Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
статья

Иванова Марина Егоровна

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pedagogike.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

        

Статья по дисциплине:

«Педагогика»

 По теме:

«Методы, приемы, средства организации и

управления педагогическим процессом»

 

Иванова Марина Егоровна

Санкт-Петербург 2019

Содержание                                                                                                стр.

  1. Введение                                                                                                3
  2. Общие понятия организации педагогического процесса

Педагогический процесс, элементы и его закономерности              4

  1. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом                                                                                               6
  2. Средства организации и управления педагогическим процессом   7
  3. Заключение                                                                                            8
  4. Список литературы                                                                               9

Введение 

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

1. Общие понятия организации педагогического процесса.    

Педагогический процесс, элементы и его закономерности.

Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в  системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:

"1) индивидуальное обучение и воспитание;

  2) классно-урочная система;

  3) лекционно-семинарская система"[1].

        Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи        направлены  на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.

        Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: "умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания" [2] и внедрения в педагогический процесс.

        Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .

        Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:

"1. Закономерность динамики педагогического процесса ;

  2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;

  3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

  4. Закономерность стимулирования;

  5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;

  6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

  7. Закономерность обусловленности педагогического процесса " [2].

         Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.

        Выделяются, такие как:

"1) цель обучения;

  2) содержание учебной программы;

  3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;

  4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся" [2].

2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.

Методы - это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.

Стоит выделить основные 3 направленности методов:

Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.

Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.

В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.

Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].

Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].

 

        

3. Средства организации и управления педагогическим процессом 

     Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].

      Для обеспечения учебного процесса необходимо:

-  методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;

-      библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;

- техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;

 - организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].

Заключение

Педагогический процесс - это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.

Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:

   "Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы" [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].

Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.

Список литературы

  1. lib.ssga.ru/fulltext/UMK/УМК/Лекция208;
  2. Методический материал по курсу профессиональной переподготовки "Педагогика дополнительного образования детей и взрослых";
  3. studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.105 с) ;
  4. Филатов О.К.. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА,– 111 с.. 2002;
  5. Кравченко А.И. Психология и педагогика.  М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.;
  6. Кроль В.М .Психология и педагогика.  М.: Высшая школа, 2001. - 319 Часть 2 раздел 1;
  7. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях.  СПб.: Питер, 2006. - 320 с;
  8. Луковцева А.К.  Психология и педагогика. Курс лекций.  М.: КДУ, 2008. - 192 с;
  9. Радугина А.А Психология и педагогика. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр,2002. - 256 с. Раздел 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию

В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в  результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...

Методы и средства здоровьесберегающих технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Тема доклада на  предметно - цикловой комисси общеобразовательных дисциплин техникума о  совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, об  использовании  различ...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как  умелое владение преподавателями современными образователь...

Приемы и методы использования интерактивной доски в образовательном процессе

Данная брошюра предназначена для педагогов  средних профессиональных образовательных учреждений. В брошюре рассмотрены вопросы по использованию интерактивной доски IQBoard в преподавании учебных ...

Современные методы, приемы и средства теоретического обучения по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности сту...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...