Методическое пособие для обучающихся к практическому занятию по теме "Приёмное отделение"
методическая разработка

Ворончук Оксана Витальевна

     Методическая разработка предлагается обучающимся медицинских колледжей в качестве раздаточного материала при проведении практического занятия по теме «Приёмное отделение». Так же методическое пособие позволит студентам облегчить усвоение материала, в частности, имеющим пропуски занятия и задолженность по указанной теме. Знание устройства, функций и документации приёмного отделения из теоретического блока методической разработки необходимы обучающимся не только для прохождения производственной практики, но и для дальнейшей профессиональной деятельности. Заполнение бланков истории стационарного пациента и проведение антропометрии из практического блока позволят отработать навыки работы с медицинской документацией и расчётом индекса массы тела по формуле А. Кетле. Итоговые задания в тестовой форме, задания на соответствие основных понятий и медицинской терминологии направлены на проверку уровня полученных в ходе занятия знаний и подведение итогов по теоретическому блоку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Ишимский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к практическому занятию

Приёмное отделение

(для обучающихся медицинских колледжей)

Номинация - методическая разработка занятия

с использованием активных и интерактивных методов обучения

ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях

МДК 04.01. Общий уход за пациентами

Специальность: 34.02.01 - Сестринское дело

Курс: первый (базовый уровень)

Составила:

Ворончук Оксана Витальевна –

преподаватель I квалификационной категории

Ишим, 2024

Аннотация

Методическая разработка предлагается обучающимся медицинских колледжей в качестве раздаточного материала при проведении практического занятия по теме «Приёмное отделение».

Данная тема включена в курс обучающей программы (ФГОС СПО для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» от 04.07.2022 г.), календарно – тематический план которой не предусматривает лекционно – семинарского изучения темы. Поэтому методическое пособие позволит студентам облегчить усвоение материала, в частности, имеющим пропуски занятия и задолженность по указанной теме.

Знание устройства, функций и документации приёмного отделения из теоретического блока методической разработки необходимы обучающимся не только для прохождения производственной практики, но и для дальнейшей профессиональной деятельности. Заполнение бланков истории стационарного пациента и проведение антропометрии из практического блока позволят отработать навыки работы с медицинской документацией и расчётом индекса массы тела по формуле А. Кетле.

Итоговые задания в тестовой форме, задания на соответствие основных понятий и медицинской терминологии направлены на проверку уровня полученных в ходе занятия знаний и подведение итогов по теоретическому блоку.

Проверка заполненных бланков медицинской истории и шаблонов с результатами антропометрии, проведённой в парах или микрогруппах, позволит оценить усвоение практического блока.

Содержание

Аннотация

2

Содержание

3

Пояснительная записка

4

Требования к уровню подготовки студентов

6

Теоретический блок

8

Вопросы для самоконтроля, тест – контроль

20

Практический блок (Задание на определение ИМТ)

23

Список используемой литературы

24

Приложение

26

Пояснительная записка

Данная методическая разработка является раздаточным материалом для обучающихся медицинских колледжей на практическом занятии при изучении теории и отработке практических навыков по теме «Приёмное отделение». Может предлагаться студентам в электронном формате для самостоятельного изучения материала при наличии пропусков и задолженностей с дальнейшим зачётом по теме.

Цель занятия: ознакомить студентов – с устройством и функциями приёмного отделения лечебно – профилактической организации (ЛПО); с основной медицинской документацией приёмного отделения; с практическими манипуляциями по определению индекса массы тела  (ИМТ) путём исследования массы (взвешивание), роста (ростометрия), окружности грудной клетки.

Для реализации цели занятия выбраны следующие задачи: 

- изучить основные понятия (виды госпитализации, санитарно – гигиеническая обработка, способы транспортировки до приёмного отделения и внутри ЛПО) и медицинскую терминологию по теме;

- разобрать и заполнить бланки медицинской документации приёмного отделения, оформляемые медицинской сестрой при поступлении пациента на стационарное лечение (Медицинская карта стационарного больного, Информированное добровольное согласие, Согласие на обработку персональных данных, Приёмная квитанция, Статистическая карта выбывшего из стационара, Бланк регистрации температуры и др. результатов исследования, Отказ от вмешательства и Экстренное извещение в СЭС);

- отработать с помощью практического задания навыки по проведению антропометрии с определением веса, роста и окружности грудной клетки.

В рамках реализации обучающей программы данная тема всегда является актуальной, так как теория и практика по теме нужны обучающимся как для закрытия темы на занятии, так и для прохождения производственной практики в самом приёмном отделении. С приёмным отделением может столкнуться любой человек, и не только в качестве пациента, обратившегося за помощью, но и в роли сопровождающего. Навыки определения ИМТ могут пригодиться в разных жизненных ситуациях.

В разработке имеется:

- перечень формируемых общих и профессиональных компетенций по специальности «Сестринское дело»;

- теоретический блок с информацией по теме, инструкции по объёму выполнения работы и критерии оценки к контрольным заданиям для самоконтроля и закрепления полученных знаний;

- практический блок с алгоритмами практических манипуляций по санитарно – гигиенической и противопедикулёзной обработке пациента приёмного отделения, транспортировке в лечебное отделение на каталке, исследованию роста, веса и окружности грудной клетки с целью проведения антропометрии (Приложение 2), интерпретации и регистрации в отчётном бланке результатов (Приложение №1), полученных при работе студентов в микрогруппах.

Выполнение практических манипуляций после изучения теоретического блока позволит закрепить знания и овладеть навыками не только по осуществлению антропометрических измерений, но и по заполнению медицинской документации приёмного отделения при работе с бланками, выданными на каждого обучающегося индивидуально.

При работе в микрогруппах обучающиеся так же проводят противопедикулёзную обработку на фантоме с регистрацией данных инфекционного пациента и транспортировку пациента внутри ЛПО на каталке по картам манипуляций (Приложении №2).

Требования к уровню подготовки студентов

Формируемые компетенции

- общие компетенции (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03.        Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учётом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07.        Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

- профессиональные компетенции (ПК):

ПК 4.1. Проводить оценку состояния пациента

ПК 4.2. Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентом

После изучения темы обучающиеся должны:

- знать анатомические особенности человека в разных возрастных периодах и в зависимости от пола, технику проведения измерений веса, роста, окружности грудной клетки;

- уметь проводить антропометрию, санитарно – гигиеническую и противопедикулёзную обработки, транспортировку внутри ЛПО;

- владеть навыками сбора информации о состоянии пациента, обеспечения инфекционной и травматической безопасности, ведения медицинской документации.

Теоретический блок

Инструкция: самостоятельно ознакомьтесь с теоретическим материалом и кратко законспектируйте основные пункты в дневнике практического занятия. Для экономии времени замените в своём конспекте текстовые записи на составление кратких опорных схем-таблиц.

Устройство и функции приёмного отделения

Приём пациента в стационар начинается в приёмном отделении, которое представляет собой лечебно - диагностическую часть лечебно - профилактической организации (ЛПО). Устройство приёмного отделения зависит от профиля стационара и располагается в зависимости от планировки и местонахождения больницы либо в главном корпусе, там, где находятся реанимация и экспресс-лаборатория (централизованное), либо в каждом отделении ЛПО с отдельным въездом или входом (децентрализованное). Своё приёмное отделение имеют родильный дом, инфекционное, детское соматическое отделение. Каждое отделение такого типа должно быть доступно для транспорта, которым доставляют пациентов в стационар, поэтому необходимо организовать удобный асфальтированный въезд, хорошее освещение, широкие входы и лестницы для прохода с носилками, каталками, креслами-каталками.

Кроме того, помещение приёмного отделения включает в себя:

- зал ожидания, где находятся пациенты, не нуждающиеся в постельном режиме; лица, сопровождающие их; мебель для удобного расположения посетителей; стенды с информацией о режиме работы ЛПО, времени посещений пациентов и бесед с лечащими и дежурными врачами, перечнем разрешённых продуктов для передачи пациентам;

- регистратуру, где осуществляют регистрацию поступающих пациентов и оформление необходимой документации;

- санитарный пропускник – комнату, оснащённую душевой, ванной, предметами для санитарно-гигиенической обработки пациентов, помещением для переодевания и хранения одежды пациентов, а также специальными предметами для проведения дезинфекции санпропускника;

- смотровые кабинеты, предназначенные для врачебного осмотра, проведения антропометрии и других дополнительных методов диагностики;

- палаты наблюдения – для пациентов с подозрением или неустановленным заболеванием, с неясным диагнозом, где пациент может находятся не более трёх часов до уточнения диагноза;

- процедурный кабинет, малую операционную, перевязочную (чистую и гнойную) и гипсовую для оказания экстренной медицинской помощи;

- рентгенологический кабинет или отделение;

- экспресс – лабораторию;

- кабинеты для заведующего, дежурного врача и старшей медицинской сестры (фельдшера) приёмного отделения;

- санитарный узел для служащих, посетителей и сопровождающих, для сбора анализов.

В многопрофильных ЛПО могут иметься и другие кабинеты узких специалистов (окулиста, гинеколога, стоматолога, травматолога, кардиолога, реаниматолога) для обеспечения слаженной работы приёмного отделения, и дежурный врач может вызвать любого из них для получения консультации с целью уточнения или постановки окончательного диагноза.

В работе приёмное отделение руководствуется действующим законодательством РФ, Приказами МЗ РФ, территориально – правовыми нормативными актами, документами, положениями и инструкциями. Всё осуществляется в строгой последовательности с выполнением следующих основных функций приёмного отделения:

- приём, регистрация и медицинская сортировка пациентов, обратившихся или доставленных в ЛПО, с обязательным оформлением основной и общей медицинской документации;

- осмотр, дополнительные исследования и диагностика пациентов с последующим оказанием квалифицированной медицинской помощи;

- организация наблюдения за пациентами с неясным диагнозом;

- обеспечение преемственности в контакте с другими отделениями стационара, ближайшими ЛПО и амбулаторно-поликлиническими учреждениями при необходимости госпитализации, перевода или амбулаторного лечения пациентов;

- сообщение в полицию о пациентах, доставленных с улицы в бессознательном состоянии, с ДТП, без документов, в случаях криминальных обстоятельств;

- проведение санитарно – просветительной работы среди населения;

- решение вопроса о госпитализации и профиля отделения ЛПО;

- проведение необходимых санитарно – гигиенических мероприятий со строгим соблюдением санитарно-эпидемиологического режима;

- транспортировка пациента в отделение стационара после ознакомления его с лечебно-охранительным режимом ЛПО.

Правила приёма и регистрации пациентов

При обращении любого пациента в приёмное отделение ЛПО за консультацией и / или медицинской помощью медицинская сестра приёмного отделения обязана внести его паспортные данные в Журнал учёта приёма пациентов и отказов от госпитализации (ф. № 001/у).

Если пациент был доставлен или сам обратился в приёмное отделение ЛПО, но после осмотра дежурным врачом приёмного отделения и квалифицированной медицинской помощи отказывается от госпитализации или не нуждается в ней, то на такого пациента медицинская сестра приёмного отделения оформляет бланк Отказа от проведения медицинских вмешательств, лечения и (или) анестезиологического обеспечения, вносит его данные в  Журнал регистрации отказа от госпитализации по отделениям и передаёт в поликлиническую службу для амбулаторного наблюдения и/или лечения по участку.

Если пациент был доставлен в приёмное отделение ЛПО, осмотрен дежурным врачом приёмного отделения, получил консультацию, квалифицированную медицинскую помощь и нуждается в госпитализации в профильное отделение стационара, то на пациента заводится Медицинская карта стационарного больного (ф. №003/у), в которой медицинская сестра приёмного отделения заполняет только титульный лист, фиксируя известные на момент поступления данные о пациенте. Обязательно оформляется Информированное добровольное согласие пациента на проведение медицинских вмешательств, лечения и (или) анестезиологического обеспечения, Согласие на обработку персональных данных пациента (ф. №122А) и другие бланки медицинской документации приёмного отделения, которые вкладываются и вклеиваются в карту.

Если пациент поступает в состоянии средней степени тяжести или в тяжёлом состоянии, то ещё до его регистрации медицинская сестра приёмного отделения обязана оказать доврачебную медицинскую помощь, сообщив предварительно дежурному врачу о пациенте. После врачебного осмотра она выполняет все его назначения и только потом приступает к регистрации пациента, обратившегося или доставленного в приёмное отделение. В случае госпитализации пациента в стационар медицинская сестра дополнительно оформляет всю необходимую медицинскую документацию.

Если пациент доставлен в приёмное отделение с улицы в бессознательном состоянии, с ДТП, без документов, в случаях криминальных обстоятельств, то медицинская сестра приёмного отделения после доврачебной помощи, врачебного осмотра и выполнения назначений врача заполняет всю медицинскую документацию и сообщает о ситуации в полицию, фиксируя данную информацию в специальном журнале (Журнал передачи телефонограмм в полицию, СЭС, др. ЛПО и службы). В случае смерти пациента в приёмном отделении она сообщает о случившемся в полицию и родственникам, также внося информацию в специальный журнал (Журнал регистрации летальных исходов в приёмном отделении).

При поступлении пациента в ЛПО, минуя по каким-то причинам приёмное отделение, паспортные данные на него заполняет медицинская сестра отделения, в которое он попал, а затем в случае его госпитализации передаёт всю информацию в приёмное отделение для оформления основной документации. Если личность пациента не установлена, нет документов, удостоверяющих личность, и не было сопровождающих, кто мог бы указать паспортные данные, то такого пациента оформляют в медицинской документации как «НЕИЗВЕСТНЫЙ» до выяснения всей информации.        

При наличии у поступающего в стационар пациента ценных вещей, денежных средств, документов медицинская сестра делает их опись в бланке Приемной квитанции (ф. № 1-73) в двух экземплярах, один из которых приклеивается к Медицинской карте стационарного больного (ф. № 003/у), а другой отдаётся на руки пациенту. Внесённые в список описи ценные вещи, деньги и документы хранятся в сейфе старшей медицинской сестры приёмного отделения, при выписке или в случае смерти возвращаются пациенту или его законным представителям, опекунам.

Виды госпитализации и способы доставки пациентов в стационар

Госпитализация пациентов в стационар проводится с целью первичного или дополнительного обследования, оказания неотложной медицинской помощи, лечения, проведения или подготовки к операции. Различают несколько видов госпитализации:

1. экстренная – проводится при угрозе жизни и здоровью пациента или окружающих его людей для оказания или продолжения неотложной помощи (острые заболевания или обострения хронических, травмы, отравления, роды). Отсутствие полиса ОМС у поступающего в ЛПО не является поводом для отказа в экстренной медицинской помощи. Пациенты, находящиеся в крайне тяжелом состоянии, госпитализируются сразу в реанимацию, минуя приёмное отделение. Документацию на них начинает оформлять медицинская сестра реанимации, а затем все данные передаёт в приёмное отделение;

2. плановая – предусматривает оказание медицинских услуг в больнице, если состояние здоровья не угрожает жизни и здоровью пациента и окружающих его людей, но необходимо обследование и лечение под наблюдением врача (плановые операции, обследование и лечение хронических заболеваний);

3. вынужденная – осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда сам пациент отказывается от госпитализации ввиду неспособности по каким-то причинам оценивать критичность своего состояния, но при этом существует непосредственная опасность для него и (или) окружающих его людей; при беспомощности, невозможности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности и по социальным показаниям; вследствие ухудшения или обострения психического заболевания при условии оставления без психиатрической помощи. Такой вид госпитализации может быть принудительного характера, если пациент перед этим совершил какое-либо преступление, нарушив Уголовный Кодекс РФ. Если преступления с нарушением УК РФ не было, но пациент опасен для себя и окружающих его людей и отказывается от госпитализации, то такая вынужденная госпитализация будет носить недобровольный характер;

4. переводом – проводится при любых изменениях в состоянии пациента, требующих коррекции в продолжении лечения из отделения в отделение одного ЛПО или из одного в другое ЛПО после договорённости лечащего врача с заведующим отделения, в которое переправляют пациента;

5. самообращение – при самостоятельном обращении пациентов в приёмное отделение ЛПО с ухудшением состояния или первичных симптомах острого заболевания в выходные и праздничные дни, позднее или ночное время суток.

Способы доставки пациентов в приёмное отделение

Транспортировка пациентов в приёмное отделение может осуществляться посредством:

  1. попутного или личного транспорта;
  2. бригад скорой медицинской помощи;
  3. машин транспортного отдела ЛПО;
  4. самостоятельного обращения пациентов.

Обязанности медицинской сестры приёмного отделения

Медицинская сестра приёмного отделения должна знать:

- законы и иные нормативно – правовые акты, и документы РФ, действующие в сфере здравоохранения;

- основы трудового законодательства;

- структуру, устав, правила внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности всего ЛПО и своего подразделения;

- медицинскую этику, деонтологию и психологию профессионального общения;

- правила санитарно – эпидемического режима (способы приготовления и использования дезинфицирующих растворов, сроки их годности, правила сбора, хранения и утилизации отходов ЛПО);

- теоретические основы сестринского дела, медицины катастроф, основные и общие виды медицинской документации приёмного отделения, правила её         заполнения;

 - правила эксплуатации медицинского инструментария, оборудования и аппаратуры медицинского назначения и компьютерной техники;

- основы диагностического, лечебного и профилактического процесса, т. е. осмотр на наличие гнид, вшей, чесотки, побоев и др. изменений на коже пациента, проведение оценки функционального состояния пациента путём осуществления тонометрии, термометрии, антропометрии, подсчёта пульса (Ps), частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧДД) и измерения сатурации (SPO2);

- правила получения, хранения, использования и выписывания лекарственных и сильнодействующих средств;

- формы и методы санитарно – просветительной работы;

Медицинская документация приёмного отделения 

Бланки медицинской документации приёмного отделения:

- Медицинская карта стационарного больного (уч. ф. №003/у)

- Бланк регистрации температуры и других результатов исследования (уч. ф. №004/у)

- Экстренное извещение (уч. ф. №058/у)

- Статистическая карта выбывшего из стационара (уч. ф. №066/у)

- Приёмная квитанция (уч. ф. №1-73)

- Согласие на обработку персональных данных (уч. ф. №122/А)

- Информированное добровольное согласие и / или Отказ от проведения медицинских вмешательств, лечения, анестезиологического обеспечения

Журналы учёта и регистрации приёмного отделения:

- Журнал учёта приёма пациентов и отказов от госпитализации (уч. ф. №001/у)

- Журнал регистрации отказа от госпитализации по отделениям

- Журнал учёта инфекционных заболеваний (уч. ф. №060/у)

- Журнал регистрации инфекций, связанных с медицинской помощью

- Журнал регистрации несчастных случаев на производстве

- Журнал регистрации летальных исходов в приёмном отделении

- Журнал учёта наркотических средств

- Журнал передачи дежурств

- Журнал передачи телефонограмм в полицию и др. спецслужбы

- Журнал регистрации экстренных извещений в СЭС

- Журнал учёта проведённой санитарно – просветительной работы

- Журнал контроля работы бактерицидного облучателя

- Журнал учёта генеральных уборок

- Журнал учёта инструментария и материала, отправленного в ЦСО

- Журнал регистрации выполненных инъекций и аварийных ситуаций

- Журнал учёта поступления и расхода вакцин

- Журнал регистрации температурного режима в холодильниках

- Журнал регистрации проведения иммунопрофилактики

Виды санитарно – гигиенической обработки пациентов

В случае госпитализации пациента в стационар перед его транспортировкой в лечебное отделение ЛПО проводится санитарно – гигиеническая обработка, которую проводят в санитарном пропускнике приёмного отделения. Здесь может применяться однопоточная система санитарно-гигиенической обработки (мужчины и женщины принимаются по очереди друг за другом) или многопоточная система (мужчины и женщины принимаются отдельно друг от друга в разных помещениях санпропускника). Санпропускник приёмного отделения обычно состоит из: смотровой, где пациенты осматриваются на педикулёз, чесотку и готовятся к санитарно-гигиенической обработке; раздевалки, ванной и душевой комнат; комнаты для переодевания в чистую личную или больничную одежду. Температура воздуха во всех помещениях санпропускника должна быть не ниже 25ºС, температура воды не ниже 36 ºС

Если бельё и верхняя одежда пациента чистые, то складываются в бельевой мешок с плечиками и сдаются в камеру хранения по Приёмной квитанции (уч. ф. №1-73). Этот бланк заполняется в двух экземплярах, один из которых приклеивается к Медицинской карте (уч. ф. №003/у), а другой отдаётся на руки пациенту. При обнаружении педикулёза (вшей и гнид различной локализации) или чесотки вещи пациента и одежда медицинской сестры, в которой проводилась противопедикулёзная обработка, складываются в разные непромокаемые мешки и сдаются после предварительной дезинсекции на обработку в сухожаровой установке. После чего в Журнал учёта инфекционных заболеваний (уч. ф. №060/у) вносятся данные пациента с педикулёзом или чесоткой, на его Медицинской карте делается специальная отметка в верхнем правом углу (буква «Р» - педикулёз, «Sc» - чесотка) и заполняется Экстренное извещение (уч. ф. №058/у), которое отправляется в СЭС. Необходимо строго соблюдать последовательность перемещения пациентов во время санитарной обработки: от смотрового кабинета к санпропускнику, а от него в комнату для переодевания в чистую личную или больничную одежду, после чего уже нельзя возвращаться в «грязную» смотровую, раздевалку или перевязочную. Повторный осмотр на педикулёз проводится через 7 - 10 дней медицинской сестрой отделения, в котором находится пациент, а срок наблюдения в очаге педикулёза - 1 месяц (3р. в месяц). В зависимости от характера и степени тяжести заболевания дежурный врач приёмного отделения назначает вид санитарно-гигиенической обработки пациента, поступающего в отделение ЛПО.         

Различают:

- полную санитарно – гигиеническую обработку, т. е. с полным погружением в воду (ванна, душ) и продолжительностью процедуры не более 20-25 минут.

- частичную санитарно – гигиеническую обработку, т. е. с погружением в воду отдельных частей тела (ручные и ножные ванночки, подмывание, обтирание, стрижка ногтей и волос, мытьё головы); сюда же относят обтирание и противопедикулёзную обработку.

Полная санитарно – гигиеническая обработка противопоказана при гипертермии (повышенной температуре тела), гипертонии (повышенном артериальном давлении), ОИМ (остром инфаркте миокарда), острой сердечно-сосудистой недостаточности, кожных заболеваниях с высыпаниями и зудом, истощении, кровотечениях, остром течении инфекционных заболеваний, роженицам, пациентам, требующим экстренного хирургического вмешательства.  

Основные методы антропометрии

Антропометрия – физикальный метод исследования человека, позволяющий оценить степень его общего физического развития. При проведении антропометрии оценивают окружность грудной клетки, рост и массу тела пациента. Зная показатели роста и веса можно вычислить индекс массы тела (ИМТ) пациента — это показатель, позволяющий определить соотношение массы тела с ростом человека. Всемирная организация здравоохранения использует ИМТ для разработки рекомендаций по приведению массы тела в норму. Впервые его предложил статистик и социолог из Бельгии Адольф Кетле в 1869 году. Рассчитывается индекс по формуле: ИМТ=М/Н2 (кг/м2), где М - масса тела пациента (кг), Н - рост пациента (м2).

Интерпретация значений индекса массы тела (по А. Кетле):  

- 16 и менее — выраженный дефицит массы тела;  

- 16–18,5 — недостаточная масса тела (дефицит);  

- 18,5–25 — норма;  

- 25–30 — избыточная масса тела (предожирение);  

- 30–35 — ожирение I степени;  

- 35–40 — ожирение II степени;  

- 40 и более — ожирение III степени.

Рассмотрим на примере расчёт индекса массы тела.

Если у человека рост 174 см (174 см. = 1, 74 м; 1,74 х 1,74 = 1,742 м2), а вес 68 кг, то ИМТ будет: 68/1,742 = 22,5. Данное значение попадает в диапазон 18,5 - 25, значит, масса тела такого человека находится в пределах нормы.

Описанная формула является универсальной и применяется независимо от пола и возраста человека. Существуют и другие шкалы. Также следует учесть, что формула не всегда даёт точный результат. К примеру, если применить её к спортсмену, то индекс может оказаться завышенным. Это объясняется наличием развитой мускулатуры, имеющей более высокую плотность, чем жировая ткань. Потому к индексу массы тела нужно относиться, как к ориентировочному значению.

Зная параметры роста и окружности грудной клетки, можно вычислить примерный вес пациента, являющийся относительно идеальным для каждого отдельного случая.

Методики определения примерной идеальной массы тела:

Индекс Брока. Наиболее достоверные результаты он даёт для мужчин и женщин с ростом 155-170 см. Алгоритм его расчёта довольно прост. От значения роста в сантиметрах отнимают число 100. Остаток от роста и должен составлять примерный вес человека.

Индекс Брейтмана. Чтобы определить идеальную массу тела по данной методике, нужно значение роста в сантиметрах умножить на 0,7 и отнять 50.

Индекс Борнгардта. Рассчитывается так: произведение роста и окружности грудной клетки в сантиметрах делится на 240.

Способы транспортировки пациентов внутри ЛПО

При положительном решении вопроса о госпитализации поступающего пациента в стационар дежурный врач приёмного отделения назначает способ его транспортировки внутри ЛПО в зависимости от общего состояния и степени тяжести заболевания.

Различают следующие способы транспортировки пациента внутри ЛПО:

1.        «самоходом» - самостоятельное перемещение пациента в сопровождении среднего медицинского персонала;

2.        на носилках (на твёрдых, мягких, на щите, на стуле)

3.        на каталке (лёжа) или кресле – каталке (сидя) - самый оптимальный способ перемещения пациента

4.        на руках - в случае госпитализации ребёнка или пациента с истощением.

При любом способе транспортировки пациента в отделение ЛПО сопровождающее лицо (средний, реже, младший медперсонал или родственник) должен передать пациента и его медицинскую карту дежурной палатной медицинской сестре профилирующего отделения.

Вопросы для самоконтроля

Инструкция: ознакомившись с теоретическим блоком, попробуйте проверить себя, ответив на предложенные вопросы для самоконтроля. Если затрудняетесь ответить на какой – то из них, то вернитесь к соответствующей части теории методического пособия, прочитайте материал и снова попытайтесь ответить на вопрос.

1. Расскажите об устройстве и функциях приёмного отделения.

2. Поясните основные правила приёма и регистрации госпитализированных пациентов.

3. Назовите виды госпитализации в приёмное отделение, разъясните их.

4. Перечислите способы транспортировки пациентов в приёмное отделение стационара.

5. Укажите основные бланки медицинской документации, заполняемые в приёмном отделении на пациента.

6. Какие документы необходимо заполнить медицинской сестре приёмного отделения при обнаружении инфекционного пациента?

7. Основные виды санитарно – гигиенической обработки пациента, поступающего на стационарное лечение?

8. Раскройте понятие «Антропометрия» и перечислите её основные методы на этапе оформления пациента в стационар.

9. Что такое «Индекс массы тела», как его можно вычислить и для чего?

10. Перечислите способы транспортировки пациентов внутри ЛПО в лечебное отделение.

Тест - контроль

Инструкция: при условии положительного результата по самоконтролю, пройдите итоговый тест – контроль теоретических знаний по теме. В нём необходимо решить:

- задания в тестовой форме, выбрав один верный ответ;

- задания с пропущенным словом, вписав соответствующий медицинский термин;

- задания на соответствие, сопоставив цифры с нужными буквами.

Задания в тестовой форме

1. Для обработки педикулёза применяют:

а) антисептик

б) дератизант

в) дезинфектант

г) дезинсектант

2. Вид санитарно – гигиенической обработки пациента определяет:

а) медицинская сестра приёмного отделения

б) родственники пациента

в) врач приёмного отделения

г) сам пациент

3. Санитарный пропускник служит для:

а) оказания экстренной помощи

б) регистрации пациента

в) проведения перевязок

г) санитарной обработки пациента

4. Медицинская сестра приёмного отделения не заполняет:

а) экстренное извещение в СЭС

б) титульный лист медицинской карты

в) лист нетрудоспособности

г) статистическую карту выбывшего из стационара

5. Об инфекционных пациентах приёмника мед. сестра сообщает в:

а) полицию

б) в СЭС

в) в департамент здравоохранения

г) главному врачу ЛПО

6. К антропометрии не относят:

а) ростометрию

б) взвешивание

в) измерение гемодинамики

г) измерение окружности грудной клетки

7. Медицинская карта стационарного больного имеет уч. ф. №:

а) 066/у

б) 001/у

в) 058/у

г) 003/у

8. Измерение окружности грудной клетки у мужчин спереди проводят:

а) по 4-му межреберью

б) произвольно

в) по 5-му ребру

г) по 4-му ребру ориентируясь на сосковую линию

9. Способ транспортировки пациента внутри ЛПО определяет:

а) сам пациент

б) фельдшер бригады скорой помощи

в) врач приёмного отделения

г) медицинская сестра приёмного отделения

10. О пациентах без сознания и документов, с ДТП, после травм следует сообщить в:

а) полицию

б) СЭС

в) департамент здравоохранения

г) скорую помощь

Задания на соответствие

Виды госпитализации

Пояснения

1

Плановая

а

При ухудшении состояния или первых симптомах заболевания в праздничные или выходные дни, в позднее время суток

2

Экстренная

б

По договорённости между разными ЛПО или отделениями внутри одного ЛПО

3

Переводом

в

При несчастных случаях, серьёзных травмах, тяжёлых состояниях, острых заболеваниях, обострениях хронических

4

Вынужденная

г

По направлению лечащего врача, неэффективности амбулаторного лечения

5

Самообращение

д

При отказе пациента от госпитализации в тяжёлых состояниях, угрозе для себя и окружающих, неадекватной самооценке

Задания с пропущенным словом

1. Прибор для измерения роста человека называется ____________________

2. Мероприятия по уничтожению вредных насекомых – это ______________

3. Результаты любых исследований пациента фиксируются в _____________

4. Метод антропометрии, определяющий вес пациента – это ______________

5. Мероприятия по уничтожению вредных микроорганизмов – это _________

В итоговом тест – контроле каждое задание оценивается отдельно и выводится общая оценка.

Критерии оценки тест - контроля

До 10% неверных ответов – «отлично»

До 20% неверных ответов – «хорошо»

До 30% неверных ответов – «удовлетворительно»

Более 30% неверных ответов – «неудовлетворительно»

Практический блок

Задание на проведение антропометрии

Инструкция: необходимо высчитать индекс массы тела пациента, поступающего на стационарное лечение. Для этого потребуется определить рост, вес и окружность грудной клетки пациента.

Самостоятельно ознакомьтесь с разделом АНТРОПОМЕТРИЯ (Приложение 2), где даны алгоритмы практических манипуляций по ростометрии, определению окружности грудной клетки и взвешиванию. Пройдите в манипуляционный кабинет «Санитарный пропуксник», который оборудован приборами и оснащением для проведения данных манипуляций (ростомер, электронные весы, ширма, сантиметровая лента, листы бумаги)

Разделитесь либо парами, либо микрогруппами по три человека, в которых первый будет проводить исследование второму, второй - третьему, третий - первому. Проведите поочерёдно данные манипуляции друг на друге по методике Кетле с занесением результатов исследования в шаблон (Приложение 1). Интерпретация данных, полученных в результате исследования, может так же быть осуществлена по методикам Брока, Борнгардта и Брейтмана.

Для упрощения проводимых расчётов по формуле рекомендуется использовать калькулятор индекса массы тела, пройдя по ссылке: https://clinic-cvetkov.ru/company/kalkulyator-imt/ или найти в интернете через имеющийся гаджет Цветную таблицу для определения индекса массы тела и воспользоваться ею.

После определения ИМТ друг на друге отработайте алгоритмы из Приложения 2 по противопедикулёзной обработки пациента (на фантоме головы) и по транспортировке пациента внутри ЛПО с помощью каталки (на ростовом фантоме). Оценивание отработки практических манипуляций можете провести самостоятельно Критерии оценки выполнения практических манипуляций вложены в Приложении 2.

Информационные ресурсы

Основные печатные издания

1. Антропова О. В. Теория и практика сестринского дела. Курс лекций: учебное пособие для СПО / О. В. Антропова. — 2-е стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-8670-0. 

2. Гордеев И.Г. Сестринское дело: практ. рук.: учеб. пособие / под ред. И.Г. Гордеева и др. – 2-е изд. – Москва: Изд. группа «ГЭОТАРМедиа», 2022. – 592 с

3. Гуркина Г. В. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Контрольно-оценочные средства: учебное пособие для спо / Г. В. Гуркина, О. В. Гладышева, Т. А. Гулько. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 468 с. — ISBN 978-5-8114-8507-9. 

4. Гуркина Г. В. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Сборник алгоритмов манипуляций: учебное пособие для спо / Г. В. Гуркина. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-8624-3. 

5. Лесничая Л. А. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с технологиями выполнения простых медицинских услуг): учебное пособие для спо / Л. А. Лесничая, М. В. Ободникова. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 256 с. — ISBN 978-5-8114-9243-5

6. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, медицинские технологии: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова; под редакцией В. В. Морозова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. — 796 с. — ISBN 978-5-222-35368-4.

7. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: практикум: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Т. П. Обуховец; под ред. Б.В. Кабарухина. – 3- е изд. – Ростов на Дону: Феникс, 2020. – 688 с.

Дополнительные источники

1. ГОСТ Р 52623.1–2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования. – Введ. 01.09.2009 – Москва: Стандартинформ, 2009. – 35 с.

2. Приказ Минздрава РФ от 05.08.2022 г. №530Н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и порядков их ведения» (ред. от 01.03.2024 г.)

3. Приказ Минздрава РФ от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024 г.)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» утв. приказом Минпросвещения России от 04.07.2022 №527 (ред. от 03.07.2024 г.)

Электронные ресурсы

1. Консультант студента [Электронный ресурс]: ЭБС. – М.: ООО Доступ «ИПУЗ». - URL: http://www.studmedlib.ru

2. Лань [Электронный ресурс]: ЭБС. Режим доступа: для авториз. пользователей. - URL: https://e.lanbook.com/

3. Медицинская сестра [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL: https://www.elibrary.ru/ 

4. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, медицинские технологии: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова; под редакцией В. В. Морозова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. — 796 с. — ISBN 978-5-222-35368-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/318773 (дата обращения: 04.11.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шаблон для фиксирования результатов антропометрии

ФИО обучающегося

ФИО пациента

Вес (кг.):

Рост (см.-м2):

Окр-ть груд. кл. (см.):

Расчёты по формуле А. Кетле: m / h2, где m - масса тела пациента, а h2 – его рост в метрах, возведённый в квадрат.

Вывод по полученным результатам: после расчёта ИМТ – индекса массы тела пациента сверьте полученный результат с расшифровкой показателей по А. Кетле, кратко опишите данные. 

Интерпретация значений индекса массы тела (по А. Кетле)

- 16 и менее — выраженный дефицит массы тела; 

- 16–18,5 — недостаточная масса тела (дефицит); 

- 18,5–25 — норма; 

- 25–30 — избыточная масса тела (предожирение); 

- 30–35 — ожирение I степени; 

- 35–40 — ожирение II степени; 

- 40 и более — ожирение III степени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АЛГОРИТМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ

«Отлично» - рабочее место оснащено в соответствии с требованием, практические действия выполняются в строгой последовательности по алгоритму и с пояснениями, соблюдаются все требования по безопасности, рабочее место прибирается по требованиям СанЭпидРежима.

«Хорошо» - рабочее место оснащено не полностью, практические действия выполняются последовательно, но не уверено, без пояснений или с уточняющими вопросами педагога, соблюдаются все требования по безопасности, рабочее место прибирается по требованиям СанЭпидРежима.

«Удовлетворительно» - рабочее место оснащено не полностью, нарушена последовательность практических действий, без пояснений, не уверенно, с уточняющими вопросами педагога, соблюдаются все требования по безопасности, рабочее место прибирается по требованиям СанЭпидРежима.

«Неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, отсутствие возможности самостоятельного выполнения практических действий, нарушение требований по безопасности и СанЭпидРежима.

АНТРОПОМЕТРИЯ

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА ПАЦИЕНТА

Цель: оценка физического развития.

Показания: поступление в стационар, профилактические осмотры, расчёт ИМТ.

Оснащение: ростомер, ручка.

Этапы

Обоснование

I Подготовка к процедуре: 

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить согласие. Оценить возможность пациента участвовать в процедуре.

2. Подготовить ростомер: постелить клеенку или одноразовую прокладку под ноги.  

3. Предложить пациенту разуться, расслабиться, женщинам с высокой прической распустить волосы.

 

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

Обеспечение профилактики ИСМП и безопасной больничной среды.

 Обеспечение достоверных показателей.

II Выполнение процедуры:

4. Предложить пациенту встать на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой так, чтобы он касался ее тремя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством).  

5. Встать справа либо слева от пациента.

6. Слегка наклонить голову пациента так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельно полу.

7. Опустить на голову пациента планшетку. Зафиксировать планшетку, попросить пациента опустить голову, затем помочь ему сойти с ростомера. Определить показатели, проводя отсчет по нижнему краю.

8. Сообщить полученные данные пациенту.

Обеспечение достоверных показателей.

 

Обеспечение условий для получения результата.  

Обеспечение охранительного режима.

Обеспечение прав пациента.

III Окончание процедуры

9. Записать полученные данные в историю болезни.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

Примечание: если пациент не может стоять, измерение проводится в положении сидя. Точками фиксации будут крестец и межлопаточное пространство. Результат фиксируется в Уч. ф. №004/у

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ПАЦИЕНТА

Цель: оценка физического развития.

Показания: поступление в стационар, профилактические осмотры, расчёт ИМТ.

Оснащение: сантиметровая лента, ручка.

Этапы

Обоснование

I Подготовка к процедуре: 

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить согласие. Оценить возможность пациента участвовать в процедуре.

2. Подготовить оснащение.  

3. Вымыть и осушить руки, обработать антисептиком.

 

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

Обеспечение безопасной среды

II Выполнение процедуры:

4. Предложить пациенту раздеться по пояс сверху, встать лицом к мед. сестре, руки поставить на пояс или развести в стороны.

5. Сантиметровую ленту провести по задней поверхности грудной клетки на уровне нижних углов лопаток (у муж. и жен.)

6. По передней поверхности – на уровне четвёртого ребра (у муж. - по сосковой линии, у жен. - под молочными железами)

7. Сообщить полученные данные пациенту.

Обеспечение условий для получения результата

Обеспечение достоверных показателей.

 

Обеспечение прав пациента.

III Окончание процедуры

8. Записать полученные данные в историю болезни.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

Примечание: сантиметровая лента накладывается плотно к телу, но без излишнего натяжения. Сначала измерения проводятся на высоте максимального вдоха, затем – выдоха, при этом определяя величину дыхательной экскурсии грудной клетки. Результат фиксируется в Уч. ф. №004/у

ВЗВЕШИВАНИЕ ПАЦИЕТА НА ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕСАХ

Цель: оценка физического развития.

Показания: поступление в стационар, профилактические осмотры, расчёт ИМТ.

Оснащение: электронные весы, лист бумаги, клеёнка или одноразовая пелёнка, ручка.

Этапы

Обоснование

I Подготовка к процедуре: 

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить согласие. Оценить возможность пациента участвовать в процедуре.

2. Подготовить оснащение, настроить весы, застелить.  

3. Вымыть и осушить руки, обработать антисептиком.

 

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

Обеспечение безопасной среды

II Выполнение процедуры:

4. Предложить пациенту разуться, встать на центральную часть площадки весов на лист бумаги, клеёнку или одноразовую пелёнку.

5. Окончательный результат появляется на электронном табло при уравновешивании тела пациента и площадки весов.

6. Сообщить полученные данные пациенту.

Обеспечение безопасной больничной среды.

Обеспечение достоверных показателей.

 Обеспечение прав пациента.

III Окончание процедуры

8. Записать полученные данные в историю болезни.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

Примечание: площадка или чаша весов после взвешивания подвергаются дезинфекции. Если пациент вставал на лист бумаги или одноразовую пелёнку, то после исследования они утилизируются, клеёнка дезинфицируется. Результат фиксируется в Уч. ф. №004/у

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА ВНУТРИ ЛПО

ТРАНСПОРТИРОВКА НА КАТАЛКЕ

Цель: перемещение пациента внутри ЛПО по назначению врача с обеспечением безопасности и с соблюдением правил биомеханики

Показания: невозможность самостоятельно передвигаться ввиду тяжёлого или иммобильного состояния, ограничения по двигательному режиму пациента

Оснащение: каталка в исправном состоянии после дезинфекции поверхности и застланная простынёй или пелёнкой (кресло – каталка, носилки твёрдые или мягкие)

Этапы

Обоснование

I Подготовка к процедуре: 

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить согласие. Оценить возможность пациента участвовать в процедуре.

2. Подготовить оснащение.  

3. Вымыть и осушить руки, обработать антисептиком, надеть перчатки.

 

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

Обеспечение безопасной больничной среды

II Выполнение процедуры:

4. Поместить каталку перпендикулярно кушетке или кровати с пациентом, расположив её головным концом к ногам пациента.

5. Если пациент в сознании и может выполнять некоторые команды или даже помогать при перемещении с кушетки или кровати на каталку, то предложить сгруппировать верхние конечности на груди или животе, либо попробовать самостоятельно переместиться

6. Если пациент без сознания или не в состоянии участвовать в перемещении, то организовать младший медперсонал или родственников

7. Втроём встать между каталкой и пациентом так, чтобы первый смог захватить голову и плечевой пояс пациента, второй – таз и верхнюю часть бёдер, третий – нижние конечности за бёдра и голени

8. Приподнять пациента, согласованно развернуться с ним на 900 и уложить на каталку, накрыв сверху одеялом

9. Предварительно сообщить о транспортировке зав. отделением, куда пациент будет доставляться

10. Доставить по назначению в лечебное отделение в сопровождении с необходимой документацией и в обратном порядке переложить на кровать или кушетку, где пациент будет лежать до выписки или перевода

Обеспечение безопасной больничной среды

Обеспечение прав пациента на реабилитацию.

Обеспечение безопасной больничной среды

Обеспечение безопасной больничной среды

Обеспечение преемственности

III Окончание процедуры

11. Снять перчатки, обработать руки

12. Сделать по необходимости соответствующую запись

Обеспечение преемственности

Примечание: по возможности при перемещении использовать простыни – слайдеры, подъёмники или другие эргономические средства и методы (перекат, переваливание, мягкие носилки, простыни и т. д.)

ОБРАБОТКА ПАЦИЕНТА С ПЕДИКУЛЁЗОМ

Цель: лечебная и профилактическая.

Показание: наличие педикулёза.

Оснащение: дополнительный халат, косынка, 2 непромокаемых фартука, перчатки, клеенка или бумага, кувшин с теплой водой, педикулоцид, шампунь, 5-10% раствор уксусной кислоты, 2 полотенца, расческа (гребешок), таз, целлофановая пелерина, шапочка для душа, емкость для сжигания или обеззараживания волос пациента, клеенчатый мешок для вещей.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре:

1. Представиться и собрать информацию о пациенте. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес. 

2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, если он с нею незнаком.

3. Получить его согласие.

4. Подготовить необходимое оснащение.

5. Вымыть руки, надеть дополнительный халат, фартук, перчатки. Постелить на пол клеенку и поставить на нее стул.

6. Помочь пациенту надеть фартук и сесть (если позволяет состояние) на стул, закрыть плечи пациента целлофановой пелериной.

7. Дать в руки пациенту (если это возможно) полотенце и попросить закрыть им глаза.

Примечание: если пациент не в состоянии держать полотенце, это делает за него помощник, у которого также должны быть дополнительный халат, косынка и перчатки. Развести педикулоцид в соответствии с инструкцией по применению.

 

Установление контакта с пациентом.

Психологическая подготовка к манипуляции.

Соблюдение прав пациента.

Достижение эффективного проведения процедуры.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечение инфекционной безопасности пациента.

Исключение попадания педикулоцида в глаза пациенту.  

Обеспечение качества проведения процедуры и безопасности сестры и пациента.

II. Выполнение процедуры:

8. Смочить волосы небольшим количеством воды из кувшина (температура воды – 36 - 37° С), обработать равномерно волосы пациента приготовленным противопедикулоцидным средством, покрыть голову пациента шапочкой на 20-60 мин (экспозиция зависит от используемого средства). 

9. Промыть волосы теплой водой, ополоснуть их 6% раствором столового уксуса (Т=27°С), разделить волосы на пряди и вычесать частым гребнем каждую прядь.

10. Убрать пелёнку, прикрывающую глаза, высушить и осмотреть волосы пациента.

Примечание: при наличии площиц волосы в подмышечных впадинах и на лобке сбривают или обрабатывают тем же педикулоцидным средством. 

11. Спросить пациента о его самочувствии. 

Обеспечение условий для нанесения педикулицидного средства.

 

Обеспечение качества противопедикулёзной обработки.

 

Обеспечение качественной обработки.

Определение реакции пациента

III. Завершение процедуры.

12. Сложить белье и одежду пациента в мешок и отправить в дезкамеру.

13. Снять фартук, халат, перчатки, поместить в мешок для дезинсекции. Вымыть и осушить руки.

14. Сделать отметку о педикулезе: на титульном листе в правом верхнем углу «Медицинской карты стационарного больного» поставить красным карандашом букву «P», заполнить экстренное извещение о выявлении инфекционного заболевания и сообщить в СЭС (Уч. Ф. №058/у), зарегистрировать данные о пациенте в «Журнал учёта инфекционных заболеваний» (Уч. Ф. № 060/у).

Обеспечение инфекционной безопасности.  

Обеспечение преемственности дальнейшего контроля и наблюдения за пациентом.

Соблюдение требований, обеспечивающих контроль за ВБИ.

Примечание: если волосы обрабатывались не фосфорорганическими препаратами, а мыльно-порошковой эмульсией, гниды остаются невредимыми, поэтому потребуется дополнительная обработка раствором столового уксуса, подогретого до Т = 27° С на 20 мин.  

При выявлении педикулёза у мужчин волосы можно коротко остричь (при согласии пациента). Остриженные волосы собирают в мешок и сжигают. Использованные инструменты и предметы ухода, помещение, где проводилась обработка пациента дезинсекцируют теми же средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по дисциплине "Основы философии" для студентов заочного отделения

Данное пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины студентами - заочниками всех специальностей. Соденржит перечень тем, методические указания к каждой теме, контрольные вопросы, спи...

Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях по фармакогнозии

В методических рекомендациях отражены цели и задачи изучения предмета Фармакогнозии,  как дисциплины формирующей профессиональные компетенции выпускников фармацевтических специальностей. В методи...

Учебное пособие по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях очной формы обучения по специальности Фармация

  В учебном пособие отражены вопросы общей рецептуры – раздела фармакологии о правилах выписывания в рецептах различных лекарственных форм. Приведены примерыпо выписыванию лекарствен...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)

Методические указания по изучению темы «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии» предназначены для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных з...

Методическое пособие для самостоятельных и практических занятий по анатомии. Раздел: Остеология. Артрология.

В пособии большое внимание уделяется анатомии скелета. Разработаны темы самостоятельных и практических занятий, вопросы для самостоятельного изучения тем, предложен список необходимой литературы.Насто...

Учебно - методическое пособие для обучающихся железнодорожной специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» по выполнению практического занятия «Заполнение журнала осмотра ф.ДУ-46»

Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и предназначено для обучающихся и преподавателей по специальности «Организац...