Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.
статья на тему
Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном обучении иностранному языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.
Подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает высокий уровень его общего развития, владение коммуникативными способностями, умение принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться к изменяющимся социальным и экономическим условиям. В процессе формирования компетенций, обозначенных в государственном образовательном стандарте, значительная роль отводится в том числе и иностранным языкам, которые обладают высоким потенциалом развития коммуникативных способностей специалистов и их подготовки к деловому общению.
Овладение обучаемыми иноязычной коммуникативной компетенцией, которая в дальнейшем позволит им пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, в общении с зарубежными партнерами, для самообразовательных и других целей приобретает особое значение.
Формирование коммуникативной компетенции — задача непростая, учитывая, что данная компетенция — это не сумма знаний о языке, а речевое поведение в соответствии с задачей общения. Коммуникативная компетенция подразумевает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи.
Зачастую у студентов неязыковых специальностей наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка . Материал для формирования речевой компетенции в модуле профессионального общения имеет более узкую коммуникативную направленность. Содержание этого модуля носит предметно-специальный характер и формируется с учетом специфики специальностей.
Не следует забывать, что формирование речевой компетенции подразумевает такие виды деятельности как письмо, чтение, аудирование, говорение. На практике зачастую профессионально ориентированное обучение сводится к чтению и переводу текстов по специальности.
И, как правило, обучаемый на занятиях пребывают в двух диаметрально противоположных психических состояниях: состоянии скуки или состоянии тревожности. Данный факт можно объяснить тем, что на занятиях по иностранному языку скучают студенты, которые не мотивированы к изучению иностранного языка и совершенно далеки от стремления овладеть иностранным языком на коммуникативно достаточном уровне, а тревожность испытывают обучаемые, которые еще не утратили желание овладеть иностранным языком, но неуверенность в себе, боязнь ошибиться, высказаться неудачно становится непреодолимым психологическим барьером. При этом самые современные методики обучения иноязычной речи оказываются нерезультативными, если они применяются в процессе обучения иностранному языку в условиях отрицательных эмоций обучаемых.
Таким образом, обеспечение процесса овладения иноязычной речью студентов должно подкрепляться положительными эмоциями, которые повышают активность личности, стимулируют познавательную деятельность, увеличивают энергию и напряжение интеллектуальных сил студента. Кроме того, интерес обучаемых к предмету повышается, когда они ясно представляют перспективы использования полученных знаний, когда эти знания и умения в будущем смогут повысить их шансы на успех в любом виде деятельности.
Это имеет целью сделать обучение иностранному языку в средних специальных учебных заведениях более эффективным и продуктивным.
Что же касается сложности разработки единого учебно-методического комплекса для разных уровней подготовленности обучения иностранному языку, то данная проблема, увы, не имеет простого способа решения. Профессиональная направленность обучения требует интеграции иностранного языка с профильными дисциплинами, тщательного отбора содержания учебных материалов. Учебные материалы должны быть ориентированы на последние достижения в той или иной сфере деятельности, своевременно отражать научные открытия, новшества, касающиеся профессиональных интересов обучающихся, давать им возможность для профессионального роста.
В содержание обучения иностранному языку необходимо включать:
сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия
и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов;
- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им;
– комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях;
– систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка.
Поэтому лучший выход для преподавателя здесь – действовать в рамках личностно-ориентированного подхода и реализации принципа индивидуализации обучения, при котором обучаемый и преподаватель являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника процесса.
Таким образом, внедрение компетентностного подхода в обучение иностранному языку профессионального общения открывает новые перспективы перед преподавателями и студентами, делает учебный процесс более интересным и разнообразным, способствует развитию общей культуры студентов и играет важную роль в их профессиональном становлении.
Литература:
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. М: АРКТИ-Глосса, 2000.
2.Макар, Л.В. Обучение профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза. – Автореф. дисс... канд. пед. наук. – СПб, 2000.
3.Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 2011
4.Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М., 2004.
5. Зайченко А.А. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам студентов экономических специальностей, Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.
Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»
Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...
Формирование лексических навыков при профессионально-ориентированном обучении английскому языку.
Английский язык, как иностранный, в средних профессиональных учебных заведениях изучается как общеобразовательная дисциплина, но он имеет также специализированную направленность и большие ...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Иностранный язык - это средство приобщения к мировой культуре, а также расширение возможностей коммуникативной компетенции личности. В статье раскрываются составляющие понятия, способы формирования и ...
Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции
Статья на тему "Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции"...
Статья. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку
Современное общество требует новых подходов к подготовке специалистов в различных сферах деятельности. Выпускник современного колледжа должен обладать не только хорошими знаниями в своей области...
Статья "Коммуникативный подход в обучении иностранному языку студентов медицинского колледжа" в сборнике материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции педагогов "Развитие профессиональной компетенции педагога"
Статья опубликована в сборнике статей, кототрый содержит материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции для преподавателей СПО...