Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия по теме: "Нахождение производных сложной и обратных тригонометрических функций"
учебно-методическое пособие по теме
Пособие предназначено для проведения практичесого занятия оп нахождению производных, где разобраны примеры, приведен тренажер для закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakhozhdenie_proizvodnykh_slozhnykh_i_obratnykh_trigonometricheskikh_funktsiy.docx | 96.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Нахождение производных сложной и обратных тригонометрических функций
Цель работы: овладение методами вычисления производной сложной и обратных тригонометрических функций.
Умение и навыки, которые должны приобрести студенты: самостоятельно вычислять производные сложных функций, осуществлять поиск информации с использованием компьютерной техники и Интернета
Формирование компетенций:.
Рекомендации по выполнению.
1.Разобрать решение примеров.
2.Выполнить задания тренажера, используя указания.
3.Оформить решение задач тренажера в тетради.
1.Разберите решение примеров:
Вычисление производных сложных функций осуществляется по правилу дифференцирования сложной функции:
Прежде всего, обратим внимание на запись . Здесь у нас две функции – и , причем функция , образно говоря, вложена в функцию . Функция такого вида (когда одна функция вложена в другую) и называется сложной функцией.
Пример 1
Найти производную функции
Под синусом у нас находится не просто , а целое выражение , поэтому найти производную сразу по таблице не получится. Также мы замечаем, что здесь невозможно применить первые четыре правила, вроде бы есть разность, но дело в том, что «разрывать на части» синус нельзя:
Функция – это сложная функция, причем многочлен является вложенной функцией , а – внешней функцией.
Первый шаг, который нужно выполнить при нахождении производной сложной функции состоит в том, чтобы разобраться, какая функция является вложенной, а какая – внешней.
После того, как определены вложенная и внешняя функции применяют правило дифференцирования сложной функции .
Вычислим производную:
Сначала находят производную внешней функции , по формуле . Все табличные формулы применимы и в том, случае, если заменить сложным выражением, в данном случае:
При выполнении вычислений вложенная функция не изменилась.
По формуле получаем:
Постоянный множитель обычно выносят в начало выражения:
Пример 2
Найти производную функции
Запишем
Определим где внешняя функция, а где вложенная. Для этого пробуем вычислить значение выражения при . Что нужно выполнить в первую очередь? В первую очередь нужно сосчитать чему равно основание: , значит, многочлен – и есть вложенная функция. И, только потом выполняется возведение в степень , следовательно, степенная функция – это внешняя функция.
По правилу дифференцирования сложной функции , сначала нужно найти производную от внешней функции, в данном случае, от степени. По формуле вычисляем производную:
Пример 3
Найти производную функции
Для того чтобы продифференцировать корень, его нужно представить в виде степени . Таким образом, сначала приводим функцию в надлежащий для дифференцирования вид:
Анализируя функцию, приходим к выводу, что сумма трех слагаемых – это вложенная функция, а возведение в степень – внешняя функция.По правилу дифференцирования сложной функции :
Степень снова представляем в виде радикала , а для производной вложенной функции применяем простое правило дифференцирования суммы:
Пример 4
Найти производную функции
Разбираемся во вложениях этой функции. Пробуем вычислить выражение подставив значение . Если использовать для вычислений калькулятор, то сначала нужно найти , значит, арксинус – самое глубокое вложение.
Затем этот арксинус единицы следует возвести в квадрат :
И, наконец, семерку возводим в степень :
То есть, в данном примере у нас три разные функции и два вложения, при этом, самой вложенной функцией является арксинус, а самой внешней функцией – показательная функция.
По правилу сначала нужно взять производную от внешней функции. Вычислим производную показательной функции: .Вместо рассмотрим сложное выражение , что не отменяет справедливость данной формулы. Итак, результат применения правила дифференцирования сложной функции следующий:
Теперь опять необходимо вычислить производную сложной функции взяв за вложенную функцию – арксинус, а за внешнюю функцию – степень. Согласно правилу дифференцирования сложной функции сначала нужно взять производную от степени:
Далее находим по таблице производную арксинуса:
Пример 5
Найти производную функции
Сначала используем правило дифференцирования суммы , заодно в первом слагаемом выносим постоянный множитель за знак производной по правилу :
Далее дважды необходимо применить правило :
Согласно правилу , получаем:
Обратите внимание на приоритет (порядок) применения правил: правило дифференцирования сложной функции применяется в последнюю очередь.
2.Выполните задания тренажера «Производная сложной функции»:
а) , | б) . | |
а) , | б) . | |
а) , | б) . | |
а) , | б) , | |
а) , | б) . | |
а) , | б) . | |
а) , | б) . | |
а) , | б) , | |
а) , | б) . | |
а) , | б) . | |
а) , | б) . | |
а) , | б) , | |
в) , | г) . | |
а) , | б) . | |
в) , | г) . |
3.Оформить решение примеров в тетради.
4. По результатам решения тренажера выставляется оценка, которая учитывается при приеме дифференцированного зачета.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
Балл (оценка) | Вербальный аналог | |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Литература:
- Григорьев С.Г., Задулина С.В. Под редакцией В.А. Гусева Математика. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011
- Пехлецкий И.Д. Математика. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011.
Дополнительная литература:
- Н.В. Богомолов. Практические занятия по математике. - М., ВШ,1990.
- Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. Математика.-М., Дрофа,2006.
Интернет ресурсы:
- www/mathematics.ru
- http://www.tutoronline.ru/
- http://www.exponenta.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для проведения практического занятия на тему "Неотложные состояния"
Дисциплина "Психические болезни с курсом наркологии"...
Учебно-методическое пособие по проведению практического заняти по теме: "Сложение и вычитание матриц"
Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры и приведенр тренажер по закреплению материала....
Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования"
Целью методических указаний по данной дисциплине является приобретение знаний и выработка практических навыков в области планирования, организации, управления и экономической оценки природоохранных ме...
Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия пр теме: "Сложение и вычитание матриц"
Материал предназначен для студентов 2 курса по предмету математика. Содержит теоретический материал и задания для практического применения....
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж
методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...
Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия
Данное пособие может быть полезно для преподавтелей медицинских колледжей по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" ПМ 04 "Выполнение работ по одной или нескольк...