Методическое пособие для преподавателя для проведения практического занятия по теме Определение артериального давления
методическая разработка на тему
Медицинская сесра должна уметь измерять артериальное давление пациенту, регистрировать полученные результаты в температурном листе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод пособие для преподавателя Определение артериального давления | 830 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Аннотация | 8 |
Введение | 10 |
Оснащение занятия | 14 |
Технологическая карта занятия | 16 |
Сводная итоговая таблица «Работа обучающихся на занятии» | |
Глоссарий | 18 |
Актуализация темы | 20 |
Содержание нового материала | 20 |
Приложение 1. | 31 |
Приложение 2. | 34 |
Приложение 3. | 37 |
Приложение 4. | 38 |
Приложение 5. | 44 |
Источники информации | 49 |
Рецензия
на методическое пособие к практическому доклиническому занятию по теме «Измерение артериального давления».
Методическое пособие разработано преподавателем ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2» Березиной Т.В.
Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 04., ПМ 07. Содержание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта нового поколения.
Методическое пособие посвящено актуальной теме практического здравоохранения, отражает современные требования к измерению артериального давления.
В пособии обозначены цели занятия, которые реализуются в процессе занятия.
Методическое пособие четко структурировано. Включает введение, основную часть, заключение, контролирующие материалы с эталонами ответов.
В основной части изложены материалы лекции, организационный теоретический материал для самостоятельной работы с эталонами ответов. Следует отметить, что руководствуясь новыми, государственными образовательными стандартами, в пособие включен нормативный документ. Материал изложен логично, доступно и последовательно. Содержит всю необходимую информацию. Особое внимание в данном комплексе уделяется правилам измерения артериального давления, соблюдению инфекционной безопасности медицинского работника при измерении артериального давления, потому что предмет является основополагающим для всех клинических профессиональных модулей.
Контролирующие материалы представлены алгоритмами для самостоятельной аудиторной работы малыми группами, клиническими ситуациями с эталонами ответов, тестовыми заданиями с эталонами ответов и критериями оценки, заданиями по заполнению температурного листа с критериями оценки.
Практическую ценность в данном пособии представляется то, что практические навыки, отрабатываемые на занятии, актуальны при работе с пациентами в стационарных лечебных учреждениях и медицинских организациях поликлинического типа.
Учитывая выше изложенное, методическое пособие может быть рекомендовано для практических доклинических занятий по данной теме.
Рецензент:
Гераськова О.В. - главная сестра ГБУЗ Департамента здравоохранения города Москвы
«ГКБ № 40 Департамента здравоохранения города Москвы»
Рецензия
на методическое пособие по теме «Измерение артериального давления».
Методическое пособие разработано преподавателем ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2» Березиной Т.В.
Методическое пособие предназначено для обеспечения практических доклинических занятий по предложенной теме.
В методическом пособии последовательно спланированы все этапы занятия. Даны чёткие общие и конкретные цели практического занятия, составлен подробный глоссарий.
При проведении практического занятия выясняется исходный уровень знаний студентов и проводится его коррекция. Корригирующая функция является едва ли не самой важной, преподаватель управляет технологическим процессом формирования умений, определяет успешность его хода, исправляет и направляет в нужную сторону, следит за ходом выработки умений.
Методическое пособие содержит учебную информацию, что способствует рациональному достижению целей обучения по указанной теме.
Представленный в методическом пособии блок контролирующих материалов включает в себя индивидуальные задания для каждого студента, клинические ситуации, тестовые задания. Все контролирующие материалы содержат эталоны ответов и критерии оценки.
Практическую ценность в данном пособии представляет то, что практические навыки, отрабатываемые на занятии, актуальны при работе в медицинских организациях как стационарного, так и поликлинического типа.
Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 04., ПМ 07. Содержание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта нового поколения и может быть рекомендовано для использования в учебном процессе при подготовке специалистов по специальностям Сестринское дело, Лечебное дело.
Рецензент:
Тернавская А.М. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ
Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2»
Аннотация
Данное методическое пособие предназначено для проведения практического доклинического занятия по теме «Определение артериального давления» профессионального модуля ПМ 04. МДК 04.03.
Практическое доклиническое занятие рассчитано на 2 часа.
Методическое пособие может так же использоваться обучающимися для подготовки к дифференцированному зачёту по профессиональному модулю ПМ. 04 МДК 04.03 и квалификационному экзамену по профессиональному модулю ПМ 04.
Аннотация
Данное методическое пособие предназначено для проведения практического доклинического занятия по теме «Определение артериального давления» профессионального модуля ПМ 07. МДК 07.03.
Практическое доклиническое занятие рассчитано на 2 часа.
Методическое пособие может так же использоваться обучающимися для подготовки к дифференцированному зачёту по профессиональному модулю ПМ. 07 МДК. 07.03 и квалификационному экзамену по профессиональному модулю ПМ. 07.
Введение
(пояснительная записка)
Значение правильной техники измерения артериального давления огромно. Рассмотренный в данном методическом пособии алгоритм измерения артериального давления включён в Федеральную целевую программу «Профилактика и лечение АГ в РФ». Данный материал, необходим для того, чтобы научить обучающегося технике измерения артериального давления.
Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональным модулям ПМ 04., специальности 34.02.01. Сестринское дело.
Данное методическое пособие разработано для проведении занятий по профессиональному модулю ПМ 04. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)», МДК.04.03 «Технология оказания медицинских услуг».
Цель данного методического пособия – приобретение обучающимися умений по технике измерения артериального давления и регистрации полученных данных в температурном листе.
Методическое пособие предназначено для реализации следующей задачи – владение обучающегося техникой измерения артериального давления и регистрации полученных данных в температурном листе.
Введение
(пояснительная записка)
Значение правильной техники измерения артериального давления огромно. Рассмотренный в данном методическом пособии алгоритм измерения артериального давления включён в Федеральную целевую программу «Профилактика и лечение АГ в РФ». Данный материал, необходим для того, чтобы научить обучающегося технике измерения артериального давления.
Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональным модулям ПМ 07., специальности 31.02.01. Лечебное дело.
Данное методическое пособие разработано для проведении занятий по профессиональному модулю ПМ 07. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)», МДК.07.03 «Технология оказания медицинских услуг».
Цель данного методического пособия – приобретение обучающимися умений по технике измерения артериального давления и регистрации полученных данных в температурном листе.
Методическое пособие предназначено для реализации следующей задачи – владение обучающегося техникой измерения артериального давления и регистрации полученных данных в температурном листе.
Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции | ||
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | Измерение артериального давления пациенту. Регистрация данных артериального давления пациента в температурном листе. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Соблюдение правил санитарно-противоэпидемического режима после измерения артериального давления. |
Профессиональные компетенции | ||
ПК 4.1. | Эффективно общаться с пациентом и его окружением с соблюдением принципов профессиональной этики в процессе профессиональной деятельности. | Умение использовать элементы эффективного общения с пациентом. Умение выбрать уровень и тип общения с пациентом. |
ПК 4.5. | Обеспечивать инфекционную безопасность, безопасную больничную среду для пациентов и персонала. | Соблюдение правил инфекционной безопасности при измерении артериального давления. |
Оснащение занятия:
1. Методическое обеспечение:
- методическое пособие для преподавателя – 1 шт.
- методическое пособие для студентов – 10 шт.
2. Материальное обеспечение:
( из расчета на одну бригаду)
- тонометр
- фонендоскоп
- температурный лист
- сантиметровая лента
- ручка с черным стержнем
- флакон с 700 этиловым спиртом
- крафт-пакет со стерильными салфетками
- штанглас
- пинцет
- лотки
- чистые перчатки;
- технические средства обучения (ТСО) (компьютер)
- мультимедийная установка;
- дидактические материалы и наглядные пособия (рисунки);
- контролирующие материалы;
- программное обеспечение: рабочая программа.
Тема: Определение артериального давления
Время, отведенное на изучение темы: 90 минут
Место проведения: кабинет доклинической практики
Вид занятия: доклиническое практическое
Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения (работа «малыми» группами).
Общая цель:
Приобретение обучающимися знаний и умений по измерению артериального давления и регистрации полученных данных в температурном листе (форма № 004/у).
Конкретные цели:
После изучения темы обучающийся должен знать
- Непрямой аускультативный метод измерения АД (Короткова)
- Фазы звуковых явлений по Короткову
- Понятие о систолическом, диастолическом, пульсовом АД
- Ошибки при измерении АД.
После изучения темы обучающийся должен уметь
- измерять артериальное давление аускультативным методом
- рассчитывать пульсовое АД
- регистрировать полученные результаты АД в температурном листе (форма № 004/у).
Иметь практический опыт: на практическом занятии отрабатывать технику измерения артериального давления, регистрацию полученных данных в температурном листе (форма № 004/у) в соответствии с приказом МЗ России от 24.01.03 № 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации».
Междисциплинарные и межмодульные связи
Основы философии Основы латинского языка с медицинской терминологией Анатомия и физиология человека Основы патологии Гигиена и экология человека Основы микробиологии и иммунологии Психология Безопасность жизнедеятельности | МДК.04.03. «Технология оказания медицинских услуг» Тема: «Определение артериального давления» | ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение МДК.01.02. Основы профилактики МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению |
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях МДК.02.02. Основы реабилитации | ||
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК.03.01. Основы реаниматологии МДК.03.02. Медицина катастроф |
Технологическая карта занятия
№ п/п | Этап занятия | Время | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент | 5 | Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. Обозначают и обосновывают цель занятия. | |
2. | Актуализация темы. Определение исходного уровня знаний | 15 | Письменный | Актуализирует тему. Определяет исходный уровень знаний обучающихся: раздаёт тесты, корректирует ответы. | Отвечают на вопросы тестов. |
3. | Изучение нового материала | 15 | Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрацией действия) | Мотивирует обучающихся к изучению нового материала. Объясняет новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией алгоритма. | Записывают в тетради новый материал, Наблюдают за выполнением алгоритма измерения артериального давления. |
4. | Закрепление материала (отработка практических умений) | 20 | Репродуктивный (работа по алгоритму) | Раздает алгоритм манипуляции. Организует работу малыми группами. Инструктирует обучающихся, наблюдает за их работой, корректирует выполнение задания. Задает вопросы по алгоритму. | Отрабатывают алгоритм малыми группами. Обсуждают, отвечают на вопросы друг друга, преподавателя. Корректируют результат. Анализируют степень достижения цели занятия. |
5. | Рубежный контроль | 20 | Репродуктивный (решение практических ситуационных задач) | Организует работу обучающихся на этапе контроля: раздает ситуационные задачи и индивидуальные задания по заполнению температурного листа для самостоятельного выполнения. Задает вопросы, корректирует действия обучающихся. | Решают ситуационные задачи, заполняют температурный лист. Обсуждают, корректируют результат. Отвечают на вопросы преподавателя. |
6 | Рефлексия | 5 | Проблемный | Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, четко обозначить достигнутые цели занятия. | Обобщают изученное на занятии. Оценивают степень достижения целей. |
7. | Итоги занятия | 5 | Оценивает работу группы, выставляет отметки, дает задание на дом | Записывают задание на дом | |
Итого: 90 мин. |
Сводная итоговая таблица работы обучающихся на занятии
Студент | Контроль исходного уровня | Самостоятельная работа | Рубежный контроль | Итоговая оценка за занятие |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
12. |
Глоссарий
Термин | Определение |
Артериальное давление | давление, которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях. |
Систолическое давление | давление, возникающее в артериях в момент максимального подъёма пульсовой волны после систолы желудочков. Оно обусловлено в основном работой сердца. |
Диастолическое давление | давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу, благодаря их тонусу. Оно во многом зависит от тонуса периферических артерий. |
Пульсовое давление | разница между величинами систолического и диастолического давления. Пульсовое давление составляет в норме 35-40 мм рт. ст. (или половина диастолического). |
Тонометр | Прибор для измерения артериального давления. |
Фонендоскоп | медицинский диагностический прибор для выслушивания тонов Короткова при измерении артериального давления. |
Цена деления | это количество мм рт. ст. между двумя ближайшими делениями шкалы. |
Этапы занятия
1 этап занятия – организационный момент (5 мин.).
Преподаватель проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию.
Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.
2 этап занятия - актуализация темы, определение исходного уровня знаний студентов (см. Приложение 1) (15 мин.)
Основная цель 2 этапа это
- мотивация обучающихся на изучение темы. Очень важно, чтобы обучающийся понял тему. А также, оценил ее важность и значение в практической деятельности
- возможность определить объем и знания, которые имеются у обучающихся по данной теме.
Актуализация темы
Измерение артериального давления даёт возможность получить важные сведения о
работе сердца и состоянии кровообращения. Это простое исследование
может иметь большое значение в диагностике таких заболеваний, как артериальная гипертензия, атеросклероз, гипертоническая болезнь, облитерирующий эндартериит, неспецифический аортоартериит, коарктация аорты, заболевания эндокринной системы и почек и др. Артериальные гипертензии в России, как и во всех странах с развитой экономикой, является одной из актуальных медико-социальных проблем. Артериальная гипертензия – это часто встречающееся заболевание сердца и наиболее частый диагноз пациентов с сердечной патологией. Распространенность артериальной гипертензии среди взрослого населения различных популяций колеблется от 10 до 30%. Она увеличивается с возрастом, особенно у мужчин до 50 лет. Артериальная гипертензия у лиц старше 65 лет встречается в 50 % случаев. При длительно существующей и плохо леченной артериальной гипертензии высок риск развития инфаркта миокарда, мозгового инсульта, хронической сердечной недостаточности, летального исхода. Среди лиц, страдающих артериальной гипертензией, ишемическая болезнь сердца встречается в 4,5 раза, инфаркт миокарда – в 2,6 раза, нарушения мозгового кровообращения в 9,8 раза чаще, чем у людей с нормальным артериальным давлением.
Многие люди должны мириться с последствиями, обусловленными тем, что «изношенное» сердце не способно перекачивать объем крови, необходимый для нормального снабжения всего организма и кислородом, и питательными веществами.
Роль медицинской сестры при артериальной гипертензии огромна. Обычно медицинские сестра легче налаживают общение с пациентом, чем врачи. Пациенты чувствуют себя значительно свободней, когда беседуют с медсестрой, доверяя ей свои тревоги за здоровье и задавая «глупые» вопросы. Имея представление и значения данной проблемы медсестра, может выполнить целый ряд работ по обучению и оказанию помощи пациентам с гипертонией. Объем помощи может быть разнообразным - от измерения артериального давления, дачи рекомендаций по снижению потребления соли, контроля массы тела до организации школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.
Будущим медицинским сестрам необходимы умения измерения артериального давления.
Изучение данной темы на сестринском отделении делает ее особенно актуальной в связи с тем, что в повседневной работе медицинской сестры достаточно часто приходится сталкиваться с характерными и особенно острыми состояниями гипертонической болезни. Медицинская сестра может быть первой, к кому обратится пациент за помощью.
Таким образом, чтобы профессионально и грамотно осуществлять уход за пациентами, будущим медицинским сестрам необходимы умения владения техникой измерения артериального давления и чёткой регистрации полученных данных от пациента в температурном листе. Этими навыками должна владеть каждая медицинская сестра, поскольку указанные показатели могут изменяться не только при терапевтической патологии. Овладеть навыками можно только при тщательном многократном повторении.
Дальнейшее обсуждение темы преподаватель проводит в форме тестового контроля, во время которого определяет: насколько правильно обучающиеся поняли основные вопросы темы:
- определение «артериальное давление»
- понятие систолическое, диастолическое давление
- понятие пульсовое давление
- нормальные цифры артериального давления
- приборы для измерения артериального давления
- соблюдение санитарно-эпидемиологического режима при измерении артериального давления пациенту
Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы заданий в тестовой форме (см. Приложение 1). Эталоны ответов и критерии оценки также прилагаются. Тем самым у преподавателя появляется возможность:
- проверить насколько понял и разобрался обучающийся с теоретическим материалом во время самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно)
- оценить исходный уровень знаний обучающихся по результатам их самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно).
3 этап занятия – изучение нового материала (15 мин.)
Преподаватель излагает теоретическое содержание материала «Измерение артериального давления». Сопровождает свои объяснения демонстрацией практических навыков (См. Приложение 2, Приложение 3).
Содержание нового материала
Артериальным называется давление, которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях. Оно зависит от скорости сердечного выброса, частоты и ритма сердечных сокращений, периферического сопротивления стенок артерий.
Различают систолическое (максимальное), диастолическое (минимальное) и пульсовое давление. АД выражается в мм рт. ст.
Систолическим называется давление, возникающее в артериях в момент максимального подъёма пульсовой волны после систолы желудочков. Оно обусловлено в основном работой сердца.
Диастолическим называется давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу, благодаря их тонусу. Оно во многом зависит от тонуса периферических артерий.
Пульсовым давлением называется разница между величинами систолического и диастолического давления. Пульсовое давление составляет в норме 35-40 мм рт. ст. (или половина диастолического).
Оптимальные показатели
- систолического АД колеблются в пределах 100-130 мм рт. ст.
- диастолического АД колеблются в пределах 60-80 мм рт. ст.
Регламентирующий документ:
Приказ МЗ РФ от 24 января 2003 г. № 4
«О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Повышение АД выше нормы называется артериальной гипертензией, а снижение - артериальной гипотензией.
Записываются показатели АД в виде дроби: 120/80 мм рт. ст. (первым записывается величина систолического, вторым – диастолического давления).
АД зависит от возраста человека. Так, у пожилых людей максимально допустимое систолическое АД 140 мм рт. ст., а диастолическое – 90 мм рт. ст. Кратковременное повышение АД (преимущественно систолического) наблюдается при эмоциональных нагрузках, физическом напряжении.
В температурном листе по шкале АД регистрируются данные в виде столбика, верхняя граница которого означает систолическое, а нижняя - диастолическое давление.
Артериальное давление (АД) чаще всего измеряют непрямым звуковым методом. Существуют современные электронные тонометры позволяющие определить АД незвуковым методом.
Важную роль при измерении АД играет размер манжеты. Если манжета слишком узкая результаты окажутся завышенными, а если ширина манжеты больше – результаты будут заниженными.
АД обычно измеряют на плечевой артерии, в которой оно близко к давлению в аорте. Но можно измерять в бедренной, подколенной и других периферических артериях.
Для определения АД чаще пользуются аускультативным методом, предложенным Н.С. Коротковым в 1905 году, который описал четыре фазы звуковых явлений, которые выслушиваются во время измерения АД над исследуемым сосудом.
I фаза – соответствует появлению тонов над артерией. Давление в артерии во время систолы становится чуть выше давления в манжете, и первые порции крови вызывают колебания расслабленной стенки сосуда ниже места сужения.
II фаза – давление в манжете понижается, через сжатый участок артерии проникает все больше крови, колебание стенки артерии усиливаются, тоны становятся громче, к ним присоединяются шумы (вихревое движение крови ниже места сужения).
III фаза – появление громких тонов, давление в манжете еще больше понижается и степень сужения артерии уменьшается, звучность тонов нарастает.
IY фаза – ослабление и исчезновение тонов, давление в манжете равно диастолическому, исчезает препятствие току крови по сосуду.
При умеренном давлении фиксируют I фазу – момент появления тонов, соответствующий максимальному (систолическому) давлению и IY фазу – момент исчезновения тонов, отражающий минимальное (диастолическое) давление.
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ ИЗМЕРЯЮТ ПРИ ПОМОЩИ МЕХАНИЧЕСКОГО ТОНОМЕТРА И ФОНЕНДОСКОПА.
Механический тонометр состоит из:
- манжеты,
- груши (нагнетатель воздуха) с вентилем,
- манометра,
- соединительных трубок.
для сжатия плечевой артерии | |
Для нагнетания и выпускания воздуха из манжеты | |
Отображает результат измерения АД | |
Предназначен для выслушивания сердечных тонов во время измерения артериального давления | |
Правила измерения артериального давления
Наиболее частые ошибки, приводящие к неправильному измерению АД
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап занятия – закрепление материала - 20 мин. |
Преподаватель предлагает обучающимся разделиться на малые группы по 2 человека и по алгоритму отработать манипуляцию. Для выполнения заданий раздает студентам алгоритм и температурный лист (см. Приложение 2, Приложение 3.). Корректирует их действия. Задает вопросы по материалу. С целью акцентирования внимания на степень достижения поставленных целей занятия задает вопросы.
Обучающиеся самостоятельно по алгоритму отрабатывают умения. Отвечают на вопросы преподавателя. Обозначают и обосновывают достижения целей занятия.
5 этап занятия - рубежный контроль, на который отводится 20 мин.
Преподаватель предлагает обучающимся выполнить задания (см. Приложение 4, Приложение 5).
6 этап занятия– рефлексия (5 мин).
Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.
7 этап занятия – итоги занятия (5мин.)
Преподаватель оценивает работу группы (см. «Сводную таблицу»). На основании полученных оценок, выставляет среднеарифметическую отметку за занятие и комментирует их, дает задание на дом.
Задание на дом
Тема: «Обучение самоконтролю АД».
Вопросы для самоподготовки студентов:
- общение в сестринском деле;
- обучение в сестринском деле;
- устройство тонометра;
- основные правила измерения артериального давления;
- алгоритм обучениясамоконтролю АД;
- дезинфекция тонометра, фонендоскопа.
Источники информации:
- Конспект лекции.
- Мухина С. А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб.пособие / - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 512 с.
- Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 766 с. (Медицина для вас).
Интернет- ресурсы
- www.rosmedlib.ru – медицинская, студенческая библиотека
- http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Приложение 1
Задания в тестовой форме
Контроль исходного уровня знаний
Тема: «Определение артериального давления»
Задания части «А»
При выполнении заданий части «А» выберите один правильный ответ, обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А1. Артериальное давление измеряется с помощью прибора:
1) урометра
2) манометра
3) спирометра
4) тонометра
А2. Артериальное давление необходимо измерять на:
1) обеих руках
2) правой руке
3) левой руке
4) одной руке
А3. Физиологическая норма артериального давления у взрослого человека (мм рт. ст.):
1) 70/40
2)160/110
3) 120/80
4) 150/100
А4. Каким методом дезинфицируется мембрана фонендоскопа:
1) протиранием
2) орошением
3) распылением
4) погружением
А5. Что называют пульсовым давлением:
1) дефицит пульсовой волны
2) разница между систолическим и диастолическим давлением
3) разница показателей АД утром и вечером
4) разница показателей АД на правой и на левой руке
Задания части «В»
В 6. Установите последовательность действий при выполнении внутримышечной инъекции:
А. определить пальпаторно пульсацию в локтевой ямке, приложив на это место мембрану фонендоскопа
Б. уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив под локоть сжатый кулак кисти свободной руки пациента
В. наложить манжетку тонометра трубками сбоку на обнажённое плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба
Г. открыть вентиль, медленно выпустить воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра (фиксировать показания)
Д. закрыть вентиль «груши», нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии
Ответ впишите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Эталоны ответов
к заданиям в тестовой форме для контроля исходного уровня знаний
А 1- 3
А 2 - 4
А 3 - 3
А 4 - 4
А 5 - 2
В 6 -
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | В | А | Д | Г |
Критерии оценки:
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
% % | 0 - 59 | 60 - 80 | 81 - 90 | 91 - 100 |
Баллы | 0 - 4 | 5 | 6 | 7 |
Критерии оценки заданий в тестовой форме для исходного уровня знаний
- Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный студентом номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если студент выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
- За ответы на задания «В»(восстановление последовательности) выставляется 2 балла; выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Приложение 2
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Цель: диагностическая.
Показания: по назначения врача, профилактические осмотры.
№ п/п | Последовательность действий | Обоснование |
1. | Ознакомиться с листом назначения. | Обеспечение достоверных результатов |
2. | Идентифицировать пациента. | Соблюдение прав пациента |
3. | Представиться пациенту. | Соблюдение прав пациента |
4. | Дать информацию о вмешательстве и возможных последствиях в случае отказа от неё. | Соблюдение прав пациента |
5. | Оформить согласие пациента на вмешательство. | Соблюдение прав пациента |
6. | Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до её начала. | Профилактика завышенных результатов |
7. | Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне. | Инфекционная безопасность |
8. | Подготовить оснащение:
ручка с черным стержнем температурныйлист флакон с 70 0 этиловымспиртом крафт-пакетсостерильными салфеткми
чистые перчатки ёмкость для утилизации отходов класса «Б» контейнеры с дезинфицирующими растворами | |
9. | Усадить или уложить пациента. Попросить пациента освободить плечо от одежды. Измерить сантиметровой лентой окружность плеча пациента: попросить пациента расслабить руку, сантиметровую ленту наложить в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы при свободно опущенной руке. Подобрать пациенту манжету соответствующего размера. | Обеспечение достоверных результатов |
10. | Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). | Обеспечение достоверных результатов |
11. | Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки), закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом проходили два пальца. Внимание! Не следует измерять АД на:
| Обеспечение достоверных результатов |
12. | Соединить манометр с манжеткой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. | Обеспечение достоверных результатов |
13. | Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить на это место мембрану фонендоскопа. | Обеспечение достоверных результатов |
14. | Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 20-30 мм рт. ст., тот уровень, при котором исчезли тоны Короткова. | Обеспечение достоверных результатов |
15. | Выпустить воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст.в 1 сек., повернув вентиль влево .Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. | Обеспечение достоверных результатов |
16. | При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению. | Обеспечение достоверных результатов |
17. | Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова. Выпустить воздух из манжеты полностью. | Обеспечение достоверных результатов |
18. | Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе – систолическое давление; в знаменателе – диастолическое), например: 120/75мм рт.ст. Повторить процедуру измерения артериального давления два раза с интервалом 2-3 минуты. Зафиксировать наименьшие показатели. | Обеспечение достоверных результатов |
19. | Сообщить пациенту результат измерения. | Соблюдение прав пациента |
20. | Надеть перчатки. Обработать мембрану фонендоскопа и сантиметровую ленту салфетками, смоченными раствором антисептика. Поместить использованные салфетки в ёмкость для утилизации отходов класса «Б». | Инфекционная безопасность |
21. | Снять перчатки и поместить их в контейнер с дезинфицирующим раствором. | Инфекционная безопасность |
22. | Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне. | Инфекционная безопасность |
23. | Взять температурный лист и найти соответствующую графу в нем «АД». Обвести «АД» в чёрный или зелёный кружок. | Обеспечение достоверных результатов |
24. | Определить цену деления шкалы (5 мм рт. ст.). | Обеспечение достоверных результатов |
25. | Взять черную или зелёную ручку и провести горизонтальную линию на уровне максимального показания АД под днем измерения АД (систолическое). | Обеспечение достоверных результатов |
26. | Взять черную или зелёную ручку и провести горизонтальную линию на уровне минимального показания АД под днем измерения АД (диастолическое). | Обеспечение достоверных результатов |
27. | Расстояние между линиями заштриховать черной или зелёной ручкой. | Обеспечение достоверных результатов |
Приложение 3
Форма № 004/У
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ЛИСТ
Карта N _______
Фамилия, имя, о. больного ______________________ Палата N _____
Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||
День болезни | ||||||||||||||||||||||||||||||||
День пребывания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||||
П | АД | Т град. | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | В |
140 | 200 | 41 | ||||||||||||||||||||||||||||||
120 | 175 | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||
100 | 150 | 39 | ||||||||||||||||||||||||||||||
90 | 125 | 38 | ||||||||||||||||||||||||||||||
80 | 100 | 37 | ||||||||||||||||||||||||||||||
70 | 75 | 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||
60 | 50 | 35 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дыхание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Вес | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Выпито жидкости | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Суточное количество мочи | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Стул | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ванна |
Приложение 4
Задания для рубежного контроля умений обучающихся
по теме «Определение артериального давления»
Клиническая ситуация 1
Пациент Сидоров А.А., 47 лет, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении по поводу заболевания сердечно-сосудистой системы.
Врачом назначено - измерение артериального давления.
Задания:
- продемонстрируйте алгоритм измерения артериального давления пациенту;
- произведите дезинфекцию мембраны фонендоскопа и сантиметровой ленты;
- зарегистрируйте данные артериального давления в температурном листе.
Клиническая ситуация 2
Пациент Танинов А.А., 47 лет, поступил в приёмное отделение стационара с диагнозом: гипертонический криз.
Врачом назначено - измерение артериального давления.
Задания:
- продемонстрируйте алгоритм измерения артериального давления пациенту;
- произведите дезинфекцию мембраны фонендоскопа и сантиметровой ленты;
- зарегистрируйте данные артериального давления в температурном листе.
Клиническая ситуация 3
Пациент Валинов А.А., 47 лет, обратился в поликлинику с жалобами на резкую головную боль с просьбой измерить ему артериальное давление.
Врачом назначено - измерение артериального давления.
Задания:
- продемонстрируйте алгоритм измерения артериального давления пациенту;
- произведите дезинфекцию мембраны фонендоскопа и сантиметровой ленты;
- зарегистрируйте данные артериального давления в температурном листе.
Клиническая ситуация 4
Пациент Репин А.А., 47 лет, находится на лечении в хирургическом отделении стационара. Вечером сильно переволновался по-поводу предстоящей операции и пожаловался медицинской сестре на сильную головную боль в затылочной области. Медицинская сестра пригласила к пациенту дежурного врача.
Врачом назначено - измерение артериального давления.
Задания:
- продемонстрируйте алгоритм измерения артериального давления пациенту;
- произведите дезинфекцию мембраны фонендоскопа и сантиметровой ленты;
- зарегистрируйте данные артериального давления в температурном листе.
Клиническая ситуация 5
Пациент Сагиров А.А., 47 лет, доставлен бригадой скорой помощи в приёмное отделение больницы с жалобами на тошноту и головокружение.
Врачом назначено - измерение артериального давления.
Задания:
- продемонстрируйте алгоритм измерения артериального давления пациенту;
- произведите дезинфекцию мембраны фонендоскопа и сантиметровой ленты;
- зарегистрируйте данные артериального давления в температурном листе.
Эталоны ответов к рубежному контролю знаний-умений обучающихся
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
ПРИ ПОМОЩИ ПРУЖИННОГО ТОНОМЕТРА
№ п/п | Последовательность действий | Исходный балл | Полученный балл |
1. | Ознакомиться с листом назначения. | 1 | |
2. | Идентифицировать пациента. | 1 | |
3. | Представиться пациенту. | 1 | |
4. | Дать информацию о вмешательстве и возможных последствиях в случае отказа от неё. | 1 | |
5. | Оформить согласие пациента на вмешательство. | 1 | |
6. | Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до её начала. | 1 | |
7. | Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне. | 1 | |
8. | Подготовить оснащение:
ручка с чернымстержнем температурныйлист флакон с 70 0 этиловымспиртом крафт-пакетсостерильнымисалфеткми
чистые перчатки ёмкость для утилизации отходов класса «Б» контейнеры с дезинфицирующимирастворами | 1 | |
9. | Усадить или уложить пациента. Попросить пациента освободить плечо от одежды. Измерить сантиметровой лентой окружность плеча пациента. Подобрать пациенту манжету соответствующего размера. | 1 | |
10. | Предложить пациенту правильно положить руку:в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). | 1 | |
11. | Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки), закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом проходили два пальца. Внимание! Не следует измерять АДна:
| 1 | |
12. | Соединить манометр с манжеткой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. | 1 | |
13. | Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить на это место мембрану фонендоскопа. | 1 | |
14. | Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 20-30 мм рт. ст., тот уровень, при котором исчезли тоны Короткова. | 1 | |
15. | Выпустить воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст.в 1 сек., повернув вентиль влево .Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. | 1 | |
16. | При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению. | 1 | |
17. | Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова.Выпустить воздух из манжеты полностью. | 1 | |
18. | Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе – систолическое давление; в знаменателе – диастолическое), например: 120/75мм рт.ст. Повторить процедуру измерения артериального давления два раза с интервалом 2-3 минуты. Зафиксировать наименьшие показатели. | 1 | |
19. | Сообщить пациенту результат измерения. | 1 | |
20. | Надеть перчатки. Обработать мембрану фонендоскопа и сантиметровую ленту салфетками, смоченными раствором антисептика. Поместить использованные салфетки в ёмкость для утилизации отходов класса «Б». | 1 | |
21. | Снять перчатки и поместить их в контейнер с дезинфицирующим раствором. | 1 | |
22. | Вымыть (обработать) руки на гигиеническом уровне. | 1 | |
23. | Взять температурный лист и найти соответствующую графу в нем «АД».Обвести «АД» в чёрный или зелёный кружок. | 1 | |
24. | Определить цену деления шкалы (5 мм рт.ст.). | 1 | |
25. | Взять черную или зелёную ручку и провести горизонтальную линию на уровне максимального показания АД под днем измерения АД (систолическое). | 1 | |
26. | Взять черную или зелёную ручку и провести горизонтальную линию на уровне минимального показания АД под днем измерения АД (диастолическое). | 1 | |
27. | Расстояние между линиями заштриховать черной или зелёной ручкой. | 1 | |
Итого | 27 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
%% | 0-59 | 60-80 | 81-90 | 91-100 |
Баллы | 0-16 | 17-22 | 23-25 | 26-27 |
Критерии оценки:100 – 60% (27 – 17 баллов) вид деятельности освоен 59 – 0 % (16 - 0 баллов) вид деятельности не освоен
Приложение 5
Задания для рубежного контроля умений
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт.ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 120/70 | 115/80 |
2-й | 165/75 | 180/110 |
3-й | 100/65 | 95/50 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 160/75 | 145/80 |
2-й | 110/75 | 195/90 |
3-й | 230/105 | 125/75 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 135/100 | 120/70 |
2-й | 125/80 | 130/90 |
3-й | 170/85 | 160/95 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 135/85 | 140/90 |
2-й | 120/80 | 115/75 |
3-й | 110/75 | 115/70 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 135/90 | 170/100 |
2-й | 105/70 | 120/80 |
3-й | 145/95 | 115/75 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 185/105 | 130/90 |
2-й | 125/75 | 130/80 |
3-й | 110/70 | 120/85 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №7: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 120/80 | 110/70 |
2-й | 160/90 | 155/85 |
3-й | 125/75 | 130/95 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 130/75 | 125/80 |
2-й | 110/70 | 115/75 |
3-й | 155/80 | 140/95 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 9: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 130/80 | 120/70 |
2-й | 145/90 | 125/85 |
3-й | 115/90 | 110/75 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 10: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 165/90 | 150/80 |
2-й | 145/85 | 130/90 |
3-й | 110/70 | 120/80 |
Критерии оценки
выполнения заданий для рубежного контроля умений
№ п/п | Действие | Исходный балл | Полученный балл |
1. | Использование чёрной или зелёной ручки | 1 | |
2. | Указание № карты пациента | 1 | |
3. | Написание ФИО пациента | 1 | |
4. | Указание № палаты пациента | 1 | |
5. | Написание даты | 1 | |
6. | Написание дня болезни | 1 | |
7. | Указание дня пребывания в стационаре | 1 | |
8. | Обведение «АД» кружком | 1 | |
9. | Соответствие граф: утро, вечер | 1 | |
10. | Расчёт «цены» деления в графе «АД» | 1 | |
11. | Указание величины систолического давления | 1 | |
12. | Указание величины диастолического давления | 1 | |
13. | Штрихование | 1 | |
Итого | 13 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
%% | 0-59 | 60-80 | 81-90 | 91-100 |
Баллы | 0-8 | 9-10 | 11-12 | 13 |
Критерии оценки:100 – 60% (13 – 9 баллов) вид деятельности освоен 59 – 0 % (8 - 0 баллов) вид деятельности не освоен
Источники информации
Учебная литература:
- Мухина С. А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб.пособие / - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 512 с.
- Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 766 с. (Медицина для вас).
Регламентирующие документы:
- Приказ МЗ России от 24.01.03 № 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации».
Интернет- ресурсы
- www.rosmedlib.ru – медицинская, студенческая библиотека
- http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательныхресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для проведения практического занятия на тему "Неотложные состояния"
Дисциплина "Психические болезни с курсом наркологии"...
Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия по теме: "Нахождение производных сложной и обратных тригонометрических функций"
Пособие предназначено для проведения практичесого занятия оп нахождению производных, где разобраны примеры, приведен тренажер для закрепления....
Учебно-методическое пособие по проведению практического заняти по теме: "Сложение и вычитание матриц"
Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры и приведенр тренажер по закреплению материала....
Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия пр теме: "Сложение и вычитание матриц"
Материал предназначен для студентов 2 курса по предмету математика. Содержит теоретический материал и задания для практического применения....
Методическое пособие для проведения практического занятия на тему : "ЯБ желудка у детей"
В методичке представлен теоретический материал на тему :"язвенная болезнь желудка", практический блок с ситуационными задачами, контролирующий блок с тестами разного уровня....
Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов по гигиене и экологии человека к практическому занятию по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ПОМЕЩЕНИИ»
Сегодня остро стоит проблема ухудшения здоровья людей в связи с особенностями влияния условий окружающей среды.Учебно-методическое пособие поможет студентам лучше понять и изучить влияние факторов воз...
Методическое пособие для проведения практического занятия по теме КЛИЗМЫ. ПОСТАНОВКА ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ
Материал поможет педагогу эффективно провести практическое занятие по теме ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.03 и активизировать познавательную активность обу...