Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.
статья на тему

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает высокий уровень его общего развития, владение коммуникативными способностями, умение принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться к изменяющимся социальным и экономическим условиям. В процессе формирования компетенций, обозначенных в государственном образовательном стандарте, значительная роль отводится в том числе и иностранным языкам, которые обладают высоким потенциалом развития коммуникативных способностей специалистов и их подготовки к деловому общению.

Овладение обучаемыми  иноязычной коммуникативной компетенцией, которая в дальнейшем позволит  им пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, в общении с зарубежными партнерами, для самообразовательных и других целей приобретает особое значение.  

Формирование  коммуникативной  компетенции — задача непростая, учитывая, что данная компетенция — это не сумма знаний о языке, а речевое поведение в соответствии с задачей общения.  Коммуникативная  компетенция подразумевает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи.

Зачастую  у студентов неязыковых специальностей наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка . Материал для формирования речевой компетенции в модуле профессионального общения имеет более узкую коммуникативную направленность. Содержание этого модуля носит предметно-специальный характер и формируется с учетом специфики специальностей.

Не следует забывать, что формирование речевой компетенции подразумевает такие виды деятельности как письмо, чтение, аудирование, говорение. На практике зачастую профессионально ориентированное обучение сводится к чтению и переводу текстов по специальности.

И, как правило, обучаемый  на занятиях пребывают в двух диаметрально противоположных психических состояниях: состоянии скуки или состоянии тревожности. Данный факт можно объяснить тем, что на занятиях по иностранному языку скучают студенты, которые не мотивированы к изучению иностранного языка и совершенно далеки от стремления овладеть иностранным языком на коммуникативно  достаточном уровне, а тревожность испытывают обучаемые, которые еще не утратили желание овладеть иностранным языком, но неуверенность в себе, боязнь ошибиться, высказаться неудачно становится непреодолимым психологическим барьером. При этом самые современные методики обучения иноязычной речи оказываются нерезультативными, если они применяются в процессе обучения иностранному языку в условиях отрицательных эмоций обучаемых.

         Таким образом, обеспечение процесса овладения иноязычной речью студентов должно подкрепляться положительными эмоциями,  которые повышают активность личности, стимулируют познавательную деятельность, увеличивают энергию и напряжение интеллектуальных сил студента. Кроме того, интерес обучаемых к предмету повышается, когда они ясно представляют перспективы использования полученных знаний, когда эти знания и умения в будущем смогут повысить их шансы на успех в любом виде деятельности.

Это имеет целью сделать обучение иностранному языку в средних специальных учебных заведениях  более эффективным и продуктивным.

Что же касается сложности разработки единого учебно-методического комплекса для разных уровней подготовленности обучения иностранному языку, то данная проблема, увы, не имеет простого способа решения. Профессиональная направленность обучения требует интеграции иностранного языка с профильными дисциплинами, тщательного отбора содержания учебных материалов. Учебные материалы должны быть ориентированы на последние достижения в той или иной сфере деятельности, своевременно отражать научные открытия, новшества, касающиеся профессиональных интересов обучающихся, давать им возможность для профессионального роста.

 В содержание обучения иностранному языку   необходимо включать:

сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия

и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов;

- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им;

– комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях;

– систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка.

 Поэтому лучший выход для преподавателя здесь – действовать в рамках личностно-ориентированного подхода и реализации принципа индивидуализации обучения, при котором  обучаемый  и преподаватель  являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника процесса.

Таким образом,  внедрение компетентностного подхода  в обучение иностранному языку профессионального общения открывает новые перспективы перед преподавателями и студентами, делает учебный процесс более интересным и разнообразным, способствует развитию общей культуры  студентов и играет важную роль в их профессиональном становлении.

Литература:

1.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. М: АРКТИ-Глосса, 2000.

 2.Макар, Л.В. Обучение профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза. – Автореф. дисс... канд. пед. наук. – СПб, 2000.

3.Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 2011

4.Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. –  М., 2004.

5. Зайченко А.А. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам студентов экономических специальностей, Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Формирование лексических навыков при профессионально-ориентированном обучении английскому языку.

Английский  язык, как иностранный, в средних профессиональных учебных заведениях изучается как общеобразовательная дисциплина,  но он имеет также специализированную направленность и большие ...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Иностранный язык - это средство приобщения к мировой культуре, а также расширение возможностей коммуникативной компетенции личности. В статье раскрываются составляющие понятия, способы формирования и ...

Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции

Статья на тему "Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Статья. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку

Современное общество требует новых подходов к подготовке специалистов в различных сферах деятельности. Выпускник современного колледжа должен обладать не только хорошими знаниями в своей области...