НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ
статья на тему

Агапов Сергей Викторович

В данной статье рассмотрены вопросы разработки и комплексного внедрения правовых, организационных и образовательных механизмов обеспечения антикоррупционного поведения сотрудников органов государственной власти, местного самоуправления и организаций различных сфер деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл en-56_sektsiya_12_agapov_s.v.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ

Агапов С.В., Ахмадейшина Л.В.

Красногорский колледж, г. Красногорск

В данной статье рассмотрены вопросы разработки и комплексного внедрения правовых, организационных и образовательных механизмов обеспечения антикоррупционного поведения сотрудников органов государственной власти, местного самоуправления и организаций различных сфер деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.

Ключевые слова: коррупция, экономическая безопасность, управление, законность

Коррупция, представляющая из себя особое социальное явление, нарушает нормальный порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также ставит под угрозу безопасность личности, общества и государства.

Предметом рассмотрения в настоящей статье являются возможные правовые, организационные и образовательные механизмы обеспечения антикоррупционного поведения работников организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности.

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем, что без выработки, нормативного закрепления и комплексной практической реализации механизмов антикоррупционного поведения работников организаций невозможно обеспечение соблюдения прав и интересов участников отношений, возникающих в сфере их деятельности, а также интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.    

Важным охраняемым законом интересом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является обеспечение сохранности и целевого расходования бюджетных средств.

Так, согласно данным, представленным министром внутренних дел Российской Федерации Владимиром Колокольцевым на заседании президиума Совета по противодействию коррупции 04 октября 2016 года одними из наиболее подверженных криминальным посягательствам коррупционной направленности, связанными с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств являются сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство, в том числе жилищное, а также содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура. [1]

 Как следует из "Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" (Заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003), предупреждение и искоренение коррупции - это обязанность всех государств и что для обеспечения эффективности своих усилий в данной области они должны сотрудничать друг с другом при поддержке и участии отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации.[2]

В Российской Федерации основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений устанавливаются Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".[3]

Так, под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных выше действий от имени и в интересах юридического лица.[3]

Как установлено рассматриваемым Федеральным законом, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.[3]

Отдавая должное сотрудникам правоохранительных и контролирующих органов, вносящих свой значительный вклад в противодействие коррупции, путем выявления и пресечения коррупционных преступлений и правонарушений, реализуя на практике принцип неотвратимости ответственности за них, необходимо отметить, что другие предусмотренные рассматриваемым Федеральным законом принципы противодействия коррупции в полной мере не реализуются.

Так, рассматриваемый Федеральный закон возлагает на организации всех форм собственности и ведомственной подчиненности обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, которые могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.[3]

Таким образом, для обеспечения антикоррупционного поведения работников организаций необходима реализация комплекса правовых, организационных, образовательных и других мер.    

Так, необходимо определение и закрепление локальным актом организации должностного лица, а возможно и подразделения, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами, а также за предотвращение и урегулирование конфликта интересов. Обеспечение оперативной связи с данными должностными лицами и подразделениями возможно через специально организованные «телефоны доверия» и «горячие линии».

Сотрудничество организации с правоохранительными органами должно строиться с учетом необходимости обеспечения сохранности и недопустимости разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну и персональных данных.

Представляется, что с целью обеспечения соблюдения прав работников, указанные выше организационные мероприятия должны проводиться с учетом мнения уполномоченных представителей работников организации.

Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, а также принятие кодекса этики и служебного поведения также должна осуществляться с учетом мнения уполномоченных представителей работников.

Для обеспечения единства нормотворческой практики организаций различных сфер деятельности целесообразна разработка модельных локальных актов в сфере профилактики коррупционного поведения, применение которых будет рекомендовано на всей территории Российской Федерации.

Локальные акты, касающиеся противодействия коррупции должны доводиться до сведения всех работников организации, а также общественности, путем их размещения на официальных сайтах организаций в сети «Интернет» или опубликования иным образом.

Представляется необходимым разработка, закрепление и реальное практическое внедрение стандарта информационной открытости  организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, включающей в себя обязательное наличие официального сайта в сети «Интернет» и опубликование на нем нормативных актов, касающихся деятельности по профилактике коррупции, обеспечению сохранности и недопущению хищения бюджетных средств.

Важной мерой предупреждения коррупции должно стать организованное антикоррупционное обучение работников органов государственной власти, местного самоуправления и организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности.

Обучение может строиться с учетом Методических рекомендаций "Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих" (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 N 34).[4]

В соответствии с рассматриваемыми методическими рекомендациями обучение направлено на повышение эффективности профессиональной деятельности работников, в связи с чем все более широкое распространение получает модель обучения, ориентированная как на получение обучающимися новых знаний, так и на умение применить их при исполнении своих трудовых обязанностей.

Обучение работников по образовательным программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной тематики должно быть практико-ориентированным и обеспечивать получение ими:

знаний нормативно-правовой базы по противодействию коррупции, в том числе в части установления запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, требований к служебному поведению, последовательности действий государственного органа и иной организации при выявлении правонарушений коррупционного характера, правовых и морально-этических аспектов противодействия коррупции;

навыков применения полученных знаний, включая способность оценить коррупционные риски в области здравоохранения, а также умение применить в практике профессиональной деятельности механизмы противодействия коррупции.

Представляется, что дальнейшее обсуждение и практическая реализация изложенных выше тезисов может способствовать укреплению законности, предупреждению коррупции, а также обеспечению сохранности бюджетных средств в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях различных сфер деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.

Список литературы:

1. Антон Вайно провёл заседание президиума Совета по противодействию коррупции//Официальный сетевой ресурс Президента России URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/12/53028 (дата обращения 06.02.2017 г.)

2. "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" [рус., англ.] (Заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003)//СПС Консультант Плюс

3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции"//СПС Консультант Плюс

4. "Методические рекомендации "Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих" (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 N 34)//СПС Консультант Плюс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по дисциплинам «Обществознание» и «Основы права» на тему «Выборы в органы местного самоуправления».

Цели урока:Воспитательная: формирование активной гражданской позиции студентов, политическая социализация студентов, формирование политической культуры.Образовательная: сформировать у студентов модель...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

внеклассное мероприятие по Дню местного самоуправления

Представлены презентация по истории становления Дня местного самоуправления и викторина...

Тема 1.2. Теория и система местного самоуправления

Учебно-методическое пособие Лекция по теме Территориальные основы местного самоуправления  для специальности 40.02.01...

Понятие, принципы, функции, правовые, территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления

Местное самоуправление можно рассматривать как относительно самостоятельный уровень публичной власти, которому в этом качестве присущ ряд специфических признаков. Местное самоуправление выступает как ...

Интерактивная викторина "Краудсорсинг и основы местного самоуправления"

Для закрепления пройденного материала по дисциплине "Краудсорсинг и основы местного самоуправления" обучающимся предлагается принять участие в викторине - ответы на вопросы по различным...