Применение метода проектов в преподавании физики для формирования социально мобильной личности будущего специалиста.
статья
Произошедшие изменения в жизни российского общества, обращение отечественной педагогической науки к идее личностноориентированного обучения не могли не привести к некоторому пересмотру общей стратегии обучения физики в школе и дальнейшей образовательной ступени. В этом контексте именно проектное обучение приобретает большое значение. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научатся анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, выдвигать гипотезы, строить логические выводы, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию и точку зрения, формулировать выводы и заключения, и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._kovaleva_e.p.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода проектов в преподавании физики для формирования социально мобильной личности будущего специалиста.
Ковалева Елена Павловна, преподаватель физики,
ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико- технологический колледж»,
г. Бутурлиновка, Воронежская обл.
Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно. (Р. Киплинг).
Модернизация системы образования в нашей стране связывается с обновлением его содержания, с обеспечением деятельностного, развивающего характера процесса обучения, с приведением его в соответствие с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни такими как, например, запросы современного рынка труда на профессиональных, коммуникативно-компетентных и творчески мыслящих специалистов.
Произошедшие изменения в жизни российского общества, обращение отечественной педагогической науки к идее личностноориентированного обучения не могли не привести к некоторому пересмотру общей стратегии обучения физики в школе и дальнейшей образовательной ступени. В итоге возникли предпосылки и реальные возможности для построения общей системы обучения и воспитания, в основу которой целесообразно положить основные целеполагающие принципы:
– Воспитание у обучающихся убеждения в том, что среди всего прочего наиболее важны только общечеловеческие ценности;
– Преобразование учебного курса физики таким образом, чтобы на материале, раскрывающем необходимость научного познания и мышления, эффективно формировать саму развивающуюся личность студента. В этом контексте именно проектное обучение приобретает большое значение. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научатся анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, выдвигать гипотезы, строить логические выводы, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию и точку зрения, формулировать выводы и заключения, и т. п. Таким образом на выходе мы имеем специалиста более высокого культурообразовательного уровня, которому будет легче адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной жизни.
Одним из путей такого развития творчески гибкой личности является учебно-исследовательская деятельность, как основной вид образовательной деятельности в проектном обучении. Я являюсь преподавателем физики, моя дисциплина преподается в основном для студентов первого курса, которым, казалось бы, рано думать о высокой квалификации и конкурентоспособности. Но именно общеобразовательные дисциплины являются тем фундаментом огромного здания под названием высококвалифицированный специалист и самодостаточная, сформированная личность с высоким уровнем самодисциплины и саморазвития. Поэтому навыки такой деятельности закладываются и развиваются непосредственно с самого начала обучения.
Учебным планом определены учебные дисциплины общеобразовательного цикла, в рамках которых выполняются учебное исследование или учебный индивидуальный проект. В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика» на 1 курсе предусмотрено 10 учебных часов в каждой группе на проектную деятельность как для специальностей, так и для рабочих профессий. Индивидуальный проект- особая форма организации образовательной деятельности обучающихся. Эта технология используется согласно требованиям ФГОС СОО и федерального проекта «Профессионалитет». Проектом можно назвать работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительного серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой и дипломной работы. В основе каждого проекта лежит проблема, а целью проектной деятельности ставится поиск способов решения этой проблемы. Студенты приступают к работе над индивидуальным проектом в режиме внеаудиторной самостоятельной работы после ознакомления с методологией проектной деятельности. При обсуждении и выборе тем будущих работ учитываются личные интересы и увлечения студентов, их хобби. Хочу привести примеры некоторых удачных как индивидуальных, так и групповых проектов по итогам 2023-2024 учебного года. «Исследование физических процессов в музыке» - Сизинцев С.- О-12 гр., «Исследование систематического применения законов физики при занятиях спортом»- Галанов Н. – О-11 гр., «Объяснение принципа действия фотокамеры через исследование оптических явлений»- Волоскова А.- ТЗ-11 гр. При обсуждении и выборе тем для этих работ, учитывались личные увлечения студентов. А выполнение поисково-исследовательских работ: «Проектирование системы: «Умный дом» - Матросов И., Нестеренко, Дыбля Н.- КС- 11 гр., «Анализ вредного влияния статического напряжения при эксплуатации машинного оборудования» -Раковский Д., Таранцев М.– О-22 гр., «Исследование технических составляющих и физических процессов в профессии тракториста- машиниста с/х производства» - совместный проект студентов ТМ-11 группы – Колесникова Д., Попова Д., Устименко Д. и Миляева С., требовало от студентов применения не только профессиональных знаний, но и некоторых умений. В этом учебном году также запланированы проектные исследования, например: «Аналитическое исследование: Величайшие открытия физики» - групповой проект студентов О-11 гр., «Наблюдение и изучение принципа относительности в окружающей жизни»- пример группового исследования студентов КС-11 гр., «Радиолокация в военном деле: сопоставление данных различных источников»-совместный проект студентов ТМ-11 гр., «Исследование закономерностей возникновения Полярного сияния в средней полосе России»- совместный групповой проект студентов Т-11 гр. и т. д. Предусмотрены обязательные консультации по выполнению проекта, по обсуждению особых стандартов оформления готового продукта. Лучшие проекты рекомендую студентам для участия в конкурсах исследовательских и проектных работ различного уровня.
Соответствующие требования образовательные стандарты предъявляют и к подготовке преподавателя, у которого должны быть сформированы основные компетенции, в том числе «организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта». Учебно-исследовательская деятельность- процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост обучаемого. При этом преподавателям общеобразовательных дисциплин колледжа невольно приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть обучаемых мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними стоит. А для некоторой части аудитории неважны и отметки. Каждый новый набор студентов год от года становится все более педагогически запущенным. Согласно психологическим исследованиям ШТУР (Школьный тест умственного развития) 2023-2024 учебного года, студенты в большинстве своем имеют показатели ниже необходимого уровня развития. Испытывают трудности производить сложные физические расчеты, выстраивать логические цепочки, проводить аналогии, синтезировать, классифицировать и т. п. Таким образом, для создания полноценного участника учебно-исследовательской деятельности нужно приложить немало усилий по развитию его необходимых компетенций. И это большой совместный труд, как самого студента, так и его наставника. В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в урочной и внеурочной работе как основной вид образовательной деятельности. Физика — объективно трудный учебный предмет. Физику нельзя просто выучить, ее надо понимать, а для этого обучающемуся необходимо прикладывать серьезные интеллектуальные усилия. Структурным элементом учебно-образовательной модели считаю мотивацию успеха обучения, нужна обязательная положительная оценка самых слабых ростков желания и стремления к учебе.
Используемая мною технология проектного обучения во время учебных занятий подкрепляется дополнительной развивающей деятельностью и во внеурочное время. Организую и провожу работу студенческого научного объединения «Умник», члены которого принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней. Члены научного объединения регулярно принимают участие во Всероссийской олимпиаде с международным участием «Росконкурс», где традиционно показывают достойные результаты. Мои подопечные регулярно принимали участие в муниципальном форуме «Одаренные дети» на базе нашего колледжа а также в региональных форумах: «Успех моей будущей профессии», в Московском Международном форуме «Одаренные дети России» в г. Москва. Я горжусь успехами своих учеников! Моя цель: в учебно-воспитательном процессе создать условия для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а используемые технологии позволяют достичь желаемого результата- становление самодостаточной, социально мобильной личности будущего квалифицированного специалиста.
Наряду с этим, нельзя не сказать о возникающих трудностях в организации данной учебно- исследовательской деятельности. Вначале своего доклада я упоминала о низком уровне мыслительных операций большей части наших обучающихся. Им не достает именно необходимых для исследовательской деятельности навыков: обобщать, выделять главное, строить логические цепочки, структурировать и формулировать выводы. Большая часть первокурсников, к сожалению, не имеют элементарных навыков учиться: быть своевременно и систематически готовым к уроку и выполнять домашнее задание, вести правильно записи в тетради и работать с научной литературой в виде учебника. Также возникают сложности с навыками публичных выступлений, чтобы принять участие в том или ином мероприятии необходима тщательная, кропотливая подготовка, включающая в себя репетицию очного выступления с учетом регламента. Направляющая деятельность преподавателя осуществляется на всем протяжении выполнения проекта в виде грамотной и лаконичной консультативной помощи. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, это один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов, и особенно при работе в группах, показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных задач. Опыт применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности просто необходим для достижения практико-ориентированных результатов образования. Занимаясь этой деятельностью, невольно узнаешь что-то новое и для себя, не перестаешь учиться, в том числе и у своих учеников, в том числе и позитивному отношению к окружающей действительности. А главное для меня, как преподавателя и учителя в большом смысле этого слова: вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса.
Список источников:
1. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2019.— 208 с.
2. Далингер, В.А., Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности [Текст] / В.А. Далингер, Н.В. Толпелкина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2020. – 263 с.
3. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры [Текст] / А.С. Обухов // Школьные технологии. – 2021. – № 5.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.
5. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. – 2004. – № 46.
Интернет-ресурсы:
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста
Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...
Доклад на тему:"Формирование личности будущего специалиста на основе компетентностного подхода"
Доклад...
Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"
В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...
Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в колледже
В статье обобщен опыт применения метода проектов при преподавании студентам специальности 43.02.06...
Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста
Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...
Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.
АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...