Профессиональное становление студентов в процессе обучения на учебных занятиях защиты леса
методическая разработка на тему

Рассмотрены вопросы по выявлению способов ускоренной мотивации обучения и разработке модели активизации познавательной деятельности на учебных занятиях лесозащиты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лисинский лесной колледж

Кабинет лесозащиты

Профессиональное становление студентов в процессе обучения на учебных занятиях  защиты леса

Автор: Громова Ольга Ивановна, преподаватель высшей категории.

п.Лисино-Корпус

2015 г.

Содержание

1. Проспект исследования                                                                          стр 2

2. Введение                                                                                                  стр 5

3. Теоретическая часть:  

     Анализ и систематизация научных знаний по заданной теме                стр. 8

4. Технологическая (практическая) часть:

    Детальное описание образовательного продукта                                стр. 12

5. Заключение                                                                                             стр. 17

6. Список использованных источников                                                     стр. 18

7. Приложения                                                                                            стр. 19    

1. Проспект исследования

1. Тема:     Профессиональное становление студентов в процессе обучения на учебных занятиях  защиты леса

2. Актуальность:  Расширение практической направленности в содержании теоретического обучения при подготовке студентов  к решению задач лесозащиты в профессиональной деятельности специалиста-лесопатолога.

3. Проблема:  Возросшая конкуренция на рынке лесопатологических услуг за счет свободного привлечения на конкурсной основе физических и юридических лиц требует поиска путей ускоренного профессионального становления студентов на основе развития  новых видов форм, методов и способов организации учебных занятий,  сближающих базовую  теоретическую подготовку с реальными условиями и требованиями лесного сектора страны в области лесозащиты.

4. Противоречие:  Третье поколение  образовательного стандарта, ориентированное на специализацию (модульную профильность) профессиональной подготовки студентов  не решает в теоретической части задач сближения условий учебного процесса и реальных практических задач лесного сектора в области лесозащиты

5. Цель исследования:  В процессе организации профессионального становления студента в области лесозащиты:

- выявить способы ускоренной мотивации обучения

- разработать модель активизации познавательной деятельности на учебных занятиях лесозащиты.

6.Объект исследования: Процесс обучения в контексте профессионального становления студента в рамках комплекса дисциплин лесозащиты через активизацию их познавательной деятельности на учебных занятиях в природе.

7. Предмет исследования: Организация учебного занятия в природе.

 8. Гипотеза исследования: Учебные занятия в природе создает реальные производственные ситуации и ускоряют процесс погружения в профессию, что должно привести к:

- выявлению пробелов в знаниях и умениях студентов  при решении производственных и управленческих задач отрасли

- повышению заинтересованности студентов  в увеличении объема знаний и умений, их качественному накоплению

- развитию умения решения сквозных задач отрасли в области лесозащиты

9. Задачи исследования:  

9.1. определить сроки, вид и место проведения    учебного занятия в природе

9.2. определить форму вовлечения студентов в   творческую познавательную и логическую   деятельность  в ходе проведения учебного занятия в природе     и при подготовке к нему

9.3.  определить круг литературных и других  информационных источников, обеспечивающих  методическую и  обучающую составляющие   учебного занятия в природе  

 9.4. очертить базу видового состава деревьев и   кустарников, их повреждений вредителями и  болезнями, видовой состав вредителей и болезней   леса в регионе.

10. Методы исследования:  

10.1. Эмпирический

10.2. Эвристический

11. Экспериментальная база исследований:  

 11.1. учебная группа

 11.2. профильная минигруппа

12. Этапы исследования:     

12.1. предпроектные  изыскания

12.2. планирование исследований

12.3. моделирование учебного занятия в природе

12.4. организация контроля  результатов    исследования

12.5. анализ модели учебного занятия.

13. Научная новизна исследования:  при непредсказуемости в целом процесса профессионального становления студента, выделить формы учебных занятий и их элементы, обеспечивающие более полное погружение студента в задачи профессиональной жизни лесной отрасли и пути  решения этих задач в производственных ситуациях

14. Теоретическая значимость исследования:  разработка модели урока в природе на основе организации экскурсии –семинара по лесопатологической тропе

15.Практическая значимость исследования:

15.1. Внедрение современных   информационных технологий и ГИС систем в преподавание дисциплин  лесозащиты в условиях региона

15.2.   переход на профильную организацию учебной и производственной практик студента на основе  индивидуализации планов обучения по вопросам лесозащиты, как результат более раннего выявления пробелов в знаниях и практических умениях студентов на проведенных уроках в природе

16. Достоверность и обоснованность  результатов: контрольные срезы знаний и умений студентов по уровням:

- за  предшествующий учебному занятию в природе

- по итогам учебного занятия в природе

- результаты защиты отчетов о производственной праткике по  направлениям лесозащиты

- результаты дипломного проектирования по направлениям лесозащиты.

17. Положения, выносимые на защиту:

17.1. Профессиональное становление – процесс непредсказуемый.

17.2. Способствует ускорению профессионального становления студента педагогическое проектирование образовательного процесса и его составляющих

17.3. Одной из составляющей педагогического процесса, ускоряющей процесс погружения студента в профессиональную жизнь отрасли, являются уроки в природе.

17.4. В рамках образовательных задач цикла дисциплин лесозащиты моделью урока в природе служит  лесопатологическая тропа1.

1. Введение

 В 21 веке человеческое общество  продолжает искать пути дальнейшего развития, совершенствования, в том числе и в производственных отношениях, состоянии профессиональной деятельности отрасли. Проблем в этой сфере много. Что  в свою очередь требует

непрестанного повышения профессионального уровня работника.

Одним из путей на этом направлении, особенно в связке с задачами  профессионального образования студентов  в средних учебных заведениях, подготавливающих специалистов производственно-технологического звена, является привитие навыков и умений, соответствующих требованиям квалификации специалиста данного уровня в отрасли, развитие их компетентности в решении задач производства. Выпускники  СПО должны пройти современную практико-ориентированную подготовку, тесно связанную с производством, применяемыми и перспективными технологиями, рынком.  Специалист должен не только иметь соответствующие знания, но и обладать  достаточными умениями, сокращающими срок вхождения в производственный цикл отрасли. Поэтому в образовательном процессе среднего специального образовательного учреждения значительно возрастает роль практического обучения студента.

Но наличие теоретических знаний и практических умений у студента в современных производственных отношениях, основанных на высокотехнологичных операциях, не дает полную отдачу, не показывает нужного производственного эффекта без предварительного  и постоянного развития личности молодого специалиста, что требует тщательного изучения процесса профессионального становления личности специалиста отрасли, осмысления  особенностей личности студента, учета той среды, в которой она существует.

Исследованием  личности студента занимались многие ученые: Слуцкий Е.Г., Иконников С.Н., Лисовский В.Т., Запесоцкий А.И. и др.. Студенческий возраст  (17-20 лет) характеризуется тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Время учебы совпадает с первым периодом зрелости, который  отличается сложностью становления личности. В это время укрепляются  такие качества, как  целеустремленность, решительность, настойчивость,

самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам: цели, образу жизни, долгу, любви, верности. Студенчество представляет собой не  только передовой отряд молодежи. но и, будучи высокообразованной и высококультурной  частью общества, выступает как инновационный резерв общества. Поэтому  процессу профессионального становления студентов в литературе уделяется  отдельное внимание.

Данная проблема нашла отражение и в отечественной, и в зарубежной литературе. Проблема становления одна из древнейших философских проблем. В понимании Платона становление – суть единства бытия и небытия: «Становление-движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть».

В  истории философии становление все больше понимается как переход от одной определенности бытия к другой: «все существующее является становящимся, а его бытие есть становление».

В социологических теориях становление трактуется в сравнении  с развитием. Развитие целого есть процесс, во многом обусловленный самим целым. Становление же не обусловлено ничем, кроме благоприятного стечения обстоятельств, совершенно случайного по своей природе. Модификации этих обстоятельств случайны и непредсказуемы. Процесс становления можно понять лишь постфактум, отслеживая причинно-следственную связь уже прошедших его этапов.

В психологии ( по С.Л.Рубинштейну) становлении е личности является длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности. Становление индивида как самоопределяющегося субъекта, характеризуется тем, что субъект сам свободно определяет свое поведение и отвечает за него. Многие психологи (Эриксон Э, Фрейд А.)  утверждают, что сам факт рождения уже запускает механизм становления личности. Профессиональное развитие при этом может быть как односторонним, так и многосторонним, многоаспектным, когда личность развивается в нескольких направлениях.

Подобный процесс происходит и в профессиональном становлении, но при этом к процессу профессиональных способностей добавляется и формирование профессионально-ориентированного образа жизни. Процесс профессионального становления - это процесс порождения новых способов бытия личности, при которых происходит расширение  границ возможного.

Становление студентов в процессе обучения в образовательном учреждении СПО носит профессиональный характер, так как в данное время человек обретает свою будущую профессию, формирует профессионально-ориентированный образ жизни.      

 

3. Анализ  и систематизация  научных знаний по заданной теме.

        Профессиональное становление студентов в  процессе обучения и педагогическое проектирование – существует ли связь между этими понятиями? Составить педагогический проект профессионального становления на  наш взгляд проблематично, но используя педагогическое проектирование,  можно предвидеть конечный результат продукта. Что у нас получит ся, какой специалист. Отбирая технологии, методы обучения, учебные курсы и т.п., педагог-проектировщик способствует развитию личности будущего специалиста, его профессиональной направленности, его эрудиции. Часто проектирование отождествляют с разработкой, планированием, прогнозированием. На самом деле это разные понятия.              

Суть проектирования - изменение действительности. Базируется на принципиально новой идее. Имеет перспективу массового использования в дальнейшем.          

           Разработка не базируется на принципиально новой идее, может не учитывать будущие потребности. Задачи разработки - исследовать, подготовить, обработать во всех подробностях. Суть разработки –

исследование.            

            Планирование - это небольшая часть проектировочной работы. В плане представляет  предписание по переходу объекта из одного состояния в другое. Общее между планированием и проектированием - это ориентация на будущее.

           Прогнозирование представляет систематическое исследование перспектив развития объекта. Осуществляется параллельно с проектированием для повышения его основательности.

           Объектом педагогического проектирования является педагогическая система. Это базовое понятие - педагогический процесс, который  подразумевает взаимодействие педагога и воспитанника.

            Исследование педагогической системы подразумевает изучение составляющих ее элементов и связей.  Проектирование педагогической системы должно отражать ее строение, функционирование, внешний вид.            

            Педагогический проект - это подсистема современной образовательной системы. Компоненты педагогического проектирования:

1. педагогическое изобретательство, вещь нематериальная, основанная на творчестве, является интеллектуальной деятельностью;

2. педагогическое моделирование – создание педагогической модели.  Осуществляется  путем:

- постановки задачи. Необходимо выстроить на основании изобретения содержание выбранного объекта; результат предварительного изучения объекта и его описание. Выявленное противоречие между целью и имеющимися данными, выражающее невозможность создать полное представление об объекте исследования без создания педагогической модели.

-  непосредственно созданием модели

-  исследованием модели. Модель становиться объектом познания.

- переноса знания. Информация о модели переносится в теорию и практику педагогики в виде новых связей, факторов, условий, практических рекомендаций, организационных принципов и т.д. а также процесс педагогического проектирования.

3. Педагогический эксперимент- это комплекс методов исследования, предназначенный для  объективной и доказательной проверки достоверности гипотезы. Чаще всего используются методы контрольных и экспериментальных групп. Это естественные учебные коллективы, где проводят комплекс работ по введению и оценки новшества, возможности использования в педагогической практике. Заключение об эффективности созданной педагогической технологии (методе) можно сделать по соответствующим показателям: уровню обученности, познавательному интересу, самостоятельности, степени сформированности тех или иных умений, интеллектуальному развитию, общественно-трудовой активности.

Педагогическое проектирование – это процесс. А процесс - это  ход развития какого–либо явления. Оценка педагогического проекта осуществляется самим педагогом –проектировщиком и экспериментальной группой.

 Демонстрация педагогического проекта осуществляется с помощью таблиц диаграмм, схем.

Педагогическая деятельность- это профессиональная деятельность, осуществляемая в условиях педагогического процесса. Структура деятельности – это совокупность и взаимосвязь действия с момента принятия

цели до ее достижения:

 - цели педагогической деятельности;

- выбор средств педагогической деятельности;

- преобразование объекта деятельности;

- планирование действия;

- выполнение действий;

- оценка результатов педагогической деятельности;

-  цель достигнута.

           На педагогическую деятельность оказывает влияние среда –

информационные потоки и управленческие влияния.

           Важной составляющей педагогического процесса являются наглядные пособия. Наглядное пособие – материальная или знаковая модель. Должно быть педагогическое обоснование применяемых педагогических пособий. Эффективность пособий можно проверить средствами педагогических экспериментов (контрольные и экспериментальные группы, ряд последовательных срезов).

          Педагогическое проектирование можно охарактеризовать. Целью педагогического проектирования являются инновационные технологии. Объектом педагогического проектирования являются  педагогические

 конструкции, технологии, методы, содержание образования, учебные программы, педагогическая деятельность (инновационная , управленческая). Субъект педагогического проектирования - педагог-проектировщик. Средства педагогического проектирования в основном духовные.  Методы педагогического проектирования эвристические, алгоритмические, гибридные. Эвристические - способствуют мыслительной деятельности и творческому решению поставленных задач. Алгоритмические – формализованы,  отражают рациональный переход от замкнутого мышления к открытому рассуждению. Гибридные  - занимают промежуточное положение.

          В РФ методы педагогического проектирования недостаточно разработаны. Лучше использовать эвристические, методы моделирования и методы педагогического эксперимента.

           Результатом педагогического проектирования является педагогический проект  –  это инновационная модель педагогической системы, ориентированная на массовое использование. Педагогическое проектирование – это процесс переработки информации. Представление проекта может осуществляться в виде описания, таблицы, плана.

4. Детальное описание образовательного   продукта.

        Одним из объектов, допускающих педагогическое проектирование, является учебное занятие. Педагогу - проектировщику часто приходится создавать новые курсы, учебные дисциплины, а они в свою очередь состоят из серии проводимых учебных занятий.  Проектирование  учебного занятия - это проектирование составляющей части учебного курса. Если учебный курс – это целое, то учебное занятие  его часть. Она требует детальной проработки, и от того, насколько точно учебные занятия будут спроектированы, в конечном счете будет зависеть и уровень образования  обучающихся студентов.

          Чтобы правильно построить учебное занятие, необходимо:

1. выделить основную линию, т.е. четко сформулировать цели и задачи;

2. признать, что учебное занятие должно содержать лишь важнейший материал и представлять собой  единое целое от постановки задач вначале до

их разрешения в конце;

3. исключить все те вопросы, которые являются необязательными из принятой точки зрения;

4. излагать в качестве обязательного лишь тот материал, который в данных условиях может изучить и освоить обучающийся.

       Для его осуществления, в первую очередь, необходимо создание максимально ясного языка для построения описания четкой системы целей обучения с выделением в ней категорий и последовательных уровней.

В целом очевидная логика педагогического проектирования учебного занятия оставляет ряд вопросов по созданию педагогической модели учебного занятия, которая в дальнейшем должна пройти экспериментальную проверку.

С другой стороны каждое учебное занятие, в принципе, является уникальным.  Повторить одно и тоже занятие невозможно, так как постоянно меняется ситуация, учебные группы и т.п..  Поэтому учебное занятие

является единичным, опытным образцом,  т. е. моделью учебного  занятия.

 Поскольку основным в проектировании учебного занятия является ориентация на конечный результат, в частности на знания и умения, которые должен приобрести обучаемый студент, то проектирование знаний  и проектирование умений не могут рассматриваться как два независимых процесса. При отборе знаний необходимо учитывать умения. А умения, в свою очередь, не могут проектироваться без учета знаний по данному вопросу.

В общих чертах процесс отбора содержания и результатов изучения вопросов учебного занятия должен состоять из следующих этапов:

1. определение системы знаний (умений)  по данной теме;

2.  структурирование отобранных знаний (умений);

3. определение уровней  усвоения знаний (умений);

4. планирование учебного занятия.

           Первый этап позволяет свести многообразие  конкретных знаний о  различных объектах и процессах, исследуемых данной темой  к относительно небольшому объему обобщенных знаний, с учетом обеспечения их полноты и преемственности, а так же определить все виды умений в соответствии с требованиями изучаемого предмета.

         На втором этапе осуществляется  представление выделенных знаний в виде таблиц, схем, графиков, с целью четкого и наглядного представления структуры знаний по теме и связей между ними.

         Третий этап осуществляется с использованием различных подходов. С точки зрения проектирования результатов обучения и возможностью управления ими, удачным является подход, основанный на подразделении целей, разработанный  Б.Баумом в 1956 году. Выделенные в ней основные категории целей могут использоваться как уровни усвоения учебного материала. К ним относятся:

- знание, понимаемое как запоминание и воспроизведение изученного

материала;

-  понимание, характеризующееся способностью интерпретировать учебный материал, преобразовывать его из одной формы выражения в другую;

 - применение, означающее возможность использования  изученного материала в новых ситуациях и условиях;

- анализ - характеризуется  способностью разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура;

- синтез, означающий  способность комбинировать элементы так, чтобы получить  целое, обладающее новизной;

- оценка. Означающая способность оценивания значения того или иного материала.

      Последние три  категории больше подходят к умениям, формирующимся в результате учебной деятельности. Но могут использоваться и как уровни усвоения конкретных знаний.

 И четвертый этап. Основным для него является выбор основания для разделения темы на вопросы и другие составляющие.

       Выбор первого уровня структурирования определяет дальнейшее направление разбиения темы.

       Определение базы структурирования зависит от специфики учебного занятия. Результатом осуществления данного этапа является план учебного занятия, включающий в себя:

1. состояние темы и ее место в современной науке и практике;

2. структуру и описание основных вопросов темы (подвопросов и т.д.);

3. принципы введения эмпирических и теоретических знаний.

         Осуществление выделенных этапов означает завершение создания модели учебного занятия  через представление его содержания и результатов изучения.

           Дальнейшая работа с построенной моделью  касается экспериментальной проверки и адаптации к массовому использованию.

Адаптация сводится к приданию учебному занятию гибкости и вариативности содержания с учетом  региональных особенностей, интересов, современных научных направлений.

4.1. Модель учебного занятия в природе по защите леса.

1 этап: определение системы знаний по данной теме;

2 этап: структурирование отобранных знаний;

3 этап:  определение уровней усвоения знаний;  

4 этап: планирование учебного занятия.

 Все этапы отражены в плане учебного занятия.

4.2. План учебного занятия в природе по защите леса.

Дисциплина

Профессиональный модуль 02 «Организация и проведение мероприятий по охране и защите леса»

Тема

- некрозно-раковые и гнилевые болезни древесно-  

   кустарниковых пород

- стволовые вредители  леса

- методы борьбы с некрозно-раковыми и грибными    болезнями, стволовыми вредителями

Цели:

- дидактическая

- развивающая

- воспитательная  

- обобщение и систематизация  знаний о вредителях и    болезнях леса

- развитие мышления , умения применять знания на     практике: по отдельным признакам определять

 вредителей и болезни леса

-  формирование бережного отношения к природе

- формирование     понимания      взаимосвязи      

   составляющих элементов фитоценозов и экосистем

Вид занятия

(тип урока)

повторительно-обобщающий

Методы обучения

-частично-поисковый

- проблемный

-репродуктивный

Уровень изучения и усвоения

творческий

Организационные

формы обучения

- коллективная

- малыми группами (минигруппы)

Средства обучения

- лесопатологическая тропа

- куртины, биогруппы и одиночные деревья различных   хвойных и лиственных пород парковых насаждений

Виды и формы контроля

- коллективная

- малыми группами

Средства контроля

- доклад об обнаруженных явлениях, их взаимосвязях и     средствах защиты деревьев

- письменная проверочная  работа на последующем     занятии

- тестовый контроль

Внутрипредметные связи

 тема базируется на всех раннее изученных темах по энтомологии, биологии птиц и зверей, методах борьбы

Межпредметные связи

дендрология, лесоведение, лесоводство, почвоведение, предметы геоинформационного цикла

Виды самостоятельной работы студентов

- осмотр деревьев на лесопатологической тропе

- исследование обнаруженных явлений и их взаимосвязей

-  проектирование  способов и  методов защиты деревьев и древостоев

Домашнее задание

- подготовить отчет-конспект об обнаруженных явлениях в ходе экскурсии по лесопатологической тропе

- подготовить доклад о проекте защитных мероприятий по оздоровлению древостоев и отдельных деревьев

Ход занятия:

1. обоснование значение темы и цели учебного занятия

2. Получение новых знаний  и умений путем постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся

знаний

3. Поэтапное обсуждение хода решения проблем, , подведение итогов  экскурсии. Выводы

4. Оценка действий, знаний и умений

- систематизация накопленных в ходе теоретического изучения предшествующих тем занятий признаков болезней и повреждений деревьев и кустарников,

- нахождение объектов экскурсии, сбор полевых данных,   выявление признаков повреждений и заболеваний, обобщение показателей состояния деревьев и кустарников и анализа фактического состояния  древостоев по лесопатологической тропе

 

- назначение лесозащитных мероприятий по данным анализа фактического состояния  древостоев по лесопатологической тропе

- оценка действий по применению студентами накопленных знаний и умений в условиях производственных ситуаций  природных фито и биоценозов

5. Заключение

      Представленная модель учебного занятия в природе по защите леса, выполняемая в древостоях лесных и парковых насаждений успешно реализована по специальностям:

- лесное и лесопарковое хозяйство

- садово-парковое и ландшафтное строительство

-землеустройство

       Контрольные срезы знаний и умений студентов по уровням предшествующего периода учебному занятию в природе и  по итогам учебного занятия в природе дали положительную динамику в освоении знаний и умений студентами из среды лесопатологических задач отрасли.

       Положительная динамика определена и по  результатам защиты отчетов о производственной практике по  направлениям лесозащиты и результатам дипломного проектирования.

6. Список использованных источников:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1982.-182 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:

      Педагогика, 1989. - 192 с.

  1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 146 с.
  2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПГУ, 1992. - 154 с.
  3. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. - М.:       Издат. корпорация «Логос», 1994. - 208 с.
  4.  Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1996. - 528 с.
  5. Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Сов. педагогика. - 1990. - № 7. - С. 17-22.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:

     Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.      

      Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.;/

      Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия»,  

      1998.-512 с.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  2. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения:

  1. Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.-160 с.
  2. Яковлева Н.О. Программа и методические рекомендации к спецкурсу «Педагогические технологии». - Челябинск: Изд-во ЧГПУ,1999.-50с.

6. Приложения

Структуризация  объектов лесопатологической тропы

 (маршрутный ход начинается за прудом и заканчивается в дендропарке ЛЛК).

Объект № 1       Дать задание студентам осмотреть стволы и кроны деревьев  (сосна, Биогруппа    береза, липа) и найти явления указывающие на неблагополучное у дороги      состояние этих деревьев.

Обсуждение: 1. какие явления?

2. чем они вызваны?

3. систематическое положение вредителя или возбудителя болезни.

4. признаки болезни, характеристика гнили.

Объект № 2      Осмотреть справа и слева от маршрутного хода  ель и дуб пораженные раковыми болезнями.

Объект № 3  Осмотреть деревья Липы и Сосны у пруда и поваленную  Ель и задать студентам вопросы о наблюдаемых, явлениях.

Объект № 4   Осмотреть ель,  поврежденную короедом типографом. На повороте у кордона.

Объект № 5   Осмотреть деревья и показать студентам болезни и вредителей на    них. Биогруппа у ворот дендропарка. Липы, ива козья, береза.

Объект № 6   Показать пораженные вредителями и болезнями березу, пихту, ель. В дендропарке вдоль тропинки слева

Объект № 7   Дать задание студентам осмотреть кварталик и найти неблагополуч

ные явления.    Кварталик из пихты

Обсуждение: 1. какие явления?

2. чем они вызваны?

3. систематическое положение вредителя или возбудителя болезни

4. признаки болезни, характеристика гнили

Объект № 8   Показать студентам вязы, пораженные гнилевыми болезнями. В дендропарке.

Объект № 9   Обратить внимание студентов на явления вызванные механическими повреждениями. Живая изгородь (многовершинность, искривление стволов, рак из ели и т.д.).

Вопрос: какие существуют методы борьбы с некрозно-раковыми и гнилевыми болезнями и стволовыми вредителями леса?

1. надзор

2. лесохозяйственный м. б.

3. хим. защита - заготовленной древесины

Заключение: Лес оказывает на человека огромное влияние: эстетическое, оздоровительное, является средой обитания.

Все компоненты лесных экосистем влияют на человека от растений до насекомых.

Задачи лесоводов по отношению к лесу беречь и преумножать его, бороться с вредителями и болезнями.

Вопросы      1. Бывают ли они в лесу? студентам:   2. Что им нравится в лесу?

3. В какую погоду бывают в лесу?

©Громова О.И.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект....

Программы, планы внеаудиторной работы и планы работы куратора по профессиональному становлению студентов специальности Дошкольное образование

Цель:  Создание и функционирование системы внеаудиторной работой направленной на  формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоение основной профессиональной...

Программы внеаудиторной работы по профессиональному становлению студентов

Программы предусматривают создание и функционирование системы внеаудиторной работы, направленной на  формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоение основной пр...

Статья - "Стрессоустойчивость как фактор профессионального становления студента", г. Братск, межрегиональная студенческая конференция

На современном этапе развития отечественной системы среднего специального образования главной задачей является обеспечение его качества, направленного на формирование активной, здоровой, успешной, кон...