Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов по гигиене и экологии человека к практическому занятию по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ПОМЕЩЕНИИ»
методическая разработка
Сегодня остро стоит проблема ухудшения здоровья людей в связи с особенностями влияния условий окружающей среды.
Учебно-методическое пособие поможет студентам лучше понять и изучить влияние факторов воздушной среды на человека, научиться определять и оценивать температуру и влажность воздуха в помещении, естественную освещенность помещения, давать им гигиеническую оценку. Эти вопросы очень важно знать как будущим фельдшерам и медицинским сестрам, так и просто гражданам.
Методическое пособие содержит теоретический материал по теме, вопросы для самопроверки, задание для самостоятельной работы. Тесты и вопросы для итогового контроля знаний.
Методическое пособие может быть использовано на практических занятиях по этим темам, так и для самостоятельного изучения. Например, если студент пропустил занятие по болезни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-методическое пособие | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал
ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Учебно-методическое пособие
для самоподготовки студентов по гигиене и экологии человека к практическому занятию по теме:
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ПОМЕЩЕНИИ»
Специальности «Лечебное дело»,
«Сестринское дело»
Преподаватель Зорина Т.Ф.
2019
Оглавление
Методическое пояснение……………………………………………………….3
Мотивация темы……………………………………………………………………………………………….3
Указания по работе с пособием………………………………………………..4
Раздел 1Определение и оценка температуры воздуха в помещении………………………7
Контрольные вопросы к Разделу 1 8
Раздел 2 Определение и оценка влажности воздуха в помещении………. ………………9
Контрольные вопросы к разделу 2………………………………………………………………..11
Раздел 3 Определение и оценка есстественной освещенности помещения ……….12
Контрольные вопросы к разделу 3 14
Задание 4………………………………………………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Сегодня остро стоит проблема ухудшения здоровья людей в связи с особенностями влияния условий окружающей среды.
В учебном пособии «Гигиена и экология человека» И.Г.Крымской недостаточно уделено внимание этим вопросам, поэтому возникла необходимость создания данного пособия.
Учебно-методическое пособие поможет студентам лучше понять и изучить влияние факторов воздушной среды на человека, научиться определять и оценивать температуру и влажность воздуха в помещении, естественную освещенность помещения, давать им гигиеническую оценку. Эти вопросы очень важно знать как будущим фельдшерам и медицинским сестрам, так и просто гражданам.
Методическое пособие содержит теоретический материал по теме, вопросы для самопроверки, задание для самостоятельной работы. Тесты и вопросы для итогового контроля знаний.
Методическое пособие может быть использовано на практических занятиях по этим темам, так и для самостоятельного изучения. Например, если студент пропустил занятие по болезни.
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ
Сегодня остро стоит проблема ухудшения здоровья людей в связи с особенностями влияния условий окружающей среды.
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населения. Большую часть жизни человек находится в помещении, поэтому очень важно насколько комфортные условия в нем созданы и поддерживаются.
В результате длительного пребывания людей в замкнутых помещениях воздух загрязняется (антроповыбросы, химические вещества); повышается его бактериологическая обсемененность; увеличивается число положительно заряженных ионов, угнетающих нервную систему, повышается температура и влажность. Любой показатель воздушной среды изменяется в различных пределах. В зависимости от диапазона изменений выделяют:
- оптимальные параметры;
- допустимые пределы.
Оптимальные параметры — это изменение показателя в узких пределах. Они определяют зону комфорта, в которой возможны максимальная работоспособность и хорошее самочувствие.
Допустимые пределы — это изменение показателя в широких пределах, за верхней и нижней границей которых говорят о нарушении санитарно-гигиенических норм по данному показателю.
Современный медицинский работник, владеющий знаниями и умениями и умениями в области гигиены и экологии человека, сможет умело их использовать при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния полезных на сохранение и укрепление здоровья.
УКАЗАНИЯ ПО РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ
Уважаемые студенты, изучите внимательно пособие. Составьте краткий конспект, выделив главное, постарайтесь запомнить основные понятия, гигиенические нормативы, правила определения и оценки физических параметров воздушной среды и естественной освещенности. После каждого раздела пособия есть вопросы для самопроверки, устно ответьте на них. Если не получится, еще раз перечитайте раздел.
В результате изучения пособия
студенты должны уметь:
— определять и оценивать температуру воздуха в помещении;
— определять влажность воздуха в помещении;
— определять прямые и косвенные показатели естественной освещенности помещения.
должны знать:
— Правила определения температуры воздуха в помещении.
— Оптимальные и допустимые температуры воздуха в жилых и общественных помещениях.
— Устройство и принцип работы психрометра.
— Оптимальная и допустимая влажность воздуха в помещении.
— Правила определения влажности воздуха в помещении.
— Влияние температуры и влажности воздуха на самочувствие и работоспособность людей.
— Прямые и косвенные показатели освещенности.
— Влияние естественной освещенности помещения на самочувствие и работоспособность людей.
— Гигиенические нормативы естественной освещенности.
После изучения пособия проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив задания для итогового контроля знаний. Сверьте свои ответы с эталоном ответов.
Удачи вам!
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК.10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК.11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК.12. | Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК.13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
- профессиональными компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения |
ПК 1.2 | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения |
ПК 1.3 | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. |
Примечание: профессиональные компетенции указаны для специальности «Лечебное дело».
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Выполнение учебно-исследовательской работы «Санитарное обследование жилой комнаты» | 2ч | Изучив учебно-методическое пособие, проведите обследование своей жилой комнаты. В ходе обследования заполните карту «Санитарного обследования жилой комнаты», выполнив, по возможности, все обследования. Сделайте выводы. Подумайте, что можно сделать для улучшения санитарного состояния вашей жилой комнаты (при необходимости). | Оценка санитарного состояния жилой комнаты. Проведение мероприятий по улучшению санитарного состояния жилой комнаты. |
Примечание: карта «Санитарного обследования комнаты» в приложении №1
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. И.Г.Крымская. Гигиена и экология человека. Ростов-на-Дону; «ФЕНИКС», 2017.
2. Трушкина Л.Ю. и др. Гигиена и экология человека. Ростов-на-Дону; «ФЕНИКС», 2003.
3. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемические требования к жилым зданиям и помещениям»
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Дополнительная
1. Анисимова Н.В., Каралашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М.; Творческий центр «СФЕРА», 2002.
2. Габович Р.Д. Гигиена. М; «МЕДИЦИНА», 1990.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
РАЗДЕЛ 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА
В ПОМЕЩЕНИЕ
Прочитайте внимательно текст, выделите и запишите в тетрадь главное, постарайтесь это запомнить. Ответьте на поставленные вопросы. Если не удалось ответить на вопросы, еще раз перечитайте текст.
Важнейшим фактором микроклимата жилых и общественных помещений является температура воздуха. Исследования показали, что зимой в жилищах наиболее благоприятна температура воздуха (в центре помещения на высоте 1,5м от пола) в условиях умеренного и теплого климата 19—20°С, в холодном климате — 20 —2 ГС (в классах и аудиториях 16 —18°С). Перепад температур в вертикальном направлении на высоте 0,1 и 1,5м от пола должен быть не больше 2-3°С, при этом человек не ощущает температурной разницы. Низкая температура воздуха у пола ведет к охлаждению ног, плохому самочувствию и возможности возникновения простудных заболеваний, особенно у детей.
Летом большое гигиеническое значение имеет предупреждение перегрева помещений, особенно в южных районах. Перегрев помещений, вызывая напряжение терморегуляционных процессов в организме, отражается на самочувствии людей, создает неблагоприятные условия для работы и отдыха. Перегревание, особенно у грудных детей, предрасполагает к желудочно-кишечным заболеваниям. Тяжело переносят жару и духоту лица, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, астмой и др.
Определение температуры воздуха.
Температуру воздуха определяют спиртовым или ртутным термометром, градуированным в градусах Цельсия (°С).
Замеры температуры следует производить по диагонали помещения на расстоянии 0,2м от наружной и внутренней стен и посередине помещения на трех уровнях: 0,1 —1 — 1,5м от пола. Перепад температур от наружной и внутренней стены не должен превышать 2°С, а по вертикали — не более 2,5°С на 1м. Показания снимают через 10 мин. Выполнив все измерения, вычисляют среднюю температуру воздуха, перепады температуры и дают им гигиеническую оценку.
Таблица 1.
Оптимальные параметры и допустимые пределы температуры для классных комнат в зависимости от времени года
Время года | Оптимальные параметры t,0С | Допустимые пределы t,0 С |
Зима | 18-20 | 17-22 |
Весна | 18-22 | 17-23 |
Осень | 16-22 | 15-22 |
Примечание. В таблице приведены данные для умеренной климатической зоны.
Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от его назначения: максимальная температура — в учебных классах (16 — 18 °С)> ниже — в рекреациях (коридорах), самая низкая — в мастерских и спортзалах (15 — 17 °С).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каким прибором измеряют температуру воздуха в помещении?
2. В скольких точках по вертикали и горизонтали измеряют температуру воздуха в помещении?
3. Какова оптимальная температура воздуха в помещении?
4. Назовите пределы допустимых перепадов температуры воздуха по вертикали и горизонтали?
5. Какое влияние оказывает температура воздуха в помещении на самочувствие и работоспособность человека?
РАЗДЕЛ 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ
ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ
Прочитайте внимательно текст. Выделите и запишите в тетрадь главное, постарайтесь запомнить. Устно ответьте на вопросы, напечатанные после текста.
Для человека наиболее важное значение имеет относительная влажность воздуха, которая показывает степень насыщения воздуха водяными парами. Она играет большую роль при осуществлении терморегуляции организма. Оптимальной величиной относительной влажности воздуха считается 40 - 60%, допустимой — 30 - 70%. При низкой влажности воздуха (15 - 10%) происходит более интенсивное обезвоживание организма. При этом субъективно ощущается повышенная жажда, сухость слизистых оболочек дыхательных путей, появление трещин на них с последующими воспалительными явлениями и т.д. Особенно тягостны эти явления у температурящих больных. Поэтому на микроклиматические условия в палатах следует обращать особое внимание.
Высокая влажность воздуха неблагоприятно сказывается на терморегуляции организма, затрудняя или усиливая теплоотдачу в зависимости от температуры воздуха.
Относительную влажность воздуха определяют станционным или аспирационным психрометром. Аспирационный психрометр Ассмана портативен и дает более точные результаты.
Основная часть психрометра: два термометра «сухой» и «влажный». В аспирационном психрометре резервуары обоих термометров помещены в металлические трубочки, через которые при помощи вентилятора продувается воздух с одинаковой скоростью 2 м/с. Металлические трубочки защищают термометры от нагревания солнцем.
Принцип действия психрометра заключается в следующем. С поверхности мокрой ткани, окружающей резервуар термометра, происходит испарение, в связи, с чем резервуар влажного термометра теряет больше тепла, чем резервуар сухого термометра. Так как степень испарения воды зависит от влажности воздуха, то чем суше воздух, тем больше разница между показаниями сухого и влажного термометров.
Для определения влажности аспирационным психрометром резервуар влажного термометра оберните батистом, не оставляя свободных кусочком ткани. Смочите ткань дистиллированной водой при помощи пипетки, прилагаемой к прибору. Включите вентилятор, подвесьте психрометр в исследуемой точке на высоте 1,5 м от пола. Через 4-5 мин. снимите
показания термометров. Если температура низкая показания снимают через 15-20 мин.
Для определения относительной влажности воздуха пользуйтесь таблицей. Относительную влажность по таблице находят в точке пересечения горизонтальной и вертикальной линий, которые соединяют числа, соответствующие показаниям сухого и влажного термометров.
психрометр Ассмана.
1 —металлические трубки, в которых находятся резервуары ртутных термометров; 2 — ртутные термометры; 3 — пипетка для смачивания влажного термометра; 4 — зажим для подвешивания прибора.
Таблица | 1 . | Относительная влажность (по показаниям аспирационного психрометра, | %> | ||||||||||||||||||||||||
Температура | Показания влажного | | термометра | , °С | ||||||||||||||||||||||||
сухого термометра, °С | 10,0 | 10,5 | 11,0 | 1 1,5 | 12,0 | 12,5 | 13,0 | 13,5 | 14,0 | 14,5 | 15,0 | 15,5 | 16,0 | 16,5 | 17,0 | 17,5 | 18,0 | 18,5 | 19,0 | 19.5 | 20,0 | 20,5 | 21,0 | 21,5 | 22,0 | 22,5 | 23,0 |
17,5 | 36 | 40 | 44 | 48 | 52 | 56 | 60 | 64 | 68 | 73 | 77 | 81 | 86 | 91 | 95 | 100 | |||||||||||
18,0 | 34 | 37 | 41 | 45 | 49 | .53 | 56 | 61 | 65 | 69 | 73 | 77 | 82 | 86 | 91 | 95 | 100 | ||||||||||
18,5 | 31 | 35 | 38 | 42 | 46 | 49 | 53 | 57 | 61 | 65 | 69 | 73 | 78 | 82 | 86 | 91 | 95 | 100 | |||||||||
19,0 | 29 | 32 | 36 | 39 | 43 | 46 | 50 | 54 | 58 | 62 | 66 | 70 | 74 | 78 | 82 | 86 | 91 | 95 | 100 | ||||||||
19,5 | 26 | 30 | 33 | 36 | 40 | 43 | 47 | 51 | 54 | 58 | 62 | 66 | 70 | 74 | 78 | 82 | 86 | 91 | 95 | 100 | |||||||
20,0 | 24 | 27 | 30 | 34 | 37 | 41 | 44 | 48 | 52 | 52 | 59 | 63 | 1 66 | 70 | 74 | 78 | 82 | 87 | 91 | 95 | 100 | ||||||
20,5 | 22 | 25 | 28 | 31 | 35 | 38 | 41 | 45 | 48 | 52 | 56 | 59 | 63 | 67 | 71 | 75 | 79 | 83 | 87 | 94 | 96 | 100 | |||||
21,0 | 20 | 23 | 26 | 29 | 32 | 36 | 39 | 42 | 46 | 49 | 53 | 56 | 60 | 64 | 67 | 71 | 75 | 79 | 83 | 87 | 91 | 96 | 100 | ||||
21,5 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 | 40 | 43 | 46 | 50 | 53 | 57 | 60 | 64 | 68 | 71 | 75 | 79 | 83 | 87 | 92 | 96 | 100 | |||
22,0 | 16 | 19 | 22 | 25 | 28 | 31 | 34 | 37 | 40 | 44 | 47 | 50 | 54 | 57 | 61 | 64 | 68 | 72 | 76 | 80 | 84 | 88 | 91 | 96 | 100 | ||
22,5 | 14 | 17 | 20 | 23 | 26 | 29 | 32 | 35 | 38 | 41 | 44 | 48 | 51 | 54 | 58 | 61 | 65 | 68 | 72 | 76 | 80 | 84 | 8S | 92 | 96 | 100 | |
23,0 | 13 | 16 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 | 39 | 42 | 45 | 48 | 51 | 55 | £8 | 62 | 65 | 69 | 72 | 76 | 80 | 84 | 88 | 92 | 96 | 100 |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Назовите прибор, применяемый для определения относительной влажности воздуха в помещении.
2. Опишите устройство прибора и принцип его действия.
3. Как правильно определить влажность воздуха в помещении?
4. Назовите оптимальные и допустимые показатели температуры воздуха в помещении.
5. Какое влияние оказывает влажность воздуха на самочувствие человека?
РАЗДЕЛ 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ
ПОМЕЩЕНИЯ
Прочитайте внимательно текст, выделите главное, запишите в тетрадь и постарайтесь запомнить. Устно ответьте на вопросы для самопроверки.
Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает условия, необходимые для нормального роста и развития детей и подростков. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны здоровья. В жилых и общественных помещениях должно быть обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности, предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения.
Естественное освещение определяется основными показателями и косвенными нормативами.
Основные нормативы.
1) Световой коэффициент представляет собой отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола; записывается в виде дроби, в знаменателе которой 1. (например 1/3, 1/5,1/10)
Гигиенический норматив: световой коэффициент должен быть не меньше:
— для жилых помещений — 1/6 —1/8,
— для классов, палат — 1/5 —1/6,
— для операционных — 1/2 —1/3,
— для коридоров — 1/12 —1/15,
— для спортзала — 1/6.
2) Глубина заложения — это отношение глубины комнаты к высоте от пола до верхнего края окна, (глубина комнаты — расстояние от наружной стены с окнами до внутренней).
Гигиенический норматив: глубина заложения не должна превышать 2 __2, 2
3) Расположение здания и ориентация окон.
Ориентация окон относительно сторон света оказывает существенное t влияние на уровень освещенности. Наибольшая освещенность в первой
половине дня во всех широтах наблюдается при восточной и южной ориентации окон.
Для классных комнат, жилых помещений оптимальная ориентация окон на юг, восток, юго-восток; допустимая на юго-запад и запад.
Для операционных кабинетов черчения, рисования — на север, северо-восток, северо-запад.
Косвенные показатели освещенности.
1) Степень затемнения комнаты зданиями, деревьями или другими предметами.
Чтобы определить степень затемнения, обследующий садится на стул у противоположной от окна стены и отмечает размер видимого участка (по вертикали) небосвода на окне.
Гигиенический норматив: желательно, чтобы проекция видимого участка небосвода на окне была не менее 30 см. (от верхнего края окна до верхней границы предмета, закрывающего небосвод).
2) Другие косвенные показатели.
— размер и конфигурация, санитарное состояние окон;
— размер простенков, высота подоконников;
— окраска интерьера помещения;
— расстановка и окраска мебели.
Общая характеристика косвенных показателей.
Размеры окон должны обеспечивать нормальный световой коэффициент.
Гигиенически недопустимо ставить на окна высокие цветы, закрывать плотными шторами.
Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает уровень естественной освещенности на 40% и больше. Замерзание окон в условиях высокой влажности воздуха и нарушенной вентиляции снижает естественную освещенность на 60—80%.
Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Дети разного возраста выбирают для оформления классов разные цветовые гаммы:
младшие классы — «теплые» тона (оранжевый, желтый);
средние классы — оттенки зеленого;
старшие классы — «холодные» тона (голубой, серый).
Расстояние от школы до деревьев должно быть не менее 10м, до кустарников — не менее 5м, до высотного здания не меньше 2,5 высоты последнего.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Перечислите нормируемые параметры микроклимата жилища.
2. Какое влияние оказывает солнечный свет на самочувствие и здоровье человека?
3. Назовите основные нормативы, характеризующие естественное освещение помещения?
4. Как рассчитывается световой коэффициент?
5. Каковы нормативы светового коэффициента для классов, палат, операционных, жилых комнат?
6. Как определить глубину заложения комнаты?
7. Каковы нормативы глубины заложения комнаты?
8. Назовите оптимальную ориентацию окон для классных комнат, операционных?
9. Перечислите косвенные показатели освещенности помещений?
10. Как правильно определить степень затемнения комнаты?
ИТОГОВАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ
Задание 1
Выберите правильное утверждение
1. Микроклимат это:
а) последовательность метеопроцессов в данной местности;
б) сочетание метеоусловий в помещении
2. Оптимальная относительная влажность воздуха в жилом помещении:
а) 20 - 30%
б) 80-90%
в) 40-60%
3. Отметьте наиболее комфортные сочетания физических параметров воздушной среды:
а) — температура 20°С
— относительная влажность воздуха 90%
— скорость движения воздуха 1,5м /сек
б) — температура 20°С
— относительная влажность воздуха 60%
— скорость движения воздуха 1,5 м/сек
4. Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют значение следующие показатели:
а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен;
б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте;
в) влажность воздуха жилого помещения
5. Прибор для определения влажности воздуха называется:
а) барограф;
б) психрометр;
в) гигрограф.
6. Отметьте норматив светового коэффициента для жилой комнаты:
а) 1/4 -1/5;
б) 1/6-1/8;
в) 1/8-1/10.
7. Отметьте норматив глубины заложения:
а) глубина заложения должна быть не менее 2,2;
б) глубина заложения должна быть не более 2,2;
в) глубина заложения должна быть равна 2.
8. Оптимальная ориентация окон в операционных:
а) юг;
б) север;
в) запад;
г) восток
9. Оптимальная ориентация окон класса:
а) юг;
б) запад;
в) восток;
г) север
10. Найдите верное определение термина «ориентация»:
а) расположение жилых домов вдали от проезжей части;
б) расположение окон здания по сторонам света;
в) освещенность прямыми солнечными лучами здания, территории
Задание 2
Выберите все правильные утверждения.
1. Микроклимат в помещении характеризуется следующими показателями:
а) температура воздуха;
б) влажность воздуха;
в) химический состав воздуха;
г) скорость движения воздуха.
2. Рекомендуемая ориентация окон для жилых помещений в Кыштыме:
а) юго-запад;
б) юго-восток;
в) северо-запад;
г) северо-восток.
3. К основным нормативам, характеризующим естественное освещение помещения, относятся:
а) световой коэффициент;
б) глубина заложения;
в) степень затемнения;
г) окраска стен и мебели.
4. Найдите верные определения следующих терминов:
1) ориентация;
2) инсоляция;
а) освещенность солнечными лучами помещений;
б) расположение окон здания по сторонам света;
в) расположение жилых домов вдали от проезжей части
Задание 3
Оцените гигиенические нормативы.
1. Световой коэффициент 1/10 для жилой комнаты.
2. Глубина заложения 2,3.
3. Световой коэффициент 1/2 для операционной.
4. Степень затемнения: видимый участок небосвода 20см.
Задание 4
Решите задачи
1. Площадь застекленной части окна 2,8м2 . В комнате, метраж которой 28м2 , два окна.
Рассчитайте световой коэффициент; достаточен ли он для жилой комнаты, больничной палаты, школьного класса?
2. В аудитории с естественной вентиляцией в зимнее время к концу лекции температура воздуха 24º С (до лекции 19º), влажность воздуха 76% (до лекции 58%), содержание двуокиси углерода 0,16%.
Дайте гигиеническую оценку воздушной среды и вентиляции в аудитории.
3. Почему в парной бане (температура в парилке 50-60º С) даже заядлые «банщики» не задерживаются, а в финской бане могут находиться даже при температуре 100º С.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Задание 1
Выберите один правильный ответ.
1. б
2. в
3. б
4. а
5. б
6. б
7. б
8. б
9. в
10. б
Задание 2
Выберите все правильные утверждения
1. а, б, г
2. а, б
3. а, б
4. 1б ; 2а
Задание 2
Оцените гигиенические нормативы
1. Световой коэффициент 1/10 для жилой комнаты не соответствует гигиеническим нормам. Он недостаточный. Норматив: 1/6 - 1/8.
2. Глубина заложения 2,3 не соответствует гигиеническим нормам. Норматив: не более 2 - 2,2.
3. Световой коэффициент 1/2 для операционной соответствует гигиенической норме.
4. Степень затемнения - косвенный показатель освещенности. Желательно, чтобы видимый участок небосвода составлял не менее 30см.
20см - не достаточно.
Задание 4
Решите задачи
Задача №1
1) Общая площадь застекленной части двух окон составляет:
2,8м2 × 2 = 5,8м2
2) Рассчитываем световой коэффициент:
5,8м2 / 28м2 = 1/5
Ответ: световой коэффициент составляет 1/5. Такой световой коэффициент достаточен для жилой комнаты (норматив 1/6 - 1/8), больничной палаты (тот же норматив). Для класса допустим, но лучше - ¼.
Задача №2
Состояние воздушной среды в аудитории к концу лекции не соответствует гигиеническим нормам. Особенное превышение по влажности воздуха, которая составляет 76% (оптимально 40 – 60%, допустимо 70%). Содержание двуокиси углерода 0,165 свидетельствует о загрязнении воздуха. Норматив – не более 0,1%.
Эти показатели свидетельствуют о недостаточной вентиляции помещения.
Задача №3
Температура и влажность воздуха оказывают на человека сочетанное действие. Высокие температуры лучше переносятся в сухом, а не во влажном климате (помещении). Поэтому в финской бане, где нет значительных превышений по влажности воздуха, люди чувствуют себя комфортнее. Парилки противопоказаны больным с заболеваниями ССС, онкологическими заболеваниями.
Приложение №1
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА
САНИТАРНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЖИЛОЙ КОМНАТЫ
Санитарное обследование производят путем осмотра обследуемого объекта с заполнением карты обследований и опроса проживающих в помещении лиц, путем измерений и инструментальных исследований (определение температуры и влажности воздуха, освещенности и др.)
Проведите санитарное обследование своей комнаты, заполнив приведенную ниже карту.
КАРТА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛОЙ КОМНАТЫ.
1. Населенный пункт, улица, номер дома, этажность его, номер квартиры (или название общежития), этаж.
____________________________________________________________________
2. Номер комнаты, назначение комнаты.
____________________________________________________________________
3. Число проживающих в комнате лиц, в том числе детей (указать возраст); состояние здоровья жильцов (по данным опроса).
____________________________________________________________________
4. Размер помещения: длина, ширина и высота (м). Площадь кубатура (м3). Площадь на 1 человека (м2), воздушный куб (м3).
____________________________________________________________________
5. Количество входов в комнату (с указанием, откуда).
____________________________________________________________________
6. Окна, их форма, число, расположение, ориентация, размеры окна, расстояние верхнего края от потолка, ширина простенков, затемнение (зданием, деревьями), световой коэффициент, глубина заложения окон.
____________________________________________________________________
7.Искусственное освещение: вид осветительной аппаратуры (лампы накаливания, люминесцентные); общее, местное или комбинированное освещение; тип светильников, количество, размещение, состояние, мощность каждой лампы (Вт); освещенность в различных точках.
____________________________________________________________________
8. Естественная вентиляция; форточки (отношение величины форточки к площади окна), фрамуги, вытяжные каналы; режим проветривания, возможность сквозного проветривания.
____________________________________________________________________
9. Стены и потолок, их материал, внутренняя отделка и окраска, панель.
____________________________________________________________________
Ю. Пол, его материалы и состояние.
____________________________________________________________________
11. Отопление: система отопления (центральное — водяное, печное), расположение радиаторов или печей, площадь поверхности печи, куда выходят топки, вид топлива, режим топки. Температурно-влажностный режим в помещении. Тепловое самочувствие находящихся в помещении лиц (по данным опроса).
____________________________________________________________________
12. Наличие сырости и причины ее (признаки сырости: темные серые пятна, плесень, изменение окраски, отставание обоев, прогнившие полы, при постукивании коробочный звук отсыревшей штукатурки).
____________________________________________________________________
13. Наличие, интенсивность шума и его происхождение.
____________________________________________________________________
14. Наличие балкона, веранды.
____________________________________________________________________
15. Основная мебель и ее расположение; наличие внутренних шкафов.
____________________________________________________________________
16.Санитарное состояние: режим ежедневной и генеральной уборки;
порядок и чистота; наличие «комнатного запаха», мух и других насекомых, грызунов.
____________________________________________________________________
17. Жалобы жильцов.
____________________________________________________________________
18. Дополнительные данные, в том числе схематический план помещения.
____________________________________________________________________
19. Санитарно-гигиеническая оценка жилой комнаты по всем пунктам карты санитарного обследования. Выводы и предлагаемые мероприятия по улучшению гигиенических условий объекта.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата составления карты
____________________
Подпись обследователя
____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект практического занятия на тему "Определение расходов воды при производстве строительных работ"
Выполнение студентами 3 курса практического занятия на тему "Определение расходов воды при производстве строительных работ", МДК 01.02 "Проект производства работ"...
Методическое пособие для преподавателя для проведения практического занятия по теме Определение артериального давления
Медицинская сесра должна уметь измерять артериальное давление пациенту, регистрировать полученные результаты в температурном листе....
Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека
Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений....
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
Методические рекомендации по выполнению практического занятия на тему "Идентификация и определение параметров фототранзисторов" по дисциплине ОП.08 Электронная техника
Материал предназначен для обучающихся по специальности 12.02.05 Оптические и оптико-электронные приборы и системы...
Методическая разработка практического занятия на тему: Определение основных общих и специальных требований к устройствам безопасности (по ГОСТ 12.2.026.0-93), а также порядок и правила безопасной работы на продольно-строгальных станках.
Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, и...
Методическая разработка практического занятия по теме "Определение размерно-качественных характеристик фанеры по ГОСТ 3916.1-2018 и фанерных плит по ГОСТ 8673-93"
Методическая разработка включает в себя:-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;-краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения, где дано методичес...