Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .
статья на тему
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у обучаемых навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности существует много, но собственная исследовательская практика - один из самых эффективных
Приобщение обучаемых к исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и саморазвития.
Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Но самое важное то, что для обучаемого естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
Специфика урока английского языка обуславливает разнообразие применяемых технологий и методов обучения, развивающих интерес обучаемых к изучению иностранного языка и создающих условия для повышения эффективности преподавания. Применение исследовательского подхода в обучении способствует усилению интеграции, определению причинно-следственных связей, развитию творческих способностей обучаемых. В исследовательской деятельности интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у обучаемых формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов.
Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом участникам проекта необходимы хотя бы минимальные языковые знания.
Учебно-исследовательская работа студентов организуется по двум направлениям:
- Прежде всего, это урочная деятельность.
- внеурочная учебно-исследовательская деятельность.
Основные виды исследовательской деятельности на уроках английского языка
- Практические мини – исследование.
Мини-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Студенты 1-2 курсов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Вот названия некоторых мини исследований: «Рейтинг самых опасных видов спорта», «Рейтинг любимых каналов», «Идеальная комната студента», «Разработка экскурсионного маршрута по столицам стран изучаемого языка», « Научно-технический прогресс в повседневной жизни», «За и против проживания в деревне, городе », литературный перевод произведения на родной язык, составление алгоритма по составлению вопросов по изучаемым временам и др.
Такая практическая нехитрая творческая деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, к использованию ресурсов Интернета.
- Исследовательские проекты.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности обучаемых, являясь логическим продолжением урочной деятельности. Исследовательская деятельность направлена на реализацию личностно –ориентированного подхода в методике обучения , она отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности обучаемого. Проектно-исследовательская деятельность является формой создания позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и обучающихся, изменяя традиционные образовательные формы.
На практике были реализованы такие информативно-исследовательские проекты как «"Молодёжные субкультуры », «Здоровый образ жизни», «Окружающая среда моего края», «История моего техникума - история моей страны», «Любимая музыкальная группа» и др.
Поскольку, владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. В этой связи возникает необходимость связывать обучение иностранным языкам с будущей профессией обучаемого.
Поэтому на старших курсах делаю акцент все – таки на проекты профессионально – ориентированной направленности на основе применения междисциплинарных знаний, что придает обучению профессиональную направленность, повышает практическую значимость приобретаемых умений и навыков общения на иностранном языке для профессиональной деятельности
Тематика профессионально - исследовательских работ зависит от специальности обучаемого.
Осуществляя профессиональную направленность в обучении английскому яхыку были успешно реализованы проекты по следующей тематике: «Современный бухгалтер и его профессиональные качества», «Англицизмы в русском языке», «Сельскохозяйственные машины России», «Страхование в России», «Роль электроприборов в повседневной жизни», «Технические характеристики автомобиля» и др.
Вкратце остановлюсь на конкретном примере, так при изучении раздела «Экономический английский» была проведена долгосрочная исследовательская работа «Экономические термины, их происхождение и толкование». Исследованию подвергся аутентичный научный и газетный материал экономического происхождения.
Анализ перевода и происхождения экономических терминов с английского языка на русский с использованием переводческих (грамматических и лексических) трансформаций и явилась целью данной работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала исследования при чтении англоязычных печатных изданий экономического характера, для облегчения понимания написанного.
В результате данной работы был составлен экономический тезариус терминов с их толкованием, сейчас ведется работа над созданием электронного экономического тезариуса.
В ходе защиты любого проекта предусматривается широкое обсуждение предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Все это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения иностранным языкам.
3.Кейс-технологии
Метод кейсов (от английского Case method, метод конкретных ситуаций) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Суть его состоит в том, что обучающимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Учебный материал подаётся в виде проблем, а знания приобретаются в результате активной творческой работы. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык, и особенно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Примером кейс - технологии может быть:
Ситуационная проблема: Семейный бизнес. Главный бухгалтер переезжает в другой город.
Действующие лица ситуации - Директор фирмы, бывший главный бухгалтер, претендент на место - родственник, но не профессионал, претендент на место - не родственник, но с опытом работы, работник отдела кадров по отбору персонала.
Задача: необходимо принять обоснованное решение по заполнению вакансии.
Организуется работа в группах, вырабатывается единая позиция, выбирается вариант решения, выбирается спикер, представляются результаты анализа, и происходит общегрупповая дискуссия.
Организация учебно-исследовательской работы предъявляет и особые требования к педагогу:
- положительное отношение к обучаемому;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
- признание права личности;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности обучаемого, а его деятельности, поступков;
- учет индивидуально-психологических особенностей обучаемого.
Главным результатом использования исследовательского подхода в обучении является приобретение обучаемыми функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания. Для организации исследовательской деятельности необходимо постоянное совершенствование педагогического мастерства, учет индивидуальных особенностей обучаемых, разработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций студента , реализация субъектно-обьектного взаимодействия педагога и студента, которые способствуют эффективной реализации созданной модели.
Используемая литература:
1.Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся .
2.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.
3. Демин, И.С. Методика научного исследования// Интернет-портал. «Исследовательская деятельность школьников»
4. Сачева, О. С. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся при обучении английскому языку.
5. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3.
6.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., «Народное образование», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации у учащихся к изучению английского языка
Повышение внутренней мотивации к изучению английского языка и формированию личностных ориентиров подростков посредством сопоставления ценностей различных культур. Доклад на заседании методической коми...
«Использование Интернет-ресурсов в изучении английского языка»
Данная статья описывает опыт использования автором Интернет-ресурсов в обучении учащихся английскому языку в рамках предметного объединения «English on-line». В статье обоснована необходимость пр...
Факторы успеха в изучении английского языка в средней школе
«..Изучать иностранный язык - не для всех легкая задача, поэтому на уроках я стараюсь использовать разнообразные методы обучения: от просмотра видеофильмов д...
Работа в школьном музее как способ повышения мотивации изучения английского языка.
Данная работа посвящена роли школьного музея в изучении иностранного языка и его использования для повышения интереса школьника к изучаемым предметам. Так же рассматриваются межпредметные связи в рабо...
Трудности использования артикля при изучении английского языка.
В предлагаемом материале представлена схема-правило использования артиклей в английском языке. Уровень начальной школы....
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...
Язык специальности как фактор профессионального развития обучающихся учреждений СПО при изучении английского языка.
В статье рассмотрены разные аспекты обучения студентов учреждений СПО языку специальности на занятиях английского языка. Профессиональная направленность обучения требует выявления не только текста по ...