Разработка рабочей программы по предмету «Родная литература»
рабочая программа
Разработка рабочей программы по предмету «Родная литература»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnaya_literatura_tord_2021.doc | 346.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МСМТ
__________________Е.А.Малыхина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУДБ.16 «Родная литература»
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
2022г.
Одобрена и рекомендована Предметной цикловой комиссией Социально-гуманитарного профиля Протокол № 10 от 17 июня 2022г Председатель ПЦК _________________ Карташова Г.В. | Согласовано: Зам. директора по УР ________________Е.С. Засова |
Организация–разработчик ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Разработчики
Плешакова С.Т., преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Рецензент внутренний:
Кенарь Е.И., зам. директора по НМР ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Рецензент внешний:
Яковлева В.Н., преподаватель русского языка и литературы Государственного бюджетного образовательного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж» имени В.П. Омельченко;
Рабочая программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН | 5 |
3 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП: | 6 |
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
5 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
6 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | 32 |
7 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 34 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке, специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующим нормами, закрепленным законодательно:
- части 2 статьи 26 Конституции РФ: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»;
- части 3 статьи 14 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»: «На территории республики РФ может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ»;
- приказам Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576, 1577, 1578 - изменения во ФГОС начального общего и среднего общего образования: выделение отдельных самостоятельных предметных областей по РЯ и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов РФ; предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» обязательны для изучения,
- письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192: «...предметная область „Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения»,
- письму Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2017 г. № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»: «Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования, в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года»,
методическим рекомендациям по реализации общеобразовательной подготовки в рамках ОПОП СПО (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259 с дополнениями от 2017 г.): 1) ПОО СПО вправе уточнять состав общеобразовательных учебных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, а также часы на их изучение; 2) обязательная аудиторная нагрузка по базовой учебной дисциплины - не менее 34 ч., по профильной - не менее 68 ч.;
- письму Министерства образования и науки Челябинской области от 17 декабря 2018 г. № 1213/13382 «Об интегрировании содержания учебного модуля „Русский родной язык“ в учебный предмет „Русский язык»: «Содержание модуля «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебное время, отведенное на изучение данного модуля, не может рассматриваться как время для углубленного изучения учебного предмета «Русский язык»»,
- письму Министерства образования и науки Челябинской области ОТ 16 июля 2020 г. № 1202/7560 «О преподавании учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» в начальном общем образовании и «Родной язык» и «Родная литература» в основном / среднем общем образовании в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2020/21 учебном году»;
письму Министерства образования и науки Челябинской области от 20 июля 2020 г. № 1202/7639 «О преподаваний учебных предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования и «Русский родной язык» и «Родная (русская) литература» на уровне основного общего и среднего общего образовании в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2020/21 учебном году».
В содержание программы учебного предмета «Родная литература» содержится региональный компонент, объектами и задачами которого являются
•культурные и литературные традиции родного края, жизнь и творчество писателей-земляков;
•духовный, нравственный и эстетический потенциала произведений писателей и поэтов Урала;
•анализ различных видов текстов;
•научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, основанная на фактах жизни и творчества писателей и поэтов Урала;
•конкурсное движение студентов;
•работа с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет ресурсами;
•взаимодействие с музеями, информационно-культурными центрами, библиотеками и т.д.
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.
Назначение предмета – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Предмет «Родная литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Урала (тексты писателей и поэтов Урала, публицистика Урала).
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие студенту осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП:
Учебная дисциплина «Родная литература» является является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ МСМТ, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ): общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору) базовые
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностные результаты обучения:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения:
- сформированное ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- сформированное понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- сформированное навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
В результате освоения дисциплины студент должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки (раздел V, п. 5.1. ФГОС по профессии).
Код компетенции | Формулировка компетенции | Знания, умения |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | ||
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации | ||
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования |
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования | ||
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности | ||
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе |
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. | ||
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | Умения: описывать значимость своей профессии (специальности) |
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности | ||
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности |
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения | ||
ОК 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности |
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения | ||
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение |
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности | ||
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности | ||
ОК 11 | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования |
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки, в том числе: | 36 |
теоретическое обучение | 26 |
лабораторно-практических занятий | 10 |
промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой |
5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»
№ учебного занятия | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Введение. Общая характеристика предмета «Родная литература», содержание программы, место дисциплины в программе. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: работа с информационными источниками | |||
Раздел 1. Седой Урал: от времен язычества к векам христианства | |||
2 | Урал - страна легенд. Фольклор на Урале. Предания, легенды, сказы о земле уральской. Сборники былин и песен. Народная афористика | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: составление понятийного словаря | |||
Контроль: устный опрос | |||
3 | «Духовные центры» Урала (по произведению Епифания Премудрого «Слово о житии и учении святаго отца нашего Степана, бывшаго в Перми епископа») | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстами художественных произведений. Ссылка на произведение (адаптированный вариант): https://librebook.me/slovo_oJitii_i_uchenii_sviatogo_otca_nashego_stefana episkopa_permskogo/voll/l | |||
Контроль: аудирование; составление вопросов к тексту, ответы на вопросы | |||
Раздел 2. Самоцветно-золотой Урал: годы капитализма XIX века | |||
4 | Незабываемый мир детства в повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» Жизненный и творческий путь писателя. Достоинства и коренные традиции народной жизни в автобиографической художественной прозе | 1 | 3 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстами художественных произведений. Ссылка на произведение: https://www.bookol.ru/proza-mairi/russkaya_ Massicheskaya_proza/122793/fulltext.htm | |||
Контроль: аудирование; составление вопросов к тексту, ответы на вопросы | |||
5 | Практическое занятие № 1 Составление плана-путеводителя путешествий героя. Контраст между деревенской и городской жизнью героя. Описание природы в повести. | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | |||
6 | Практическое занятие № 2 Анализ языкового состава сказки П.П. Бажова «Золотая змейка» Особенности лексики (профессиональная, разговорная, просторечная), выразительных средств(пословицы, поговорки. фразеологизмы, эпитеты, диалектные слова) Ссылка на произведение: https://онлайн-чumamь.pф/бaжов.html | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания | |||
7 | Жизнь промышленного Урала в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Жизненный и творческий путь писателя. Сущность капиталистического общества в романе «Приваловские миллионы». Тема любви и семейного счастья; нелегкой женской доли. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе. Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?Ь=652791&р=1 | |||
Контроль: устный опрос | |||
8 | Творчество П. П. Инфантьева. «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Жизненный и творческий путь писателя. Жанр путевых очерков в русской литературе XIX в. Суровая правда о судьбе мансийского народа | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение; составление образной характеристики героев Ссылка на произведение: http://az.lib.ni/i/infantxew_р_р/ text_1894_za_uralskim_bobrom_oldorfo.shtml | |||
Контроль: устный опрос. | |||
9 | Практическое занятие № 3 Анализ эпизодов произведения Обитатели Оронтур-пауль. Праздник Пасхи. Обряды вогулов. | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения анализа эпизодов | |||
10 | Рождественские мотивы в сказке «Новый год» (из цикла Рождественских сказок Н. П. Вагнера). Жизненный и творческий путь писателя. Особенностями сказок Вагнера . Жанр рождественского рассказа | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом художественного произведения Ссылка на произведение: https://www.skazka.ru/story/vagner/novyy-god/ | |||
Контроль: проверка тезисов | |||
Раздел 3. Огненный Урал: годы революций и войн конца XIX — начала XX века | |||
11 | Золото революции в романе А. И. Дементьева «Прииск в тайге». Жизненный и творческий путь писателя. Быт и нравы строителей, характеристика политзаключенных и главного героя, Никиты. Отношение к золоту | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом художественного произведения Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b =205290&р=1 | |||
Контроль: аудирование; составление вопросов к тексту, ответы на вопросы | |||
12 | Огненные годы на Урале (по трилогии М. С. Гроссмана «Годы в огне») ». Жизненный и творческий путь писателя. Сюжетная линия романа, особенности композиции. Сложные образы героев романа. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе. Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b=184690&p-l | |||
Контроль: устный опрос | |||
13 | Практическое занятие № 4 Анализ текста романа «Годы в огне» Исследование художественного документализма в тексте романа: тексты документов, исторические личности, географические названия местности. Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b=184690&p-l | 1 | 3 |
Контроль в форме оценивания выполнения анализа текса | |||
Раздел 4. Индустриальный Урал: предвоенные годы XX века | |||
14 | «Я без Урала не могу — Урал всегда со мною» (по стихотворениям Л. К. Татьяничевой) Образ Урала в поэзии Л.К Татьяничевой: «Я без Урала не могу», «Живу я в глубине России», «Синегорье, «Опять весна» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником Ссылка на произведения: https:/www.litmir.me/br/?b=255983&p=5 | |||
Контроль в форме оценивания выполнения анализа стихотворения | |||
15 | В. И. Машковцев ( роман «Время красного дракона») Жизненный и творческий путь писателя. Трагический опыт строительства социализма. Историческая достоверность романа. Проблематика романа. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование, устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b -117559&p=l | |||
Контроль: проверка конспектов, устный опрос | |||
16 | Продолжение традиций, заложенных М. Булгаковым, в творчестве В. И. Машковцева (по роману «Время красного дракона») Трагический опыт строительства социализма в романе. Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b -117559&p=l | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: анализ эпизодов романа «Время красного дракона»(по главам 3, 35, 52) | |||
Контроль в форме оценивания выполнения анализа эпизодов | |||
Раздел 5. Оборонный Урал: тыл в годы Великой Отечественной войны | |||
17 | Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях уральских поэтов. Идейно-тематические и художественные особенности лирики в произведениях поэтов-уральцев: М. Львов, А. Головин, В. Машковцев, А. Терентьев, А. Куницын, А. Горская, Л. Татьяничева. Стихотворение М. Львова «Я нынче страшным расстояньем от мирной жизни отделен...» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником. Ссылки на произведения: https://www.litmir.me/br/?b=554595&p=3 http://pisateli.ch-lib.ru/tin/golovin/hrest_%20stl.html https://russian-poetry.com/magnitogorsk/ https://biography.wikireading.ru/22380 https://poezosfera.ru/lyudmila-tatyanicheva-stihotvoreniya-l.html | |||
Контроль: проверка конспектов, сдача текстов наизусть | |||
18 | Драматические жизненные пути женщин в военное и мирное время (по роману Н. Г. Никонова «Весталка») Жизненный и творческий путь писателя. Идейно-эстетического содержания романа. Проблематика романа. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение. Ссылка на произведение: https://mvw.litmir.me/br/?b=253634&p=l | |||
Контроль: устные и письменные ответы на вопросы. | |||
19 | Практическое занятие №5 Анализ эпизодов романа Н. Г. Никонова «Весталка» Исследование оригинальности отражения истории обычной советской женщины в тексте романа: стиль тыловой жизни, образы двух школьных подруг (внешность, характер, судьба). Ссылка на произведение: https://mvw.litmir.me/br/?b=253634&p=l | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения анализа эпизодов | |||
Раздел 6. Прекрасный Урал: мирные годы XX века | |||
20 | «Прекрасная земля» в творчестве К.А. Некрасовой» Жизненный и творческий путь поэтессы. Умение автора видеть мир поэтично, выражение своего мировосприятия в слове. Уникальность сборника стихов поэтессы. Ведущие приемы ее поэзии. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение. Ссылка на произведение: https://45ll.net/kseniya_nekrasova/stihi/ | |||
Контроль: устные и письменные ответы на вопросы | |||
21 | Практическое занятие № 6 Сравнительный анализ стихотворений Н.Г. Кондратковской «Уральская осень» и «Не золотая осень». Ссылка на произведение: http://samlib.rU/k/kondratkowskaja_n_g/ 180_stikhihtml.shtml | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения анализа стихотворения | |||
22 | Мотивы устного народного творчества в произведениях Р.А. Дышаленковой Жизненный и творческий путь советской и российской писательницы. Сборник «Я живу на Урале» – гимн бажовскому сказочному Уралу. Сборник «Уральские камушки» - о красоте уральской природы. Образы гор и камней Урала в творчестве поэтессы. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение и анализ стихотворений. Ссылка на произведение: https://www.culture.ru/literature/poems/author-rimma-dyshalenkova | |||
Контроль: устные и письменные ответы на вопросы | |||
23 | Песенное творчество Олега Митяева Жизненный и творческий путь поэта-песенника. Темы и мотивы в творчестве поэта. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Идейно-художественный анализ стихотворения О.Г. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Ссылка на произведения: https://textypesen.com/oleg-mitjaev/ | |||
Контроль в форме оценивания выполнения анализа стихотворения. | |||
Раздел 7. Юмористический Урал: застойные годы XX века | |||
24 | Гротеск и сатира в книге рассказов А.Н. Петрина «Похождение робота» Жизненный и творческий путь писателя. Отражение в творчестве сатирика бездуховности, демагогии, неразворотливости, медлительности, тупой канцелярщины и вещизма. Манера письма Александра Петрина. Особенности сатирического или юмористического портрета героя. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение; составление образной характеристики героев Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/BookFileDownloadLink/?id=320516& inline=О | |||
Контроль: устные и письменные ответы на вопросы | |||
25 | Сатира и юмор в эпиграммах Ефима Ховива. Исследование адресатов эпиграмм. Найти в интернет-источниках сведения из биографии этих людей. Прочитать и выполнить анализ эпиграмм, посвященных Н.А. Капитоновой, профессору Здановичу, Рустаму Валееву | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Анализ эпиграмм Е.Г. Ховива. Ссылка на произведение: http://pisateli.ch-lib.ru/tin/hoviv/epig.html | |||
Контроль в форме оценивания выполнения анализа эпиграм. | |||
Раздел 8. Философский Урал: многогранные годы конца XX века – начала XXI веков | |||
26 | Многогранная вселенная Владислава Крапивина в цикле «В глубине Великого кристалла» Жизненный и творческий путь писателя. Сюжет цикла фантастических повестей писателя. Образ Командора в повести. Вымышленный мир и реальный мир писателя. Лейтмотив произведения. Отражение в повести проблемы отношений в неполных и распавшихся семьях. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение. Ссылка на произведение: https ://wmv.litmir.me/br/?b=214443&p=l | |||
Контроль: устные и письменные ответы на вопросы | |||
27 | Практическое занятие № 7 Анализ чеховской и вампиловской линии в пьесе Н.В. Коляды «Канотье» Отразить в анализе тему одиночества, ненужности, тоски по человеческому теплу в пьесе. Передать традиционный конфликт отцов и детей. Показать чеховский разрыв героев пьесы между идеальным и реальным. Ссылка на произведение: https://krispen.ru/kolyada 042.docx | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. | |||
28 | «Золотое сечение» жизни каждого человека (по повести К.А. Шишова «Золотое сечение» Жизненный и творческий путь писателя. Разнообразие литературных жанров писателя – от повествовательных полотен до лаконичных лирических эссе. Отражение в повести реалистичности и сказочности. Основа сюжета. Содержательность диалогов героев. Значение финала произведения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение. Ссылка на произведения: https://archive74.ru/shishov-kirill-alekseevich | |||
Контроль: устные и письменные ответы на вопросы | |||
29 | Художественное пространство в повести О. Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» Центральные образы поэмы. Смысл названия города. Роль снов в повести. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Написать эссе по повести О.Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» Ссылка на произведение: https://www.promegalit.ru/chelyabinsk/public/9130_oleg_nikolaevich_pavlovjiom_v_obolonske_ili_роета_о_chjomoj_smorodine.html | |||
Контроль в форме оценивания выполнения эссе | |||
Раздел 9. Урал – мегаполис одиночества: неоднозначные годы начала XXI века | |||
30 | Практическое занятие № 8 Тема одиночества в притче Леры Авербах «Долин» Исследовать рассказ-притчу «Долин» и написать эссе на тему «Долин – творец или жертва судьбы ?» Ссылка на произведение: https://www.livelib.ru/story/10537-dolin- lera-averbah | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения эссе. | |||
31 | Голос одинокого человека из глубин мегаполиса (по творчеству Яниса Грантса) Жизненный и творческий путь российского поэта. Мотив взрослой детскости в лирике. Маргинальные мотивы, образы. Мотивы неприкаянности, ощущения чуждости, неясность смысла жизни в поэзии. Стихотворения «Небо», «Слова», «Дождь», «Рождество», «Эта история», «Сын астронавта», «Вернется ли дядя Янис в детство». | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение. Ссылка на произведение: https://45ll.net/yanis_grants/syn_astronavta.html https: //magazines,gorky.media/din/2018/3/zarevo-za-steklom- yabloki-na-okne. html https .//magazines.gorky.media/ra/2008/6/tyazhelyj-sneg.html https://magazines.gorky.media/ra/2013/9/dazhe-esli-tak.html https://magazines.gorky.media/znamia/2020/8/svideteli-2.html https://magazines.gorky.media/volga/2011/l/cherep.html | |||
Контроль: устные и письменные ответы на вопросы | |||
32 | Практическое занятие № 9 Идейно-художественный анализ стихотворений К.С. Рубинского «Не ходи прямиком…» по сборнику «Развязка» Лирические стихи «Нету там ничего, Колобок…», «Не ходи. Не ходи прямиком…». «Даже портфель цветет розоватым…», «Когда бы мы учились у реки…», «Не вздумай прикипать…», «По лесопарковой зоне броди кругами…», «Апокриф» («Вдоль дороги кусты потемнели…». Ссылка на произведения: https://45ll.net/konstantin_rubinskiy/stihi/ | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения анализа стихотворения . | |||
Раздел 10. Культурно-исторический Урал : вечно монументальный | |||
33 | Краеведение в рассказах О.А. Ожгибесовой ( по книге «В поисках Родины») Жизненный и творческий путь писательницы. Особенности художественно-документального жанра. Образ малой родины. Нифакинские жители в рассказе «Нифаки». Нравственный долг крестьянина в рассказе «Спаси и сохрани». | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение. Ссылка на произведение: https://writer-tyumen.ru/onlinephp7pid~3523 | |||
Контроль: устные и письменные ответы на вопросы | |||
Региональный культурно-исторический эпос (по поэме С. А. Тимошенко «Челяба») Жизненный и творческий путь писателя. | |||
35 | Практическое занятие № 10 Анализ части «Уральский дивный край» поэмы «Челяба» С.А. Тимошенко. Найти изобразительно-выразительные средства речи и заполнить таблицу: изобразительно-выразительные средства и пример из текста. Ссылка на произведение: http://timoshenko-ural.ru/ | 1 | 2 |
Контроль в форме оценивания выполнения анализа поэмы | |||
36 | Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях в форме зачета с оценкой | 1 | 2 |
Уровни освоения знаний
1 уровень - Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 уровень - Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 уровень - Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
6. ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХВИДОВДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение |
Раздел 1. Седой урал: от времен язычества к векам Христианства | Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание |
Раздел 2. Самоцветно-золотой урал: годы капитализма Века | Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание |
Раздел 3. Огненный урал: годы революций и войн Конца XIX — начала XX века | Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание |
Раздел 4 Индустриальный Урал: Предвоенные года XX века | Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре |
Раздел 5 Оборонный Урал: Тыл в годы Великой Отечественной войны | Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре |
Раздел 6 Прекрасный Урал: Мирные годы XX века | Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре |
Раздел 7 Юмористический Урал: Застойные годы XX века | Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа |
Раздел 8 Философский Урал: Многогранные годы конца xx века- начала XXI века | Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа |
Раздел 9. Урал- мегаполис одиночества: Неоднозначные года начала XXI века | Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре |
Раздел 10 Культурно-исторический Урл: Вечно-монументальный | Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений |
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного оборудования. Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Литература 10-11»
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
7.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Волдаева Т.А. Родная литература: учеб.-метод. пособие/Т.А.Волдаева, Н.В.Задорожная, Е.В.Фокина.-Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО,2020.-96с.
- Лазарев, А. И. Поэтическая летопись заводов Урала / А. И. Лазарев. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. — 311 с.
- Литературная карта Челябинской области. — URL: http:// litkarta.chelreglib.ru
- Литературные маршруты по Южному Уралу — 2019 : метод, пособие / сост. Л. Н. Аверина, отв. за вып. Е. В. Михайленко; Челяб. обл. универе, науч. библиотека; Центр науч.-метод. работы и корпо- раггив. взаимодействия. —Челябинск, 2018. — 30 с.
- Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / сост., вступ. слово и коммент. В. П. Крупшповой ; ил. Г. С. Метелева. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 286 с. — ISBN 5-7529-0295-9.
- Слово об Урале: Очерки сов. писателей и журналистов / сост. авт. предисл. А. А. Золотов. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во,
- 1984. —432 с.
- Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / К. Н. Бочкарев ред. редкол., гл. ред.) [и др.]. — Челябинск: Каменный пояс, 2003-
- Южный Урал: хрестоматия, 10-11 кл. : учеб, пособие / авт.- ст. Т. Н. Крохалева [и др.].—Челябинск: Взгляд, 2003. — 447 с. — BN 5-93946-044-5.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме А.Н. Островског...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Методическая разработка рабочей программы предмета "Технология швейного производства"
Рабочая программа по предмету Технология швейного производства раскрывает содержание предмета с разбивкой тем по часам....
Рабочая программа по предмету Родной (русский) язык
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Родной(русский) язык 2 класс...
Рабочая программа учебного предмета " Литература"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Литература»программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технологического профиля: 35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт ...
Методическая разработка рабочей программы предмета "Устройство и эксплуатация котельных установок"
Рабочая программа по предмету "Устройство и эксплуатация котельных установок" раскрывает содержание предмета с разбивкой тем по часам....
Рабочая программа учебного предмета "Родной (чувашский ) язык" для 1 класса НОО
Рабочая программа по родному (чувашскому) языку для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поко...