Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.
учебно-методический материал
Аннотация
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими: [1]
- Объединение различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой;
- Расширение сферы деятельности образовательных учреждений;
- Многообразия содержания образовательных программ;
- Свободы использования образовательных технологий;
- Распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества.
Объективная необходимость разработки новой модели образования и социализации личности привела к серьезным диверсифицикационным процессам в сфере образования. Темой доклада является анализ плодотворного сотрудничества КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры г. Уссурийска по созданию диверсификационного образовательного пространства.
Одной из форм диверсификации образования является активное, действенное включение студентов в социокультурное пространство «УКТУ», города, региона.
Обучающимся представляется возможность практического воплощения полученных в стенах колледжа теоретических знаний и навыков, внедрения инновационных технологий организации социально-культурных мероприятий на различных площадках учреждений культуры г. Уссурийска и Приморского края.
Творческое взаимодействие колледжа с учреждениями сферы культуры способствует формированию профессиональной компетентности обучающихся, развитию креативного мышления, духовному и культурному росту. Сотрудничество КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры содействует подготовке студенческой молодежи к высокоорганизованной профессиональной деятельности, возрождению и развитию национальной культуры России в новых социально-экономических условиях.
Ключевые слова: диверсификация, образование, сотрудничество, колледж, обучающийся, преподаватель, учреждение культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ЦМК
Преподавателей спецдисциплин
(название ЦМК)
«____»_______________20___ г.
Кунакова Л. В. ___________
(Ф.И.О. председателя подпись)
ДОКЛАД
На тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.
Барабицкая Раиса Валериевна –
преподаватель первой квалификационной категории
Уссурийск 2020 г.
Содержание:
Аннотация Введение | 3 4 |
Основная часть: | 5 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 7 |
Заключение Список источников информации | 8 9 10 |
Аннотация
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими: [1]
- Объединение различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой;
- Расширение сферы деятельности образовательных учреждений;
- Многообразия содержания образовательных программ;
- Свободы использования образовательных технологий;
- Распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества.
Объективная необходимость разработки новой модели образования и социализации личности привела к серьезным диверсифицикационным процессам в сфере образования. Темой доклада является анализ плодотворного сотрудничества КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры г. Уссурийска по созданию диверсификационного образовательного пространства.
Одной из форм диверсификации образования является активное, действенное включение студентов в социокультурное пространство «УКТУ», города, региона.
Обучающимся представляется возможность практического воплощения полученных в стенах колледжа теоретических знаний и навыков, внедрения инновационных технологий организации социально-культурных мероприятий на различных площадках учреждений культуры г. Уссурийска и Приморского края.
Творческое взаимодействие колледжа с учреждениями сферы культуры способствует формированию профессиональной компетентности обучающихся, развитию креативного мышления, духовному и культурному росту. Сотрудничество КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры содействует подготовке студенческой молодежи к высокоорганизованной профессиональной деятельности, возрождению и развитию национальной культуры России в новых социально-экономических условиях.
Ключевые слова: диверсификация, образование, сотрудничество, колледж, обучающийся, преподаватель, учреждение культуры.
Введение
Необходимость диверсификации системы образования посредством налаживания партнерских отношений с учреждениями культуры вытекает из сложившихся противоречий:
- с одной стороны, наблюдается процесс гуманизации отечественного образования, возрождение национальной и духовной культуры России, с другой стороны, развитие образовательной среды не успевает за стремительным ростом социально-экономического потенциала страны;
- с одной стороны, наблюдаются интеграционные процессы в деятельности учреждений культуры и образования, с другой стороны, внедрение инновационных социально-культурных технологий в деятельность образовательных и социокультурных учреждений происходит недостаточно оперативно.
Совокупность представленных противоречий ставит перед нами вопрос - какова роль сотрудничества КГА ПОУ «УКТУ» с учреждениями культуры в создании открытой, диверсифицированной системы образования?
Целью является обоснование роли сотрудничества колледжа с учреждениями культуры в диверсификации системы образования на основе анализа конструктивного опыта взаимодействия КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры г. Уссурийска и Приморского края.
Необходимость совершенствования образовательных технологий, расширения базы предоставляемых услуг, повышения их качества, формирования конкурентоспособных специалистов, обуславливает создание полноценных партнёрских отношений между колледжем и учреждениями культуры и образования, социальными службами, другими заинтересованными во взаимодействии организациями и предприятиями, местными органами власти, отдельными лицами.
Диверсификационные процессы, происходящие в образовании, привели к расширению социокультурных связей колледжа, создав более гибкую систему обучения, способную учитывать изменения требований современного рынка труда к отбору квалифицированных специалистов. Сегодня колледж, подготавливая молодежь к ответственной, продуманной жизнедеятельности, формируя навыки социального взаимодействия, активного творческого процесса, направленного на самореализацию, находится в поиске эффективных методов и средств формирования гуманистической личности, и выявления особенностей диверсификации образования.
Основная часть:
При подготовке доклада использовались теоретические методы: анализ, систематизация научной и методической литературы, посвященной проблеме диверсификации образования, социального партнерства колледжа и учреждений культуры; изучение и обобщение опыта конструктивного взаимодействия КГА ПОУ «УКТУ» с музеями, библиотеками, театрами, государственными предприятиями и общественными объединениями, направленного на расширение образовательных услуг, создание инновационных площадок для разработки и реализации совместных проектов и программ.
1. Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов
Диверсификация системы образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов.
Внедрение компетентностного подхода в образовательное пространство современного колледжа направлено на продуманный выбор профессии и специальности, формирование у обучающихся гражданской активности и социокультурных ценностей. По мнению американского исследователя Терри Хайленда, глобализационные процессы, происходящие в современном мире, негативно сказываются на развитии индивидуальных качеств будущих специалистов. Для адекватного решения многолетних проблем реформирования образования необходимо разработать модель комплексного формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Организация в КГА ПОУ «УКТУ» практико-ориентированных занятий позволяет повысить самосознание и мотивированную вовлеченность обучающихся в образовательный процесс. Целенаправленный отбор современных образовательных технологий создает благоприятные условия для расширения знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной, практической и социально-культурной деятельностями, позволяющими студенту реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
1.1 Оптимальные формы социально-образовательного партнерства КГА ПОУ «УКТУ» с государственными и общественными организациями
Наиболее оптимальными формами социально-образовательного партнерства педагогических учреждений с государственными и общественными организациями, являются:
• участие представителей работодателя в корректировке учебной программы и учебных планов;
• совместное руководство курсовыми и дипломными проектами;
• включение в члены государственной аттестационной комиссии представителей работодателя;
• совместные экспериментальные исследования;
• проведение совместных научно-практических и социально-культурных мероприятий;
• целевое распределение выпускников.
На основании выше изложенного, определены основные компоненты понятия «диверсификация образования»:
1) модернизация системы образования, позволяющая личности на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал;
2) единая методологическая основа, сопряженные дидактические модели и практико-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование качественно нового уровня мышления и инновационного стиля жизнедеятельности;
3) системный научный подход к взаимодействию колледжа с социальными партнерами по формированию и развитию творческого потенциала личности;
4) гибкая система обучения, способная учитывать изменения требований современного рынка труда к отбору квалифицированных специалистов;
5) расширение социокультурных связей колледжа, направленных на развитие образовательных систем, программ, форм и содержания образовательного процесса;
6) формирование у обучающихся навыков социального взаимодействия, активного творческого поиска, направленного на саморазвитие и самореализацию.
- Формирование социокультурной компетентности обучающихся на разных образовательных ступенях
Формирование социокультурной компетентности обучающихся на разных образовательных ступенях, креативного мышления и способности к саморазвитию возможно не только в условиях учебной деятельности, но и в рамках самообразования и дополнительного образования, в свободное от занятий время. Необходимо масштабное расширение сетевого взаимодействия учреждений, входящих в систему образования, клубной системы по месту жительства, потенциалов молодежных общественных объединений, учреждений отдыха и оздоровления. Становление личности студенческой молодежи обеспечивается разноплановой деятельностью учреждений образования и культуры.
2.1 Музей - интегративная основа для социально-культурной работы, формирования патриотических ценностей, как одного из важнейших качеств личности.
Включение музея в систему социального воспитания позволяет рассматривать его как интегративную основу для социально-культурной работы со всеми категориями населения, формирования патриотических ценностей как одного из важнейших качеств личности. Музей несет в себе огромный культурный, творческий, развивающий потенциал. Включение музеев в единую систему нравственного и патриотического воспитания способствует их интеграции с учебными учреждениями и другими социальными институтами, которые вовлечены в инновационный процесс формирования разносторонней личности. Расширение функций музеев как поликультурных центров будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в социально-культурное творчество, социальные акции, эвент-проекты, праздники и другие мероприятия, связанные со знаменательными событиями отечественной истории. «Современный музей должен нести не только информационную функцию, но и формировать историческое, эстетическое и профессиональное сознание, стать подлинным «собеседником» личности, ведущей с ней диалог в процессе познания». «Освоение элементов культуры происходит в определенной социальной среде, накладывающей отпечаток на процесс обучения личности культурным стандартом. В этом смысле важно отметить, что музей всегда «вписан» в социокультурную среду, и личность посредством музея увеличивает свои адаптационные возможности относительно реально существующего социокультурного пространства». В изменяющихся исторических и социально-экономических условиях музеи, оставаясь хранителями культурных ценностей, преодолевая консерватизм, активно устанавливают связи с различными институтами общественной жизни.
Современные музеи становятся поликультурными центрами духовного и нравственного воспитания. Научно-исследовательская и культурно-просветительская работа музеев является одним из важнейших компонентов социализации современной молодежи. В деятельности музеев органично сочетаются научные методы и методы социокультурного проектирования, средства художественного выражения и трансляции исторических знаний и опыта. Научные сотрудники музейных комплексов разрабатывают образовательные проекты, как для детей, так и для взрослой аудитории. В стенах музеев регулярно организуются тематические квесты и интерактивные экскурсионные программы, выставки и мастер-классы от профессионалов в области образования, культуры и искусства. Музеи, имея широкий арсенал образовательных ресурсов, эффективно взаимодействуют с различными учреждениями культуры и образования.
- Волонтерская деятельность, как важный компонент процесса социализации молодежи, ее социальной активности
Тесные партнерские отношения между образовательными учреждениями и социально-культурными центрами города способствует активному включению студентов в совместные досуговые мероприятия. Студенты-волонтеры регулярно участвуют в различных патриотических мероприятиях: Блокадный хлеб; Георгиевская лента; т.д.
Представленный анализ позволяет дать характеристику основных форм взаимодействия колледжа и учреждений культуры:
Ведется совместная научно-исследовательская работа: организация научно-практических конференций и семинаров, симпозиумов, подготовка студенческих научных исследований, выпуск сборников научных статей преподавателей, студентов и сотрудников учреждений, коллективных и авторских монографий по проблеме сотрудничества колледжа и организаций культуры, диверсификации образования, социально-культурной деятельности музеев, библиотек, театров, центров детского творчества и др.
Заключение
Диверсификация образования - многогранный процесс модернизации учебных заведений, предполагающий перестройку и гибкость системы обучения, расширение социокультурных связей колледжа, создание новых видов образовательных программ, внедрение практико-ориентированных технологий обучения, направленных на развитие у обучающихся качественно нового уровня мышления и инновационного стиля жизнедеятельности, формирование конкурентоспособных профессионалов.
Взаимодействие колледжа с учреждениями, способными внести существенный вклад в реализацию модели диверсификации системы образования, послужит платформой для формирования конкурентоспособных профессионалов, всесторонних, гармонично развитых выпускников, способных адекватно реагировать на все вызовы современности, готовых к самостоятельному конструктивному решению поставленных перед ними задач. В современном мире востребованы и успешны только те люди, которые обладают высокой личностной, профессиональной и деловой культурой.
Важным условием диверсификации высшего образования является расширение социокультурного пространства колледжа, включение обучающихся в различные формы корпоративного сотрудничества, укрепление и развитие контактов с профессиональными педагогическими и культурными сообществами. Создание практико-ориентированной образовательной среды на основе взаимодействия колледжа и учреждений культуры способствует не только формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов, но и готовит их к будущей многофункциональной педагогической деятельности с учетом современных тенденций социально-культурного развития подрастающего поколения и общества в целом.
Список источников информации
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL:
https://минобрнауки.рф/проекты/Государственная программа.pdf.
- Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В., Заварина С.Ю. Взаимодействие учебных заведений с учреждениями культуры как форма диверсификации образования // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 5. URL:
http://www.top-technologies.ru/ru/article/view
- Бакланова Т.И., Гусейнов С.С. Сотрудничество педагогических вузов и Российской академии художеств в проекте «Московский международный фестиваль «Звуки дутара» им. Н. Халмамедова. Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры: сборник научных трудов кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета / под ред. Э.И. Медведь, Г.И. Грибковой. М.: УЦ Перспектива, 2018. (252 с.). С.29-37.
- Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2019. 41 с.
- Вилкова И. М. Социально-культурное партнерство музея и учебных заведений, как фактор формирования гражданского самосознания подростков: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2018. 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста
Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...

Доклад на тему:"Формирование личности будущего специалиста на основе компетентностного подхода"
Доклад...

Выступление на круглом столе по теме «Повышение качества подготовки будущих специалистов в современных условиях» в рамках проведения 2-го регионального этапа Всероссийской олимпиады профмастерства среди обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО
Опыт по организации, видам и значению учебно-исседовательской работы....

Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста
Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на МО...

Применение метода проектов в преподавании физики для формирования социально мобильной личности будущего специалиста.
Произошедшие изменения в жизни российского общества, обращение отечественной педагогической науки к идее личностноориентированного обучения не могли не привести к некоторому пересмотру общей стратегии...