методическая разработка открытого урока ОП.10 Правила безопасности дорожного движения "Проезд перекрестков"
методическая разработка
Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка "Проезд перекрестков | 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Белгородский строительный колледж»
Методическая разработка открытого занятия
ОП.10 Правила безопасности дорожного движения
Тема практического занятия: «ПЕРЕКРЕСТКИ»
Составитель:
Преподаватель спец. Дисциплин
Колган А.П.
г. Белгород
2024 г.
Тема практического занятия: «ПЕРЕКРЕСТКИ»
Цель занятия: студент должен знать и уметь:
Знать:
– что такое перекресток;
– какие бывают перекрестки;
– что такое перекресток равнозначных дорог ;
– что такое перекресток неравнозначных дорог;
- что такое регулируемый перекресток;
- что такое нерегулируемый перекресток;
- очередность проезда на негулируемых перекрестках;
Уметь:
- уметь определять тип перекрестка;
- определять очередность их проезда;
Формирование компетенций:
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Тип занятия: практическое, оформление конспекта по данной теме.
Цель занятия: Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена.
Задачи занятия:
Практические задачи:
- развить ответственность отношения к обучению, готовность обучающегося к саморазвитию;
- формирование по Правилам дорожного движения;
- формирование ответственности за соблюдение «Правил дорожного движения»;
- формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной творческой деятельности;
- умение работать с разными видами информации.
Образовательные задачи:
- применять имеющиеся знания в конкретной профессиональной ситуации;
- формировать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- расширение кругозора;
- совершенствовать навыки использования образовательных возможностей сети Интернет;
- формировать умения анализировать и обобщать учебный материал.
Развивающие задачи:
- развивать инициативу учащихся, мышление;
- развивать интуицию, основываясь на полученных знаниях;
- формировать навыки и умения межличностного общения.
Воспитательные задачи:
- развивать ответственность за работу и выполнение задания;
- способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Материальное обеспечение учебного занятия:
- Учебный фильм.
- Компьютер.
- Рабочая программа
- Тематический план
- Экзаменационные билеты ГИБДД
Принципы занятия:
Наглядность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность.
Методические указания.
Развивающая:
Способствовать развитию личностных качеств, необходимых знании «Правил дорожного движения», трудолюбия, развивать мыслительные способности, привить ответственность, активизировать познавательную деятельность студента.
Основные этапы занятия:
Организация занятия - 5 минут.
Изложение плана и методики проведения занятия - 5 минут.
Проверка готовности учащихся по данной теме - 10 минут.
Демонстрационная часть -15 минут.
Самостоятельная работа учащихся -35 минут.
Закрепление —10 минут.
Подведение итогов занятия - 5 минут.
Задание на дом - 5 минут
Ход занятия:
- Методика проведения занятия и его содержание: практическое
- Организационный момент: отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности.
-Проверка готовности студентов по теме данного практического занятия:
Контроль уровня знаний:
Демонстрационная часть: продемонстрировать на плакатах и видеофильме материал по теме «Перекрестки».
Закрепление.
Тестирование.
Решение ситуационных задач в «Экзаменационных билетах ГИБДД».
Контрольные вопросы
- Что такое перекресток?;
- Чем определяется граница перекрестка?;
- Какие бывают перекрестки?;
- Что такое перекресток равнозначных дорог?;
- Что такое перекресток неравнозначных дорог?;
- Перекрестки с круговым движением?;
- Что такое регулируемый перекресток?;
- Что такое нерегулируемый перекресток?;
- Расположение ТС на проезжей части перед перекрестком;
- Очередность проезда на негулируемых перекрестках;
- Очередность проезда на перекрестках с изменяющемся направлением главной дороги;
- Проезд перекрестка с круговым движением
- Кому следует уступить дорогу при повороте на право, на лево и при развороте;
- По какой траектории выполняется разворот на перекрестке?;
- В каких случаях запрещен разворот на перекрестке?;
- Является ли перекрестком разрыв в разделительной полосе?;
- Траектория движения при развороте в разрыве разделительной полосы.
Методическое рекомендации для самостоятельной аудиторной работы студентов на практическом занятии по теме «Перекрестки».
Цель занятия:
Закрепить знания:
- о типах перекрестков.
- нарушение «Правил дорожного движения» при движении через перекрестки.
- соблюдение «Правил дорожного движения» на перекрестках с круговым движением.
Приобрести и закрепить на занятии практический опыт:
- по расположению транспортных средств перед перекрестками;
- умение правильно располагать транспортное средство при въезде и выезде на перекрестках с круговым движением.
- умение определять очередность поезда проездов с соблюдением «Правил дорожного движения»;
Таблица терминов и определений
Определение, классификация перекрестков. Общие правила проезда перекрестков.
"Перекресток" – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.
Виды перекрёстков.
Пересечения дорог могут быть следующих конфигураций:
- Т-образные;
- Y-образные;
- Х-образные;
- С круговым движением.
Т-образные примыкания, несмотря на свою простоту, имеют свои особенности, так как у них с одной стороны нет закруглений. Это мешает в полной мере определить границы перекрёстка.
Y-образные пересечения путей могут сходиться под разными углами — от острого до тупого, поэтому главенство его проезда определяется в каждом конкретном случае индивидуально.
Х-образные являются пересечением четырёх путей. В идеале — это две перпендикулярные дороги, но углы схождения проезжих частей могут быть самыми разными.
Перекрестки с круговым движением являются особым типом перекрестков, так как количество примыкающих к кругу дорог может быть различным, а их проезд осуществляется особым образом.
Перекрестки можно классифицировать по различным признакам. В пункте правил дорожного движения перекрестки делятся на - регулируемые и нерегулируемые:
Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
Нерегулируемые перекрестки также делятся на перекрестки с пересечением равнозначных дорог и пересечением неравнозначных дорог.
Правила проезда перекрестков.
При проезде перекрестка с равнозначными дорогами, водители должны руководствоваться правилом правой руки (водитель имеющий помеху справа обязан уступить дорогу).
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если за перекрестком образовался затор, который вынудит водителя остановиться на перекрестке, создав препятствие для движения транспортных средств, движущихся в поперечном направлении.
Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков или установленными на перекрестке знаками приоритета.
Проезд перекрестков.
- При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. (Изменения вступили в силу: 1 марта 2023 года.)
- Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой , если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.
- Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
- При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
Регулируемые перекрестки
- При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
- При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
- Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
- Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки ) водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
- При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Нерегулируемые перекрестки.
- На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
- На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
- В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
- На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
- На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
- При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком , водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. (Изменения вступили в силу: 1 марта 2023 года).
- При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
- Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге
Перекресток с круговым движением
Перекресток с круговым движением — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, обозначенное дорожным знаком «Круговое движение». Движение на нем организовано только в одном направлении — против часовой стрелки. Ехать в обратном направлении по нему нельзя.
Сам по себе термин «перекресток с круговым движением» в Правилах дорожного движения отсутствует. ПДД дает определение термина «перекресток» и разъясняет, как двигаться при круговом движении, — При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком , водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
О приближении к такому перекрестку водителей информирует предупреждающий знак «Пересечение с круговым движением», а непосредственно перед перекрестком устанавливается предписывающий знак «Круговое движение».
В предыдущие годы, при въезде на перекресток, на котором было организовано круговое движение, водитель транспортного средства находящийся на перекрестке должен был уступать въезжающему водителю по (Правилу правой руки). С 01 марта 2023 года в ПДД были внесены изменения, теперь водитель транспортного средства находящийся на перекрестке имеет преимущество в движении.
Вместе с тем, и в настоящее время движение на таких перекрестках , может организовываться по-разному, то есть для водителей транспортных средств находящихся на перекрестке могут быть установлены знаки приоритета «Уступить дорогу» или «Движение без остановки запрещено», а перед въездом на перекресток, устанавливается знак «Главная дорога», в этом случае водители транспортных средств находящиеся на перекрестке, должны уступать дорогу водителям, которые въезжают на перекресток, выполняя требования знаков. А возможно на оборот, перед перекрестком, устанавливаются знаки «Уступить дорогу» или «Движение без остановки запрещено», тогда водители транспортных средств находящиеся на таком перекрестке пользуются преимуществом проезда.
Кстати, после внесенных 01 марта 2023 года изменений, перекрестки с круговым движением обладают большей пропускной способностью, как и те, где «Круг» является главным.
Если движение на перекрестке где «Круг» является второстепенным, будет интенсивным, то такой перекресток может «Заблокироваться», так как перед каждым пересечением, необходимо будет уступать дорогу въезжающим на него транспортным средствам.
Организация движения на перекрестках с круговым движением может быть организована также с применением знака дополнительной информации (табличке) «Направление главной дороги», в этом случае на таком перекрестке знаки приоритета будут установлены соответствующим образом.
Также на перекрестках с круговым движением может быть организовано регулирование движения при помощи светофора, тогда водители должны руководствоваться сигналами светофора.
Выбор полосы движения при проезде перекрестка с круговым движением
Если при въезде на перекресток дорога имеет несколько полос, а на сомом перекрестке количество полос совпадает с количеством полос на дороге, то водители транспортных средств въезжающие на перекресток могут продолжить движение по своим полосам, то есть, водитель двигающийся по дороге в 1-й полосе въезжает в 1-ю полосу на «Круг», водитель двигающийся по дороге по 2-й полосе въезжает во 2-ю полосу на «Круг», двигающийся по дороге по 3-й полосе въезжает в 3-ю полосу на «Круг» и так далее. Однако согласно, Правилам дорожного движения, так как при повороте на право, поворот осуществляется из крайне правой полосы, в крайне правую полосу, то следуя требованиям, при движении по «Кольцу», водитель обязан перестроится, (если другого не предписано знаками «Направление движения по полосам», или дорожной разметкой, когда съехать с круга можно из нескольких рядов).
При выборе полосы движения, с которой лучше въезжать на «Круг», нужно поступать следующим образом: при необходимости съезжать, на одном из ближайших пересечений, правильнее двигаться ближе к правой полосе, обходясь без лишних перестроений. Если же вам предстоит проехать весь или почти весь круг, то целесообразно переместиться ближе к центру «Круга», где не будут создаваться помехи другим участникам дорожного движения.
Как правильно пользоваться указателями поворотов на круговом движении
На перекрестках с круговым движением, обозначенных дорожными знаками , в соответствии с ПДД, надо въезжать с включенным правым указателем поворота. Далее, если водитель будет двигаться по «Кольцу», включать сигнал указателя поворота выключается, а включение необходимо только при смене полосы движения, то есть при перестроении.
Выезд с перекрестка с «Круговым движением» так же осуществляется с включенным правым указателем поворота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»
Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...
Методическая разработка открытого урока по физической культуре "Ведение мяча с сопротивлением. Передача мяча в движении различными способами со сменой мест"
Методическая разработка занятия по физической культуре для студентов СПО...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Безопасность жизнедеятельности на тему "Основные понятия о воинской обязанности"
Данная тема занятий предусмотрена программой по учебной дисциплине «Основы военной службы», учебным планом и является обязательной для изучения в ходе освоения программы.Данное учебное занятие проводи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»
Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да...
Методическая разработка открытого урока по вождению транспортного средства в условиях реального дорожного движения
Данная разработка предназначена для мастеров производственного обучения вождению. Она особенно актуальна, в связи с последними изменениями в правилах приема государственного экзамена на право упр...
методическая разработка открытого урока ОП.10 Правила безопасности дорожного движения "Регулирование дорожного движения"
Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста средн...
методическая разработка открытого урока ОП.10 Правила безопасности дорожного движения "Проведение сердечно-легочной реанимации"
Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста средн...