Некоторые проблемы СПО
статья

Аристархов Алексей Анатольевич

В статье поднимаются вопросы недостаточной мотивации обучающихся СПО и подходы к их разрешению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_problemy_spo.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Аристархов Алексей Анатольевич,

преподаватель профессионального цикла

СПб ГБПОУ «Колледж «ПетроСтройСервис».

Некоторые  проблемы среднего профессионального образования

  В настоящий момент  среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом. В то же время, новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества.

Однако современному профессиональному образованию присущ ряд актуальных проблем, которые охватывают весь воспитательно-образовательный процесс в новых социально – экономических условиях. Решение этих проблем будет способствовать повышению качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес, т.е. потеря мотивации обучающихся к среднему профессиональному образованию - в современном российском обществе потерян престиж рабочей профессии.

Наиболее конкурентоспособными и мобильными в условиях рыночной экономики становятся высококвалифицированные работники, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и высокопроизводительный труд. Такого работника надо еще воспитать и обучить. С точки зрения педагогов, соответствующий потребностям современного общества работник должен иметь свой собственный взгляд на происходящее в профессиональной сфере; проявлять готовность к творчеству и быть способным перейти к активному восприятию нового. Это и станет алгоритмом профессионального самосовершенствования.

Не менее актуальной проблемой является слабое финансирование материально-технической базы организаций профессионального образования, оборудование мастерских уже многие годы не соответствует новейшим технологиям, используемым на производстве, что влияет на снижение уровня профессионализма обучающихся.

В настоящее время отсутствует оперативная и унифицированная методика анализа рынка труда, позволяющая планировать объём и профиль подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Основными требованиями и направлениями развития социального партнерства в сотрудничестве с организациями сегодня являются такие, как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, и определение степени их востребованности на рынке труда. Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и его применимость в практической деятельности. Также при определении требований к квалификации и качеству подготовки специалистов необходимо участие работодателя с перспективой ориентирования не на узкопрофильные требования, а с учетом новейших технологий и отрасли.

Еще одна из немаловажных проблем – оснащение образовательных учреждений учебной литературой. Учебники, рекомендуемые ФИРО, лишь отчасти помогают обучающимся систематизировать и обобщить полученные знания в рамках учебной дисциплины или профессионального модуля. Если говорить конкретно о требованиях ФГОС по профессии 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства, необходимо отметить, что  результатом освоения профессиональной образовательной программы должны стать проофессиональные компетенции, изучение которых большинство учебников, в том числе, рекомендованные ФИРО, не обеспечиваются; в них не содержатся весь материал, необходимый для освоения общих и профессиональных компетенций, а также соответствующий требований ФГОС к знаниям, умениям, практическому опыту обучающихся. Нет учебных пособий, справочников, использование которых позволило бы формировать профессиональные учебные действия. Требования – новые, а учебники старые. Поэтому приходится рассчитывать не на учебники, а как в большинстве случаев, на свой накопленный опыт работы.

При формировании ОК и ПК я использую различные формы и методы работы. Например, процесс организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся позволяет создать условия для осуществления деятельности обучающегося, при реализации которой он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбираю систему заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают другие варианты решения проблемы или задачи, находят верный ответ и подводят итоги. Использую и технологию сотрудничества, которая тоже формирует коммуникативные универсальные учебные действия: распределение работы в бригаде при выполнении практического задания, выполнение на учебном занятии заданий в составе малой группы, организация анализа и взаимопроверки результатов выполненной работы при решении ситуационных задач.

Существующая система образования, ориентированная на западный уровень, на мой взгляд, не соответствует современным потребностям отечественной экономики: основу профессиональной среды во всех цивилизованных странах составляют именно технические специалисты.

Не все, даже самые передовые зарубежные технологии, которые сегодня пытаются внедрять в нашу экономическую действительность, соответствуют российской ментальности. Это относится и к системе отечественного образования. Однако некоторые методики, например, подготовки и проведения тренингов и деловых игр, использования мультимедийных средств обучения, безусловно, способствуют повышению качества профессионального образования всех уровней. Тем преподавательским кадрам, которые обладают лишь теоретическими познаниями в преподаваемых ими учебных дисциплинах и профессиональных модулях, необходимо максимально освоить новые формы обучения, которые являются действенным инструментом приобретения практических профессиональных навыков. Очень хорошо, что в России принят профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который предусматривает переподготовку педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла, внедрение которого потребует дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности.

Безусловно, для системы профессионального образования было бы идеальным, когда элементы профессиональной образовательной программы преподаёт практик. Но такое встречается сегодня не часто. Основная масса преподавателей не имеет опыта работы в условиях производства и хочется надеяться, что эти недостатки удастся искоренить посредством организации производственных стажировок в соответствии с требованиями ФГОС. А у производственных специалистов в нынешних экономических условиях практически нет времени на педагогическую деятельность. Особенно это касается частных предприятий, где эту работу никто не оплатит, а зачастую и не захочет создать условия для ее выполнения. Образовательные учреждения же не имеют возможности предложить таким специалистам достойную оплату, способную возместить потери за использованное рабочее время. Существующие почасовые ставки оплаты труда в учебных заведениях для практикующих специалистов являются коммерчески непривлекательными.

Тем не менее, эта ситуация имеет положительную тенденцию, поскольку сегодня всё больше предприятий, особенно крупных, заинтересованы в качественном образовании тех, кто придет на производство в ближайшее время. Некоторые работодатели уже готовы вкладывать средства в образование и повышение квалификации собственных кадров. Многие крупные предприятия хотят иметь специалистов, отвечающих требованиям самих предприятий.

Но единичные случаи не решают общей проблемы качества образования. Основу любой развитой экономики составляют малые и средние предприятия. Именно они создают основную массу рабочих мест, а им не по средствам содержать собственные учебные заведения. И современное трудовое законодательство в нашей стране не способствует защите прав работодателей во взаимоотношениях с наёмными работниками с точки зрения возврата вложенных инвестиций. По сути, работодатель, вложивший средства в профессиональную подготовку своих кадров, не застрахован от их потери – работник в любой момент может уволиться по собственному желанию, даже подписав договор об отработке вложенных в его обучение средств.

Адекватно судить о качестве образования и оценивать его могут только работодатели. Те, к кому на предприятия сегодня приходят и завтра придут молодые квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена.

Весьма актуальным мне видится сегодня привлечение к реализации образовательного процесса руководителей профильных предприятий и организаций, заключение договоров о совместной образовательной деятельности. Вот и федеральный закон РФ «Об образовании» - своеобразная «конституция» российского образования – не просто так рассматривает работодателя в качестве участника отношений в сфере образования. Ведь в конечном итоге должны быть определены пути интеграции профессионального образовательного процесса в процесс производственный.

Это - сложная задача, и она требует взвешенного подхода к ее решению со всех сторон. Сегодня уже используются подобные методы работы. Необходимо, чтобы они стали нормой и были подкреплены соответствующими нормативными актами, введением всевозможных преференций для работодателей, принимающих активное участие в развитии и насыщении процесса профессионального образования практическими занятиями с применением современного высокотехнологичного оборудования.

Важно обеспечивать эффективное и результативное выполнение такого требования ФГОС, как привлечение в качестве внешних экспертов представителей профильных предприятий и организаций к промежуточной аттестации обучающихся по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, к проведению государственной итоговой аттестации.

Уверен, что когда-нибудь наступит время разработки и внедрения системы государственного поощрения предприятий, участвующих в программах, обеспечивающих оплату подготовки обучающихся с гарантированным последующим трудоустройством. Вот тогда – по результатам трудоустройства выпускников - мы сможем практически определить, какие образовательные программы и какие образовательные учреждения востребованы работодателем, отвечают современным экономическим рыночным требованиям и, следовательно, имеют право на существование.

В этом направлении также важен мониторинг отзывов обучающихся об образовательном учреждении и преподавателях, но в государственных образовательных учреждениях подобная практика отсутствует. Между тем, именно такой подход к выпуску специалистов поможет образовательным учреждениям сохранить свой профессиональный имидж на образовательном рынке и не выпускать «псевдоспециалистов».

Очень остро сегодня стоит проблема повышения квалификации работающих специалистов. Всем известно, что при нынешнем научно-техническом прогрессе моральное устаревание стремительно во всех областях. Работник, не повышающий регулярно свою квалификацию, через полгода - год рискует её потерять полностью. Эта проблема особенно актуальна для системы среднего профессионального образования. Большинство образовательных учреждений, особенно государственных, готовящих специалистов среднего звена, просто не владеют современной информационно-технической базой и даже не имеют её в своём арсенале. Как в такой ситуации можно обеспечить качественную подготовку специалистов? Выпускники многих профессиональных образовательных организаций, получив долгожданный диплом по выбранной ими профессии, вынуждены заканчивать ещё несколько профильных коммерческих курсов, чтобы овладеть современными техническими производственными средствами. Действующие профессиональные образовательные программы в большинстве случаев не учитывают современных производственных требований, а продолжают базироваться на фундаментальных науках прошлого  века.

Коммерческие учебные заведения в этом отношении находятся в более выигрышной ситуации. Самофинансирование позволяет быстро и гибко реагировать на потребности профессионального рынка при грамотном подходе к организации самого образовательного процесса. Государственные образовательные учреждения, связанные бюджетным финансированием и бюрократической системой, подобной свободы и гибкости не имеют, и существенно отстают от требований практики и современного производства.

Благодаря внедрению в процесс обучения  и итоговой аттестации стандартов World Skills наступил следующий этап реформирования отечественной системы профессионального образования - переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.

Список литературы:

  1. Маркова А.К., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения, М., 2012.
  2. Подласый И.П. Педагогика,книга2 изд.центр «Владос» 2014
  3. Крившинко Л.П. и др. Педагогика,учебник изд. «Проспект» 2013.
  4. Дмитриева И.А., Кибальченко И.А. Педагогика среднее профессиональное образование. Ростов, изд. Феникс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения"

Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям?...

Некоторые вопросы развития техники баяниста

К вопросу развития техники исполнителя обращались неоднократно музыканты разных специальностей, над ним работали и пианисты, и скрипачи, и баянисты и многие другие. Автор статьи рассматривает эт...

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в ансамбле»

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмеря...

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ СЛУХОВОГО ГАРМОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Слуховой анализ в курсе сольфеджио музыкальной школы...

Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"

       В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ

В данной статье рассмотрены вопросы разработки и комплексного внедрения правовых, организационных и образовательных механизмов обеспечения антикоррупционного поведения сотрудников органов государствен...

Самоанализ открытого мероприятия по правовому воспитанию: «В некотором царстве, в некотором государстве жила королева, и у неё была птица «Птица Счастья ».

Самоанализ открытого мероприятия по правовому воспитанию: «В некотором царстве, в некотором государстве жила королева, и у неё была птица «Птица Счастья »....