Самостоятельная работа студентов как акмеологический фактор в становлении личности будущего специалиста
статья на тему
Самостоятельная работа требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и является процессом самосовершенствования и самопознания. Такое определение самостоятельной работы позволяет рассматривать ее как возможность для осуществления акмеологического подхода в становлении личности будущего специалиста. Акмеология - междисциплинарная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_studentov_kak_akmeologicheskiy_faktor.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлина Н.В.
ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж им. И.С. Ефанова»
г. Тула
nina.mikhajlina@yandex.ru
Самостоятельная работа студентов как акмеологический фактор в становлении личности будущего специалиста
Новый закон «Об образовании в РФ» и введение в действие ФГОС СПО заложили основу новой идеологии образования. Образование рассматривается как «общественно значимое благо, как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций с целью интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и профессионального развития человека». В связи с реализацией этих задач возрастает роль самостоятельной работы студентов как творческой, целенаправленной, внутренне мотивированной и структурированной самим студентом совокупности выполняемых действий. Самостоятельная работа требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и является процессом самосовершенствования и самопознания. Такое определение самостоятельной работы позволяет рассматривать ее как возможность для осуществления акмеологического подхода в становлении личности будущего специалиста. Акмеологический подход получил достаточно широкое распространение в последнее время. Акмеология - междисциплинарная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. Создателями акмеологии были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др. В их представлении важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости – акме. Акме – представляет собой многомерное состояние человека, показывающее, насколько он состоялся как личность, специалист, гражданин. Основным условием достижения человеком вершины в своем развитии – акме – является, прежде всего, активная творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и активное удовлетворение этих потребностей. Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самопроявления и самоутверждения в обществе. Отсюда главные свойства «акме» человека – профессионализм и творческое начало. Именно становлению и развитию этих качеств у специалистов среднего звена способствует умело организованная самостоятельная работа.
Как указывается в п.7.1. ФГОС СПО «образовательное учреждение при формировании ОПОП обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов».
В связи с этим появилась необходимость в уточнении содержательных аспектов самостоятельной работы студентов, выявлении эффективных форм, методов, средств и технологий самостоятельной работы. Самостоятельная деятельность студента – задача сложная и разносторонняя, поэтому ее должен решать весь педагогический коллектив колледжа. Основными целями самостоятельной работы являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов их углубление и расширение; формирование умений использовать нормативно - правовую, справочную, специальную и дополнительную литературу, формирование навыков правильной и эффективной работы в Интернет; развитие познавательных способностей и активности студентов; формирование самостоятельности мышления; развитие исследовательских умений. При переходе на ФГОС СПО существенно увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу, что требует от преподавателя создания новой учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, в том числе самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков студента.
Самостоятельная работа в колледже организовывается как аудиторная, внеаудиторная и инициативная:
- аудиторная самостоятельная работа организуется во время проведения учебных занятий: на лекции, на практическом и лабораторном занятии, на консультации, при выполнении научно-практических и научно-исследовательских работ, работы с кейсами и т.д.
- инициативная самостоятельная работа, не предусмотренная основной образовательной программой, осуществляется студентами по собственной инициативе с целью реализации своих учебных и научных интересов: участие в научных исследованиях, выполнение исследовательских работ которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Такая работа лежит в основе формирования личной траектории развития и успешности.
- внеаудиторная самостоятельная работа предполагает работу с основной и дополнительной литературой, с нормативными документами; изучение лекционного материала, составление плана и конспектирование текста; аналитическую обработку текста в виде аннотирования, рецензирования, реферирования, контент-анализа, подготовку выступлений, рефератов, докладов, презентаций, эссе; составление резюме; выполнение творческих работ, учебных проектов, учебно-исследовательских, курсовых работ (проектов), выпускных квалификационных работ с использованием баз данных предприятий и организаций, библиотечных фондов, ресурсов сети Интернет.
Самостоятельная работа студентов требует от преподавателя хорошей организации. Прежде всего, определяются формы работы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП; осуществляется планирование работы. Затем разрабатываются методические рекомендации для овладения студентами способами самостоятельной деятельности; выявляются основные показатели оценки результата, формы и методы контроля; дается оценка результатов обучения, т.е. определяется соответствие индивидуальных образовательных достижений студентов требованиям ФГОС СПО и работодателей.
Организация самостоятельной работы студентов позволяет разрешить противоречия между предписанным стандартами содержанием обучения, и необходимостью развития индивидуальных особенностей студентов, реализации их творческого потенциала и самостоятельности в процессе обучения, что в конечном итоге сформирует необходимый профессионализм. Именно профессионализм служит основой успешности любой профессиональной деятельности и во многом успешности всей жизни человека.
Список литературы
1.Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
2.Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО);
3.Акмеология. Учебник под общ. ред. Деркача А.А. — Москва: РАГС, 2002
4.Громкова М. Т. Образование - стимул самообразования личности. // Педагогика, 1993, №3.
5.Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России 2000, №1. - 115 с.
6.Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011, №2. Т.2. - с. 102-104.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления».
Данный доклад освещает актуальность и значимость самостоятельной работы студентов, характеризующуюся как деятельность, связанную с воспитанием мышления будущего профессионала. В данной работе описывае...
Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста
Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...
Доклад на тему:"Формирование личности будущего специалиста на основе компетентностного подхода"
Доклад...
Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста
Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...
Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.
АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...
Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.02 Технические измерения программы подготовки специалистов среднего звена
Методические указания по выполнению лабораторных/практических работ адресованы студентам очной формы обучения. ...