Статья. Формирование здоровьесберегающей направленности у студентов медицинского колледжа
статья
В статье актуализируется необходимость формирования психолого-педагогических навыков у студентов медицинского колледжа для обеспечения процесса обучения пациентов. Эта сфера деятельности требует от них повышения коммуникативной компетентности в области медицинской, педагогической и социальной психологии, современных профессиональных знаний, овладения эффективными методами профессионального поведения и технологиями образовательного процесса в среде пациентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающей направленности
у студентов медицинского колледжа
Проблема здоровьесбережения во всех странах мира рассматривается как один из основных факторов национальной безопасности и является стратегической целью здравоохранения. В Российской Федерации необходимость актуализации профилактической направленности медицины обусловлено состоянием популяционного здоровья и в значительной мере усилилась в связи с неблагоприятными демографическими изменениями. В связи с подобными проблемами в структуре населения Европы региональное бюро Всемирной организации здравоохранения определило цель перенести акцент с продления ожидаемой продолжительности жизни на увеличение числа лет активной или не отягощенной инвалидностью жизни.
В связи с этим возросла потребность в интеграции в образовательном процессе медицинского вуза различных оздоровительно-реабилитационных технологий, целью которых является первичная, вторичная и третичная профилактика, от сохранения и восстановления здоровья у здорового пациента до многоаспектного реабилитационного процесса по поддержанию функциональных возможностей организма у больных, страдающих хронической патологией.
Таким образом, в центре внимания педагогического процесса оказываются задачи формирования компетенций в системе знаний и практической деятельности, направленных на повышение уровня здоровья и качества жизни пациентов, сниженных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды, профессиональной деятельности или в результате болезни (как в острой стадии, так и в состоянии ремиссии).
В связи с этим возникла необходимость формирования психолого-педагогических навыков у студентов медицинского колледжа для обеспечения процесса обучения пациентов. При этом решаются вопросы объема сведений, формы информирования для достижения высокого уровня взаимопонимания и сотрудничества. Эта сфера деятельности требует от медицинских работников повышения коммуникативной компетенции в области медицинской, педагогической и социальной психологии.
Развитие профессиональных компетенций и компетентности медработников в процессе преподавания гуманитарного блока дисциплин предполагает освоение и применение ими в своей деятельности комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эффективными методами профессионального поведения и технологиями образовательного процесса в среде пациентов.
Настраиваясь на долговременное сотрудничество со своими пациентами медицинским работникам необходимо ставить перед собой не только медицинские цели, но и учитывая психологические аспекты, ориентируясь на сознание больного, изменить его субъективную оценку своего самочувствия. Это позволяет уменьшить значимость медикаментозного вмешательства.
При этом многофакторная профилактика заболеваний строится на следующих основополагающих принципах:
- привлечение пациентов в программу профилактической школы;
- просвещение и обучение пациентов;
- профилактика рецидивов патогенного поведения.
В процессе обучения студентов в медицинском колледже мы ставим своей задачей формирование компетенций по организационным вопросам (индивидуальное или групповое обучение, определение оптимального времени и сезона проведения обучения в зависимости от патологии, подбору реквизита к занятиям).
Важным разделом педагогического процесса в подготовке будущего медработника является создание самой образовательной программы, ведь зачастую обучение пациентов базируется на медицинских знаниях, коммуникативных, педагогических и креативных способностях самого специалиста и проводится в медицинских учреждениях без централизованного учебно-методического обеспечения. В связи с этим мы стремимся формировать навыки по созданию структуры образовательного занятия или беседы различной направленности (терапевтической, хирургической, педиатрической и т.д.), обеспечению настроя пациентов на обучение и усвоение знаний. Темы обучающих бесед для пациентов должны быть ориентированы на ознакомление с эпидемиологическими аспектами, факторами риска, клиническими проявлениями заболеваний, особенностями медикаментозного и немедикаментозного лечения, особенностями поведения в экстренных ситуациях. Особое значение придается формированию у пациентов необходимых практических навыков по самооценке своего здоровья, ведению дневника самонаблюдения, овладению приемами физической, психологической реабилитации, навыкам пищевого поведения, алгоритмам применения индивидуальных приспособлений по контролю состояния (пикфоуметра, глюкометра и т.д.)
Важно четко обозначить студентам профилактическую направленность процесса обучения для пациентов, направленных на повышение адаптивных возможностей человека, долголетия на основе преимущественного применения природных и искусственных физических факторов, физических упражнений и факторов традиционной терапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/20/picture-282061-1376996360.jpg)
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/20/picture-282061-1376996360.jpg)
Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа
Во второй половине прошлого столетия произошли грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-373775-1388093422.jpg)
Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания
Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-697477-1447593697.jpg)
Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/17/picture-1402132-1650212697.jpg)
Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа
В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-1536374-1728289191.jpg)
Роль игровых технологий как инструмент в формировании коммуникативных компетенций студентов медицинского колледжа
Известно, что целью курса «Иностранный язык» в среднем профессиональном образовании является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста-медика, позволяющей ис...
- Мне нравится (1)