Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»
методическая разработка по теме

Демина Галина Николаевна

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая ситуация в России и в целом в мире свидетельствует о резком ухудшении состояния источников пресной воды. Особую обеспокоенность вызывает невысокий уровень экологического сознания молодежи. В настоящее время необходимо обращать большее внимание на экологическое воспитание подрастающего поколения. Основа новой модели воспитания - это осознание молодыми людьми исключительной важности проблемы чистой воды, необходимости бережно относиться к воде как драгоценному дару природы России.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум»

                                               

МЕТОДИЧЕСКАЯ 

РАЗРАБОТКА

открытого занятия кружка

на тему: «Чистая вода»

                               Преподаватели: Демина Г.Н.  

                                                                Морозова М.Е.

2010год

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

технологических и технических

дисциплин

Протокол № __ от «___» ______ 2010г.

Председатель_____________________

Пояснительная записка

Цели:

  - формирование понимания проблемы чистой воды;

  - формирование бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу для         здоровья;

  - воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения;

  - развитие экспериментально-исследовательских навыков.

Обоснование выбранной темы:

  Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев назвал экологию приоритетным направлением российской политики. Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды. К сожалению, экологическая ситуация в России и в целом в мире свидетельствует о резком ухудшении состояния источников пресной воды. Особую обеспокоенность вызывает невысокий уровень экологического сознания молодежи. В настоящее время необходимо обращать большее внимание на экологическое воспитание подрастающего поколения. Основа новой модели воспитания - это осознание молодыми людьми исключительной важности проблемы чистой воды, необходимости бережно относиться к воде как драгоценному дару природы России.

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум»

ПЛАН

занятия кружка

Дата: 01.12.2010                                                                                          Группы: 12бв, 41тв

Тема: Чистая вода

Цели: - формирование понимания проблемы чистой воды;

          - формирование бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу для         здоровья;

          - воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения;

          - развитие экспериментально-исследовательских навыков.

Задача: донесение информации: о водных ресурсах мира, России, города и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека;              о важности экологических мероприятий, проводимых в городе, республике,

стране и мире.

Средства: мультимедиа проектор, компьютерные презентации, образцы исследуемой воды, сообщения студентов.

Ход занятия:

Действия преподавателей

Действия студентов

1. Приветствуют студентов и проверяют готовность к занятию кружка.

1. Подготовка к занятию.

2. Сообщение темы и плана проведения занятия.

2. Слушают.

3. Обоснование целей и задач (мотивация).

3. Ставят цели, вырабатывают критерии своего поведения.

4. Ставят вопрос о выборе средств, позволяющих реализовать цель.

4. Выбирают средства.

5. Проводят беседу (актуализация опорных знаний).

5. Осознают, отвечают на вопросы, привлекая знания и имеющийся опыт.

6. Предоставляют слово студентам (химикам-технологам, лаборантам химического анализа, экспертам), формируют умения перерабатывать информацию, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.

6. Предоставляют информацию, участвуют в беседе, анализируют и делают выводы.

7. Обобщают и систематизируют материал.

7. Слушают.

8. Проводит рефлексию.

8. Рефлексируют.

Приложение

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас
радостью, которую не объяснишь нашими чувствами.

Антуан де Сент - Экзюпери

В рамках Второго Международного форума «Чистая вода - 2010» было объявлено о проведении Урока чистой воды. Он должен пройти во всех школах и средних учебных заведениях до конца 2010 года.

Цель проведения Урока - воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у школьников и молодежи бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России. Как отметил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, бережное и рачительное отношение к воде должно стать правилом хорошего тона.

Экологическое воспитание подрастающего поколения

Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и

взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий,

автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь,

здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде,

экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и

прилегающие к ним территории. Учителям и родителям необходимо воспитывать в детях

ответственное отношение к водным ресурсам, предлагать более активно участвовать в

проектах по защите окружающей среды. К сожалению, в российском образовании воде

уделяется недостаточное внимание. Вода по-прежнему рассматривается в основном только на уроках географии в качестве возобновляемого минерального ресурса. При этом в сознание школьников не закладывается бережное и экономичное отношение к воде. Одна из первоочередных задач нашего урока вместе – составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоемов в нашем регионе, области, районе, вблизи школы или дома.

Урок чистой воды

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев назвал

экологию приоритетным направлением российской политики. Одной из самых

острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды.

Поэтому обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее важной общегосударственной задачей. К сожалению, экологическая ситуация в России и в целом в мире свидетельствует о резком ухудшении состояния источников пресной воды. Число фактических и

потенциальных загрязнителей поверхностных и грунтовых вод исчисляется

тысячами. Так, в России состояние около 40% поверхностных и 17% подземных

источников питьевого водоснабжения не отвечает санитарным нормам.

Негативное воздействие на качество питьевой воды оказывает урбанизация населения и рост промышленного производства. Увеличивается площадь заасфальтированных поверхностей, в результате чего в воду попадают нефтесодержащие и антигололедные

компоненты и реактивы. Кроме того, в окружающей среде в большом количестве

содержатся пластиковые отходы, выделяющие при разложении крайне опасные соединения –диоксины, а также прочий бытовой и производственный мусор. Все выше-

перечисленное самым негативным образом сказывается на здоровье взрослого и детского

населения. Наряду с вышеперечисленными обстоятельствами особую обеспокоенность вызывает и невысокий уровень экологического сознания населения. В связи с этим

представляется актуальным и необходимым создание новой модели экологического

воспитания граждан и, прежде всего, молодежи. Основа новой модели воспитания –

это осознание молодыми людьми исключительной важности проблемы чистой воды,

необходимости бережно относиться к воде как к драгоценному дару природыРоссии.

Проведение Всероссийского Урока чистой воды явится важным шагом по привлечению

молодежи к выполнению государственной программы «Чистая вода», к решению

э к оло г и ч е с к и х проблем Ро с с и и , к повышению уровня экологической культуры

молодежи.

Сообщают экологи-эксперты:

1. Влияние воды на организм человека

Человек на 60-70% состоит из воды, однако с возрастом ее количество в организме человека уменьшается. В здоровом организме взрослого человека

наблюдается состояние водного равновесия или водного баланса. Это означает, что

количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из

организма. Водный обмен является важной составной частью общего обмена веществ

живых организмов, в томчисле и человека. Общий объем воды, необходимый человеку в

сутки, равен 2-2,5 л. Благодаря водному балансу столько же воды и выводится из

организма. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60% воды. При потере

организмом человека даже 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура

тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и

головокружение, головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15-20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить около месяца, тобез воды– всего лишь несколько суток.

2. Загрязнения воды

На нашей планете построены сотни тысяч химических и целлюлозно-бумажных

комбинатов, гальванических цехов, металлургических и машиностроительных

заводов, атомных электростанций, деятельность которых загрязняет воду.

Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым

действием. В воде эти вещества претерпевают  различные изменения: разлагаются, вступают в реакции друг с другом, с хлором или озоном, которыми обеззараживают воду. В результате этого образуются новые модификации веществ, ранее неизвестные науке. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов

(таких как кадмий, ртуть, свинец, хром), п е с т и ц и д ы , н и т р аты и фосфат ы ,

нефтепродукты, поверхностно-активные вещества (ПАВы). Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн тонн нефти. Кислотные дожди увеличивают концентрацию тяжелых металлов в воде. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные

источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. В сельской местности

проблема качества воды стоит особенно остро – около 90% всех сельских жителей в мире

постоянно используют для питьевых и гигиенических целей загрязненную воду.

На сегодняшний день более миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде, а 2,4

миллиарда человек не пользуются гигиенически приемлемыми туалетами.

3. Проблема снабжения доброкачественной водой

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), инфекционная заболеваемость населения, связанная с водоснабжением, достигает 500 млн случаев в год. Это дало основание назвать проблему снабжения доброкачественной водой в достаточном количестве проблемой номер один.

Ухудшается с каждым днем и качество водопроводной воды, подаваемой в квартиры алатырцев. Обеспечение населения водой осуществляется из поверхностных источников (в основном из реки Сура). За последние годы увеличился удельный вес нестандартных проб ведомственного водопровода по микробиологическим показателям. Проблема очистных сооружений в городе не решена. Дальнейшее использование поверхностных водоисточников приведет к чрезвычайной ситуации, т.к. качество воды в них год от года ухудшается. По данным санитарно-эпидемиологической службы, многие проблемы со здоровьем возникают из-за употребления некачественной питьевой воды. Каждый год регистрируются случаи заболевания гепатитом, дизентерией и другими острыми кишечными болезнями, причиной которых служит употребление обыкновенной питьевой воды или купание в загрязненных водоемах. Кроме того, наша вода нуждается не только в очистке, но и обогащении, поскольку в ней недостаточно  йода, что приводит к заболеваниям щитовидной железы и другим, связанным с недостатком микро- и макроэлементов в питьевой воде. Дефицит йода нередко является причиной развития врожденных аномалий, снижения умственных способностей детей и взрослых. В водопроводной воде, которая поступает в наши дома, недостаточно и селена. Кстати, он содержится в злаковых. А ведь селен является антагонистом тяжелых сильнодействующих металлов, например ртути. Дефицит селена является фактором риска в возникновении сердечно-сосудистых, злокачественных заболеваний, заболеваний простаты, легких. В последнее время появился даже термин «экологически зависимые заболевания». Установлена прямая связь между превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воде, воздухе, почве и ростом пороков развития, в частности:

• превышением цветности водопроводной воды и возникновением новообразований;

• превышением цветности водопроводной воды и заболеваниями хроническим отитом, фарингитом;

• повышенным содержанием в воде алюминия и пороками развития;

• повышенным содержанием остаточного хлора в воде и новообразованиями в полости рта.

4. Можно ли пить только кипяченую воду

Употребляя только кипяченую воду, мы наполняем свой организм мертвой водой, которая, может быть, отнимает у нас годы жизни. При кипячении уменьшается содержание кислорода в воде, выпадают в осадок кальций, магний и другие микроэлементы. А ведь они так необходимы для организма человека. Вода, обогащенная кислородом, очень полезна взрослым, поскольку дает прекрасный омолаживающий эффект. Недостаток кислорода является причиной многих заболеваний. «Многие хронические боли обусловлены недостатком кислорода в клеточной основе», – писал известный врач М.Д.Кайтон в своем учебнике по медицине. «При недостатке кислорода клетки не растут и умирают» – это обнаружил немецкий биохимик О.Г.Варбург, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, в своих исследованиях о значении кислорода для жизни клеток. Кислород – источник жизни всех клеток.

Вспомните, даже некоторые аквариумные рыбки, когда ухаживают за икрой, обмахивают ее плавниками, что вызывает приток свежей воды, обогащенной кислородом. Один литр питьевой воды содержит только 4–8 мг кислорода. Более того, наши клетки постоянно под влиянием плохого воздуха и некачественных продуктов нагружаются излишками пестицидов, тяжелых металлов и других ядовитых веществ. Все это ослабляет иммунную систему и организм и ускоряет процесс старения. Результатом является усталость, плохая работоспособность, физическая и психическая слабость. Вода, обогащенная кислородом, попадает через желудок в тонкий, а затем в толстый кишечник. Здесь кислород отделяется от воды и проникает в систему кровообращения. Поскольку нередко кровь содержит малое количество кислорода, то врачи рекомендуют пить воду, обогащенную кислородом, несколько раз в день. Если вы хотите, утоляя жажду, сохранять и поправлять свое здоровье и заботиться о собственном внешнем виде, то пейте чистую воду, обогащенную кислородом и минеральными веществами.

5. О чем может сказать вода из крана

• Зеленые и бурые подтеки – наличие в воде минеральных кислот: серной и соляной.

• Рыбный, затхлый, землистый или древесный запах — присутствие в воде органических соединений.

• Образование темных пятен на посуде, желтоватых или черных пятен на поверхности раковины – присутствие в воде сероводорода.

• «Химический запах» – попадание промышленных сточных вод в системы водоснабжения.

• Солоноватый привкус – высокое содержание солей магния и натрия.

• Образование пятен на алюминиевой посуде – высокое содержание щелочи.

• Металлический привкус – высокое содержание железа.

• Потемнение и коррозия раковины из нержавеющего металла – высокое содержание хлоридов.

• Красновато-бурый оттенок – присутствие в воде окисленного железа, вымываемого из ржавых труб.

• Мутная вода – либо высокое содержание воздуха из-за неисправного насоса, либо присутствие метана.

Советы от  химиков-технологов:

1.Необходимо проводить водоочистку

 Водоочистка – комплекс технологических процессов, имеющих целью довести качество воды, поступающей в водоснабжение, до установленных показателей Воды поверхностных водоисточников (рек, озер) обычно непригодны для питья из-за мутности, цветности и более высокого, чем это допустимо для питьевой воды, содержания бактерий. Поэтому до подачи воды в хозяйственный питьевой водопровод ее осветляют (удаляют взвешенные и коллоидальные частицы), обесцвечивают и обеззараживают (освобождают от болезнетворных микроорганизмов). Для осветления и обесцвечивания воды на очистных сооружениях проводят коагуляцию взвешенных и коллоидальных загрязнений с помощью Al2(SO4)3 или FeCl3; основную массу скоагулированных загрязнений задерживают в отстойниках или осветлителях, а воду «доосветляют» на фильтрах (песчаных или двухслойных). Воду с содержанием взвеси менее 150 мг/л можно осветлять на контактных осветлителях с введением коагулянта непосредственно перед поступлением воды в слои фильтрующей загрузки. Для обеззараживания в исходную или фильтрованную воду вводят жидкий хлор, хлорную известь или озон. Хорошо осветленная вода и вода подземных водоносных горизонтов может обеззараживаться ультрафиолетовыми лучами с длиной волны 2000–3000 , обладающими бактерицидным действием. Источниками ультрафиолетового излучения служат ртутно-кварцевые или аргоно-ртутные лампы. Если вода в источнике водоснабжения имеет жесткость (суммарное содержание солей кальция и магния) большую, чем допускается по нормам, то ее до подачи в водопроводную сеть умягчают. Применяют два метода умягчения воды – реагентный и катионитовый. Реагентный метод сводится к осаждению солей жесткости известью (устранение так называемой карбонатной жесткости) и содой (некарбонатной жесткости). Для более глубокого умягчения воды используют катионитовый метод. Если вода содержит более 0,3 мг/л железа, ее обезжелезивают. Подземные воды обычно обезжелезивают аэрацией (обогащают кислородом воздуха, который окисляет ионы двухвалентного железа в ионы трехвалентного), а поверхностные – коагулированием. Для удаления из воды других растворенных солей ее опресняют или обессоливают на ионитах. Дегазация воды (удаление сероводорода, метана, радона, углекислого газа и других растворенных газов) производится, как правило, аэрацией. Избыток фтора (при его содержании в воде более 1,5 мг/л) удаляют фильтрованием воды через активированный оксид алюминия. При наличии в воде радиоактивных веществ ее подвергают дезактивации.

Питьевая вода — это химический раствор, в котором много различных веществ, в том числе токсичных ионов железа. Качественный состав питьевой воды характеризуется теми же показателями (кислотность, минерализация, жесткость, бактериальное заражение), что и природной. Количественное содержание примесей в питьевой воде должно отвечать государственным стандартам. Для решения проблем водоснабжения люди используют три источника пресной воды: два из них создала сама природа (поверхностные воды рек и озер, подземные воды), третий – дело рук человека (воды искусственно созданных водохранилищ), хотя можно предположить, что сама идея также заимствована у природы (рукотворный аналог проточных озер). Хлор, как сильный окислитель, окисляет содержащиеся в воде органические вещества. При этом образуются токсические хлорорганические соединения, которые являются канцерогенами. Канцероген — это вещество, способное вызвать у человека развитие злокачественных опухолей (рака), мутацию хромосом, наследственные изменения вплоть до врожденных уродств. Поэтому дезинфекция воды хлором, спасая от микробной опасности, подвергает человека другой напасти. Чтобы водопроводная вода была полезной, необходимо создавать новые технологии получения питьевой воды, реконструировать водопроводное хозяйство Калининграда, переводить его на современное оборудование. Но сегодня это – несбыточная фантазия, т.к. на реконструкцию нужны огромные деньги, которых у города нет.

2. Как сделать воду, которую мы пьем, чистой

Самый простой способ домашней доочистки воды – отстаивание и кипячение. Вода из крана перед кипячением должна спокойно постоять 5–6 ч. За это время «выдохнется» хлорка, которой обеззараживают воду, а твердые вещества осядут на дно емкости. Так что надо приготовить баночки (обязательно стеклянные), в которых вы будете отстаивать воду на кухне. Выливая ее в кастрюльку или чайник, оставляйте примерно четверть жидкости, чтобы вредные вещества и крупные частицы оставались на дне. Кроме того, самый простой способ избавиться от «излишков» соединений железа, которые есть в воде, – это просто перемешать воду. Двигаясь в емкости, они вступают в реакцию с кислородом, окисляются и в качестве осадка выпадают на дно.

3. Как определить доброкачественность питьевой воды

 Для определения качества воды потребовались стеклянные емкости объемом около полулитра. Мы налили в емкости 250–300 г воды, добавили в каждую из них по чайной ложке сахарного песка и добились того, чтобы он растворился. Затем емкости тщательно закрыли и поставили на 48 ч в теплое место. Через двое суток был получен следующий результат (лаборант демонстрирует образцы воды). Вы видите, что во многих емкостях заметны хлопья или же она стала мутной. Такая вода абсолютно не пригодна для употребления. Как же очистить такую воду самостоятельно? Чтобы избавить воду от множества микроорганизмов, способных существенно нарушить микрофлору вашего желудка, достаточно добавить в нее несколько капель лимонной кислоты. Раствор рекомендуется приготовить в следующем соотношении: 1 часть кристаллической лимонной кислоты следует растворить в 2000 частей воды. Например, на 500 г воды пойдет 0,25 г кристаллической лимонной кислоты. Одной ложки полученного раствора вполне хватит на то, чтобы «дезинфицировать» 2,5 л воды. Действие этого раствора скажется уже через несколько минут – животные и растительные микроорганизмы погибнут, выпадут в осадок, а вода станет гораздо чище. Такой раствор следует приготовить перед самым употреблением. Он совершенно безвреден для организма человека и не чувствуется в воде.

Мы провели еще один тест, чтобы узнать, является ли чистой вода, которую мы пьем. Для этого мы заполнили небольшую емкость водой и поместили ее в морозильник. Вода замерзла. Внимательно посмотрите (демонстрирует): лед прозрачный, искристый, ровный. Это значит, что вода, которую мы использовали для опыта, чистая. Ее можно безбоязненно пить.

Список использованной литературы

1. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест".

2. СниП 2.04.02 – 84 Водоснабжение, наружные сети и сооружения. – М.; Госстрой России, ГУП ЦПП, 2000;

3. Сан ПиН 2.1.4.559 – 96 Питьевая вода. – М.; инф.изд Центр Госкомсанэпиднадзора России, 1996

4.  П. и П. Брегг "Шокирующая правда о воде и соли". М. ФАИР-ПРЕСС, 2000.)

5. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. «Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде» Ленинград: Химия, 1987 г.

6. Карюхина Т.А., Чуранова И.Н. Контроль качества воды, Учебник, -М.; Стройиздат, 1986;

7. В. Н. Степанов; Природа Мирового океана;         Москва; 1982 год.

8. Журнал  "В МИРЕ НАУКИ"  № 10 2003 

9. . Т.А.Хорунжая «Методы оценки экологической опасности» 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»

Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...

методическая разработка открытого занятия по теме "Изменчивость организма"

Методическая разработка занятия по теме "Изменчивость организма" показывает роль изменчивость организмов в природе, дает возможность использовать различные методы изучения нового материала, формироват...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по МДК. 02.01 Кадастры и кадастровая оценка земель на тему: Единый государственный реестр объектов капитального строительства и порядок его ведения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»   Кирячек С.Н....

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Религия"

Тип занятия: урок изучения нового материала.Форма занятия: групповая, с элементами активной лекции.Цели занятия: в ходе изучения нового материала студенты должны…Ø  образовательные: знать определ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого заседания кружка по теме: «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФАРКТА МИОКАРДА»

       Внеаудиторное мероприятие – открытое заседание кружка по теме «Комплексный подход к изучению первой медицинской помощи, лабораторной диагностики и лечения...

Методическая разработка открытого занятия кружка по ПМ 01.01

методическая разработка открытого занятия кружка по модулю ПМ01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ветеринарных...