Методическая разработка открытого учебного занятия по теме "УРОК-ИГРА «Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access» для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
методическая разработка
Методическая разработка открытого учебного занятия
по МДК "Компьютерная обработка документов"
УРОК-ИГРА
«Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access»
для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr_urok-igra_po_ms_access_2_kurs_kod_styopina_sn.doc | 614.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
Методическая разработка
открытого учебного занятия
Компьютерная обработка документов
УРОК-ИГРА
«Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access»
для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Подготовила:
преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»
С.Н. Стёпина
Южно-Сахалинск, 2016 г.
Технологическая карта УЗ № | 38 |
УД | Компьютерная обработка документов |
ФИО преподавателя | Стёпина С.Н. |
Дата | 10.03.2016 |
Группа | ОД-1401 |
Специальность | 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение |
Тема УЗ | Обобщение знаний по теме "СУБД MS Access" |
Цели: | |
1. обучающие: |
|
2. развивающие |
|
3. воспитательные |
|
Вид УЗ | урок-игра |
Тип УЗ | Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков |
Методы обучения | Наглядный, практический, частично-поисковый |
Формы обучения | Индивидуальная, групповая |
Средства обучения | ПК, раздаточный материал, электронная презентация в MS PowerPoint, ПО MS Access, интерактивная доска |
Развиваемые элементы ОК | ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться. |
Развиваемые элементы ПК | ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их. |
Место занятия в теме – занятие проводится после изучения темы «Базы данных, профессиональные СУБД: MS Access», изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.
Межпредметные связи: информатика, документационное обеспечение управления, русский язык
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ | Содержание и структура учебного занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | ОК и ПК |
1 | Организационный момент | 10:40 10:41 1 мин | Приветствует студентов, проверяет отсутствующих, настраивает на активную мыслительную деятельность и работу во время УЗ | Приветствуют преподавателя, сообщают информацию об отсутствующих, воспринимают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на работу | ОК 6 |
2 | Ознакомление с темой УЗ, девизом урока, формой урока и правилами игры. Целеполагание, мотивация. | 10:41 10:46 5 мин | Сообщение темы урока. Сообщает о форме проведения урока, знакомит с правилами игры. Ставит вопрос о целях и задачах студентов на уроке, мотивирует студентов. Предлагает выбрать капитанов. | Воспринимают, пытаются продолжить девиз. Знакомятся с правилами. Формулируют цели и задачи УЗ. Выбирают капитанов – начальников отдела. | ОК 6 |
3 | Разминка (командный). | 10:46 10:50 4 мин | Предлагает командам по очереди разгадать ребусы. Время на подготовку – 1 минута | Участники команд по очереди разгадывают ребусы, 3 ребуса для одной команда и 3 ребуса – для другой команды. В случае верного ответа каждый участник команды берет по фишке (1 балл). Отвечают капитаны команд. | ОК 3 ОК 6 |
4 | Блиц-опрос | 10:50 10:54 4 мин | Необходимо определить тип данных. Когда участник отвечает – другие молчат. Сначала отвечает участник из первой команды, затем участник из второй команды, затем – из первой и т.д, пока не закончатся все варианты данных. Время на подготовку – 5 секунд. | Участники команд по очереди определяют тип данных, в случае верного ответа берут фишку. Если ответ неверный, то право отвечать переходит участнику из другой команды. | ОК 6 |
5 | Синонимы (командный) | 10:54 10:59 5 мин | На магнитной доске расположены 12 терминов, относящихся к теме занятия. Предлагает командам найти синонимы. Время на подготовку – 1 минута | Капитаны команд по очереди подходят к доске и располагают по паре синонимов вместе. 2 пары синонимов – для 1 команды, 2 пары – для 2 команды. | ОК 3 ОК 6 |
6 | Собери слова – найди лишнее (командный) | 10:59 11:04 5 мин | Предлагает собрать слова из слогов. Каждое слово состоит из двух слогов. Слоги все перемешаны. Все получившиеся слова связаны с понятиями базы данных, кроме одного. Его нужно найти – оно лишнее. Каждый правильный термин приносит 1 фишку для каждого участника. Если команда разгадает все термины, то получает 8 фишек (баллов) Время на подготовку – 3 минуты | Собирают из слогов слова – термины базы данных, находят лишнее. | ОК 3 ОК 6 |
7 | Крестики-нолики | 11:04 11.14 10 мин | Предлагает поиграть в игру «крестики-нолики». Но право нарисовать на поле «крестик» или «нолик» получает участник команды, ответивший верно на один из вопросов. На магнитной доске имеется поле для игры в крестики-нолики. Отвечают без подготовки. 1 балл – за верно выполненное задание + 1 балл за выигрыш каждому участнику выигравшей команды | Отвечают на вопросы, играют в крестики-нолики. | ОК 3 ОК 6 |
Физ.минутка | 11.14 11:17 3 мин | Объявляет физминутку, наблюдает за выполнением физических упражнений | Выполняют физические упражнения под руководством одной из студенток под музыку | ||
8 | Тест (1 и 2 вариант) | 11:17 11:27 10 мин | Предлагает сесть за компьютеры, подключает к папкам, сообщает, где находится файл с тестом Время на выполнение – 7 минут. | Выполняют тест по вариантам, выполняют взаимопроверку, выдают фишки по количеству набранных баллов | ОК 3 ОК 5 |
9 | Работа с БД (самостоятельная практическая работа) | 11:27 11:57 30 мин | Выдает задания для практической работы, наблюдает, контролирует, при необходимости оказывает помощь, оценивает, раздает фишки за верно выполненное задание. Время на выполнение 30 минут. Максимальное количество – 5 баллов | Выполняют практическое задание | ПК 1.6. ОК 5 |
10 | Подведение итогов конкурсных испытаний | 11:57 12:03 6 мин | Обращается к студентам с просьбой подсчитать количество набранных баллов. Заносит баллы в таблицу и переводит в оценки, объявляет победителей | Каждый участник подсчитывает баллы. Сообщает преподавателю, затем подсчитывает общее количество баллов команды, выявляют победителей | |
11 | Домашнее задание | 12:03 12:05 2мин | На следующем уроке мы начинаем изучать новый раздел, связанный с оформлением документов на компьютере, поэтому Вам нужно принести ГОСТ Р 6.30 -2003 (в электронном виде) и повторить его разделы. Особенно оформление бланков документов и реквизитов. | Записывают домашнее задание | |
12 | Рефлексия, награждение | 12:05 12:10 5 мин | Преподаватель: Большое спасибо всем за работу. Теперь я предлагаю подвести итог нашей совместной работы, ответив на следующие вопросы:
Отмечает победителей и отличившихся | Отвечают на вопросы, убирают свои рабочие места, прощаются | ОК 6 |
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Сегодня у нас заключительное занятие по базам данных. В течение довольно длительного времени мы изучали возможности программы, способы и приемы работы в среде MS Access.
Тема сегодняшнего занятия «Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access».
А теперь попробуйте продолжить Девиз нашего занятия.
Мы пришли сюда у…(учиться)
Не лениться, а т…(трудиться)
Слушаем в…(внимательно)
Работаем с…(старательно)
- Молодцы!
Мы проведем наш урок в форме игры, которая состоит из различных заданий, давайте ознакомимся с правилами игры.
Правила игры
Игра проходит в форме соревнования между каждым участником и игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов (фишек), которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры. Ведущий - преподаватель может влиять на ход игры, участвовать в игре, задавая дополнительные вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы (фишки), набранные каждым участником и группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку. За нарушение дисциплины взимаются штрафы.
Для дальнейшей работы вы разделены на 2 группы, в каждой группе есть капитан, так сказать начальник отдела, в обязанности которого входит организация работы коллектива.
Как Вы думаете, какие задачи стоят перед каждым участником и перед командой в целом?
(студенты ставят задачи)
- Основная часть занятия
1. РАЗМИНКА
Отгадать ребусы (по три ребуса каждой команде). Время на каждый ребус – 30 секунд.
1 команда (модель)
|
2 команда (запрос) ‘ ‘ ‘ ‘
|
1 команда (запись) ‘ ‘ ‘ ‘
|
2 команда (отчет) ‘ ‘ ‘ ‘
|
1 команда (таблица) ‘ ‘ ‘
|
2 команда (форма) 1, 2 ‘
|
2. БЛИЦ-ОПРОС
Определите тип данных, которые можно заносить в таблицы.
Каждый участник по очереди отвечает, сначала – из первой команды, затем – из второй. Время на раздумье – 5 секунд.
- СИНОНИМЫ
Время для выполнения задания - 1 мин.
Среди предложенных слов найдите синонимы:
Запись, поле, макроса, столбец, реляционная, табличная, форма, отчёт, ключ, специальный индекс, сетевая, иерархическая.
(запись – строка, поле – столбец, реляционная – табличная, ключ – специальный индекс).
- СОБЕРИ СЛОВА – НАЙДИ ЛИШНЕЕ
Каждое слово разбито на 2 слога и записано на карточках. Каждая команда получает карточки. Нужно собрать слова из двух слогов, которые относятся к теме Базы данных. Время для выполнения задания - 5 минут.
фор | ма | за | пись |
пись | мо | мак | рос |
стол | бец | по | ле |
зап | рос | от | чет |
(форма, запись, письмо, строка, столбец, поле, запрос, отчет. Лишнее слово – письмо).
- «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
На доске нарисована таблица для игры в «Крестики-нолики». Участники команд по очереди, вытянув вопрос, отвечают на него. Если ответили, ставят крестик или нолик.
Команды по очереди тянут вопросы, если отвечают правильно, то ставят «X» или «0»
- Перечислите основные объекты Базы данных (не менее 4-х)
(Таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы, страницы, модули).
- Что такое таблица?
(Таблица - это объект БД, который хранит данные определенной структуры. Таблица состоит из записей (строк), каждая из которых описывает экземпляр сущности. Каждый столбец таблицы - это поле. Поле содержит однотипную информацию).
- Назовите максимальное количество столбцов в таблице.
(255 столбцов).
- Назовите максимальное количество строк.
(Неограниченное число строк).
- Назовите суммарный объем информации во всей БД.
(Не более 2 Гигабайт).
- Что такое первичный ключ?
(Первичный ключ - это специальный тип индекса, который однозначно идентифицирует каждую запись).
- Перечислите виды связей между таблицами.
(один-к-одному, один-ко-многим – это две основные связи).
- Сколько символов может содержать длина имени поля?
(до 64 символов).
- Какие существуют модели баз данных?
(Реляционная, иерархическая и сетевая)
9. Счастливый билет.
10 Счастливый билет
6. ТЕСТ
Обучающиеся выполняют за компьютерами, тест в двух вариантах, в программе MS Excel. Время на выполнение теста – 7 минут. После выполнения теста обучающиеся меняются местами для взаимопроверки. За выполнение теста обучающиеся могут получить 5 баллов, 4 балла или 3 балла в зависимости от верно выполненных заданий. Количество баллов выдает компьютер, а фишки каждый участник получает от своего соседа.
7. РАБОТА С БД
Практическая самостоятельная работа
Обучающиеся за компьютерами приступают непосредственно к работе с базами данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, справкой MS Access. Преподаватель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.
Практическое задание. Скопируйте файл БД Журналы.mbd из Папки группы ОД-1401/КОД 2 курс ОД-1401/База данных/БД Журналы в свою папку.
- Откройте файл БД Журналы.
- Создайте в ней с помощью Конструктора еще одну Таблицу с полями:
Имя поля | Тип данных |
Вид документа | Текстовый |
Дата документа | Дата/время |
Краткое содержание | Текстовый |
Исполнитель | Текстовый |
Срок исполнения | Дата/время |
Отметка об исполнении | Поле MEMO |
- Сохраните Таблицу под именем Исполнение документов.
- Откройте таблицу в Конструкторе и измените тип данных поля КОД на числовой.
- Создайте связи таблицы с двумя другими по полю КОД
- Откройте таблицу и заполните ее данными.
КОД | Вид документа | Дата документа | Краткое содержание | Исполнитель | Срок исполнения | Отметка об исполнении |
1 | Приказ | 02.02.2016 | О проведении курсов | Иванова Л.Д. | 28.02.2016 | Выполнено |
2 | Распоряжение | 03.02.2016 | О выставке | Петрова Л.П. | 01.03.2016 | Выполнено |
3 | Акт | 05.03.2016 | О ревизии | Сидорова А.С. | 12.03.2016 | На контроле |
4 | Приказ | 06.03.2016 | О поощрении | Сидорова А.С. | 07.03.3016 | Выполнено |
5 | Приказ | 06.03.2016 | Об отпуске | Макарова Т.Н. | 15.06.2016 | На контроле |
- Создайте Форму с помощью Мастера форм для первой таблицы Входящие (перенести все поля) и сохранить под именем Форма Входящие.
- Создать Запрос с помощью Мастера запросов для второй таблицы Исходящие (перенести поля: Вид документа, Краткое содержание, Дата документа) и сохраните под именем Запрос Исходящие.
- Создайте Отчет для таблицы Исполнение документов (поля: Вид документа, Краткое содержание, Срок исполнения). Сохраните под именем Отчет Исполнение документов.
- Создайте Запрос с помощью конструктора. Добавьте таблицы Входящие и Исходящие. Перенесите из таблицы Входящие поля: Регистрационный номер, Дата и Вид документа. Перенесите из таблицы Исходящие поля: Регистрационный номер, Дата документа и Вид документа). В условие отбора в полях Дата и Дата документа поставьте 03.03.2016.
- Сохраните Запрос под именем Запрос с условием. Результат покажите преподавателю.
III. Подведение итогов занятия
Подведение итогов конкурсных испытаний | Обращается к студентам с просьбой подсчитать количество набранных баллов. Заносит баллы в таблицу и переводит в оценки, объявляет победителей | Каждый участник подсчитывает баллы. Сообщает преподавателю, затем подсчитывает общее количество баллов команды, выявляют победителей |
Домашнее задание | На следующем уроке мы начинаем изучать новый раздел, связанный с оформлением документов на компьютере, поэтому Вам нужно принести ГОСТ Р 6.30 -2003 (в электронном виде) и повторить его разделы. Особенно оформление бланков документов и реквизитов. | Записывают домашнее задание |
Рефлексия, награждение | Преподаватель: Большое спасибо всем за работу. Теперь я предлагаю подвести итог нашей совместной работы, ответив на следующие вопросы:
Отмечает победителей и отличившихся | Отвечают на вопросы, убирают свои рабочие места, прощаются |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины МДК.01.01 "Документационное обеспечение управления" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины МДК.01.01 "Документационное обеспечение управления" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение ...
Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»
Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 Экономика организации по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 Экономика организации по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе профессионального мастерства среди студентов по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
ПОЛОЖЕНИЕо конкурсе профессионального мастерства среди студентов по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»...
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине: Информатика Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по теме; "MS Excel. Использование текстовых функций в расчетах"
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине: Информатика Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по теме; "MS Excel. Использование текстовых функц...
Методическая разработка на тему: "Система подготовки обучающихся по специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение" к конкурсам профессионального мастерства"
В условиях модернизации профессионального образования участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства способствует использованию теоретических и практических знаний при решении социальных...