методическая разработка открытого урока ОП.10 Правила безопасности дорожного движения "Проведение сердечно-легочной реанимации"
методическая разработка
Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка "Сердечно-легочная реанимация | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Белгородский строительный колледж»
Методическая разработка открытого занятия
ОП.10 Правила безопасности дорожного движения
Тема практического занятия: «Проведение сердечно-легочной реанимации»
Составитель:
Преподаватель спец. Дисциплин
Колган А.П.
г. Белгород
2024 г.
Тема практического занятия: «Проведение сердечно-легочной реанимации»
Цель занятия: студент должен знать и уметь:
Знать:
– причины и признаки обструкции дыхательных путей (полной и частичной);
– признаки клинической и биологической смерти;
– этапы сердечно-легочной терапии;
– причины и признаки остановки сердца;
- критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий;
- критерии прекращения сердечно-легочной реанимации;
- возможные осложнения сердечно-легочной реанимации;
Уметь:
- определять наличие обструкции дыхательных путей;
- оказать первую помощь при обструкции дыхательных путей инородным телом;
Формирование компетенций:
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Тип занятия: практическое, оформление конспекта по данной теме.
Цель занятия: Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена.
Задачи занятия:
Практические задачи:
- развить ответственность отношения к обучению, готовность обучающегося к саморазвитию;
- формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню медицины;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной творческой деятельности;
- умение работать с разными видами информации.
Образовательные задачи:
- применять имеющиеся знания в конкретной профессиональной ситуации;
- формировать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- расширение кругозора;
- совершенствовать навыки использования образовательных возможностей сети Интернет;
- формировать умения анализировать и обобщать учебный материал.
Развивающие задачи:
- развивать инициативу учащихся, мышление;
- развивать интуицию, основываясь на полученных знаниях;
- формировать навыки и умения межличностного общения.
Воспитательные задачи:
- развивать ответственность за работу и выполнение задания;
- способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Материальное обеспечение учебного занятия:
- Учебный фильм.
- Компьютер.
- Манекен.
- Контролирующий материал
- Рабочая программа
- Тематический план.
Принципы занятия:
Наглядность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность.
Методические указания.
Развивающая:
Способствовать развитию личностных качеств, необходимых в деятельности медицинской сестры, трудолюбия, развивать мыслительные способности, привить любовь к данной деятельности, активизировать познавательную деятельность студента.
Основные этапы занятия:
Организация занятия - 5 минут.
Изложение плана и методики проведения занятия - 5 минут.
Проверка готовности учащихся по данной теме - 10 минут.
Демонстрационная часть -15 минут.
Самостоятельная работа учащихся -35 минут.
Закрепление —10 минут.
Подведение итога занятия - 5 минут.
Задание на дом - 5 минут
Ход занятия:
- Методика проведения занятия и его содержание: практическое
- Организационный момент: отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности.
-Проверка готовности студентов по теме данного практического занятия:
Контроль уровня знаний:
Демонстрационная часть: продемонстрировать на манекене приемы оказания помощи при обструкции дыхательных путей; проведение СЛР одним и двумя спасателями.
Закрепление.
Тестирование.
Решение ситуационных задач.
Контрольные вопросы
- Что такое «клиническая смерть»?
- Перечислите признаки клинической смерти.
- Назовите основные принципы оказания помощи (последовательность СЛР).
- Какими методами проводят ИВЛ, и от чего зависит выбор методики?
- Каково соотношение компрессий и вдохов при проведении СЛР одним и двумя спасателями?
- Какие осложнения могут возникнуть при проведении непрямого массажа сердца?
- Как оценивают эффективность проводимых мероприятий?
- Назовите признаки эффективности реанимационных мероприятий.
- Расскажите об особенностях проведения СЛР у детей.
- Как долго проводят СЛР?
- Что такое биологическая смерть?
- Назовите признаки биологической смерти.
- Назовите признаки обструкции дыхательных путей.
- Как оказать помощь пострадавшему в сознании?
- Без сознания?
- Оказание помощи беременным и пострадавшим с избыточной массой тела.
- Оказание самопомощи при обструкции дыхательных путей.
Методическое рекомендации для самостоятельной аудиторной работы студентов на практическом занятии по теме «Сердечно-легочная реанимация».
Цель занятия:
Закрепить знания:
- о признаках клинической и биологической смерти.
- о причинах обструкции дыхательных путей.
- о понятии частичной и полной обструкции дыхательных путей.
- о признаках удушения;
Приобрести и закрепить на занятии практический опыт:
- определить наличие обструкции дыхательных путей;
- оказать помощь при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным (прием Хеймлиха), детям различного возраста.
- оказать самопомощь при обструкции дыхательных путей;
- обучить окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных путей.
Таблица терминов и определений
Сердечно-легочная реанимация.
Наступление смерти проявляется в необратимом нарушении основных жизненных функций организма с последующим прекращением жизнедеятельности отдельных тканей и органов. Частая причина смерти - заболевание или воздействие на организм разных факторов.
Терминальное состояние - (относящийся к концу, пограничный) - состояния пограничные между жизнью и смертью, критический уровень расстройства жизнедеятельности с катастрофическим падением АД, глубоким нарушением газообмена и метаболизма.
Предагональное состояние: общая заторможенность, сознание спутанное, АД не определяется, пульс на периферических артериях отсутствует, но пальпируется на сонных и бедренных артериях; дыхательные нарушения проявляются выраженной одышкой, цианозом и бледностью кожных покровов и слизистых оболочек.
Агональное состояние: отсутствие сознания и глазных рефлексов, неопределяемое АД, отсутствие пульса на периферических и резкое ослабление на крупных артериях; при аускультации определяются глухие сердечные тоны; на ЭКГ регистрируются выраженные признаки гипоксии и нарушения сердечного ритма.
Клиническая смерть - это обратимое состояние, продолжающееся с момента прекращения витальных функций (кровообращения, дыхания) до наступления необратимых изменений в коре большого мозга. В этот период еще не развились необратимые изменения в организме. Различные органы умирают с различной скоростью. Чем выше уровень организации ткани, тем более она чувствительна к недостатку кислорода и тем более быстро эта ткань умирает. Кора больших полушарий головного мозга умирает максимально быстро, через 4-6 минут. Период, пока жива кора больших полушарий, называется клинической смертью. В этот период времени возможно восстановление функции нервных клеток и центральной нервной системы.
Биологическая смерть характеризуется наступлением необратимых процессов в тканях и органах.
Признаки жизни
- Сердцебиение.
- Пульс на лучевой, сонной и бедренной артериях.
- Дыхание. При очень слабом поверхностном дыхании поднести ко рту или носу пострадавшего зеркало или любой блестящий холодный предмет (часы, очки, лезвие ножа, осколок стекла и др.), которое от дыхания запотевает. Можно использовать нитку или вату, которая будет колебаться в такт дыханию.
- Реакция роговицы глаза на раздражение. Роговица глаза богата нервными окончаниями, и при минимальном ее раздражении возникает моргательный рефлекс. К глазу аккуратно прикасаются кончиком носового платка (не пальцем!), если человек жив - веки моргнут.
- Реакция зрачков на свет. Если глаза закрыты, то поднимая веки - зрачки сузятся; если - открыты, то закрывают глаза ладонью на 5-10 секунд, убирают ладонь - зрачки сузятся. В темное время суток глаз освещают источником света (фонариком). Реакцию зрачков на свет необходимо проверять на обоих глазах.
Признаки клинической смерти
- Отсутствие признаков жизни (сознания, дыхания, пульса).
- Бледность (землисто-серый цвет), цианоз.
- Отсутствие рефлексов.
Признаки биологической смерти
Признаки биологической смерти проявляются не сразу после окончания стадии клинической смерти, а некоторое время спустя. Причем каждый из признаков проявляется в разное время, а не все одновременно.
1. "Кошачий глаз" (симптом Белоглазова).
Появляется через 25-30 минут после смерти. У человека зрачок круглой формы, а у кошки - вытянутый. После смерти ткани человека теряют свою эластичность и упругость, и, если сдавить с двух сторон глаз мертвого человека, он деформируется, и вместе с глазным яблоком деформируется и зрачок, принимая вытянутую форму, как у кошки. У живого человека деформировать глазное яблоко если не невозможно, то очень трудно.
2. Высыхание роговицы глаза и слизистых оболочек. Появляется через 1,5-2 часа после смерти, т.к. перестают функционировать слезные железы, которые вырабатывают слезную жидкость, которая, в свою очередь, служит для увлажнения р| глазного яблока. Роговица теряет естественный блеск, становится мутной, иногда появляется серовато-желтоватый налет. Быстро высыхают слизистые оболочки, которые при жизни были более увлажнены. Например, губы становятся темно-бурого цвета, морщинистые, плотные.
З. Трупные пятна. После остановки сердца прекращается движение крови по сосудам, и кровь, из-за своей тяжести, постепенно перетекает в более низко расположенные части трупа, переполняя и расширяя капилляры и небольшие венозные сосуды, которые просвечиваются через кожу в виде синюшно-багровых пятен. Окраска трупных пятен не равномерная, имеет так называемый "мраморный" рисунок. Возникают через 1,5-3 часа (иногда через 20-30 минут) после смерти. При положении трупа на спине, трупные пятна расположены на задней и заднее - боковых поверхностях тела, на животе - на передней поверхности тела, лице, при вертикальном положении трупа (повешение) - на нижних конечностях и нижней части живота.
4. Трупное окоченение. После наступления смерти в трупе происходят биохимические процессы, приводящие вначале к расслаблению мышц, а затем к сокращению и затвердению - трупному окоченению. Развивается трупное окоченение в течение 2-4 часов после смерти. Развивается трупное окоченение не во всех группах мышц одновременно, а постепенно, от центра к периферии (мышцы лица, затем шеи, грудной клетки, спины, живота, конечностей). Спустя 1,5-3 суток окоченение исчезает (разрешается), что выражается в расслаблении мышц. Окоченение ускоряется в условиях высокой температуры, при низкой - отмечается его задержка.
5. Трупное охлаждение. Температура трупа вследствие прекращения обменных процессов и выработки энергии в организме постепенно понижается до температуры окружающей среды. Наступление смерти можно считать достоверным при понижении температуры тела ниже 25 градусов (по данным ряда авторов - ниже 20). Определять температуру трупа лучше на участках, закрытых от воздействия окружающей среды (подмышечная впадина, полость рта), так как температура кожи полностью зависит от температуры окружающего воздуха, наличия одежды и т.п. Скорость остывания тела может изменяться в зависимости от температуры окружающего воздуха, но в среднем составляет 1 градус/час.
Обструкция верхних дыхательных путей инородным телом
Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, обструкция верхних дыхательных путей инородным телом приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения фундаментальной потребности ДЫШАТЬ, что в данном случае может привести к нарушению всех потребностей организма и даже его смерти.
Причины, вызывающие обструкцию дыхательных путей
Обструкция дыхательных путей может возникнуть при западении языка или отеке тканей ротовой полости и горла вследствие травмы или тяжелой формы аллергической реакции. У людей в бессознательном состоянии глубоко наиболее распространенной причиной непроходимости является язык, который западает в горло и блокирует доступ воздуха в легкие.
Обструкция дыхательных путей может также быть вызвана попаданием в них инородного тела, например, пищи, небольшой игрушки или жидких субстанций, вроде рвотных масс, слизи, крови или слюны. Это состояние называется удушением. Инородное тело может застрять в любом месте дыхательных путей от горла до легких.
Наиболее распространенными причинами удушения являются:
попытка проглотить большие куски пищи без тщательного их пережевывания.
чрезмерное употребление спиртных напитков до или во время принятия пищи. Алкоголь притупляет рвотный рефлекс, что делает риск подавиться при еде более вероятным.
зубные протезы мешают ощутить, хорошо ли пережевана пища перед глотанием.
оживленный разговор и смех во время еды или принятие пищи второпях, ходьба, игра или бег, когда во рту находится пища или посторонний предмет.
Таблица Признаки и симптомы удушения
Первая помощь при обструкции дыхательных путей
При обструкции верхних дыхательных путей инородным телом необходимо открыть рот пострадавшего пальцами и попытаться удалить инородное тело указательным пальцем.
Прием Хеймлиха
Если пострадавший подавился инородным телом, застрявшим в горле, и находится в сознании, следует выполнить поддиафрагмально- абдоминальные толчки.
Подобные, мероприятия именуются также мануальными толчками, метод пневматического удара, или приемом Хеймлиха.
Пострадавший в сознании
- Пострадавший в положении сидя или тоя.
- Встаньте позади пострадавшего и поставьте свою стопу между стоп пострадавшего.
- Обхватите его руками за талию.
- Сожмите кисть одной руки в кулак, прижмите ее большим пальцем к животу пострадавшего на средней линии чуть выше пупочной ямки и значительно ниже конца мечевидного отростка (реберного угла).
- Обхватите сжатую в кулак руку кистью другой руки и быстрым толчкообразным движением, направленным кверху, нажмите на живот пострадавшего.
- Толчки следует выполнять раздельно и отчетливо до тех пор, пока инородное тело не будет удалено, или пока пострадавший не сможет дышать и говорить, или пока пострадавший не потеряет сознание.
- Если пострадавший потерял сознание, спустите его на пол по ноге и выполняйте следующую манипуляцию.
Пострадавший без сознания
- Уложите пострадавшего на спину.
- Сядьте верхом поперек бедер пострадавшего, упираясь коленями в пол, и наложите одну руку основанием ладони на его живот вдоль средней линии, чуть выше пупочной ямки, достаточно далеко от конца мечевидного отростка.
- Сверху наложите кисть другой руки и надавливайте на живот резкими толчкообразными движениями, направленными к голове, 5 раз. Содержимое желудка может попасть в рот и далее в дыхательные пути, что приводит к тяжелой пневмонии. Чтобы этого не допустить, после каждых надавливаний проверяйте полость рта на наличие рвотных масс и удалите их.
Второй прием (если не помогает или если вы ниже ростом, чем пострадавший): наклонить человека вперед, 3-4 отрывистых удара основании ладони по позвоночнику на уровне верхнего края лопаток.
Если человек без сознания: Повернуть на бок, нанести 3-4- отрывистых удара по позвоночнику на уровне верхнего края лопаток.
Обструкция верхних дыхательных путей инородным телом у тучного пострадавшего или беременной
Данной категории лиц НЕЛЬЗЯ проводить абдоминальные толчки!
Техника толчкообразных надавливаний на грудную клетку в положении стоя или
сидя:
встаньте позади пострадавшего, поставьте свою стопу между его стоп, обхватите его грудную клетку на уровне подмышечных впадин;
кисть одной руки, сжатую в кулак, поместите большим пальцем на середину грудины, обхватите ее кистью второй руки;
выполняйте толчкообразные движения по грудине на себя до тех пор, пока инородное тело не выйдет наружу или пострадавший не потеряет сознание;
если пострадавший потерял сознание, немедленно начинайте базовый реанимационный комплекс.
Оказание самостоятельной помощи при обструкции дыхательных путей.
Инородное тело небольших размеров может выйти с кашлем. Для повышения эффективности кашля пострадавший перед кашлевым толчком должен глубоко вдохнуть. В этом случае выдох начинается - (независимо от человека) при закрытой голосовой щели. Давление в голосовых путях резко повышается, затем голосовая щель
открывается и струя воздуха, идущая из легких, выталкивает инородное тело. Если инородное тело расположено в области голосовой щели, глубокий вдох перед кашлем невозможен. При этом кашлевые толчки нужно производить за счет воздуха, всегда остающегося в легких после обычного вдоха. При этом нельзя разговаривать, пытаться сделать глубокий вдох.
Если описанные способы не помогли, необходимо поступить следующим образом. Обеими руками отрывистыми толчками надавить на эпигастралъную область или резко наклониться вперед, упираясь животом в спинку стула и перевешиваясь через нее. Повышенное давление, созданное в брюшной полости при выполнении этих приемов, передается через диафрагму на грудную полость, что способствует выталкиванию инородного тела из дыхательных путей.
Восстановление проходимости дыхательных путей у ребенка до года
- Проверить проходимость дыхательных путей, дыхание, кровообращение.
- Выполните манипуляцию пальцем. Для этого используйте мизинец.
- Уложите ребенка лицом вверх на правое предплечье, чтобы оно служило основанием и опорой для спины, а голова находилась на ладони.
- Наложите левую руку на переднюю грудную стенку так, чтобы большой и средний пальцы обжимали лицо, а указательный палец был в преддверии рта.
- Переверните ребенка так, чтобы левая рука стала опорной, а правая высвободилась. Если тяжело, то положите левую руку на колено.
- Сделайте 5 похлопывающих движений по спине между лопаток ребенка ладонью правой руки.
- Переверните ребенка в исходное положение на правую руку.
- Оцените АВС (проходимость дыхательных путей, дыхание, кровообращение).
- При отсутствии дыхания выполните манипуляцию пальцем и повторите прием заново.
- При отсутствии дыхания выполняем нажатие на грудину по межсосковой линии 5 раз.
11 . Выполните манипуляцию пальцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»
Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...
Методическая разработка открытого урока по МДК «Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» тема «Требование Правил Госгортехнадзора к устройству и эксплуатации котлов. Приборы безопасности и арматура»
Открытый урок по теме: «Требование Правил Госгортехнадзора к устройству и эксплуатации котлов. Приборы безопасности и арматура» проводится с применением современных информационно-компьютерных...
Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" по предмету ОП.05 «Трудовое право» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения.»
Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" предназначена для преподавателей, работающих по дисциплине ОП.05 "Трудовое право" для специальности 400.02.01 Право и организ...
Методическая разработка открытого урока по трудовому праву
Методическая разработка открытого урока по теме: «Материальная ответственность сторон трудового договора», соответствует требованиям Федерального государственного образовательн...
Методическая разработка открытого урока по теме "Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца" + презентация
Актуальность данной методической разработки на тему «Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца» обуславливается потребностью современного рынка в квали...
методическая разработка открытого урока ОП.10 Правила безопасности дорожного движения "Регулирование дорожного движения"
Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста средн...
методическая разработка открытого урока ОП.10 Правила безопасности дорожного движения "Проезд перекрестков"
Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста средн...