Методическое сообщение "Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения"
методическая разработка по теме
Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_priyomy_pravilnogo_razbora_muzykalnogo_proizvedeniya.docx | 14.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения
на начальном этапе обучения
Когда ребёнок начинает заниматься музыкой, у него появляется много новых задач: следить за посадкой, за постановкой рук, изучение нотной грамоты, освоение приёмов звукоизвлечения. Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям? Как сделать так, чтобы работа над музыкальным произведением не казалась однообразной и доставляла радость? Путь к этому один – научить ребёнка правильно разбирать и разучивать музыкальный материал. А сам процесс разучивания сделать интересным.
Правильный разбор является очень важным этапом в работе над музыкальным произведением. Если ребёнок застревает на этом этапе, то меньше времени остаётся на работу над техническими трудностями, над музыкальным образом. Вот почему необходимо учить ребёнка разбору с первых шагов, занимаясь этим систематически на уроках. В качестве материала следует выбирать пьесы, доступные ученику по трудности, разнообразные по характеру и по техническим задачам и ясные по строению музыкальной ткани.
Главная цель при этом заключается в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Важная роль принадлежит анализу текста.
1. Вначале необходимо визуально определить повторяющиеся места и пометить их условными обозначениями. Например: одни повторяющиеся такты обвести кружком, другие пометить крестом и т.д. Или делать пометки разноцветными карандашами. Благодаря этому достаточно объёмная пьеса фактически может сократиться вдвое. Это важно для маленьких детей, когда педагог переходит с ними от работы над односточными пьесами к пьесам более длинным.
2. Следует добиваться восприятия нотного текста сразу группами по несколько нот в зависимости от того, как они укладываются в мотивы. Если это постепенное движение, то определяется направления – вверх, вниз. Примеры: «Во поле берёза стояла», «Как под горкой под горой». Сразу же определяется характер музыки и выбирается соответствующее звукоизвлечение.
3. Перед тем, как будут сыграны на инструменте первые группы, можно произнести названия нот вслух.
4. Также необходимо показать ребёнку, как выглядят визуально аккорды, расположенные по терцовому принципу на нотном стане (когда ноты находятся на соседних линейках друг над другом – это всегда терция).
5. Следует показать, как выглядят в нотах секунды – они расположены чуть наискось.
По существу, разбор группами начинается до того, как ученик освоит нотную грамоту. Вначале преподаватель занимается с ребёнком подбором по слуху, используя метод показа с рук. При этом мелодия не дробится на отдельные ноты, а показывается целиком или фразами в зависимости от восприимчивости ученика. Чем больше принцип разбора по нотам будет приближен к подбору по слуху или показу с рук, тем лучше, т.к. тогда в процессе разбора будет меньше промежуточных звеньев.
Сокращение времени разучивания музыкального произведения невозможно без хорошо развитого навыка чтения нот с листа. Начинать развивать этот навык можно, когда ученик знаком только с названиями клавиш. Педагог медленно произносит названия клавиш, а ученик плавно и непрерывно извлекает звуки. При этом тренируется длительная концентрация внимания, и отрабатываются элементарные способы звукоизвлечения и игровые движения.
Как только ученик усвоит ноты и простейшие ритмические деления, можно начинать играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой как мелодически, так и ритмически и располагаться в удобной позиции. Хорошо, если партия педагога представляет ровную пульсацию, заменяя ученику счёт.
Вначале процесс чтения протекает очень медленно. Внимание ученика перегружено, а слух пассивен. Он воспринимает ноту только после её извлечения. Но в дальнейшем, если вести целенаправленную работу в этом направлении, зрительное восприятие начнёт ассоциироваться со звуковысотным, а нотный знак с соответствующей клавишей. В результате весть процесс проходит значительно быстрее и вскоре укладывается в одно действие.
В работе над фактурой, построенной на разложенных аккордах, очень помогает аккордовое мышление. Оно облегчает разучивание сложных гармонических построений и способствует установлению правильного соотношения звучности между мелодией и сопровождением. Также помогает решить эту задачу исполнение аккомпанирующей партии не нажимая клавиши, а только едва к ним прикасаясь, в то время, как мелодическая партия исполняется полноценным звуком. Также можно исполнять аккомпанемент на клавиатуре, а мелодию пропевать голосом. Такая работа активизирует слух, развивает концентрацию внимания и способствует координации движений.
Чтобы проверить, насколько ученик освоил нотный материал, можно попросить его сыграть наизусть в многоплановой пьесе одну мелодию, мелодию с басом, или партию только правой руки (при этом педагог играет партию левой руки), а затем только левой руки. Очень часто ученик затрудняется сделать это, хотя пьеса давно соединена двумя руками и выучена наизусть.
Рассмотренные выше способы разбора музыкального материала значительно сокращают первоначальную стадию работы над музыкальным произведением, высвобождая время для работы над техническими трудностями и музыкальными образами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"
"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...
"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"
"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...
"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"
"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...
Методический доклад "Процесс работы над музыкальным произведением"
Доклад относится к теме планирования педагогической работы.Важнейшим принципам в работе с учеником является твёрдая и систематизированное руководство.Лжетеория,когда педагог занимается с учеником хаот...
План урока на тему "Основные направления работы при разборе камерного произведения" 21.03.2014г.
План открытого урока по дисциплине "Изучение репертуара камерного ансамбля". По учебному плану на данную дисциплину отводится 1 час в неделю на 4 курсе. В соответствии с рабочей программой в...
Методическая разработка урока РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ
Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестор...
Методическая разработка "Работа над музыкальным произведением"
Работа педагога в ДМШ - не простая задача. Обучающиеся в школе имеют самые разные технические, эмоциональные способности, и тем не менее педагогу приходится уклад...