Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
презентация к уроку на тему
Данный практический материал предназначен для работы педагогам с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность 2
Актуальность Реформирование российского образования в том числе и дошкольного, требует иной системы организации познавательной деятельности детей, качественно более высокого уровня. ориентированной на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний. Актуальной задачей является введение в образовательный процесс ДОУ современных образовательных технологий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и исследовательской активности каждого ребенка, что предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами. 3
4
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.) Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение). Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр- экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи), Развивать у детей умственные способности, мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей. Развивать социально- личностные качества: коммуникативность , самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию . Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов 5
Ведущая педагогическая идея Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. 6
Предметно-развивающая среда Оборудован и оснащен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Центр экспериментирования Подбор детской художественной литературы (сказки, стихи, потешки ) Иллюстрации, картинки («Песок, глина, вода", "Звук", «Магниты "Бумага", "Свет", «Стекло", «Резина» Дидактические игры Алгоритмы рассказывание про предметы Материал подобран с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей. 7
Формы работы с детьми 8
Организация взаимодействия с семьями воспитанников Анкетирования родителей на тему: «Организация поисково – исследовательской деятельности дошкольников дома», «Чем занят ребенок дома?» Консультации на темы: «Как научить ребенка исследовать?» «Развиваем внимание и мышление дошкольников –учим быть любознательным» Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Показ интегративной образовательной ситуации «Что я знаю о воздухе?» День открытых дверей «Эксперименты в нашей жизни» Мастер класс «Изготовление дидактической игры для дошкольников по экспериментированию» Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома» 9
Практический этап 10 Опыты с песком «Удивительный песок», «Свойства сухового и мокрого песка» «Соревнование» «сухой и влажный песок»
11 Опыты с камнями «какими бывают камни?» «рассматривание камней через лупу» «тонут ли камни в воде» «могут ли камни иметь цвет?»
12 Опыты с воздухом «ворчливый шарик» «послушный ветерок»
13 Опыты с магнитами «испытание магнита»
14 Опыты с водой «Имеет ли вода цвет, Вкус и запах» «есть ли у воды форма?» «когда льется, когда капает» «Как образуется пар»
15 Опыты со льдом «почему снег мягкий?» «где лучики?» «Почему снег греет?» «Как снег превращается в воду» «ледяной дом» «замерзание жидкостей» «ледяной секретик » «играем с красками» «можно ли пить талую воду?» «очистка грязной воды»
16 Взаимодействие с педагогами ДОУ
Результативность профессиональной педагогической деятельности 17
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника выступление на педагогическом совете учреждения; выступление на методическом объединении для воспитателей групп по речевому развитию; публикация методических разработок в интернет –сообществе «Дошкольник. ru », « Maam », « nsportal.ru » размещение информации на сайте детского сада; участие в районных смотрах-конкурсах; проведение для родителей и педагогов мастер-классов по теме «Детское экспериментирование летом » ; консультации для родителей и педагогов по темам: «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье », « Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка ». 18
Литература: Дыбина , О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина , Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ Сфера, 2005; Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия. – М.: ТЦ «Сфера», 2005; Костюченко М. Экспериментируем! / Дошкольное воспитание. – 2006. - №8; Гризик Т.И., Познаю мир – М.: Издательский дом «Воспитание дощкольника », 2004; Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003; Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2011; Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Поддьяков Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1990; Прохорова Л. Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Москва, 2004; Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М.:Скрипторий , 2003; Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики/ Дошкольное воспитание. -2000, - №2. – с. 8-17. 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.
Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам русской матрешки. ...

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».
Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества. Полученная информация на собрании поможет родителям узнать ...

Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

Конспект интегрированного мероприятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»
"Вся семья вместе, так и душа на месте" Семья- это самое ценное, что есть у человека. В каждой семье есть свои семейные традиции. Семейные традиции - это постоянно повторяющиеся события в семье, обыча...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...

выпускная квалификационная работа по теме: "Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста".
выпускная квалификационная работа в педагогическом колледже...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР
Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...