Учебные программы
рабочая программа на тему
Учебные программы дисциплин "Анатомия и физиология человека", "Основы патологии" созданные в межаттестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 423.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Департамента здравоохранения города Москвы
« Медицинский колледж №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Для специальности: 33.02.02. Акушерское дело
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования: 33.02.02. «Акушерское дело».
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией Протокол № _____ от «____» ____________ 2015 г. Председатель _____/ _____________ / | « УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе _________________ «_____»________________2015 г. |
Составитель:
Кондакова Е.Н. преподаватель дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии» первой квалификационной категории ГБПОУ «МК № 6 ДЗМ»
Рецензенты:
Марьяшина О.С. преподаватель дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии» высшей квалификационной категории ГБОУ «МУ № 19 ДЗМ»
Ферайберт И.В. преподаватель дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии» высшей квалификационной категории ГБПОУ «МК № 6 ДЗМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» предназначена для изучения анатомии при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. При подготовке выпускника по специальности 33.02.02. Акушеркое дело изучается в объеме 144 часов.
Рабочая программа разработана в соответствии с Проектом программы учебной дисциплины, составленным на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 33.02.02. Акушерское дело и примерной программы дисциплины.
Рабочая программа включает разделы:
- Введение
- Отдельные вопросы цитологии и гистологии
- Системы органов и регуляция их деятельности
- Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата
- Внутренняя среда организма. Кровь
- Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы
- Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы
- Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы
- Обмен веществ и энергии. Витамины
- Процесс выделения. Морфофункциональная характеристика органов мочевой системы
- Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы
- Морфофункциональная характеристика органов нервной системы
- Морфофункциональная характеристика органов сенсорной системы
- Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы
- Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы
- Высшая нервная деятельность
Проектом программы учебной дисциплины предусмотрено изучение дисциплины в объеме 144 часов. Поэтому возникла необходимость объединить два практических занятия по изучению органов пищеварительной системы в одно; практическое занятие «Вегетативная нервная система» ликвидируется, а недостаток времени для изучения темы компенсируется за счет самостоятельной работы студентов. Кроме того, для рационального распределения времени в зависимости от учебных семестров, при изучении раздела «Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы» вводится практическое занятие «Венозная система».
В результате освоения дисциплины студенты должны:
уметь:
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи;
знать:
строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями. - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
обладать профессиональными компетенциями:
- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
- проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
- участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
- осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
- сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
- применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования. - соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
- вести утвержденную медицинскую документацию.
- осуществлять реабилитационные мероприятия.
- оказывать паллиативную помощь.
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
- участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
- взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Учебная дисциплина осваивается в течении двух семестров, поэтому для подведения итогов за I семестр используется накопительная система выставления оценки. Форма аттестации за II семестр – комплексный экзамен по дисциплинам «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Генетика человека с основами медицинской генетики».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 6 |
| 7 |
| 26 |
| 29 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.02. Акушерское дело
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часов;
самостоятельной работы обучающегося 72 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 |
в том числе: | |
практические занятия | 54 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
в том числе: | |
Подготовка сообщений, рефератов Выполнение схем, таблиц Выполнение рисунков Составление словаря терминов Составление конспектов | 12 38 4 10 8 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена по дисциплинам анатомия и физиология человека, основы патологии, генетика человека с основами медицинской генетики |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
РАЗДЕЛ 1. Введение | 3 | |||||
Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки Человек – предмет изучения анатомии и физиологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Определение анатомии, физиологии; предмет изучения этих дисциплин, связь с другими науками Методы изучения организма человека Взаимосвязь организма человека с внешней средой, классификация потребностей человека Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины Части тела человека, отделы, полости, оси, плоскости тела человека, условные линии Морфологические типы конституции. Многоуровневость организма, периоды онтогенеза | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии» Составление таблицы «Расположение органов в полостях тела» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии | 12 | |||||
Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Определение клетки. Функции клетки. Видоспецифичность клеток, свойства клеток Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, органеллы, включения Химический состав клетки. Роль минеральных и органических веществ в клетке Обмен веществ, энергии в клетке, жизненный цикл клетки Дифференцировка, рост и размножение клеток | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка основных структур клетки с обозначениями Заполнение таблицы «Функции органелл» Выполнение конспекта «Рост и размножение клеток» | 1 | |||||
Тема 2.2. Основы гистологии. Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань. | Содержание учебного материала | |||||
1. 2. 3. 4. | Ткань – определение. Классификация тканей (эпителий, соединительная, мышечная, нервная) Функциональные различия тканей, особенности регенерации тканей Эпителиальная ткань: классификация, функции, строение и месторасположение видов в организме Соединительная ткань: классификация, строение, функции и месторасположение видов | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем классификации эпителиальной и соединительной тканей Выполнение тестовых заданий | 1 | |||||
Тема 2.3. Мышечная ткань. Нервная ткань. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Мышечная ткань: свойства, функции Виды мышечной ткани, месторасположение, строение, функциональные особенности Нервная ткань - расположение, строение. Строение нейрона Классификация нейронов по строению, расположению, волоконному составу Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания. Синапс, понятие, виды | 2 | ||||
Практическое занятие Основы гистологии | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка схем классификации мышечной ткани Составление таблицы «Сравнительная характеристика видов мышечной ткани» Выполнение схем: «Строение нейрона», «Виды нейроглии», Виды синапсов» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 3. Системы органов и регуляция их деятельности | 4 | |||||
Тема 3.1 Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм регуляции | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Орган. Определение, классификация. Системы органов, аппараты. Объединение систем в организм Процесс физиологической регуляции, этапы Классификация и общие принципы строения нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга. Нервная деятельность: виды, структуры, процессы, носители информации, принцип действия Гуморальная регуляция. Секреты, их виды. Гормоны: механизм действия, свойства, виды Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, представители | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Системы органов», Составление таблицы «Виды нейронов» Составление схем: «Виды рефлексов», «Механизмы гуморальной регуляции» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 4. Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата | 33 | |||||
Тема 4.1. Опорно-двигательный аппарат Скелет туловища | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Опорно-двигательный аппарат, части, функции. Скелет: понятие, функции, отделы Кость как орган; химический состав, возрастные изменения, виды костей, строение, рост кости Классификация костей, виды костей по форме. Понятие о соединении костей Скелет туловища, структуры, его составляющие. Позвоночный столб, отделы, количество и строение позвонков. Позвоночный столб в целом Грудная клетка, строение. Виды ребер. Грудная клетка как целое. Грудная полость. Функции | 2 | ||||
Практическое занятие Скелет туловища | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка строения позвонка Выполнение схем «Виды ребер», «Изгибы позвоночного столба» Составление таблицы «Сравнительная характеристика позвонков» | 2 | |||||
Тема 4.2. Скелет верхних и нижних конечностей. Таз в целом | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Скелет верхней конечности, отделы Скелет плечевого пояса, кости, его образующие, строение лопатки и ключицы Скелет свободной верхней конечности, отделы и кости, их образующие, строение костей Скелет нижней конечности, отделы, кости их образующие Тазовая кость, строение. Таз как целое. Функции и строение большого и малого таза. Половые различия таза. Размеры женского таза: дистанции, конъюгаты Скелет свободной нижней конечности, кости его образующие, их строение. Стопа как целое | 1 | ||||
Практическое занятие Скелет верхних и нижних конечностей | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблиц «Строение эпифизов длинных трубчатых костей верхних конечностей», «Строение эпифизов длинных трубчатых костей нижних конечностей», «Размеры женского таза» Схематическое изображение мест переломов конечностей. | 2 | |||||
Тема 4.3. Скелет головы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. | Череп как целое: свод, внутреннее и наружное основание, кости их образующие, структуры костей Черепные ямки, глазницы, полость носа, полость рта: строение, функции Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков | 2 | ||||
Практическое занятие Скелет головы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Характеристика строения костей мозгового и лицевого черепа» Составление опорного конспекта по теме «Роднички черепа новорожденных» | 2 | |||||
Тема 4.4. Соединение костей. Суставы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Классификация видов соединения костей. Особенности строения, функции видов соединений Виды непрерывных соединений Строение сустава, вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов Соединение костей туловища: позвоночного столба, соединение ребер с позвоночником, грудиной Соединение костей черепа, суставы, строение, движения в них Соединение костей верхней и нижней конечности, суставы, строение, движения в них | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблиц: «Соединения костей черепа, туловища, верхних и нижних конечностей» | 1 | |||||
Тема 4.5 Мышечная система Мышцы туловища | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы Мышца как орган, строение, виды мышц, свойства мышц. Режимы и виды сокращения Работа мышц, образование АТФ и тепла в мышцах, утомление, отдых, физ. тренировка мышц Мышцы спины: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Мышцы груди: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Мышцы живота: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Расположение и строение диафрагмы: части, сухожильный центр, отверстия, функции диафрагмы | 2 | ||||
Практическое занятие Мышцы туловища | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины», «Мышцы живота» | 2 | |||||
Тема 4.6. Мышцы конечностей Мышцы головы и шеи | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Классификация и значение мышц верхней конечности: плечевого пояса и свободного отдела Мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти: принцип начала и прикрепления, функции Классификация и значение мышц нижней конечности: мышцы тазового пояса и свободного отдела Мышцы таза, бедра, голени, стопы: принципы начала и прикрепления, функции Топографические образования верхней конечности и нижней конечности Жевательные и мимические мышцы головы, расположение, функции, начало и прикрепление Группы мышц шеи: поверхностная, срединная, глубокая, расположение, функции Фасции головы и шеи. Топографические образования головы и шеи | |||||
Практическое занятие Мышцы головы и шеи. Мышцы верхних и нижних конечностей | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблиц «Мышцы верхней конечности», «Мышцы нижней конечности», «Мышцы промежности», «Мышцы головы и шеи» Выполнение тестовых заданий | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 5. Внутренняя среда организма. Кровь | 8 | |||||
Тема 4.1. Гомеостаз. Кровь. Форменные элементы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма. Гомеостаз Место крови в системе внутренней среды организма. Функции крови Кровь как ткань Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы. Константы крови Плазма, состав, белки крови, функции. Гематокрит. Сыворотка Эритроциты: функция, форма, строение, количество, продолжительность жизни, разрушение Гемоглобин, СОЭ. Процесс гемопоэза Лейкоциты: строение, виды, их количество, продолжительность жизни, функции. Лейкограмма Тромбоциты: количество, строение, продолжительность жизни, функции | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Внутренняя среда организма», «Состав крови» Составление схем «Характеристика форменных элементов крови» | 1 | |||||
Тема 5.2. Свертывание крови Группы крови Резус-фактор | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Система РАСК: свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы Гемостаз, определение, механизмы. Гемокоагуляция - определение, факторы свертывания, стадии Агглютинация, гемолиз, виды гемолиза. Группы крови. Обусловленность групп крови Локализация резус-фактора. Резус-конфликт. Переливание крови | 2 | ||||
Практическое занятие Состав и функции крови. Гемостаз и группы крови | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Сравнительная характеристика стадий гемостаза» Составление сообщения «Донорство» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 6. Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы | 34 | |||||
Тема 6.1. Сердечно-сосудистая система. Строение сердца | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Процесс кровообращения - определение; структуры, осуществляющие процесс кровообращения Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Строение стенки сосудов Круги кровообращения: функциональное значение, сосуды Сердце: расположение, строение, проекция структур на поверхность грудной клетки Камеры сердца, отверстия, расположение и строение клапанов, принцип работы, проекция Строение стенки сердца: расположение, строение, функции слоев. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. Значение коронарного кровообращения | 2 | ||||
Практическое занятие Строение сердца. Круги кровообращения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Характеристика строения камер сердца» Выполнение рисунка-схемы «Строение сердца» | 2 | |||||
Тема 6.2. Физиология сердца | Содержание учебного материала | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Электрические явления в сердце, их регистрация . Электрокардиограмма – зубцы, интервалы Физиологические свойства сердечной мышцы Сердечный цикл, его фазы, продолжительность и характеристика Внешние проявления сердечной деятельности: сердечный толчок, тоны сердца Факторы, обуславливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца Регуляция деятельности сердца: местные и центральные механизмы, сердечно-сосудистый центр | 2 | 2 | |||
Практическое занятие Физиология сердца | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы-рисунка «Проводящая система сердца» Заполнение таблицы «Характеристика фаз сердечного цикла» | 2 | |||||
Тема 6.3. Артериальная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Сосуды большого круга кровообращения. Аорта - отделы, артерии, от них отходящие Артерии шеи и головы: области кровоснабжения Артерии верхних и нижних конечностей, таза: расположение, области кровоснабжения Сосуды малого круга кровообращения, механизм кровоснабжения легких. Кровообращение плода | 2 | ||||
Практическое занятие Артериальная система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение рисунка-схемы «Отделы аорты, ветви и области их кровоснабжения» Подготовка сообщения «Особенности кровообращения плода» | 2 | |||||
Тема 6.4. Венозная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Система верхней полой вены: образование, притоки, области оттока крови Вены головы и шеи, грудной клетки, верхней конечности - области оттока крови в них Система нижней полой вены: образование, притоки, области оттока крови Вены брюшной полости, таза, нижних конечностей - области оттока крови в них Система воротной вены. Кровоснабжение печени | 2 | ||||
Практическое занятие Венозная система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Выполнение схем «Образование и притоки верхней и нижней полой вены, воротной вены». Составление схем оттока венозной крови из различных областей тела | 2 | |||||
Тема 6.5. Основы гемодинамики | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Линейная и объемная скорость кровотока Показатели кровообращения: минутный и систолический объемы кровообращения Систолическое, диастолическое давление, пульсовое давление. Факторы, влияющие на давление Определение пульса. Характеристики пульса. Артериальный пульс: определение, сосуды | 2 | ||||
Практическое занятие Измерение артериального давления. Пульс | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов давления» Выполнение схемы «Факторы, влияющие на величину артериального давления» | 1 | |||||
Тема 6.6. Лимфатическая система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Строение лимфатической системы. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Строение стенки лимфососудов Функции лимфатической системы, связь лимфатической системы с иммунной системой Строение и функции лимфатического узла. Группы лимфатических узлов Причины движения лимфы по лимфатическим сосудам. Регуляция системы лимфообращения |
| 2 | |||
Практическое занятие Физиология микроциркуляции. Лимфатическая система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем «Сравнительная характеристика строения лимфатических и кровеносных капилляров», «Лимфоузлы» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 7. Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы | 13 | |||||
Тема 7.1. Дыхательная система Воздухоносные пути | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Структуры организма человека, обеспечивающие процесс дыхания. Дыхательный аппарат Дыхательная система: структуры, составляющие ее и их функции Верхние дыхательные пути (полость носа, части глотки), расположение, строение, функции Нижние дыхательные пути, их расположение, строение и функции | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенок дыхательных путей» | 1 | |||||
Тема 7.2. Легкие Плевра | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Плевра, плевральная полость, значение, пневмоторакс, виды Средостение - границы, значение Легкие – топография, внешнее строение, поверхности, края, границы Внутреннее строение легких: доли, сегменты, дольки, ацинусы. Функции структур легкого | 2 | ||||
Практическое занятие Анатомия органов дыхательной системы. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем «Бронхиальное дерево», «Альвеолярное дерево» | 1 | |||||
Тема 7.3. Физиология дыхания | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания, определения, этапы Внешнее дыхание, показатели. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами Механизм первого вдоха новорождённого. Нервная, гуморальная регуляция дыхания | 2 | ||||
Практическое занятие Физиология дыхания. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Механизм вдоха и выдоха», таблиц «Легочные объемы», «Емкости легких» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 8. Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы | 18 | |||||
Тема 8.1. Пищеварительная система. Ротовая полость. Глотка. Пищевод. Желудок. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Пищеварительная система: функции, органы. Пищеварительный тракт: отделы, функции Полые органы пищеварительного тракта, принцип строения их стенки Полость рта, отделы, функции, анатомо-функциональная характеристика органов полости рта. Лимфоэпителиальное кольцо. Глотка - расположение, строение стенки, отделы, функции Пищевод - расположение, отделы, физиологические сужения, строение стенки, функции Желудок - расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, строение желудка | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение рисунка «Строение зуба», Выполнение схемы «Отделы глотки, пищевода, желудка» Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенки глотки, пищевода, желудка». | 1 | |||||
Тема 8.2. Тонкий и толстый кишечник Брюшина. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Тонкий кишечник: отделы и их расположение, проекция на переднюю брюшную стенку Строение стенки отделов тонкого кишечника, образования слизистой оболочки, функции Толстый кишечник: отделы, их расположение, проекция, особенности строения Брюшина, строение, отношение брюшины к органам. Образования брюшины. Брюшинная полость | 1 | ||||
Практическое занятие Анатомия органов пищеварительного тракта | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление конспекта «Отношение брюшины к внутренним органам брюшной полости» Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенки отделов толстого кишечника». | 1 | |||||
Тема 8.3. Крупные пищеварительные железы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Большие слюнные железы: название, расположение, строение, место открытия выводных протоков Поджелудочная железа: расположение, строение, части, их функции, выводные протоки Печень: расположение, функции, строение, структурные единицы, строение дольки печени Желчный пузырь: функции расположение, проекция, части, строение стенки. Желчные протоки | 2 | ||||
Практическое занятие Анатомия крупных пищеварительных желез | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем «Строение дольки печени», «Формирование желчных протоков». | 1 | |||||
Тема 8.4. Физиология пищеварения | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Процесс питания - определение, этапы Пищеварение в полости рта. Слюна - состав, свойства, функции. Всасывание в полости рта Пищеварение в желудке. Желудочный сок - свойство, состав, функции. Всасывание, моторика Пищеварение в 12-перстной кишке, в тощей и подвздошной кишке: расщепление, всасывание Состав и функции желчи, панкреатического сока, регуляция образования, отделения Пищеварение в толстом кишечнике. Состав и функции сока толстой кишки. Микрофлора Моторика тонкого и толстого кишечника. Формирование каловых масс. Акт дефекации | 2 | ||||
Практическое занятие Физиология пищеварения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблиц «Состав и функции пищеварительных секретов», «Особенности всасывания в различных отделах пищеварительного тракта». | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 9. Обмен веществ и энергии. Витамины | 6 | |||||
Тема 9.1. Обмен веществ. Витамины | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Обмен веществ, определение Обмен белков: функции, суточная потребность, азотистый баланс, конечные продукты обмена Обмен углеводов: функции, суточная потребность, углеводный баланс, конечные продукты обмена Обмен жиров: функции, суточная потребность, липидный баланс, конечные продукты обмена Водно-солевой обмен: содержание и количество воды в организме, потребность в воде Продукты, содержащие минеральные вещества. Значение минеральных веществ в организме Витамины - понятие, биологическая ценность, классификация витаминов. Источники витаминов | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Витамины» (водорастворимые и жирорастворимые). | 1 | |||||
Тема 9.2. Обмен энергии Терморегуляция | Содержание учебного материала | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Пластический энергетический обмен. Энергетический баланс. Основной обмен Пищевой рацион – определение. Режим питания. Диета - определение, основы действия Нормальная температура тела человека. Значение постоянства температуры тела для организма Факторы, поддерживающие оптимальную для метаболизма температуру тела Теплорегуляция, теплоотдача. Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи Центр терморегуляции. Гуморальные факторы терморегуляции. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Механизмы теплоотдачи» Выполнение схемы «Нервно-гуморальная регуляция терморегуляции» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 10. Процесс выделения. Морфофункциональная характеристика органов мочевой системы | 14 | |||||
Тема 10.1. Процесс выделения | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Процесс выделения. Вещества, подлежащие выделению с мочой, калом, потом, при дыхании Органы и структуры, выполняющие выделительные функции. Этапы процесса выделения Выделительная функция легких, почек, желез пищеварительного тракта, потовых и сальных желез Состав пота. Суточное количество пота. Интенсивность потоотделения Нервная и гуморальная регуляция | 2 | ||||
Тема 10.2. Почки Мочевые пути | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Почки: расположение, проекция, строение почки, фиксирующий аппарат, структурные единицы Строение и функции частей нефрона. Юкстагломерулярный аппарат почки Структуры, отводящие мочу от почки: собирательные трубочки, малые и большие чашки, лоханка Кровоснабжение почки, чудесная артериальная сеть почки Мочеточники и мочевой пузырь, расположение, строение, отношение к брюшине Мочеиспускательный канал женский и мужской. Строение мочеполовой диафрагмы | 2 | ||||
Практическое занятие Анатомия органов выделения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы-рисунка «Строение нефрона» Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика уретры мужской и женской» | 2 | |||||
Тема 10.3. Физиология мочевой системы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. | Этапы образования мочи. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция Состав первичной и вторичной мочи Механизм отделения мочи. Регуляция мочевыделения. Центры мочеиспускания | 2 | ||||
Практическое занятие Физиология выделения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика состава первичной и вторичной мочи» Составление конспекта «Регуляция мочевыделения» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 11. Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы | 12 | |||||
Тема 11.1. Репродуктивная система человека Мужская половая система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Процесс репродукции, значение, структуры, этапы процесса репродукции Мужские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: топография, строение Яички – расположение, оболочки, внутреннее строение. Придаток яичка, проток придатка Семявыносящий, семявыбрасывающий протоки, семенные пузырьки – расположение, функции. Семенной канатик – расположение, структуры, его составляющие. Сперма Промежность: понятие, границы, чем образована | 2 | ||||
Практическое занятие Мужская половая система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем «Наружные и внутренние органы мужской половой системы», «Функциональное значение внутренних мужских половых органов» Подготовка сообщения «Половое размножение у человека» | 2 | |||||
Тема 11.2. Женская половая система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Женские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: расположение, строение Яичник: расположение, функции, строение. Менструальный цикл Маточная труба – расположение, функции, части, строение стенки Матка - расположение функции, части, строение стенки: периметрий, миометрий, эндометрий Параметрий. Прямокишечно-маточное пространство. Женская промежность Молочная железа – функция, расположение, внешнее и внутреннее строение | 2 | ||||
Практическое занятие Женская половая система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение схем «Наружные и внутренние органы женской половой системы», «Функциональное значение внутренних женских половых органов» Составление сообщений «Развитие эмбриона и плода», «Плацента» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 12. Морфофункциональная характеристика органов нервной системы | 25 | |||||
Тема 12.1. Спинной мозг | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Спинной мозг - расположение, внешнее строение, полость, отделы, микроструктура. Оболочки Сегмент-понятие, виды Проводниковая функция спинного мозга, проводящие пути Рефлекторная функция спинного мозга, рефлексы. Нервные центры спинного мозга |
| 2 | |||
Практическое занятие Функциональная анатомия спинного мозга | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Проводящие пути спинного мозга» Выполнение схемы «Оболочки спинного мозга» | 1 | |||||
Тема 12.2. Головной мозг. Ствол мозга | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Головной мозг-расположение, отделы. Ствол мозга: отделы, структуры, их составляющие Продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг: строение, полости, центры, функции Таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус – расположение, структуры, ядра, функции Ретикулярная формация – строение, функции | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Функциональное значение отделов и структур ствола головного мозга» Составление сообщения «Ретикулярная формация» | 2 | |||||
Тема 12.3. Большой мозг | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Конечный мозг – внешнее строение, внутреннее строение. Полость конечного мозга Базальные ядра – виды, расположение, функции Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля и их функции. Физиологические свойства коры Лимбическая система - структуры, её составляющие, функции Оболочки мозга, расположение, строение, сосудистые сплетения. Межоболочечные пространства | 2 | ||||
Практическое занятие Функциональная анатомия головного мозга | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление сообщения «Лимбическая система», схемы «Полости головного мозга» | 2 | |||||
Тема 12.4. Периферическая нервная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Периферическая нервная система, структуры, функции Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон идущих в их составе Грудные спинномозговые нервы Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, нервные стволы, области иннервации Количество черепно-мозговых нервов (ЧМН), соответствие названия ЧМН номеру Функциональные виды ЧМН (чувствительные, двигательные, смешанные) Принцип образования чувствительных, двигательных, и парасимпатических волокон ЧМН Характеристика 12 пар ЧМН, области иннервации | 2 | ||||
Практическое занятие Периферическая нервная система | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Характеристика сплетений спинномозговых нервов» Заполнение таблицы «Области иннервации черепных нервов» | 2 | |||||
Тема 12.5. Вегетативная нервная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Области иннервации и функции ВНС. Классификация ВНС Симпатическая, парасимпатическая НС: центральный и периферический отделы, характеристика Симпатическая и парасимпатическая рефлекторные дуги, медиаторы в их синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической НС на деятельность органов и состояние структур Принципы образования и расположение симпатических сплетений | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблиц «Структуры симпатической и парасимпатической нервной системы», «Сравнительная характеристика работы симпатической и парасимпатической нервной системы» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 13. Морфофункциональная характеристика органов сенсорной системы | 10 | |||||
Тема 13.1 Анализаторы. Кожный, обонятельный, вкусовой анализаторы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Определение сенсорной системы, ее значение. Классификация сенсорных систем Органы чувств, их вспомогательный аппарат. Виды рецепторов, функции. Соматическая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. Вкусовой анализатор. Строение кожи. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Слои кожи» | 2 | |||||
Тема 13.2 Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Анализатор, функциональная структура; Отделы анализатора. Виды анализаторов, функции Зрительный анализатор: отделы, расположение, функции Слуховой анализатор: отделы, расположение, функции Вестибулярный анализатор: отделы, расположение, функции |
| 2 | |||
Практическое занятие Анализаторы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: части анализаторов вкусового, обонятельного, кожного. | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 14. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы | 10 | |||||
Тема 14.1 Эндокринные железы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Щитовидная железа - расположение, внешнее строение, внутреннее строение Гормоны щитовидной железы (тиреоидные, тиреокальцитонин), их физиологические эффекты Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона Надпочечники - расположение, строение Гормоны коркового и мозгового вещества, их физиологические эффекты | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблиц «Характеристика желез внутренней секреции», «Физиологические эффекты гормонов». | 2 | |||||
Тема 14.2. Регуляция деятельности эндокринной системы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Гипоталамо-гипофизарная система - структуры, ее образующие, связь между ними Гипофиз - расположение, строение, доли Гормоны передней средней и задней долей гипофиза, физиологические эффекты Эпифиз - расположение, строение, гормоны, их физиологические эффекты | 2 | ||||
Практическое занятие Эндокринные железы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Регуляция работы в эндокринной системе» Подготовка сообщений «Гонадотропные гормоны», «Физиологическое действие окситоцина» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 15. Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы | 7 | |||||
Тема 15.1. Иммунная система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Иммунитет. Иммунная система, определение, функции, центральные и периферические органы Красный костный мозг – расположение, строение, функции Лимфатические узлы – строение, расположение, группы, роль в иммунном процессе Селезенка: расположение, строение и функции , роль в иммунном процессе Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем Вилочковая железа – расположение, строение, функции | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: «Центральные и периферические органы иммунной системы», «Виды иммунитета» Составление конспекта «Функциональное значение органов иммунной системы» | 2 | |||||
Тема 15.2. Механизмы защиты | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты Виды иммунитета. Специфические и неспецифические факторы иммунитета Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схемы «Механизмы иммунитета» | 1 | |||||
РАЗДЕЛ 16. Высшая нервная деятельность | 3 | |||||
Тема 16.1. Анатомия, физиология ВНД | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Понятие о высшей нервной деятельности, структуры, осуществляющие психическую деятельность Инстинкты, условные рефлексы, теории И.П. Павлова. Принципы условных рефлексов Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий Свойство коры, электрические явления в коре, биоритмы мозга Сигнальные системы. Деятельность 1-й, 2-й сигнальных систем. Типы ВНД | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы «Типы высшей нервной деятельности» Выполнение схемы «Стадии сна» Подготовка сообщения на темы: «Сон», «Память», «Интеллект», «Эмоции», «Мышление», «Сознание» (по выбору) | 1 | |||||
ВСЕГО: | 216 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека»
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Спирометры
Динамометры
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Таблицы
Скелеты
Наборы костей
Модели
Фантомы
Муляжи
Влажные препараты
Микропрепараты
Технические средства обучения:
- компьютер,
- экран,
- мультимедийный проектор;
- DVD, CD – диски с учебными фильмами и презентациями.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.
- Атлас анатомии человека [Текст]: учеб. пособие для мед. учеб. заведений.- М.: РИПОЛ, классик, 2007.
- Барышников, С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст] / С.Д. Барышников.– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2007.
- Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских училищ. 4 издание – М.:ООО ТИД «Альянс», 2005, - 432 с.
- Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.
- Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009
Дополнительные источники:
- Борисович, А.И. [и др.] Словарь терминов и понятий по анатомии человека [Текст] /А. И. Борисевич, В. Г. Ковешников, О. Ю. Роменский. - М.: Академия,2006.
- Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.
- Кондрашев, А.В. [и др.] Нормальная анатомия человека в тестах [Текст]: учеб. пособие / А.В. Кондрашев, О.А.Каплунова, Г.Ю., Стрельченко. - Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2007.
- Кондрашев, А.В. [и др.] Проводящие пути центральной нервной системы (в схемах): учебно-методическое пособие / Кондрашев А.В., Каплунова О.А., Санькова И.В.-Ростов-на-Дону: КМЦ.-2007.
- Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Анатомия нервной системы [Текст]: атлас: уч. пособие / А.В. Кондрашев, О.А. Каплунова. - М.: ЭКСМО,2009.
- Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Нормальная анатомия человека [Текст] : учеб. пособие/ А.В. Кондрашев, О.А. .Каплунова.- М.: ЭКСМО,2010.
- Николаев, В. Т. Анатомия человека [Текст]: учеб. пособие / В. Т. Николаев.- Ростов н/ Д.: Феникс, 2006.
- Сапин, М.Р.Атлас анатомии человека [Текст]: в 3- х. т. / М.Р. Сапин, - М.: Медицина, 2007.
- Сапин, М.Р., Билич, Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.
- Самусев, Р.П.,Селин, Ю.М. Анатомия человека [Текст]: уч. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений / Р.П.Самусев, Ю.М.Селин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование»,2005.
- Сапин, М.Р. Анатомия человека [Текст]: / М.Р. Сапин.- М.:Академия, 2005.
- Топоров, Г.Н.,Панасенко, Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии [Текст] / Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-М.: Медицина, 2008.
- Чернышов, В.Н. [и др.] Сборник учебно-методических материалов по нормальной анатомии [Текст] / А.В. Кондрашев, А.А. Сависько, А.В. Маркевич, А.В. Евтушенко, Е.В. Чаплыгина, А.Е. Бойченко. - Ростов н/ Д.:Феникс,2008.
- Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии [Текст] : учеб. для мед. колледжей / А.А. Швырев.- 3-е.- изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2007.
- Швырев, А.А. Малый анатомический атлас [Текст] / А.А Швырев.- Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
Знания: | |
Основные анатомические термины Части тела человека Системы органов Полости тела Морфологические типы конституции Многоуровневость организма человека Строение клетки, её функции Строение ткани, её функции, классификации, место расположения в организме | Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Наблюдение за работой с микропрепаратами Тестирование Устный опрос |
Нормальная анатомия внутренних органов, их расположение в полостях тела, границы | Тестирование Устный опрос Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Работа с «немыми» иллюстрациями Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Нормальная физиология внутренних органов | Тестирование Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Внешние проявления функций внутренних органов | Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Устный опрос Решение ситуационных задач Защита рефератов Практический контроль: определение частоты дыхательных движений, частоты сердечных сокращений |
Нормальные константы внутренней среды организма | Тестирование Составление словаря терминов Выполнение схем Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Умения: | |
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании акушерско-гинекологической помощи | Тестирование Выполнение схем Решение ситуационных задач Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями Защита рефератов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на : - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...

Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02...

Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...

Рабочая учебная программа учебной практики
Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01; ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...

Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.
07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание предмета, ф...