Способы развития познавательной активности
материал
Способы развития познавательной активности на учебном занятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_na_uchebnyh_zanyatiyah_spo.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы развития познавательной активности на учебных занятиях СПО
Мысль о том, что обучающийся должен быть активен в обучении, известна в педагогике с давних времен. Еще Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов (отсюда сократический метод проведения беседы). С тех пор педагоги часто возвращались к проблеме активности обучающихся.
Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности студентов. Психологов, педагогов и преподавателей постоянно волновал вопрос о том, какими путями, методами достигается усвоение знаний, как развивать творческую активность обучающихся. Поэтому в процессе развития педагогики и практики обучения исследователи кропотливо отбирали и проверяли наиболее эффективные формы, методы, приемы и средства обучения.
Мотивационный аспект познавательной деятельности
Составной частью общей проблемы отношений личности является отношение учащихся СПО к учебной деятельности. В исследованиях структуры отношения к учению имеется несколько подходов, в основу которых положены следующие выводы:
1. Структуру отношения к учению определяет мотивационная сторона.
2. Отношение к учению выражает единство интеллектуального, эмоционального и волевого или поведенческого компонентов.
3. Структура отношения к учению включает мотивационный, эмоциональный и другие компоненты.
В структуре отношения к учебной деятельности выделяются такие взаимосвязанные его компоненты, как мотивация учения и эмоциональные переживания, вызываемые учебной деятельностью и связанные с удовлетворенностью ею учащихся.
По содержанию доминирующих в индивидуальных мотивационных комплексах побуждений к учебной деятельности.
1. Положительная мотивация, которая включает мотивацию общественного, морального и познавательного содержания – гражданский долг, осознания общественной значимости образования; мотивы профессионально-ценностные; стремление самосовершенствоваться в процессе учения, а также занять определенное место в коллективе.
Такая структура мотивации характерна для учащихся с высокой учебной активностью, целеустремленно и самостоятельно работающих над собой, много читающих, и не только литературу по учебным предметам. Как правило, они хорошо учатся, принимают активное участие в общественной жизни. Процент таких студентов очень мал.
Повышение успехов в учебной деятельности заключается в повышении качества учебно-воспитательной работы. Средства решения этой задачи в обеспечение активного отношения к учебной деятельности, в воспитании понимания значимости знаний и потребности учения, в повышении требовательности со стороны преподавателей.
У большинства тех, кто имеет среднюю успеваемость, интерес к учебной деятельности высок по отдельным, наиболее интересным и значимым для них предметам, по которым они хорошо успевают.
Низкие результаты учения не свидетельствуют об отсутствии познавательных мотивов. Учащиеся с низкой успеваемостью, также указывают на желание получить определенные знания и умения. Однако отсутствие привычки к умственному труду, неумение владеть рациональными способами учебной деятельности, наличие пробелов в знаниях в значительной степени затрудняют успешное овладение учебным материалам. Таким образом, интерес к познанию не подкрепляется положительной оценкой, а следовательно, не вызывает чувства удовлетворенности учением. Познавательные мотивы для большинства учащихся с низкой успеваемостью выступают не как реально побуждающие, а как “знаемые”.
Мой опыт работы свидетельствуют о том, что чем выше показатели успеваемости учащихся, тем выше показатели их мотивов общественного и высокого морального содержания, непосредственно связанных с учебной деятельностью и личными жизненными планами. На занятиях по технической механике я рассказываю студентам об экономической ситуации в стране, делая упор на нехватку квалифицированных технических специалистов, отсутствие технически продуманных решений и, как результат, экономические потери. Привожу примеры необходимости грамотных технических расчетов.
Внимание как условие познавательной активности
Одно из важнейших условий активизации учебно-познавательной деятельности – мобилизация внимания всех учащихся группы и оперативное управление им на каждом этапе урока. Видимо, любой метод обучения станет активным, если он реализуется на фоне интенсивного и устойчивого внимания учащихся.
Психологическая наука определяет внимание как особое состояние сознания, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии. Наряду с функцией “сосредоточения” внимания одновременно выполняет и функцию “отключения” сознание от всех других объектов внешнего и внутреннего мира человека. В зависимости от способа возникновения и характера функционирования различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Внимание, которое возникает и функционирует независимо от сознательных намерений, волевых усилий и целей человека, называют непроизвольным. Его побудительной причиной может быть или самый сильный раздражителей, действующих в данный момент ”а человека, или любой другой раздражитель при резком изменении чего-либо их своих параметров: силы воздействия, контрастности, новизны, положения в пространстве и др. ”
Произвольное внимание представляет собой высший вид внимания и присуще только человеку. оно возникает и функционирует на основе сознательно поставленной цели и под действием волевых усилий, направленных на то, чтобы быть внимательным. уровень волевых усилий при этом зависит от степени осознанности поставленной цели, также от той потребности, которая побуждает человека к данной деятельности. Чем больше осознанна цель деятельности и сильнее потребность в ней, тем меньше волевых усилий начинают постепенно свертываться, а то и вовсе исчезают, уступая роль регулятора внимания интересам. Внимание как бы вновь превращается в непроизвольное. Такое внимание называется послепроизвольным.
В учебном процессе имеют место все три вида внимания. Непроизвольное внимание физиологически представляет собой ориентировочный рефлекс, а поэтому способность к нему практически не воспитывается но, опираясь на непроизвольное внимание, преподаватель в процессе обучения должен воспитывать у учащихся произвольное и послепроизвольное внимание.
Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности студентов.
Средством повышения познавательной активности учащихся является проблемное обучение.
Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой – невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.
Анализ проблемной ситуации- важный этап самостоятельной познавательной активности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить её в виде цепочки проблемных задач(или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач- это очень весомый вклад в решение проблемы. Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигать предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.
Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и ещё раз просмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Всё это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.
Конечный результат усилий преподавателя заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия преподавателя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учения из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.
На своих занятиях я использую проблемные лекции. Вначале лекции ставится проблема. Например: тема занятия «Плоская система сходящихся сил. Аналитическое условие равновесия. Проблема: как обеспечить равновесие стрелового подъемного крана во время его работы? При этом осуществляется показ видео работы стрелового подъемного крана. В конце занятия обучающиеся знают аналитическое условие равновесия плоской системы сходящихся сил и могут решить проблему.
На практических занятиях использую метод кейса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В данной статье, я бы хотела рассказать о развитие познавательной активности ребенка, а именно какие цели и требования ставит ФГОС 2 поколения перед выпускниками начальной школы. Так же хотелось...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования н...
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, как средство развития познавательной активности несовершеннолетних» обучающий семинар
Данный материал знакомит со спецификой работы реабилитационного центра по профориентированию детей...
«Кейс - технология – одно из средств развития познавательной активности школьников»
Кейс-технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Данный практический материал предназначен для работы педагогам с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса....
Влияние информационных технологий на развитие познавательной активности подростков
Материал раскрывает как ИТ-технологии влияют на развитие познавательной активности подростков...
Способы развития познавательной активности на учебных занятиях СПО
Способы развития познавательной активности на учебных занятиях СПО...