использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию
статья на тему

Елисеенко Татьяна Геннадьевна

        В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в  результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь давать психологическую оценку личности, применять приемы саморегуляции. Реализация этих задач требует от преподавателя создания психологически комфортных условий педагогического процесса. Речь как средство взаимодействия с учениками - самый мощный педагогический способ воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eliseenko_tg.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеенко Т. Г.

 Использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию.

                                                                                         Елисеенко Татьяна Геннадьевна,

                                                                                      преподаватель психологии

                                                                            ОГБОУ СПО «Рославльский медицинский техникум»,        

                                 г. Рославль, Смоленская область.

        В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в  результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь давать психологическую оценку личности, применять приемы саморегуляции. Реализация этих задач требует от преподавателя создания психологически комфортных условий педагогического процесса. Речь как средство взаимодействия с учениками - самый мощный педагогический способ воздействия.

Речь и коммуникация – важнейшие средства научения (осмысления полученного опыта).

Терри Махони.

НЛП. Больше, чем гипноз.

Л. С. Выготский в своём труде «Мышление и речь» утверждает: «Дети решают практические задачи при помощи речи, рук и глаз». Действительно, от качества коммуникации напрямую зависят учебные успехи и дошколят,  и учащихся школы, и студентов. Ведь преподаватель – посредник между обучающимся и опытом, предложенным в виде знаний и умений. Передача знаний, в свою очередь, реализуется средствами языка.

В течение нескольких последних десятилетий проводившиеся психологические и нейропсихологические исследования доказали, что речь влияет на формирование мировоззрения личности. Как следствие, в современной педагогической школе появилось большое количество материалов, описывающих возможности нейролингвистического программирования (далее НЛП) в процессе образования и воспитания. Все эти работы объединяет одна идея: «Мы можем с поразительной точностью формировать события в сознании друг друга» /Стивен Пинкер. Языковой инстинкт/.  Средствами языка мы можем создавать образы и звуки в мыслях другого человека, вызывать ассоциации, чувства и ощущения. В момент общения мы не можем знать, похожи ли представления собеседника с нашими. Но сходство представлений носителя информации и получателя зависит от качества коммуникации. Таким образом, каждому педагогу было бы полезно познакомиться с подходами, опирающимися на НЛП, с целью развития ещё более эффективной коммуникации, способствующей не только качественной передаче информации, но и пониманию того, как её интерпретирует сознание ученика.  

         Книга Т. Махони «НЛП. Больше, чем гипноз» содержит большой репертуар техник и методов НЛП, способствующих повышению эффективности влияния в ситуациях обучения и управления поведением обучающихся. Наибольший интерес для меня представляет возможность применения в педагогическом процессе  знаний о метамодели языка. В  сущности, метамодель языка – это устойчивые лингвистические паттерны, в которые собеседники вкладывают разное смысловое значение, а это  усложняет  понимание партнёрами по общению друг друга. Люди часто используют слова и фразы, которые на бессознательном уровне затрагивают определённые «фильтры» в мышлении окружающих. В НЛП выделяют три модели таких фильтров: опущение, искажение и обобщение. Учёные Гриндер и Бэндлер классифицировали паттерны каждого из них и выявили вопросы, помогающие выявить скрытый смысл сказанного и таким образом улучшить понимание партнёрами друг друга. В современной педагогике вопросы, построенные на метамоделях, применяются для глубокой оценки знаний учеников. В метамодели в работе учителя можно выделить три шага:

  1. Восстановление важных элементов информации, потерянных в обобщении или опущенных при высказывании.
  2. Исследование границ мышления ученика.
  3. Выявление смысла, который ученик вкладывает в свой опыт.

С целью выявления опыта (уровня знаний) обучающихся с последующим применением полученной информации, для того, чтобы расширить границы и изменить интерпретацию этого опыта, я  успешно применяю следующие способы работы с метамоделью: пользуюсь «точными» вопросами для выявления невысказанных фактов.

Ставлю под сомнение невысказанные допущения, стоящие за словами или используемыми выражениями. Подстраиваюсь под речевые особенности собеседника, чтобы установить взаимопонимание, психологическую связь. Проверяю, как связаны между собой объекты и события в уме ученика. Использую приёмы визуализации для прояснения ментальной карты обучающегося.

Речевые паттерны метамодели, предлагаемые учёными, работающими в области НЛП.

         Рассмотрим метамодели, предложенные Т. Махони  в его труде «НЛП. Больше, чем гипноз».

        Языковой фильтр «опущение». Паттерны метамодели.

Простые опущения – предложения, которым для полноты смысла недостаёт подлежащего или дополнения: я сыт по горло. Она более сообразительная ученица. Им всё равно.

Неточные глаголы – глаголы, маскирующие фактическое поведение или сенсорный опыт: он досаждает учителям, он двоечник.

Номинализации – глаголы, превращённые в существительные (действия, рассматриваемые как объекты): в этой школе плохо с общением. У учителей плохо с зарплатой. У него много чего в голове.

Отсутствие референтного индекса – утверждения, которым для полноты смысла недостаёт подлежащего: здесь так скучно.

Языковой фильтр «обобщение».  Паттерны метамодели.

Универсалии – слова, предполагающие, что одиночное событие можно распространить на все ситуации, всех людей, на всё: он никогда не улыбается. Здесь всё по-прежнему. Они все ничего не смыслят в химии.

 Модальные операторы возможности – утверждения, указывающие, что говорящий устанавливает границы своих способностей, альтернатив и действий, обусловленные тем, что он считает возможным для себя: если бы я только мог. Я, пожалуй, не смогла бы…Модальные операторы необходимости –утверждения, предполагающие наличие какого – то неписаного закона для говорящего и/или для всех:  я должна ему понравиться. Вы не можете делать то, что вам хочется.

Языковой фильтр «искажение». Паттерны метамодели.

Чтение мыслей – определение предполагаемого как реального: он думает, что это мне не по силам. Не думаю, что я ей нравлюсь.

Утраченный перформатив – оценочные утверждения, которые не оговаривают, кто производит оценку или кого осуждают: не подобает спорить не коллективных собраниях.

Слабые причинно – следственные связи – безосновательное допущение, что утверждение  А  ведёт прямо к утверждению Б: его безразличная позиция вызывает у меня раздражение.

Ложные тождества – допущение, что утверждение  А эквивалентно утверждению Б: ты не принёс свою книгу? – Ты такой безответственный!

Исследуя паттерны собственной речи, представленные выше, и применяя их, я отметила последующие улучшения в поведении обучающихся.  

         В своей профессиональной деятельности я с успехом применяю некоторые речевые приёмы, в основе которых  исследования в области НЛП. К примеру, для того, чтобы лучше понимать метамодели, важно уметь определять влияние невысказанных допущений, стоящих за словами. Часто присутствующие в момент общения допущения люди принимают за истинно верные. Такие явления носят название пресуппозиций или предположений и зависят от состава информации. Например, фраза «мы  сегодня плохо провели учебное занятие» фактически означает, что: партнёр по общению где-то обучается,  что он и его одногруппники (мы)   сегодня  были на уроке, занимались вместе чем – то, что не доставило им удовольствие. Выявление пресуппозиций является важнейшим коммуникативным навыком и их поиск  означает постепенное обнаружение содержимого восприятия собеседника. Если преподаватель правильно использует этот приём, то он помогает ученику перейти к неограниченному внутренними убеждениями мышлению. Постепенно оно становится более свободным, вариативным. На собственном педагогическом опыте я убедилась, что этот способ очень продуктивен и, сближая педагога и студента, облегчает процесс управления педагогическим процессом. При помощи пресуппозиций времени легче решать проблемы, возникающие у обучающихся в процессе учебной деятельности, на этапе усвоения обучающимися теоретического и практического материала. Пресуппозиции времени – это предположения, что текущая проблема осталась в прошлом. Например, при обучении студентов интервьюированию пациента: «Общение с пациентами и их родственниками  всегда кажется сложным и непонятным, когда вы делаете это впервые, и этот процесс представлял для вас определённую сложность, особенно когда вы пытались уговорить пациента лечь в стационар. И я полагаю, что со сложными задачами вы встречались и до этого, поэтому…»  Затем обучающиеся предполагают, что в будущем произойдёт какое – то изменение: «Интересно, сколько ещё раз нужно промоделировать общение с пациентами, чтобы почувствовать, что оно вам по силам? Или «Не знаю, когда вы научитесь уверенно интервьюировать больного, может, прямо сейчас, может, завтра или к концу практики… Это не важно, ведь, скоро вы это осилите». Иногда я намеренно смешиваю времена глаголов в одном предложении для того, чтобы создать впечатление, что она успешно разрешена: «Вижу, что имеется какая – то проблема, ведь была же?»  психологи утверждают, что чем сложнее подобное смещение, тем менее активным становится сознательный ум и тем более возможностей у бессознательного ума уловить скрытое послание. «Только подумайте, что будет в конце года, когда – вы можете представить это сейчас – взгляните снова на этот раздел по выполнению этих манипуляций и вспомните, какой сложной казалась раньше эта задача, когда вы думаете о ней сейчас…». Использование пресуппозиций в речи педагога помогает изменить поведение ученика и его ценности, а также, успешно управлять поведением и сглаживать учебный стресс.

Речь снимает тревогу и повышает самооценку обучающихся.  

Все уроки важно начинать в позитивной манере, начиная с объяснения общей картины урока. Оно  отвечает на вопрос «что»? Это закладывает основу для согласия и с самого начала ученики говорят «да» (сколько будет фраз, соответствующих действительности, столько раз они и  согласятся). Можно начинать задания со встречных команд:

-  Я не уверена, что это задание окажется для вас легче, чем вам кажется, но…

-  Не думайте, что вы сумеете справиться с этим к перерыву. Однако…

        Заложить позитивную основу работы, поддержать самооценку мотивацию помогут фразы, содержащие «тождество с отличием».

- Это задание похоже на то, которое вы выполняли позавчера, но немного отличается, так как…Такие фразы вселяют уверенность в большинство учащихся, поскольку связывает уже чувства, поскольку связывает уже известное с тем, что им сейчас предстоит изучить.

 Помогут сохранить самооценку, так как они признают допустимым и возможным, что ученики испытывают замешательство или напряжение в связи с заданием фразы типа:

 - Поскольку это упражнение новое, некоторые части его окажутся трудными! При этом, если студент испытывает затруднение можно стимулировать его сделать еще одну попытку без риска потерять мотивацию: - Помните, что я сказала вначале: некоторые части его вызовут затруднение…

Таким образом, студент, не теряя мотивации желания, не испытывая негатива к процессу обучения, не закрепощаясь умственно, так как не испытывает страха осознавая то, что он «учится» для того, что бы быть профессионалом, познает предмет.

         НЛП-подход в преподавании психологии считаю продуктивным педагогическим средством. Недаром говорят: «Слово лечит». Наши будущие медицинские работники в своей профессиональной деятельности обязаны словом лечить. А кто, как не мы, их педагоги, покажет им на практике, как общаться с пациентом так, чтобы человеку стало легче. На протяжении учебного года мной проводилось диагностика эмоционального состояния обучающихся отделения специальности 060501 «Сестринское дело». Исследование  показало, при применении рассмотренных выше средств НЛП на занятиях уровень выраженности эмоционального состояния студентов на повысился с 4 (средний балл) до 6. (Отделение специализации 060501 «Сестринское дело», группа 41СА, 2013- 2014 учебный год). Исследование проводилось по адаптированной методике «Цветопись». (Разработана А. Н. Лутошкиным. Социально – психологический климат коллектива  под редакцией Е. В. Шороховой. - М. -  Просвещение, 1979г.)

        Таким образом, применение НЛП - технологий, с их щадящим воздействием на психику учеников, позитивным воздействием на качество и динамику, активность  психических процессов обучающихся во время работы на занятиях, благотворным влиянием на эмоциональные состояния студентов (и преподавателя), а значит, на психологический микроклимат во время учебного процесса, можно считать элементом здровьесберегающих технологий.

        Список литературы:

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Институт

ПО Министерства образования России, 1995

  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного

Воспитания. – Ростов - на - Дону, 2000

  1. Махони Т. НЛП. Больше, чем гипноз. Настольная книга любого преподавателя. – С – П.: Прайм – Еврознак, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .

Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка ....

Педагогический проект по теме: «Рейтинговая система контроля и оценки знаний как фактор повышения мотивации обучающихся»

Цель педагогического проекта: определение условий использования бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации.Задачи педагогического проекта:проанализировать проб...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического при...