«Кейс - технология – одно из средств развития познавательной активности школьников»
статья на тему
Кейс-технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys.rar | 994.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кейс - технология
– одно из средств развития познавательной активности школьников»
секция 1а «Использование инновационных образовательных практик
(ИОСО, РО, ОРКСЭ и др.)
Автор: Середенко Нина Александровна
МБОУ СОШ № 2
учитель истории и обществознания
2014 год
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Вновь полученные знания ученик пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике. Именно поэтому актуальным является вопрос о смене образовательной парадигмы, о переориентации системы образования с традиционной знаниевой педагогики на педагогику инновационную, развивающую. Проанализировав известные в современной педагогике технологии обучения, пришла к выводу, что кейс - технология отвечает обозначенным запросам общества.
Поэтому считаю актуальной цель своей педагогической деятельности – развитие познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания через использование кейс-технологии.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- провести мониторинговые исследования на выявление уровней развития познавательной активности школьников;
- систематизировать дидактический материал для организации работы по кейс-технологии;
- развивать познавательную активность учащихся через методы и приёмы кейс-технологии;
- развивать познавательную самостоятельность, творческую активность учащихся через участие в предметных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
Начала работу с проведения диагностики. Анализ диагностики, проведённой в 2011-2012гг., показал, что 33% семиклассников показывают рецептивный уровень познавательной деятельности, 33% - репродуктивный, 18% - эвристический, 16% - исследовательский. Изучив и проанализировав результаты диагностики, я начала разрабатывать специальные задания и упражнения (в рамках кейс-технологии), способствующие активизации познавательной деятельности.
Кейс-технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.
Отличительными особенностями кейс–технологии являются:
• описание реальной проблемной ситуации;
• альтернативность решения проблемной ситуации;
• единая цель и коллективная работа по выработке решения;
• функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
• эмоциональное напряжение учащихся.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
На уроках я использую следующие методы кейс-технологии, активизирующие учебный процесс:
• метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Структура процесса обучения по кейс-технологии:
- Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным;
- должен иметь прецеденты;
- должен допускать альтернативные варианты решения;
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д .
- ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации - ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности),
- Выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление).
При составлении заданий на уроках мною используются несколько уровней сложности:
– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Школьники определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?
Согласны ли вы с утверждением …
– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение.
Например, есть художественный текст и реальная информация о субъекте, событии. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.
– Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения.
Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.
В своей педагогической деятельности я использую следующие разновидности кейс- технологии
- Метод ситуационного упражнения (задачи).
Заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи:
1. В тексте задания уже дается готовая информация и задача ученика - её анализ.
2. Для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.
Данные задания способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций.
По субъекту анализа задания делятся на:
1. Задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий.
2. Задания, опирающиеся на позицию современного человека.
По источнику анализа задания делятся на:
1. Задания на основе анализа произведений живописи.
2. Задания на основе анализа документа.
2. Метод ситуационно-ролевых игр.
Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры, способствовать формированию умения персонифицированной интерпретации прошлого.
Виды учебных ситуаций, реализующих данный метод:
1. Театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого.
2. Театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизации участников игры.
3. Проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.
1. ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
На уроках театрализованного представления (драматизации) от учеников требуется “войти в образ” заданного исторического персонажа и воспроизвести заранее выученный литературный текст
Пример первый: тема урока «Бородино» (9 класс) – инсценируется сцена «Совет в Филях».
По ходу урока ученикам предлагаются слова - роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации:
- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?
- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де-Толли против нового сражения?
- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?
- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?
Пример второй: внеклассное мероприятие «Колесо истории», посвященное эпохе Петра I. Учащиеся инсценировали отдельные исторические события, а затем предлагали команде-сопернице вопросы, дополняющие сюжетную линию инсценировки, вопросы на анализ ситуации.
2. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА.
В ходе её проведения моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами-участниками. Основное отличие театрализованных игр в том, что участнику выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Таким образом, ролевая игра – игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.
На уроке «В городе мастеров» мы с шестиклассниками отправились в средневековый город для того, чтобы познакомиться с правилами организации средневековой мастерской, а также выяснить значение цехов в развитии промышленного производства средневековья.
Во время анализа мы выяснили:
- Для чего была необходима жесткая регламентация деятельности мастеров.
- Способствовали ли цехи техническому прогрессу или мешали ему?
- Выскажитесь «за» цеховые правила и «против» них.
- в XIII в. в Париже было около 100 цехов, а в конце XIV в. - до 350; в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100. Объясните, почему число цехов возрастало.
3. ПРОБЛЕМНО – ДИСКУССИОННАЯ ИГРА.
Данную форму работы чаще использую в старших классах. Проблемно-дискуссионная игра призвана выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную историческую проблему. На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию.
Например, на уроке-суде «Русско- японская война», заслушав выступления свидетелей, действующих лиц суда мы решали вопросы:
- Была ли возможность предотвратить войну? Какие тенденции в общемировой и российской реальности способствовали этому или мешали?
- Могла ли Россия выиграть войну? Что для этого было необходимо?
- Портсмутский мирный договор - это победа или поражение российской дипломатии?
3. Метод игрового проектирования
Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. Например, работа над проектом по обществознанию. Тема урока: «Бизнес-старт». Учитель предлагает каждой команде «открыть» собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.
Организуя уроки на основе кейс-технологии, я заметила, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно-ориентированного обучения, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие). В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы по кейс-технологии.
Метод, интегрированный в кейс- технологию | Характеристика его роли в кейс-технологии |
Моделирование | Построение модели ситуации |
Мысленный эксперимент | Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования |
Метод описания | Создание описания ситуации |
Проблемный метод | Представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
Игровой метод | Представление вариантов поведения героев ситуации |
«Мозговой штурм» | Генерирование идей относительно ситуации |
Дискуссия | Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения |
Как видно из таблицы, разные методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-технологию.
Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления как нечто, не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами. Н.Г. Дайри отмечал: “В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомиться в жизни. По истории учащиеся, как правило, не могут обладать такими знаниями и поэтому в ее преподавании необходимо особо обстоятельное описание явления. Отсюда особая сложность проблемы соотношения чувственной и логической ступеней познания”. Кейс- технология создает условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, она вооружает учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности.
Анализируя свою работу по данной технологии, могу сделать вывод, что выбранные мною методы и формы обучения способствуют развитию познавательной активности, о чём свидетельствуют результаты повторной диагностики, проведённой в 2013-2014гг. среди учащихся 9 классов: у 16% девятиклассников рецептивный уровень познавательной деятельности, у 21% - репродуктивный, у 35% - эвристический и у 28% - исследовательский.
О развитии познавательной активности школьников свидетельствует и то, что увеличивается процент учащихся, охваченных конкурсным и олимпиадным движением от 28% (2011-2012гг.) до 56% (2013-2014гг.).
Сравнительная таблица
Уровень деятельности | Год\класс | |
2011\7 | 2013\9 | |
эвристическая | 18% | 35% |
исследовательская | 16% | 28% |
репродуктивная | 33% | 21% |
рецептивная | 33% | 16% |
Далее представлены результаты участия детей в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах: в период с 2011г. 11 учеников стали победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву, МХК, экономике; 9 человек заняли призовые места на уровне города по итогам Всероссийских молодёжных чемпионатов по истории и обществознанию, 1 ученик – на уровне региона. Таким образом, можно сделать вывод, что работа по использованию кейс-технологии позволила мне добиться повышения познавательной активности школьников.
Список литературы:
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4,С.13-18
Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-28
[Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8] [Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)]
Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.
Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.
Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика? «Обучение за рубежом» №7, 2000.
Маргвелашвили Е. О месте "кейса" в российской бизнес-школе // "Обучение за рубежом" №10, 2000.
Полат Е.С. Метод проектов.
Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В данной статье, я бы хотела рассказать о развитие познавательной активности ребенка, а именно какие цели и требования ставит ФГОС 2 поколения перед выпускниками начальной школы. Так же хотелось...
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, как средство развития познавательной активности несовершеннолетних» обучающий семинар
Данный материал знакомит со спецификой работы реабилитационного центра по профориентированию детей...
Папка по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Папка по самообразованиюТема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Подготовительная группа...
Статья "Расширение образовательного пространства как условие активного развития познавательного интереса школьников"
Статья "Расширение образовательного пространства как условие активного развития познавательного интереса школьников"...
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
Выпускная квалификационная работа "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"...
Дипломная "Особенности развития познавательной активности младших школьников"
laquo;Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собствен...
«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».
Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...