Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
статья
В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.
Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.
Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.
В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_pedagogike.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по дисциплине:
«Педагогика»
По теме:
«Методы, приемы, средства организации и
управления педагогическим процессом»
Иванова Марина Егоровна
Санкт-Петербург 2019
Содержание стр.
- Введение 3
- Общие понятия организации педагогического процесса
Педагогический процесс, элементы и его закономерности 4
- Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом 6
- Средства организации и управления педагогическим процессом 7
- Заключение 8
- Список литературы 9
Введение
В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.
Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.
Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.
В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.
1. Общие понятия организации педагогического процесса.
Педагогический процесс, элементы и его закономерности.
Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:
"1) индивидуальное обучение и воспитание;
2) классно-урочная система;
3) лекционно-семинарская система"[1].
Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи направлены на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.
Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: "умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания" [2] и внедрения в педагогический процесс.
Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .
Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:
"1. Закономерность динамики педагогического процесса ;
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;
4. Закономерность стимулирования;
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса " [2].
Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.
Выделяются, такие как:
"1) цель обучения;
2) содержание учебной программы;
3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся" [2].
2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.
Методы - это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.
Стоит выделить основные 3 направленности методов:
Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.
Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.
В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.
Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].
Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].
3. Средства организации и управления педагогическим процессом
Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].
Для обеспечения учебного процесса необходимо:
- методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;
- библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;
- техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;
- организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].
Заключение
Педагогический процесс - это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.
Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:
"Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы" [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].
Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.
Список литературы
- lib.ssga.ru/fulltext/UMK/УМК/Лекция208;
- Методический материал по курсу профессиональной переподготовки "Педагогика дополнительного образования детей и взрослых";
- studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.105 с) ;
- Филатов О.К.. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА,– 111 с.. 2002;
- Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.;
- Кроль В.М .Психология и педагогика. М.: Высшая школа, 2001. - 319 Часть 2 раздел 1;
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. - 320 с;
- Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. М.: КДУ, 2008. - 192 с;
- Радугина А.А Психология и педагогика. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр,2002. - 256 с. Раздел 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию
В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...
Методы и средства здоровьесберегающих технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Тема доклада на предметно - цикловой комисси общеобразовательных дисциплин техникума о совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, об использовании различ...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как умелое владение преподавателями современными образователь...
Приемы и методы использования интерактивной доски в образовательном процессе
Данная брошюра предназначена для педагогов средних профессиональных образовательных учреждений. В брошюре рассмотрены вопросы по использованию интерактивной доски IQBoard в преподавании учебных ...
Современные методы, приемы и средства теоретического обучения по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности сту...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...