МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
статья на тему
Здоровый человек - это полноценный член общества, отличающийся высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaryadka_otpravleno.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Владимирова, преподаватель
ГБОУ СПО «Волжский политехнический техникум», г. Волжский, Волгоградской области
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Здоровый человек - это полноценный член общества, отличающийся высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека. Для большинства городского населения утренняя гимнастика зачастую является единственным специально организованным занятием физическими упражнениями. Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а так же индивидуальные особенности конкретного человека.
Применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности студента в течение дня.
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки:
- Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость);
- Увеличить тонус нервной системы;
- Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции).
Решая эти задачи, утренняя гигиеническая гимнастика подводит к восприятию значительных физических и психических напряжений, ежедневно встречающихся в жизни студента.
Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики: а) упражнения на потягивание; б) различные виды ходьбы; в) общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах); г) упражнения на растягивание (на развитие гибкости); д) танцевальные движения; е) бег трусцой и легкие прыжки; ж) дыхательные упражнения.
Лицам, страдающим теми или иными видами заболеваний, целесообразно в комплекс утреней гимнастики включать специальные упражнения лечебной физической культуры. Эти упражнения следует выполнять после общей части занятия. Характер таких упражнений зависит от характера заболевания и должен определяться врачом лечебной физкультуры.
Методические подходы к использованию физических упражнений в утренней гимнастики.
Длительность утренней гигиенической гимнастики студента может быть от нескольких минут (7-15) до десятков минут, что определяется уровнем общей физической подготовленности, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма студента. Не рекомендуются чрезмерное применение силовых упражнений и упражнений на выносливость.
Дыхательные упражнения влияют на изменение газового состава крови (чаще всего, повышая содержание в ней кислорода), что интенсифицирует работу мозга. Они способствуют устранению застойных явлений в органах дыхания, предупреждая развитие респираторных и легочных инфекций, при регулярном применении увеличивают силу дыхательных мышц, облегчают приток крови из нижней части тела и к сердцу.
В утренней гимнастике студента можно использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости), которые схожи с упражнениями на потягивание, но более интенсивные и травмоопасные. Упражнения на гибкость используют после «разогрева» мышц.
Наибольшие показатели гибкости регистрируются у людей в утренние часы. Поэтому именно утренние часы целесообразно использовать для развития этого физического качества.
Сочетание утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур наиболее эффективно.
В качестве закаливающих процедур студентам рекомендуется использовать: а) действие солнечных лучей; б) действие холодного воздуха; в) действие холодной воды (обтирания, обливания, купания).
Организм каждого студента индивидуален, что необходимо учитывать при построении комплекса утренней гигиенической гимнастики. Наиболее важными факторами являются: а) состояние здоровья организма; б) общую физическую подготовленность организма; в) индивидуальные биологические ритмы организма.
Способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после зарядки. Студент должен чувствовать себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии. Упражнения следует выполнять под бодрую, ритмичную музыку, которая не должна быть слишком громкой и слишком тихой.
Комплекс упражнений утренней гимнастики следует начинать с малоинтенсивных движений (упражнения на потягивание, ходьба), постепенно увеличивая нагрузку на организм. Упражнения комплекса должны включать в деятельность все основные мышечные группы.
В некоторых случаях комплекс физических упражнений можно заменить сеансом общего массажа, который оказывает схожее влияние на организм.
К временным противопоказаниям для выполнения упражнений утренней гимнастики относятся: а) повышение температуры тела выше 38°; б) острые периоды воспалительных заболеваний; в) внутренние кровотечения; г) заболевания, сопровождающиеся тяжелым состоянием организма и сильными болями; д) другие противопоказания, определяемые лечащим врачом или врачом лечебной физической культуры.
Тренированному студенту показаны большие физические нагрузки, чем нетренированному, но не следует допускать переутомления.
Учитывая три разновидности биоритмических типов необходимо составлять комплексы утренней гимнастики следующим образом:
- Утренняя зарядка «жаворонков» может быть длительной и интенсивной, чем у «голубей» и особенно «сов». Им показаны занятия на открытом воздухе, с применением закаливающих процедур (холодных или контрастных обливаний и других). В зарядку «жаворонков» может быть включен бег трусцой и даже силовые упражнения.
- Зарядка «сов» должна быть менее интенсивной и длительной, чем у «жаворонков». Не целесообразно использовать в зарядке более или менее длительный бег, прыжки, силовые упражнения. Особенно осторожно в утренние часы «совам» следует относиться к закаливающим процедурам, так как сопротивляемость организма в этот период времени у них ниже, чем в вечерние часы. В виду этого, целесообразней перенести закаливающие процедуры на вечер.
- Физическая нагрузка во время зарядки «голубей» должна быть несколько меньше, чем у «жаворонков», но больше, чем у «сов». Как уже говорилось, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом оценки адекватности нагрузки является самочувствие после зарядки.
При выполнении утренней гимнастики предпочтительней использовать одежду из натуральных волокон, она должна быть свободной и удобной. В красивой одежде заниматься приятней. Аналогичные требования предъявляются и к обуви.
Помещение для занятий студента должно быть относительно просторным, хорошо проветриваемым, чистым с хорошим освещением. В теплое время года зарядку лучше проводить на улице. Организм студента испытывает на себе не только действие физических упражнений, но и естественных природных факторов – солнца, воздуха, которые оказывают закаливающий эффект. Студентам с хорошим здоровьем можно выполнять гимнастику на свежем воздухе в любую погоду.
Ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.
Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение и самочувствие студента.
Список литературы:
1. Ананьев В.А. и др. Общая валеология: Конспект лекций /Под ред. Петленко В.П. -СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 2000. - 163 с.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. - М.: Мир, 1988.-248 с.
3. Сологуб Е.Б., Капустин В.С. Влияние музыкального сопровождения на процессы адаптации к нагрузкам и мобилизации системной деятельности мозга юных спортсменов //Функциональные резервы спортсменов различной квалификации: Межвуз. сб. науч. тр. /ГДОИКФ им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1986. - С. 31-36.
4. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 231 с.
5. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Добровольского В.К. - М.: Физкультура и спорт, 1974.-480 с.
6. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Коца Я.М. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 347 с.
7. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Зимкина Н.В. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.
8. Физиология человека: Учебник для студентов медицинский институтов /Под ред. Косицкого Г.И. - М.: Медицина, 1985. - 544 с.
9. Физкультура и здоровье (I): Под. Ред. Т.В. Козловой изд. Физкультура и спорт. 1986г.
10. Здоровья вам хорошего: Золотарёв Ю.Г. изд. Гомель. 1992г.
11. Гигиена и здоровье: А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Изд. М. «Просвещение». 1983г.
12. Простые и полезные истины: Ю.С. Николаев, Е.И. Нилов. Изд. М. Физкультура и спорт. 1985.
13. Физкультура и здоровье (II): Под. Ред. Т.В. Козловой изд. Физкультура и спорт. 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»
В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...
Диссеминация опыта: « Метод проектов как средство формирования коммуникативных навыков у студентов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8415529","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"447","style":"width: 62px; height: 59px;","width":"480"}}]] ...
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"...
Методические рекомендации для самостоятельных занятий студентов утренней гигиенической гимнастикой
Утренняя гигиеническая гимнастика позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилакти...
Статья. Формирование здоровьесберегающей направленности у студентов медицинского колледжа
В статье актуализируется необходимость формирования психолого-педагогических навыков у студентов медицинского колледжа для обеспечения процесса обучения пациентов. Эта сфера деятельности требует от ни...
Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений
Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым ...
Конспект урока по утренней гигиенической гимнастике
Утренняя зарядка оказывает комплексное воздействие на организм. Она активизирует кровообращение, ускоряет обмен веществ. Благодаря улучшенному кровотоку все внутренние органы получают достаточное пита...