Педагогический проект по теме: «Рейтинговая система контроля и оценки знаний как фактор повышения мотивации обучающихся»
проект по теме

Борисик Наталья Александровна

Цель педагогического проекта: определение условий использования бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации.

Задачи педагогического проекта:

  • проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике;

  • определить сущность бально-рейтинговой системы;

  • проанализировать учебную успешность при помощи бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний;

  • разработать технологию бально-рейтингового контроля и оценки знаний обучающихся II курса группы № 21 по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пед.проект125.5 КБ

Предварительный просмотр:

                ОГБОУ СПО технологический техникум в р.п. Старая Майна

Педагогический проект

по теме: «Рейтинговая система контроля и оценки знаний как фактор повышения мотивации обучающихся»

                                                                        Работу выполнил:

                                                                        Борисик Наталья Александровна

                                                                         преподаватель ОГБОУ СПО СМТТ

                                                                 

р.п.Старая Майна

2014

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля

 и оценки знаний......................................................................................................... 6

1.1. Проблема мотивации учащихся в современной системе образования............6

1.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели...................................... 8

Глава II. Бально-рейтинговая система контроля и оценки знаний как фактор повышения мотивации обучающихся обучающихся в ОГБОУ СПО технологический техникум в р.п. Старая Майна на примере обучающихся II курса группы № 21 по  специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»......................................................................................................................13

Заключение.................................................................................................................24

Список литературы....................................................................................................27

Приложение...............................................................................................................29

Введение

     В связи со значительными изменениями в сфере образования проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.

   Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев.

        Школьная система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение обучающегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.

      Проблемой рейтингового контроля знаний обучающихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

     Тема данного педагогического проекта очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.

   Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.

       В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов. Это позволило сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в анализе учебной успешности обучающихся.

           Объект педагогического проекта: процесс мотивации.

     Предмет педагогического проекта: условия использования бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации обучающихся.

   Цель педагогического проекта: определение условий использования бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации.

          Задачи педагогического проекта:

  • проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике;
  • определить сущность бально-рейтинговой системы;
  • проанализировать учебную успешность при помощи бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний;
  • разработать технологию бально-рейтингового контроля и оценки знаний  обучающихся II курса группы № 21 по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товыаров».

   Методы исследования педагогического проекта. На различных этапах работы для решения поставленных задач использовался комплекс методов, среди которых:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • изучение и анализ действующих учебных планов и рабочих программ различных учебных заведений;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • статистико-математические методы обработки данных.

 Глава I. Теоретические основы исследования бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний

1.1. Проблема мотивации обучающихся в современной системе образования

      Стандарты нового поколения (ФГОС)  требуют от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия.

      Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

     Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.

     Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики.

        Изучение педагогических и психологических разработок по мотивации, показало, что мотивационная сторона учения обучающегося в практике обучения, по мнению ученых, наименее управляема (М.В.Матюхина, 1984). Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижения отдельных передовых преподавателей, чем предметом целенаправленной систематической работы.

     В.С.Мерлин считал, что “необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний”, иначе приобретение знаний становится неким механическим, неосознанным процессом. На занятии же преподаватель зачастую нацеливает обучающихся на выполнение определенных учебных действий, операций (“Вы должны уметь решать такой-то тип уравнений, задач, это пригодится на контрольной, на экзамене” и т.п.). Часто  обучающиеся учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Учебная мотивация в рамках личностно-ориентированного, гуманистического, подхода должна идти не через принуждение, а через осознание.

    Успешная учебная мотивация в рамках образовательного учреждения возможна, прежде всего, при действии единой системы активного воздействия на мотивы обучения учащихся. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности обучающихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.

1.2. Бально -рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.

   Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

   Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

       Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. (Б.Г. Ананьев)

     Рейтинг обучающихся - метод упорядочивания обучающихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. (В.С.Аванесов)

    Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому обучающемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)

     Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

      Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).

     В техникумовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания обучающегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.)

   В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса и отметку ее усвоения. В их числе:

  • рейтинг по дисциплине, ПМ, МДК, учитывающий текущую работу обучающегося и его результаты на экзамене ( зачете);
  • совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость обучающегося по всем дисциплинам, ПМ, МДК изучаемым в данном семестре;
  • заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
  • интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость обучающегося  в целом в течение какого-то периода обучения.

     Цель бально-рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

  В основе бально-рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся, система поощрения хорошо успевающих обучающихся.

        Основной алгоритм бально-рейтинговой системы контроля знаний:

  1. весь курс обучения по дисциплине, ПМ, МДК разбивается на тематические разделы (модули), контроль по которым обязателен;
  2. по окончании обучения по каждому разделу (модулю) проводится достаточно полный контроль знаний (контрольный рубеж) обучающийся с оценкой в баллах;
  3. в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Обучающиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 85 до 100 могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

    Бально-рейтинговая система контроля и оценки знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

  Бально-рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений обучающихся. По результатам деятельности обучающегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы обучающегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

    Главная сложность при внедрении бально-рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

       Большую роль при работе по бально-рейтинговой технологии играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как обучающийся выбирает свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких орг. выводов. Двойки не имеют смысла, т.к. обучающийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

      Важное значение приобретает система контрольных работ, если обучащийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

   Обучающиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый обучающийся обязан знать по теме.

   Мотивация обучающихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

     Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

       Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности обучающихся, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию обучающегося по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности.

    Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность обучающимся  сопоставлять результаты своей учебы с результатами согруппников.

       Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на обучающихся. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

     Выводы по I-ой главе.

      Итак, проанализировав проблему мотивации обучающихся, определив, сущность бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день бально-рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как обучающихся, так и преподавателей.

      Это подтверждается тем, что при внедрении бально-рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

  • снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для обучающихся, так и для преподавателей;
  • обучение становится личностно-ориентированным;
  • бально-рейтинговая система исключает всякое унижение личности обучающегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

     Таким образом, внедрение бально-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся обеспечивает постоянное стремление обучающихся набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу обучающихся и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

Глава II. Бально-рейтинговая система контроля и оценки знаний как фактор повешения мотивации обучающихся  в ОГБОУ СПО технологический техникум в р.п. Старая Майна на примере обучающихся II курса группы № 21 по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

     Существующая система контроля знаний в образовательных учреждениях в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден - она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе обучающихся. Обучающиеся не занимаются активно в течение семестра, как это принято в ряде зарубежных вузов. Наши обучающиеся к экзамену готовятся за три дня. При такой учебе знания у обучающихся поверхностные. Ко второму курсу обучающиеся начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в срок, что можно все принести и сдать в последнюю неделю. Такая «штурмовщина» не только многократно усиливает нагрузку на преподавателя и обучающегося в конце семестра, но и имеет своим результатом

непрочные знания дисциплины у обучающегося.

     Кроме того, существующая система усредняет всех: и обучающийся, сдавший все контрольные задания досрочно, и обучающийся, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. Оценка, получаемая обучающимся на экзамене, в определенной степени зависит от ряда случайных факторов (выбора билета, психологического и физического состояния обучающегося и экзаменатора и т.д.). При такой системе нет достаточной дифференциации в оценке знаний и умений обучаемых, а также практически отсутствует соревновательность между обучающимися в овладении знаниями. Таким образом, традиционная система оценки знаний обучающихся, базирующаяся на итоговом контроле в форме экзамена или зачета, не стимулирует в должной мере систематическую работу обучающихся. Эти и ряд других соображений побудили меня обратиться к рейтинговой системе оценки успеваемости. В отличие от традиционного способа оценивания, бально-рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок обучающегося по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Бально-рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов работы и контроля знаний.

    Оценка успеваемости обучающихся в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового контроля.

   Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое «отслеживание»  процесса формирования у обучающегося требуемых ФГОСом компетенций, умений и навыков, а также уровня усвоения знаний в течение семестра или учебного года. Текущий контроль  осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля могут быть:  оценка посещаемости занятий и активности обучающихся на них; контроль выполнения заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом; опросы на семинарских, практических и лабораторных занятиях;  короткие  задания (например, короткие тесты), выполняемые обучающимися в начале занятия с целью проверки наличия знаний, необходимых для усвоения нового материала, или в конце занятия для выяснения степени усвоения изложенного материала.

      Рубежный контроль осуществляется по более или менее самостоятельным разделам – дидактическим единицам или учебным модулям дисциплины и проводится по окончании изучения дидактической единицы или модуля в заранее установленное время. Рубежный контроль проводится с целью определения качества усвоения материала учебного модуля или дидактической единицы в целом. В течение семестра проводится  два или три таких контрольных мероприятия. Каждое из этих мероприятий является своего рода микроэкзаменом по материалу учебного модуля или дидактической единицы. В качестве  основной формы рубежного контроля выбрана письменная контрольная работа в виде тестирования.

  Итоговый контроль (промежуточная аттестация) – это предусмотренный учебным планом дисциплины экзамен в сессионный период и/или дифференцированный зачет по дисциплине (курсу) в целом.

    Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине в ходе текущего (Rтек.), рубежного (Rруб.) и итогового (Rитог.) контроля составляет 100 баллов (Rдис.= Rтек.+ Rруб.+ Rитог. = 100 баллов).

    Если итоговым контролем является экзамен, то из указанных выше 100 баллов на текущий и рубежный контроль отводится 80 баллов (Rтек.+ Rруб.= 80 баллов), а если итоговым контролем является дифференцированный зачет, то из указанных выше 100 баллов на текущий и рубежный контроль отводится 85 баллов (Rтек.+ Rруб.= 85 баллов) (таблица 1).

Таблица 1- Распределение баллов рейтинговой оценки

Форма
промежуточной
аттестации

Количество баллов, не более

Текущий
контроль

Рубежный контроль

Итоговый контроль

Сумма баллов

Экзамен

30

50

20

100

Зачет

35

50

15

100

   Максимальное количество баллов, которое может получить студент на промежуточной аттестации: дифференцированном зачете -15 баллов, экзамене-20 баллов. Минимальное количество баллов, которыми может быть оценен удовлетворительный ответ обучающегося, равно 5. Не допускается оценивание обучающегося на промежуточной аттестации баллами больше 0, но меньше минимальной границы оценки «удовлетворительно», т.е. 5. Перевод традиционной оценки уровня ответа обучающегося на экзамене в балльную оценку приведен в таблице 2, а на дифференцированном зачете — в таблице 3. Неудовлетворительный ответ оценивается 0 баллов.

     

Таблица 2 - Балльная оценка ответа обучающегося на промежуточной аттестации (экзамен)

Критерии

баллы

Примечание

отметка

Вербальный аналог

1.Задание выполнено  полностью, получен правильный ответ

16-20

Снижение баллов за нерациональное решение

5

отлично

2.Задание выполнено  в общем виде, допущены незначительные ошибки

11-15

Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа  

4

хорошо

3.Задание выполнено   частично.

5-10

Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа

3

удовлетворительно

4.Задание  не выполнено  или выполнено неправильно

0

2

неудовлетворительно

Таблица 2. Балльная оценка ответа обучающегося на промежуточной аттестации (дифференцированный зачет)

Критерии

баллы

Примечание

отметка

Вербальный аналог

1.Задание выполнено  полностью, получен правильный ответ

13-15

Снижение баллов за нерациональное решение

5

отлично

2.Задание выполнено  в общем виде, допущены незначительные ошибки

9-12

Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа  

4

хорошо

3.Задание выполнено   частично.

5-8

Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа

3

удовлетворительно

4.Задание  не выполнено  или выполнено неправильно

0

2

неудовлетворительно

 

      Конкретное распределение баллов на текущий (Rтек) и рубежный (Rруб.) контроль из общего числа баллов, выделенных на эти виды аттестации, а также закрепление количества набираемых баллов за определенными темами и видами работ осуществляется ведущим преподавателем по данной дисциплине и зависит от структуры дисциплины. Это закрепление проходит обсуждение на заседании методической комиссии. При выборе критериев оценки освоения обучающимся программы дисциплины в обязательном порядке учитывается: выполнение программы в части лекционных, практических и лабораторных занятий; выполнение предусмотренных программой аудиторных и (или) внеаудиторных контрольных и иных письменных работ. Количество и сроки контрольных мероприятий, количество баллов, выделяемое на каждое из них, определяется ведущим преподавателем.

   Преподаватель, осуществляющий контроль успеваемости по дисциплине, обязан разработать Рейтинг-план и на первом занятии довести до сведения обучающихся критерии их аттестации.

     Для того, чтобы составить Рейтинг-план, нужно ознакомиться с рабочей программой учебной дисциплины и знать учебную нагрузку. Рассмотрим на примере учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения», преподаваемые мной в III семестре 2013-2014 учебного года в группе № 21 по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» II курса.

     И так объем учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения» составляет (см. таблица 4):

Таблица 4 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

34

     контрольные работы

1

    Дифференцированный  зачет

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

     Мы видим, что обязательная аудиторная нагрузка составляет 68 часов, из них по 34 часа приходятся  на практические и лекционные занятия , и на самостоятельную работу обучающихся отводится тоже 34 часа.

    Теперь берем рабочую программу и разбиваем её на модули (законченные разделы). У меня получилось 2 модуля:

  • в первый модуль вошли по 20 часов лекционных, практических занятий и самостоятельных работ;
  • во второй модуль вошли по 14 часов лекционных, практических занятий и самостоятельных работ;

 Затем приступаем к разбалловке:

  1. Итоговым контролем является дифференцированный зачет, значит, 100-15=85 баллов отводится на текущий и рубежный контроль.
  2. Так как в данной учебной дисциплине два модуля, значит, будет два рубежных контроля. На рубежный контроль в целом отводится 50 баллов (таблица 1), значит,  на каждый по 25 баллов.
  3. 85-50=35 баллов остается на текущий контроль. Так как распределение баллов возложено на усмотрение ведущего преподавателя, то я распределила так: 20 баллов на текущий контроль 1 модуля и 15 баллов на текущий контроль 2 модуля.
  4. Теперь распределяем 20 баллов текущего контроля 1 модуля на лекционные, практические и самостоятельные работы:
  • 8 баллов на лекционные занятия (4 балла на посещение всех лекционных занятий и 4 балла на активность на лекционных занятиях). Так как лекционных занятий у нас 20, значит, обучающийся за посещение 1 часа лекционных занятий получит 4/20=0,2 балла и столько же за активную работу на занятии. В системе среднего профессионального образования посещаемость обучающимися аудиторных занятий является проблематичным, по причине того, что обучающиеся СПО — это обучающиеся, не достигшие совершеннолетия, и преподаватели несут ответственность за отсутствие его на лекциях. Данное условие отражено в контроле знаний по балльно-рейтинговой системе- за отсутствие обучающегося на занятии с него снимаются 0,2 балла;
  • 8 баллов на практические занятия (4 балла на посещение всех практических занятий и 4 балла на выполнение всех практических занятий). Практических часов тоже 20, значит, обучающийся посетив и выполнив практическую работу получит тоже по 0,2 балла. Практические работы не допускают отсутствие обучающегося, даже по уважительной причине. В случае если обучающийся отсутствовал на занятии по болезни, он обязан сдать практический практикум в течение двух недель, после выхода на учебу. При наличии задолженности по практическому практикуму студент не допускается на итоговый зачет по дисциплине;
  • 4 балла на выполнение всех самостоятельной работы. Так как самостоятельных работ у нас 20, то и за каждую выполненную практическую работу обучающийся получит 0,2 балла
  1. По такому же принципу распределяем баллы 2 модуля
  2. Все полученные данные занесем в Рейтинг-план данной дисциплины (Приложение 1)

      Для допуска к промежуточной аттестации по дисциплине за семестр обучающийся должен набрать по итогам текущего и рубежного контроля не менее 50 баллов. Обучающийся, не не бравший 50 баллов, отрабатывает пропущенные занятия: выполняет практические, самостоятельные работы, отчитывается по лекциям. Выполняет столько заданий, пока не наберет необходимое количество знаний, необходимых для допуска к промежуточной аттестации. Количество выполненных заданий фиксируется в Итоговой ведомости по учебной дисциплине (Приложение 7).

    Для усиления мотивации в качестве поощрения у обучающегося есть возможность дополнительно заработать 10 баллов, участвуя в оформлении учебного кабинета, участвуя внутри техникумовских, районных, областных мероприятиях, конкурсах, конференциях.

        Так же для усиления мотивации в качестве поощрения обучающийся может получить оценку «автоматом», если наберет в ходе текущей и рубежных аттестаций в семестре определенное количество баллов:

  • 50-64 балла - «удовлетворительно»
  • 65-84 балла - «хорошо»
  • 85-100 баллов и выше - «отлично».

    Обучающийся, имеющий право на оценку  «автоматом» может повысить ее путем сдачи экзамена (дифференцированного зачета) и получения на нем дополнительных баллов. При этом, в случае получения на экзамене (дифференцированном зачете) нуля баллов, итоговая оценка по  дисциплине не снижается.

      Для учета посещения и учета активности разработаны журналы по модулям:

1. Журнал посещаемости и успеваемости лекционных занятий (Приложение 2)

2. Журнал посещаемости и успеваемости практических занятий (Приложение 3)

3. Журнал контроля выполнения самостоятельной работы (Приложение 4)

   Для подсчета общего числа набранных баллов, для обработки и представления результатов, рейтинговой системы контроля используется мной табличный редактор MicrosoftExcel.

    MSExcel — это программа выполнения расчетов и управления электронными таблицами. Электронная таблица — основное средство, используемое для обработки и анализа цифровой информации средствами вычислительной техники. Хотя электронные таблицы в основном связаны с числовыми или финансовыми операциями, они также могут использоваться для различных задач анализа данных, предоставляя преподавателю большие возможности по автоматизации обработки данных. MSExcel позволяет выполнять сложные расчеты, в которых могут использоваться данные, расположенные в разных областях электронной таблицы и связанные между собой определенной зависимостью. Для выполнения таких расчетов в редакторе существует возможность вводить различные формулы в ячейки таблицы, в которых отображается результат. Доступен широкий диапазон формул — от простого сложения и вычитания до статистических вычислений.

    Важной особенностью использования электронной таблицы является автоматический пересчет результатов при изменении значений ячеек.

      С учетом вышеуказанной градации оценки знаний мной были созданы три взаимосвязанные таблицы:

  •  Рейтинг-лист до дисциплине за 1 модуль (Приложение 5);
  •  Рейтинг-лист до дисциплине за 2 модуль (Приложение 6);
  •  Рейтинг-лист по дисциплине за семестр III (Приложение 7)

     Формулы, реализующие вычисления в указанных таблицах, для адресации значений в ячейках используют ссылки, позволяющие нам определять общее набранное количество баллов в процессе всего учебного процесса, а не только на завершающем этапе. Каждая из таблиц завершается итоговым столбцом, в котором автоматически суммируются данные предыдущих ячеек, что позволяет, посредством ссылок, сводить итоговые значения в таблице — «Итоговое количество баллов набранных за семестр», без ручного ввода данных. Что значительно упрощает работу преподавателя при подсчете набранных обучающимся баллов и переводе в пятибалльную шкалу. Данные таблицы дают объективную картину успешности обучающегося в течение всего учебного года, так как обеспечивают контроль, над выполнением, как самостоятельной работы обучающихся, так и посещаемостью, за любой интересующий нас промежуток времени.

     Рейтинг каждого обучающегося по дисциплине, ПМ, МДК определяется в конце семестра (повторно – по результатам дополнительной сессии) путем суммирования баллов за текущий, рубежный и итоговый контроль и   заполняется Рейтинговая ведомость успеваемости обучающихся по дисциплине   (Приложение 8).

   По количеству полученных баллов преподаватель определяет место обучающегося в группе в рамках учебной дисциплины, ПМ, МДК.

   Хочется отметить тенденцию посещения лекционных занятий по сравнению с предыдущим учебным годом в сторону увеличения на 14,2%, практических занятий – на 18.6%, а процент выполнения самостоятельных работ возрос на 34%. Также нужно отметить, что неаттестованных обучающихся в группе нет, отстающих нет (были, правда, обучающиеся на стадии не допущения к зачету, но они закрыли свои долги до начала зачетной недели, но я не освободила их от зачета и 5 человек сдали зачет на «удовлетворительно», тем самым ещё раз закрепив свои знания по дисциплине готовясь к зачету. Двое студентов, повысили свою оценку сдав зачет и набрав дополнительные баллы, 9 обучающихся получили дополнительные поощрительные баллы за активную помощь в оформлении учебного кабинета, участвуя во внутритехникумовских, областных мероприятиях.

     Полученными результатами я довольна и буду дальше внедрять бально-рейтинговую технологию и постепенно усовершенствовать её. Хочется, чтобы оценка деятельности на лекционных и практических занятиях оценивалась не просто баллом за активность, а оценивалось само качество работы обучающегося. Так же нужно внести балл за выполнение домашнего задания, за дополнительную работу за подготовку к занятиям, за участие в освоении нового материала. Возможно внести нотку воспитательной работы: ввести штрафные баллы за опоздание по неуважительной причине, за плохое поведение, за не желание отвечать или не желание конспектировать учебный материал, то есть есть над чем подумать, есть ещё что внедрить…

Выводы по II-ой главе

         Итак, была разработана и внедрена бально-рейтинговая система контроля и оценки знаний. За основу были взяты следующие оценочные критерии: посещение и активность на лекционных занятиях, посещение и выполнение практических занятий, выполнение самостоятельной работы, пропуски занятий (без уважительной причины).

       Выведенная итоговая рейтинговая отметка учебной успешности в данной технологии дает возможность показать преподавателям и обучающимся действительную картину состояния процесса обучения, что в свою очередь, позволит произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.

Заключение

     Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.

   Для объективизации контроля качества знаний обучающихся и мотивирования их к учебной деятельности, в образовательный процесс была введена система рейтингового контроля и оценки знаний.

       Рейтинговая система оценки знаний позволяет обучающимся:

  • осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
  • четко понимать систему формирования итоговой оценки;
  • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала промежуточной аттестации;
  • углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра;
  • вносить в течение семестра коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

        Преподавателям рейтинговая система позволяет:

  • рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу обучающихся;
  • иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
  • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
  • обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

    Работа с группой № 21 по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» выявила основные преимущества и недостатки использования балльно-рейтинговой системы (таблица 5).

Таблица 5 – Достоинства и недостатки использования балльно-рейтинговой системы

Преимущества

Недостатки

Регулярность контроля и наглядность результата

Существенная потеря баллов в результате болезни, или других пропусков по уважительной причине

Активизация учебной деятельности студентов

Из-за большого количества студентов в учебных группах, не все могут набрать достаточное количество баллов

Стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов

Вероятны межличностные конфликты среди студентов

Прозрачность и возросшая объективность оценивания

Увеличение объема документации и трудоемкости контроля

Введение новых форм контроля и заданий, в т.ч. для самостоятельной работы студентов

Изменение структуры учебной нагрузки преподавателей, в частности увеличение внеаудиторной составляющей

Способствует систематической работе студентов

Отсутствие у студентов навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низкий уровень ответственности и самодисциплины

Снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии

Оперативный контроль знаний

Улучшение посещаемости занятий, укрепление дисциплины

Организация регулярной обратной связи, что позволяет своевременно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не во время сессии

Обеспечение дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них

        Балльно-рейтинговая система активизирует работу обучающихся во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Небольшой опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна.

Список литературы

1).       Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2010. - №1. – С. 136

2).       Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., 2011

3).       Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2011 - №4

4).       Галевский   Г.В.. Современные вопросы теории и практики обучения в вузе.: Новокузнецк, 2010

5).       Грызлов   В. . Качество образования: диалектика позиций и уровней// Высшее образование в России. – 2010. - №5. – С. 25-28

8).       Диканская Н.Н. . Оценочная деятельность как основа управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. – 2010 №3. – С. 38 – 42

9).       Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 2009

10).     Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2010

11). Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.- М., 2011.

13).     О показателях качества образования.// Высшее образование в России. – 2011. – №11. – С. 92 – 96

14).     Огай Т.Ч. Рейтинговая аттестация студентов// Специалист. – 2012 - №7

15).     Основные пути повышения качества высшего образования// Университетское управление. – 2009. - №1(34). – С. 100 - 103

16).      Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – №2. – С. 23 – 30

18).     Рейтинговая система.// Высшее образование в России. – 2010. - №4. – С. 131 – 137

19).     Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2012, № 12

20).     Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2013. - №6. – С. 94 – 99

21).     http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2012 – 2013 учебного года.

22).           http://www.ug.ru/03.11/t48.htm - Информационный сайт учительской газеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Данная методическя разработка представляет собой  опыт работы  по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...

использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию

В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в  результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...

Педагогический проект на тему: "Тестовый контроль знаний по информатике и ИКТ"

Цель моей работы:разработать комплекс тестовых заданий для текущего контроля знаний студентов техникума.    Задачи:1. Провести анализ требований современного общества к контролю знаний....

Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся

В настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как обучающийся сможет применить эти знания, наскольк...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...