования и самопознания. Такое определе...

Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...

Применение метода проектов в преподавании физики для формирования социально мобильной личности будущего специалиста.

Произошедшие изменения в жизни российского общества, обращение отечественной педагогической науки к идее личностноориентированного обучения не могли не привести к некоторому пересмотру общей стратегии...