Учебные программы
рабочая программа на тему
Учебные программы дисциплин "Анатомия и физиология человека", "Основы патологии" созданные в межаттестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.zip | 423.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Департамента здравоохранения города Москвы
« Медицинский колледж №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Для специальности: 33.02.02. Акушерское дело
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования: 33.02.02. «Акушерское дело».
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией Протокол № _____ от «____» ____________ 2015 г. Председатель _____/ _____________ / | « УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе _________________ «_____»________________2015 г. |
Составитель:
Кондакова Е.Н. преподаватель дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии» первой квалификационной категории ГБПОУ «МК № 6 ДЗМ»
Рецензенты:
Марьяшина О.С. преподаватель дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии» высшей квалификационной категории ГБОУ «МУ № 19 ДЗМ»
Ферайберт И.В. преподаватель дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии» высшей квалификационной категории ГБПОУ «МК № 6 ДЗМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» предназначена для изучения анатомии при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. При подготовке выпускника по специальности 33.02.02. Акушеркое дело изучается в объеме 144 часов.
Рабочая программа разработана в соответствии с Проектом программы учебной дисциплины, составленным на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 33.02.02. Акушерское дело и примерной программы дисциплины.
Рабочая программа включает разделы:
- Введение
- Отдельные вопросы цитологии и гистологии
- Системы органов и регуляция их деятельности
- Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата
- Внутренняя среда организма. Кровь
- Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы
- Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы
- Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы
- Обмен веществ и энергии. Витамины
- Процесс выделения. Морфофункциональная характеристика органов мочевой системы
- Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы
- Морфофункциональная характеристика органов нервной системы
- Морфофункциональная характеристика органов сенсорной системы
- Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы
- Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы
- Высшая нервная деятельность
Проектом программы учебной дисциплины предусмотрено изучение дисциплины в объеме 144 часов. Поэтому возникла необходимость объединить два практических занятия по изучению органов пищеварительной системы в одно; практическое занятие «Вегетативная нервная система» ликвидируется, а недостаток времени для изучения темы компенсируется за счет самостоятельной работы студентов. Кроме того, для рационального распределения времени в зависимости от учебных семестров, при изучении раздела «Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы» вводится практическое занятие «Венозная система».
В результате освоения дисциплины студенты должны:
уметь:
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи;
знать:
строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями. - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
обладать профессиональными компетенциями:
- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
- проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
- участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
- осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
- сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
- применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования. - соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
- вести утвержденную медицинскую документацию.
- осуществлять реабилитационные мероприятия.
- оказывать паллиативную помощь.
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
- участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
- взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Учебная дисциплина осваивается в течении двух семестров, поэтому для подведения итогов за I семестр используется накопительная система выставления оценки. Форма аттестации за II семестр – комплексный экзамен по дисциплинам «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Генетика человека с основами медицинской генетики».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 6 |
| 7 |
| 26 |
| 29 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.02. Акушерское дело
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часов;
самостоятельной работы обучающегося 72 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 |
в том числе: | |
практические занятия | 54 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
в том числе: | |
Подготовка сообщений, рефератов Выполнение схем, таблиц Выполнение рисунков Составление словаря терминов Составление конспектов | 12 38 4 10 8 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена по дисциплинам анатомия и физиология человека, основы патологии, генетика человека с основами медицинской генетики |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
РАЗДЕЛ 1. Введение | 3 | |||||
Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки Человек – предмет изучения анатомии и физиологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Определение анатомии, физиологии; предмет изучения этих дисциплин, связь с другими науками Методы изучения организма человека Взаимосвязь организма человека с внешней средой, классификация потребностей человека Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины Части тела человека, отделы, полости, оси, плоскости тела человека, условные линии Морфологические типы конституции. Многоуровневость организма, периоды онтогенеза | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии» Составление таблицы «Расположение органов в полостях тела» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии | 12 | |||||
Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Определение клетки. Функции клетки. Видоспецифичность клеток, свойства клеток Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, органеллы, включения Химический состав клетки. Роль минеральных и органических веществ в клетке Обмен веществ, энергии в клетке, жизненный цикл клетки Дифференцировка, рост и размножение клеток | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка основных структур клетки с обозначениями Заполнение таблицы «Функции органелл» Выполнение конспекта «Рост и размножение клеток» | 1 | |||||
Тема 2.2. Основы гистологии. Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань. | Содержание учебного материала | |||||
1. 2. 3. 4. | Ткань – определение. Классификация тканей (эпителий, соединительная, мышечная, нервная) Функциональные различия тканей, особенности регенерации тканей Эпителиальная ткань: классификация, функции, строение и месторасположение видов в организме Соединительная ткань: классификация, строение, функции и месторасположение видов | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем классификации эпителиальной и соединительной тканей Выполнение тестовых заданий | 1 | |||||
Тема 2.3. Мышечная ткань. Нервная ткань. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Мышечная ткань: свойства, функции Виды мышечной ткани, месторасположение, строение, функциональные особенности Нервная ткань - расположение, строение. Строение нейрона Классификация нейронов по строению, расположению, волоконному составу Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания. Синапс, понятие, виды | 2 | ||||
Практическое занятие Основы гистологии | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка схем классификации мышечной ткани Составление таблицы «Сравнительная характеристика видов мышечной ткани» Выполнение схем: «Строение нейрона», «Виды нейроглии», Виды синапсов» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 3. Системы органов и регуляция их деятельности | 4 | |||||
Тема 3.1 Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм регуляции | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Орган. Определение, классификация. Системы органов, аппараты. Объединение систем в организм Процесс физиологической регуляции, этапы Классификация и общие принципы строения нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга. Нервная деятельность: виды, структуры, процессы, носители информации, принцип действия Гуморальная регуляция. Секреты, их виды. Гормоны: механизм действия, свойства, виды Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, представители | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Системы органов», Составление таблицы «Виды нейронов» Составление схем: «Виды рефлексов», «Механизмы гуморальной регуляции» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 4. Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата | 33 | |||||
Тема 4.1. Опорно-двигательный аппарат Скелет туловища | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Опорно-двигательный аппарат, части, функции. Скелет: понятие, функции, отделы Кость как орган; химический состав, возрастные изменения, виды костей, строение, рост кости Классификация костей, виды костей по форме. Понятие о соединении костей Скелет туловища, структуры, его составляющие. Позвоночный столб, отделы, количество и строение позвонков. Позвоночный столб в целом Грудная клетка, строение. Виды ребер. Грудная клетка как целое. Грудная полость. Функции | 2 | ||||
Практическое занятие Скелет туловища | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка строения позвонка Выполнение схем «Виды ребер», «Изгибы позвоночного столба» Составление таблицы «Сравнительная характеристика позвонков» | 2 | |||||
Тема 4.2. Скелет верхних и нижних конечностей. Таз в целом | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Скелет верхней конечности, отделы Скелет плечевого пояса, кости, его образующие, строение лопатки и ключицы Скелет свободной верхней конечности, отделы и кости, их образующие, строение костей Скелет нижней конечности, отделы, кости их образующие Тазовая кость, строение. Таз как целое. Функции и строение большого и малого таза. Половые различия таза. Размеры женского таза: дистанции, конъюгаты Скелет свободной нижней конечности, кости его образующие, их строение. Стопа как целое | 1 | ||||
Практическое занятие Скелет верхних и нижних конечностей | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблиц «Строение эпифизов длинных трубчатых костей верхних конечностей», «Строение эпифизов длинных трубчатых костей нижних конечностей», «Размеры женского таза» Схематическое изображение мест переломов конечностей. | 2 | |||||
Тема 4.3. Скелет головы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. | Череп как целое: свод, внутреннее и наружное основание, кости их образующие, структуры костей Черепные ямки, глазницы, полость носа, полость рта: строение, функции Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков | 2 | ||||
Практическое занятие Скелет головы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Характеристика строения костей мозгового и лицевого черепа» Составление опорного конспекта по теме «Роднички черепа новорожденных» | 2 | |||||
Тема 4.4. Соединение костей. Суставы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Классификация видов соединения костей. Особенности строения, функции видов соединений Виды непрерывных соединений Строение сустава, вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов Соединение костей туловища: позвоночного столба, соединение ребер с позвоночником, грудиной Соединение костей черепа, суставы, строение, движения в них Соединение костей верхней и нижней конечности, суставы, строение, движения в них | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблиц: «Соединения костей черепа, туловища, верхних и нижних конечностей» | 1 | |||||
Тема 4.5 Мышечная система Мышцы туловища | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы Мышца как орган, строение, виды мышц, свойства мышц. Режимы и виды сокращения Работа мышц, образование АТФ и тепла в мышцах, утомление, отдых, физ. тренировка мышц Мышцы спины: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Мышцы груди: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Мышцы живота: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Расположение и строение диафрагмы: части, сухожильный центр, отверстия, функции диафрагмы | 2 | ||||
Практическое занятие Мышцы туловища | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины», «Мышцы живота» | 2 | |||||
Тема 4.6. Мышцы конечностей Мышцы головы и шеи | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Классификация и значение мышц верхней конечности: плечевого пояса и свободного отдела Мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти: принцип начала и прикрепления, функции Классификация и значение мышц нижней конечности: мышцы тазового пояса и свободного отдела Мышцы таза, бедра, голени, стопы: принципы начала и прикрепления, функции Топографические образования верхней конечности и нижней конечности Жевательные и мимические мышцы головы, расположение, функции, начало и прикрепление Группы мышц шеи: поверхностная, срединная, глубокая, расположение, функции Фасции головы и шеи. Топографические образования головы и шеи | |||||
Практическое занятие Мышцы головы и шеи. Мышцы верхних и нижних конечностей | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблиц «Мышцы верхней конечности», «Мышцы нижней конечности», «Мышцы промежности», «Мышцы головы и шеи» Выполнение тестовых заданий | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 5. Внутренняя среда организма. Кровь | 8 | |||||
Тема 4.1. Гомеостаз. Кровь. Форменные элементы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма. Гомеостаз Место крови в системе внутренней среды организма. Функции крови Кровь как ткань Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы. Константы крови Плазма, состав, белки крови, функции. Гематокрит. Сыворотка Эритроциты: функция, форма, строение, количество, продолжительность жизни, разрушение Гемоглобин, СОЭ. Процесс гемопоэза Лейкоциты: строение, виды, их количество, продолжительность жизни, функции. Лейкограмма Тромбоциты: количество, строение, продолжительность жизни, функции | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Внутренняя среда организма», «Состав крови» Составление схем «Характеристика форменных элементов крови» | 1 | |||||
Тема 5.2. Свертывание крови Группы крови Резус-фактор | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Система РАСК: свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы Гемостаз, определение, механизмы. Гемокоагуляция - определение, факторы свертывания, стадии Агглютинация, гемолиз, виды гемолиза. Группы крови. Обусловленность групп крови Локализация резус-фактора. Резус-конфликт. Переливание крови | 2 | ||||
Практическое занятие Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Сравнительная характеристика стадий гемостаза» Составление сообщения «Донорство» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 6. Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы | 34 | |||||
Тема 6.1. Сердечно-сосудистая система. Строение сердца | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Процесс кровообращения - определение; структуры, осуществляющие процесс кровообращения Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Строение стенки сосудов Круги кровообращения: функциональное значение, сосуды Сердце: расположение, строение, проекция структур на поверхность грудной клетки Камеры сердца, отверстия, расположение и строение клапанов, принцип работы, проекция Строение стенки сердца: расположение, строение, функции слоев. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. Значение коронарного кровообращения | 2 | ||||
Практическое занятие Строение сердца. Круги кровообращения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Характеристика строения камер сердца» Выполнение рисунка-схемы «Строение сердца» | 2 | |||||
Тема 6.2. Физиология сердца | Содержание учебного материала | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Электрические явления в сердце, их регистрация . Электрокардиограмма – зубцы, интервалы Физиологические свойства сердечной мышцы Сердечный цикл, его фазы, продолжительность и характеристика Внешние проявления сердечной деятельности: сердечный толчок, тоны сердца Факторы, обуславливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца Регуляция деятельности сердца: местные и центральные механизмы, сердечно-сосудистый центр | 2 | 2 | |||
Практическое занятие Физиология сердца | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы-рисунка «Проводящая система сердца» Заполнение таблицы «Характеристика фаз сердечного цикла» | 2 | |||||
Тема 6.3. Артериальная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Сосуды большого круга кровообращения. Аорта - отделы, артерии, от них отходящие Артерии шеи и головы: области кровоснабжения Артерии верхних и нижних конечностей, таза: расположение, области кровоснабжения Сосуды малого круга кровообращения, механизм кровоснабжения легких. Кровообращение плода | 2 | ||||
Практическое занятие Артериальная система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение рисунка-схемы «Отделы аорты, ветви и области их кровоснабжения» Подготовка сообщения «Особенности кровообращения плода» | 2 | |||||
Тема 6.4. Венозная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Система верхней полой вены: образование, притоки, области оттока крови Вены головы и шеи, грудной клетки, верхней конечности - области оттока крови в них Система нижней полой вены: образование, притоки, области оттока крови Вены брюшной полости, таза, нижних конечностей - области оттока крови в них Система воротной вены. Кровоснабжение печени | 2 | ||||
Практическое занятие Венозная система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Выполнение схем «Образование и притоки верхней и нижней полой вены, воротной вены». Составление схем оттока венозной крови из различных областей тела | 2 | |||||
Тема 6.5. Основы гемодинамики | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Линейная и объемная скорость кровотока Показатели кровообращения: минутный и систолический объемы кровообращения Систолическое, диастолическое давление, пульсовое давление. Факторы, влияющие на давление Определение пульса. Характеристики пульса. Артериальный пульс: определение, сосуды | 2 | ||||
Практическое занятие Измерение артериального давления. Пульс | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов давления» Выполнение схемы «Факторы, влияющие на величину артериального давления» | 1 | |||||
Тема 6.6. Лимфатическая система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Строение лимфатической системы. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Строение стенки лимфососудов Функции лимфатической системы, связь лимфатической системы с иммунной системой Строение и функции лимфатического узла. Группы лимфатических узлов Причины движения лимфы по лимфатическим сосудам. Регуляция системы лимфообращения |
| 2 | |||
Практическое занятие Физиология микроциркуляции. Лимфатическая система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем «Сравнительная характеристика строения лимфатических и кровеносных капилляров», «Лимфоузлы» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 7. Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы | 13 | |||||
Тема 7.1. Дыхательная система Воздухоносные пути | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Структуры организма человека, обеспечивающие процесс дыхания. Дыхательный аппарат Дыхательная система: структуры, составляющие ее и их функции Верхние дыхательные пути (полость носа, части глотки), расположение, строение, функции Нижние дыхательные пути, их расположение, строение и функции | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенок дыхательных путей» | 1 | |||||
Тема 7.2. Легкие Плевра | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Плевра, плевральная полость, значение, пневмоторакс, виды Средостение - границы, значение Легкие – топография, внешнее строение, поверхности, края, границы Внутреннее строение легких: доли, сегменты, дольки, ацинусы. Функции структур легкого | 2 | ||||
Практическое занятие Анатомия органов дыхательной системы. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем «Бронхиальное дерево», «Альвеолярное дерево» | 1 | |||||
Тема 7.3. Физиология дыхания | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания, определения, этапы Внешнее дыхание, показатели. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами Механизм первого вдоха новорождённого. Нервная, гуморальная регуляция дыхания | 2 | ||||
Практическое занятие Физиология дыхания. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Механизм вдоха и выдоха», таблиц «Легочные объемы», «Емкости легких» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 8. Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы | 18 | |||||
Тема 8.1. Пищеварительная система. Ротовая полость. Глотка. Пищевод. Желудок. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Пищеварительная система: функции, органы. Пищеварительный тракт: отделы, функции Полые органы пищеварительного тракта, принцип строения их стенки Полость рта, отделы, функции, анатомо-функциональная характеристика органов полости рта. Лимфоэпителиальное кольцо. Глотка - расположение, строение стенки, отделы, функции Пищевод - расположение, отделы, физиологические сужения, строение стенки, функции Желудок - расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, строение желудка | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение рисунка «Строение зуба», Выполнение схемы «Отделы глотки, пищевода, желудка» Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенки глотки, пищевода, желудка». | 1 | |||||
Тема 8.2. Тонкий и толстый кишечник Брюшина. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Тонкий кишечник: отделы и их расположение, проекция на переднюю брюшную стенку Строение стенки отделов тонкого кишечника, образования слизистой оболочки, функции Толстый кишечник: отделы, их расположение, проекция, особенности строения Брюшина, строение, отношение брюшины к органам. Образования брюшины. Брюшинная полость | 1 | ||||
Практическое занятие Анатомия органов пищеварительного тракта | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление конспекта «Отношение брюшины к внутренним органам брюшной полости» Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенки отделов толстого кишечника». | 1 | |||||
Тема 8.3. Крупные пищеварительные железы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Большие слюнные железы: название, расположение, строение, место открытия выводных протоков Поджелудочная железа: расположение, строение, части, их функции, выводные протоки Печень: расположение, функции, строение, структурные единицы, строение дольки печени Желчный пузырь: функции расположение, проекция, части, строение стенки. Желчные протоки | 2 | ||||
Практическое занятие Анатомия крупных пищеварительных желез | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем «Строение дольки печени», «Формирование желчных протоков». | 1 | |||||
Тема 8.4. Физиология пищеварения | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Процесс питания - определение, этапы Пищеварение в полости рта. Слюна - состав, свойства, функции. Всасывание в полости рта Пищеварение в желудке. Желудочный сок - свойство, состав, функции. Всасывание, моторика Пищеварение в 12-перстной кишке, в тощей и подвздошной кишке: расщепление, всасывание Состав и функции желчи, панкреатического сока, регуляция образования, отделения Пищеварение в толстом кишечнике. Состав и функции сока толстой кишки. Микрофлора Моторика тонкого и толстого кишечника. Формирование каловых масс. Акт дефекации | 2 | ||||
Практическое занятие Физиология пищеварения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблиц «Состав и функции пищеварительных секретов», «Особенности всасывания в различных отделах пищеварительного тракта». | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 9. Обмен веществ и энергии. Витамины | 6 | |||||
Тема 9.1. Обмен веществ. Витамины | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Обмен веществ, определение Обмен белков: функции, суточная потребность, азотистый баланс, конечные продукты обмена Обмен углеводов: функции, суточная потребность, углеводный баланс, конечные продукты обмена Обмен жиров: функции, суточная потребность, липидный баланс, конечные продукты обмена Водно-солевой обмен: содержание и количество воды в организме, потребность в воде Продукты, содержащие минеральные вещества. Значение минеральных веществ в организме Витамины - понятие, биологическая ценность, классификация витаминов. Источники витаминов | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Витамины» (водорастворимые и жирорастворимые). | 1 | |||||
Тема 9.2. Обмен энергии Терморегуляция | Содержание учебного материала | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Пластический энергетический обмен. Энергетический баланс. Основной обмен Пищевой рацион – определение. Режим питания. Диета - определение, основы действия Нормальная температура тела человека. Значение постоянства температуры тела для организма Факторы, поддерживающие оптимальную для метаболизма температуру тела Теплорегуляция, теплоотдача. Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи Центр терморегуляции. Гуморальные факторы терморегуляции. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Механизмы теплоотдачи» Выполнение схемы «Нервно-гуморальная регуляция терморегуляции» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 10. Процесс выделения. Морфофункциональная характеристика органов мочевой системы | 14 | |||||
Тема 10.1. Процесс выделения | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Процесс выделения. Вещества, подлежащие выделению с мочой, калом, потом, при дыхании Органы и структуры, выполняющие выделительные функции. Этапы процесса выделения Выделительная функция легких, почек, желез пищеварительного тракта, потовых и сальных желез Состав пота. Суточное количество пота. Интенсивность потоотделения Нервная и гуморальная регуляция | 2 | ||||
Тема 10.2. Почки Мочевые пути | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Почки: расположение, проекция, строение почки, фиксирующий аппарат, структурные единицы Строение и функции частей нефрона. Юкстагломерулярный аппарат почки Структуры, отводящие мочу от почки: собирательные трубочки, малые и большие чашки, лоханка Кровоснабжение почки, чудесная артериальная сеть почки Мочеточники и мочевой пузырь, расположение, строение, отношение к брюшине Мочеиспускательный канал женский и мужской. Строение мочеполовой диафрагмы | 2 | ||||
Практическое занятие Анатомия органов выделения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы-рисунка «Строение нефрона» Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика уретры мужской и женской» | 2 | |||||
Тема 10.3. Физиология мочевой системы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. | Этапы образования мочи. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция Состав первичной и вторичной мочи Механизм отделения мочи. Регуляция мочевыделения. Центры мочеиспускания | 2 | ||||
Практическое занятие Физиология выделения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика состава первичной и вторичной мочи» Составление конспекта «Регуляция мочевыделения» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 11. Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы | 12 | |||||
Тема 11.1. Репродуктивная система человека Мужская половая система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Процесс репродукции, значение, структуры, этапы процесса репродукции Мужские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: топография, строение Яички – расположение, оболочки, внутреннее строение. Придаток яичка, проток придатка Семявыносящий, семявыбрасывающий протоки, семенные пузырьки – расположение, функции. Семенной канатик – расположение, структуры, его составляющие. Сперма Промежность: понятие, границы, чем образована | 2 | ||||
Практическое занятие Мужская половая система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем «Наружные и внутренние органы мужской половой системы», «Функциональное значение внутренних мужских половых органов» Подготовка сообщения «Половое размножение у человека» | 2 | |||||
Тема 11.2. Женская половая система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Женские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: расположение, строение Яичник: расположение, функции, строение. Менструальный цикл Маточная труба – расположение, функции, части, строение стенки Матка - расположение функции, части, строение стенки: периметрий, миометрий, эндометрий Параметрий. Прямокишечно-маточное пространство. Женская промежность Молочная железа – функция, расположение, внешнее и внутреннее строение | 2 | ||||
Практическое занятие Женская половая система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение схем «Наружные и внутренние органы женской половой системы», «Функциональное значение внутренних женских половых органов» Составление сообщений «Развитие эмбриона и плода», «Плацента» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 12. Морфофункциональная характеристика органов нервной системы | 25 | |||||
Тема 12.1. Спинной мозг | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Спинной мозг - расположение, внешнее строение, полость, отделы, микроструктура. Оболочки Сегмент-понятие, виды Проводниковая функция спинного мозга, проводящие пути Рефлекторная функция спинного мозга, рефлексы. Нервные центры спинного мозга |
| 2 | |||
Практическое занятие Функциональная анатомия спинного мозга | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Проводящие пути спинного мозга» Выполнение схемы «Оболочки спинного мозга» | 1 | |||||
Тема 12.2. Головной мозг. Ствол мозга | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Головной мозг-расположение, отделы. Ствол мозга: отделы, структуры, их составляющие Продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг: строение, полости, центры, функции Таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус – расположение, структуры, ядра, функции Ретикулярная формация – строение, функции | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Функциональное значение отделов и структур ствола головного мозга» Составление сообщения «Ретикулярная формация» | 2 | |||||
Тема 12.3. Большой мозг | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Конечный мозг – внешнее строение, внутреннее строение. Полость конечного мозга Базальные ядра – виды, расположение, функции Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля и их функции. Физиологические свойства коры Лимбическая система - структуры, её составляющие, функции Оболочки мозга, расположение, строение, сосудистые сплетения. Межоболочечные пространства | 2 | ||||
Практическое занятие Функциональная анатомия головного мозга | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление сообщения «Лимбическая система», схемы «Полости головного мозга» | 2 | |||||
Тема 12.4. Периферическая нервная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Периферическая нервная система, структуры, функции Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон идущих в их составе Грудные спинномозговые нервы Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, нервные стволы, области иннервации Количество черепно-мозговых нервов (ЧМН), соответствие названия ЧМН номеру Функциональные виды ЧМН (чувствительные, двигательные, смешанные) Принцип образования чувствительных, двигательных, и парасимпатических волокон ЧМН Характеристика 12 пар ЧМН, области иннервации | 2 | ||||
Практическое занятие Периферическая нервная система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Характеристика сплетений спинномозговых нервов» Заполнение таблицы «Области иннервации черепных нервов» | 2 | |||||
Тема 12.5. Вегетативная нервная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Области иннервации и функции ВНС. Классификация ВНС Симпатическая, парасимпатическая НС: центральный и периферический отделы, характеристика Симпатическая и парасимпатическая рефлекторные дуги, медиаторы в их синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической НС на деятельность органов и состояние структур Принципы образования и расположение симпатических сплетений | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблиц «Структуры симпатической и парасимпатической нервной системы», «Сравнительная характеристика работы симпатической и парасимпатической нервной системы» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 13. Морфофункциональная характеристика органов сенсорной системы | 10 | |||||
Тема 13.1 Анализаторы. Кожный, обонятельный, вкусовой анализаторы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Определение сенсорной системы, ее значение. Классификация сенсорных систем Органы чувств, их вспомогательный аппарат. Виды рецепторов, функции. Соматическая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. Вкусовой анализатор. Строение кожи. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Слои кожи» | 2 | |||||
Тема 13.2 Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Анализатор, функциональная структура; Отделы анализатора. Виды анализаторов, функции Зрительный анализатор: отделы, расположение, функции Слуховой анализатор: отделы, расположение, функции Вестибулярный анализатор: отделы, расположение, функции |
| 2 | |||
Практическое занятие Анализаторы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: части анализаторов вкусового, обонятельного, кожного. | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 14. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы | 10 | |||||
Тема 14.1 Эндокринные железы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Щитовидная железа - расположение, внешнее строение, внутреннее строение Гормоны щитовидной железы (тиреоидные, тиреокальцитонин), их физиологические эффекты Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона Надпочечники - расположение, строение Гормоны коркового и мозгового вещества, их физиологические эффекты | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблиц «Характеристика желез внутренней секреции», «Физиологические эффекты гормонов». | 2 | |||||
Тема 14.2. Регуляция деятельности эндокринной системы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Гипоталамо-гипофизарная система - структуры, ее образующие, связь между ними Гипофиз - расположение, строение, доли Гормоны передней средней и задней долей гипофиза, физиологические эффекты Эпифиз - расположение, строение, гормоны, их физиологические эффекты | 2 | ||||
Практическое занятие Эндокринные железы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Регуляция работы в эндокринной системе» Подготовка сообщений «Гонадотропные гормоны», «Физиологическое действие окситоцина» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 15. Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы | 7 | |||||
Тема 15.1. Иммунная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Иммунитет. Иммунная система, определение, функции, центральные и периферические органы Красный костный мозг – расположение, строение, функции Лимфатические узлы – строение, расположение, группы, роль в иммунном процессе Селезенка: расположение, строение и функции , роль в иммунном процессе Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем Вилочковая железа – расположение, строение, функции | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: «Центральные и периферические органы иммунной системы», «Виды иммунитета» Составление конспекта «Функциональное значение органов иммунной системы» | 2 | |||||
Тема 15.2. Механизмы защиты | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты Виды иммунитета. Специфические и неспецифические факторы иммунитета Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схемы «Механизмы иммунитета» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 16. Высшая нервная деятельность | 3 | |||||
Тема 16.1. Анатомия, физиология ВНД | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Понятие о высшей нервной деятельности, структуры, осуществляющие психическую деятельность Инстинкты, условные рефлексы, теории И.П. Павлова. Принципы условных рефлексов Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий Свойство коры, электрические явления в коре, биоритмы мозга Сигнальные системы. Деятельность 1-й, 2-й сигнальных систем. Типы ВНД | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы «Типы высшей нервной деятельности» Выполнение схемы «Стадии сна» Подготовка сообщения на темы: «Сон», «Память», «Интеллект», «Эмоции», «Мышление», «Сознание» (по выбору) | 1 | |||||
ВСЕГО: | 216 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека»
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Спирометры
Динамометры
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Таблицы
Скелеты
Наборы костей
Модели
Фантомы
Муляжи
Влажные препараты
Микропрепараты
Технические средства обучения:
- компьютер,
- экран,
- мультимедийный проектор;
- DVD, CD – диски с учебными фильмами и презентациями.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.
- Атлас анатомии человека [Текст]: учеб. пособие для мед. учеб. заведений.- М.: РИПОЛ, классик, 2007.
- Барышников, С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст] / С.Д. Барышников.– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2007.
- Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских училищ. 4 издание – М.:ООО ТИД «Альянс», 2005, - 432 с.
- Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.
- Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009
Дополнительные источники:
- Борисович, А.И. [и др.] Словарь терминов и понятий по анатомии человека [Текст] /А. И. Борисевич, В. Г. Ковешников, О. Ю. Роменский. - М.: Академия,2006.
- Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.
- Кондрашев, А.В. [и др.] Нормальная анатомия человека в тестах [Текст]: учеб. пособие / А.В. Кондрашев, О.А.Каплунова, Г.Ю., Стрельченко. - Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2007.
- Кондрашев, А.В. [и др.] Проводящие пути центральной нервной системы (в схемах): учебно-методическое пособие / Кондрашев А.В., Каплунова О.А., Санькова И.В.-Ростов-на-Дону: КМЦ.-2007.
- Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Анатомия нервной системы [Текст]: атлас: уч. пособие / А.В. Кондрашев, О.А. Каплунова. - М.: ЭКСМО,2009.
- Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Нормальная анатомия человека [Текст] : учеб. пособие/ А.В. Кондрашев, О.А. .Каплунова.- М.: ЭКСМО,2010.
- Николаев, В. Т. Анатомия человека [Текст]: учеб. пособие / В. Т. Николаев.- Ростов н/ Д.: Феникс, 2006.
- Сапин, М.Р.Атлас анатомии человека [Текст]: в 3- х. т. / М.Р. Сапин, - М.: Медицина, 2007.
- Сапин, М.Р., Билич, Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.
- Самусев, Р.П.,Селин, Ю.М. Анатомия человека [Текст]: уч. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений / Р.П.Самусев, Ю.М.Селин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование»,2005.
- Сапин, М.Р. Анатомия человека [Текст]: / М.Р. Сапин.- М.:Академия, 2005.
- Топоров, Г.Н.,Панасенко, Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии [Текст] / Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-М.: Медицина, 2008.
- Чернышов, В.Н. [и др.] Сборник учебно-методических материалов по нормальной анатомии [Текст] / А.В. Кондрашев, А.А. Сависько, А.В. Маркевич, А.В. Евтушенко, Е.В. Чаплыгина, А.Е. Бойченко. - Ростов н/ Д.:Феникс,2008.
- Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии [Текст] : учеб. для мед. колледжей / А.А. Швырев.- 3-е.- изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2007.
- Швырев, А.А. Малый анатомический атлас [Текст] / А.А Швырев.- Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
Знания: | |
Основные анатомические термины Части тела человека Системы органов Полости тела Морфологические типы конституции Многоуровневость организма человека Строение клетки, её функции Строение ткани, её функции, классификации, место расположения в организме | Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Наблюдение за работой с микропрепаратами Тестирование Устный опрос |
Нормальная анатомия внутренних органов, их расположение в полостях тела, границы | Тестирование Устный опрос Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Работа с «немыми» иллюстрациями Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Нормальная физиология внутренних органов | Тестирование Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Внешние проявления функций внутренних органов | Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Устный опрос Решение ситуационных задач Защита рефератов Практический контроль: определение частоты дыхательных движений, частоты сердечных сокращений |
Нормальные константы внутренней среды организма | Тестирование Составление словаря терминов Выполнение схем Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Умения: | |
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи | Тестирование Выполнение схем Решение ситуационных задач Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями Защита рефератов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на : - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...
Учебная программа учебной практики
Программа по профессиональным модулям ученой практики...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...
Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02...
Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...
Рабочая учебная программа учебной практики
Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01; ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...
Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.
07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание предмета, ф...