Разработка рабочей программы по предмету «Родная литература»
рабочая программа

Плешакова Салтанат Турсуновна

Разработка рабочей программы по предмету «Родная литература»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rodnaya_literatura_tord_2021.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МСМТ

__________________Е.А.Малыхина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОУДБ.16 «Родная литература»

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,

систем и агрегатов автомобилей

2022г.

Одобрена и рекомендована

Предметной цикловой комиссией

Социально-гуманитарного профиля

Протокол № 10 от 17 июня 2022г

Председатель ПЦК

_________________ Карташова Г.В.

Согласовано:

Зам. директора по УР

________________Е.С. Засова

Организация–разработчик ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» 

Разработчики

Плешакова С.Т., преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» 

Рецензент внутренний:

Кенарь Е.И., зам. директора по НМР ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» 

Рецензент внешний:

Яковлева В.Н., преподаватель русского языка и литературы Государственного бюджетного образовательного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж» имени В.П. Омельченко;

Рабочая программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»


СОДЕРЖАНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

5

3 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП:

6

4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

5 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

6 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

32

7 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

34

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке, специалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующим нормами, закрепленным законодательно:

  • части 2 статьи 26 Конституции РФ: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»;
  • части 3 статьи 14 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»: «На территории республики РФ может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ»;
  • приказам Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576, 1577, 1578 - изменения во ФГОС начального общего и среднего общего образования: выделение отдельных самостоятельных предметных областей по РЯ и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов РФ; предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» обязательны для изучения,
  • письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192: «...предметная область „Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения»,
  • письму Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2017 г. № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»: «Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования, в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года»,

методическим рекомендациям по реализации общеобразовательной подготовки в рамках ОПОП СПО (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259 с дополнениями от 2017 г.): 1) ПОО СПО вправе уточнять состав общеобразовательных учебных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, а также часы на их изучение; 2) обязательная аудиторная нагрузка по базовой учебной дисциплины - не менее 34 ч., по профильной - не менее 68 ч.;

  • письму Министерства образования и науки Челябинской области от 17 декабря 2018 г. № 1213/13382 «Об интегрировании содержания учебного модуля „Русский родной язык“ в учебный предмет „Русский язык»: «Содержание модуля «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебное время, отведенное на изучение данного модуля, не может рассматриваться как время для углубленного изучения учебного предмета «Русский язык»»,
  • письму Министерства образования и науки Челябинской области ОТ 16 июля 2020 г. № 1202/7560 «О преподавании учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» в начальном общем образовании и «Родной язык» и «Родная литература» в основном / среднем общем образовании в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2020/21 учебном году»;

письму Министерства образования и науки Челябинской области от 20 июля 2020 г. № 1202/7639 «О преподаваний учебных предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования и «Русский родной язык» и «Родная (русская) литература» на уровне основного общего и среднего общего образовании в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2020/21 учебном году».

В содержание программы учебного предмета «Родная литература» содержится региональный компонент, объектами и задачами которого являются

•культурные и литературные традиции родного края, жизнь и творчество писателей-земляков;

•духовный, нравственный и эстетический потенциала произведений писателей и поэтов Урала;

•анализ различных видов текстов;

•научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, основанная на фактах жизни и творчества писателей и поэтов Урала;

•конкурсное движение студентов;

•работа с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет ресурсами;

•взаимодействие с музеями, информационно-культурными центрами, библиотеками и т.д.

Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:

  • включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
  • сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
  • сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.

Назначение предмета – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная  литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Предмет «Родная литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Урала (тексты писателей и поэтов Урала, публицистика Урала).

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие студенту осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП:

Учебная дисциплина «Родная литература» является является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ГБПОУ МСМТ, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ): общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору) базовые

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностные результаты обучения:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения:

  • сформированное ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • сформированное понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  • сформированное навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть общими  (общеучебными) компетенциями по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки (раздел V, п. 5.1. ФГОС по профессии).

Для специальностей СПО:

Код

компетенции

Формулировка компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Умения: описывать значимость своей профессии (специальности)

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

ОК 11

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки, в том числе:

36

теоретическое обучение

26

лабораторно-практических занятий

10

промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой

5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»

№ учебного занятия

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1

Введение. Общая характеристика предмета «Родная литература», содержание программы, место дисциплины в программе.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: работа с информационными источниками

Раздел 1. Седой Урал: от времен язычества к векам христианства

2

Урал - страна легенд. Фольклор на Урале. Предания, легенды, сказы о земле уральской. Сборники былин и песен. Народная афористика

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  составление понятийного словаря

Контроль: устный опрос 

3

«Духовные центры» Урала (по произведению Епифания Премудрого «Слово о житии и учении святаго отца нашего Степана, бывшаго в Перми епископа»)

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстами художественных произведений.

Ссылка на произведение (адаптированный вариант):

https://librebook.me/slovo_oJitii_i_uchenii_sviatogo_otca_nashego_stefana episkopa_permskogo/voll/l

Контроль: аудирование; составление вопросов к тексту, ответы на вопросы

Раздел 2. Самоцветно-золотой Урал: годы капитализма XIX века

4

Незабываемый мир детства в повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

Жизненный и творческий путь писателя.  Достоинства и коренные традиции народной жизни в автобиографической художественной прозе

1

3

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстами художественных произведений.

Ссылка на произведение: https://www.bookol.ru/proza-mairi/russkaya_ Massicheskaya_proza/122793/fulltext.htm

Контроль: аудирование; составление вопросов к тексту, ответы на вопросы

5

Практическое занятие № 1

Составление плана-путеводителя путешествий героя. Контраст между деревенской и городской жизнью героя. Описание природы в повести.

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

6

Практическое занятие № 2

Анализ языкового состава сказки П.П. Бажова  «Золотая змейка»

Особенности лексики (профессиональная, разговорная, просторечная), выразительных средств(пословицы, поговорки. фразеологизмы, эпитеты, диалектные слова)

Ссылка на произведение: https://онлайн-чumamь.pф/бaжов.html

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

7

Жизнь промышленного Урала в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы».  Жизненный и творческий путь писателя. Сущность капиталистического общества в романе «Приваловские миллионы». Тема  любви и семейного счастья; нелегкой женской доли.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе.

Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?Ь=652791&р=1

Контроль: устный опрос

8

Творчество П. П. Инфантьева. «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Жизненный и творческий путь писателя.  Жанр путевых очерков в русской литературе XIX в. Суровая правда о судьбе мансийского народа

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение; составление образной характеристики героев

Ссылка на произведение: http://az.lib.ni/i/infantxew_р_р/ text_1894_za_uralskim_bobrom_oldorfo.shtml

Контроль: устный опрос.

9

Практическое занятие № 3

Анализ эпизодов произведения

Обитатели Оронтур-пауль. Праздник Пасхи. Обряды вогулов.

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения анализа эпизодов

10

Рождественские мотивы в сказке «Новый год» (из цикла Рождественских сказок Н. П. Вагнера). Жизненный и творческий путь писателя. Особенностями сказок Вагнера . Жанр рождественского рассказа

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом  художественного произведения

Ссылка на произведение: https://www.skazka.ru/story/vagner/novyy-god/

Контроль:  проверка тезисов

Раздел 3. Огненный Урал: годы революций и войн конца  XIX  — начала  XX  века

11

Золото революции в романе А. И. Дементьева «Прииск в тайге».  Жизненный и творческий путь писателя.  

Быт и нравы строителей,  характеристика политзаключенных и главного героя, Никиты. Отношение к золоту

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аналитическая работа с текстом  художественного произведения

Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b =205290&р=1

Контроль: аудирование; составление вопросов к тексту, ответы на вопросы

12

Огненные годы на Урале (по трилогии М. С. Гроссмана «Годы в огне») ».  Жизненный и творческий путь писателя. Сюжетная линия романа, особенности композиции. Сложные образы героев романа.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе.

Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b=184690&p-l

Контроль: устный опрос

13

Практическое занятие № 4 Анализ текста романа «Годы в огне»

Исследование художественного документализма в тексте романа: тексты документов, исторические личности, географические названия местности.

Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b=184690&p-l

1

3

Контроль в форме оценивания выполнения анализа текса

Раздел 4. Индустриальный Урал: предвоенные годы XX века

14

«Я без Урала не могу — Урал всегда со мною» (по стихотворениям Л. К. Татьяничевой) Образ Урала в поэзии Л.К Татьяничевой: «Я без Урала не могу», «Живу я в глубине России», «Синегорье, «Опять весна» 

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником

Ссылка на произведения: https:/www.litmir.me/br/?b=255983&p=5

Контроль в форме оценивания выполнения анализа стихотворения

15

В. И. Машковцев ( роман «Время красного дракона»)  Жизненный и творческий путь писателя. Трагический опыт строительства социализма. Историческая достоверность романа. Проблематика романа.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование, устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе;

Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b -117559&p=l

Контроль: проверка конспектов, устный опрос

16

Продолжение традиций, заложенных М. Булгаковым, в творчестве В. И. Машковцева (по роману «Время красного дракона») Трагический опыт строительства социализма в романе. 

Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/br/?b -117559&p=l

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  анализ эпизодов романа «Время красного дракона»(по главам 3, 35, 52)

Контроль в форме оценивания выполнения анализа эпизодов

Раздел 5. Оборонный Урал: тыл в годы Великой Отечественной войны

17

Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях уральских поэтов. 

Идейно-тематические и художественные особенности лирики  в произведениях поэтов-уральцев:  М. Львов, А. Головин, В. Машковцев, А. Терентьев, А. Куницын, А. Горская, Л. Татьяничева. Стихотворение М. Львова «Я нынче страшным расстояньем от мирной жизни  отделен...»  

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником.

Ссылки на произведения:

https://www.litmir.me/br/?b=554595&p=3

http://pisateli.ch-lib.ru/tin/golovin/hrest_%20stl.html

https://russian-poetry.com/magnitogorsk/

https://biography.wikireading.ru/22380

https://www.sites.google.com/site/literaturauznogourala/idet-v-zole-po-vsej-zemle-grazdanskaa-vojna?mobile=true

https://poezosfera.ru/lyudmila-tatyanicheva-stihotvoreniya-l.html

Контроль: проверка конспектов, сдача текстов наизусть

18

Драматические жизненные пути женщин в военное и мирное время (по роману Н. Г. Никонова «Весталка»)

Жизненный и творческий путь писателя. Идейно-эстетического содержания романа. Проблематика романа.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  аудирование; конспектирование; чтение.

Ссылка на произведение: https://mvw.litmir.me/br/?b=253634&p=l

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы.

19

Практическое занятие №5 Анализ эпизодов романа Н. Г. Никонова «Весталка»

Исследование оригинальности отражения истории обычной советской женщины в тексте романа: стиль тыловой жизни, образы двух школьных подруг (внешность, характер, судьба).

Ссылка на произведение: https://mvw.litmir.me/br/?b=253634&p=l

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения  анализа эпизодов

Раздел 6. Прекрасный  Урал: мирные годы XX века

20

«Прекрасная земля» в творчестве К.А. Некрасовой»

Жизненный и творческий путь поэтессы. Умение автора видеть мир поэтично, выражение своего мировосприятия в слове. Уникальность сборника стихов поэтессы. Ведущие приемы ее поэзии.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  аудирование; конспектирование; чтение.

Ссылка на произведение: https://45ll.net/kseniya_nekrasova/stihi/

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы

21

Практическое занятие № 6 Сравнительный анализ стихотворений Н.Г. Кондратковской «Уральская осень» и «Не золотая осень».

Ссылка на произведение: http://samlib.rU/k/kondratkowskaja_n_g/ 180_stikhihtml.shtml

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения  анализа стихотворения

22

Мотивы устного народного творчества в произведениях Р.А. Дышаленковой

Жизненный и творческий путь советской и российской писательницы. Сборник «Я живу на Урале» – гимн бажовскому сказочному Уралу. Сборник «Уральские камушки» - о красоте уральской природы. Образы гор и камней Урала в творчестве поэтессы.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  аудирование; конспектирование; чтение и анализ стихотворений.

Ссылка на произведение: https://www.culture.ru/literature/poems/author-rimma-dyshalenkova

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы

23

Песенное творчество Олега Митяева  Жизненный и творческий путь поэта-песенника. Темы и мотивы в творчестве поэта.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  Идейно-художественный  анализ стихотворения О.Г. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Ссылка на произведения: https://textypesen.com/oleg-mitjaev/

Контроль в форме оценивания выполнения  анализа стихотворения.

Раздел 7. Юмористический  Урал: застойные  годы XX века

24

Гротеск и сатира в книге рассказов А.Н. Петрина «Похождение робота»

Жизненный и творческий путь писателя. Отражение в творчестве сатирика бездуховности, демагогии, неразворотливости, медлительности, тупой канцелярщины и вещизма. Манера письма Александра Петрина. Особенности сатирического или юмористического портрета героя.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы: аудирование; конспектирование; чтение; составление образной характеристики героев

Ссылка на произведение: https://www.litmir.me/BookFileDownloadLink/?id=320516& inline=О

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы

25

Сатира и юмор в эпиграммах Ефима Ховива.

Исследование адресатов эпиграмм. Найти в интернет-источниках сведения из биографии этих людей. Прочитать и выполнить анализ эпиграмм, посвященных Н.А. Капитоновой, профессору Здановичу, Рустаму Валееву 

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  Анализ эпиграмм Е.Г. Ховива.

Ссылка на произведение: http://pisateli.ch-lib.ru/tin/hoviv/epig.html

Контроль в форме оценивания выполнения анализа эпиграм.

Раздел 8. Философский  Урал: многогранные   годы конца XX века – начала XXI веков

26

Многогранная вселенная Владислава Крапивина в цикле «В глубине Великого кристалла»

Жизненный и творческий путь писателя. Сюжет цикла фантастических повестей писателя. Образ Командора в повести. Вымышленный мир и реальный мир писателя. Лейтмотив произведения. Отражение в повести проблемы отношений в неполных и распавшихся семьях.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  аудирование; конспектирование; чтение.

Ссылка на произведение: https ://wmv.litmir.me/br/?b=214443&p=l

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы

27

Практическое занятие № 7

Анализ чеховской и вампиловской линии в пьесе Н.В. Коляды «Канотье»

Отразить в анализе тему одиночества, ненужности, тоски по человеческому теплу в пьесе. Передать традиционный конфликт отцов и детей. Показать чеховский разрыв героев пьесы между идеальным и реальным.

Ссылка на произведение: https://krispen.ru/kolyada 042.docx

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания.

28

«Золотое сечение» жизни каждого человека (по повести К.А. Шишова «Золотое сечение»

Жизненный и творческий путь писателя.  Разнообразие литературных жанров писателя – от повествовательных полотен до лаконичных лирических эссе. Отражение в повести реалистичности и сказочности. Основа сюжета. Содержательность диалогов героев. Значение финала произведения.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  аудирование; конспектирование; чтение.

Ссылка на произведения: https://archive74.ru/shishov-kirill-alekseevich

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы

29

Художественное пространство в повести О. Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине» Центральные образы поэмы. Смысл названия города. Роль снов в повести.

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  Написать эссе по повести   О.Н. Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине»

Ссылка на произведение: https://www.promegalit.ru/chelyabinsk/public/9130_oleg_nikolaevich_pavlovjiom_v_obolonske_ili_роета_о_chjomoj_smorodine.html

Контроль в форме оценивания выполнения эссе

Раздел 9. Урал – мегаполис одиночества: неоднозначные годы начала  XXI века

30

Практическое занятие № 8  Тема одиночества в притче Леры Авербах «Долин»

Исследовать рассказ-притчу «Долин» и написать эссе на тему «Долин – творец или жертва судьбы ?»

Ссылка на произведение: https://www.livelib.ru/story/10537-dolin- lera-averbah

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения эссе.

31

Голос одинокого человека из глубин мегаполиса (по творчеству Яниса Грантса)

Жизненный и творческий путь российского поэта. Мотив взрослой детскости в лирике. Маргинальные мотивы, образы. Мотивы неприкаянности, ощущения чуждости, неясность смысла жизни в поэзии. Стихотворения «Небо», «Слова», «Дождь», «Рождество», «Эта история», «Сын астронавта», «Вернется ли дядя Янис в детство».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  аудирование; конспектирование; чтение.

Ссылка на произведение:

https://45ll.net/yanis_grants/syn_astronavta.html https: //magazines,gorky.media/din/2018/3/zarevo-za-steklom- yabloki-na-okne. html

https .//magazines.gorky.media/ra/2008/6/tyazhelyj-sneg.html 

https://magazines.gorky.media/ra/2013/9/dazhe-esli-tak.html 

https://magazines.gorky.media/znamia/2020/8/svideteli-2.html https://magazines.gorky.media/volga/2011/l/cherep.html

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы

32

Практическое занятие № 9  Идейно-художественный анализ стихотворений К.С. Рубинского «Не ходи прямиком…» по  сборнику «Развязка»

Лирические стихи «Нету там ничего, Колобок…», «Не ходи. Не ходи прямиком…». «Даже портфель цветет розоватым…», «Когда бы мы учились у реки…», «Не вздумай прикипать…», «По лесопарковой зоне броди кругами…», «Апокриф» («Вдоль дороги кусты потемнели…». 

Ссылка на произведения: https://45ll.net/konstantin_rubinskiy/stihi/

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения  анализа стихотворения .

Раздел 10. Культурно-исторический Урал : вечно монументальный

33

Краеведение в рассказах О.А. Ожгибесовой ( по книге «В поисках Родины»)

Жизненный и творческий путь писательницы. Особенности художественно-документального жанра. Образ малой родины. Нифакинские жители в рассказе «Нифаки». Нравственный долг крестьянина в рассказе «Спаси и сохрани».

1

2

Самостоятельная работа при изучении темы:  аудирование; конспектирование; чтение.

Ссылка на произведение: https://writer-tyumen.ru/onlinephp7pid~3523

Контроль: устные и письменные ответы на вопросы

34

Региональный культурно-исторический эпос (по поэме С. А. Тимошенко «Челяба»)

Жизненный и творческий путь писателя.

35

Практическое занятие № 10 Анализ части «Уральский дивный край» поэмы «Челяба» С.А. Тимошенко.

Найти изобразительно-выразительные средства речи и заполнить таблицу: изобразительно-выразительные средства и пример из текста.

Ссылка на произведение: http://timoshenko-ural.ru/

1

2

Контроль в форме оценивания выполнения  анализа поэмы

36

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях в форме зачета с оценкой

1

2

Уровни освоения знаний

1 уровень - Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 уровень - Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 уровень - Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

6. ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХВИДОВДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Раздел 1. Седой урал: от времен язычества к векам

Христианства

Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание

Раздел 2. Самоцветно-золотой урал: годы капитализма

Века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание

Раздел 3. Огненный урал: годы революций и войн

Конца XIX — начала XX века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание

Раздел 4 Индустриальный Урал: Предвоенные года XX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

Раздел 5 Оборонный Урал: Тыл в годы Великой Отечественной войны

Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

Раздел 6 Прекрасный Урал: Мирные годы XX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

Раздел 7 Юмористический Урал: Застойные годы XX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Раздел 8 Философский Урал: Многогранные годы конца xx века- начала XXI века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Раздел 9. Урал- мегаполис одиночества: Неоднозначные года начала XXI века

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

Раздел 10 Культурно-исторический Урл: Вечно-монументальный

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений

7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

7.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного оборудования. Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству студентов;

 - рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Литература 10-11»

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

 Технические средства обучения: 

- компьютер

 - мультимедийный проектор

- экран

7.2 Информационное обеспечение обучения 

Основные источники:

  1. Волдаева Т.А. Родная литература: учеб.-метод. пособие/Т.А.Волдаева, Н.В.Задорожная, Е.В.Фокина.-Челябинск: Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО,2020.-96с.
  2. Лазарев, А. И. Поэтическая летопись заводов Урала / А. И. Лазарев. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. — 311 с.
  3. Литературная карта Челябинской области. — URL: http:// litkarta.chelreglib.ru
  4. Литературные маршруты по Южному Уралу — 2019 : метод, пособие / сост. Л. Н. Аверина, отв. за вып. Е. В. Михайленко; Челяб. обл. универе, науч. библиотека; Центр науч.-метод. работы и корпо- раггив. взаимодействия. —Челябинск, 2018. — 30 с.
  5. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы / сост., вступ. слово и коммент. В. П. Крупшповой ; ил. Г. С. Метелева. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 286 с. — ISBN 5-7529-0295-9.
  6. Слово об Урале: Очерки сов. писателей и журналистов / сост. авт. предисл. А. А. Золотов. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во,
  7. 1984. —432 с.
  8. Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / К. Н. Бочкарев ред. редкол., гл. ред.) [и др.]. — Челябинск: Каменный пояс, 2003-
  9. Южный Урал: хрестоматия, 10-11 кл. : учеб, пособие / авт.- ст. Т. Н. Крохалева [и др.].—Челябинск: Взгляд, 2003. — 447 с. — BN 5-93946-044-5.

Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме  А.Н. Островског...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Методическая разработка рабочей программы предмета "Технология швейного производства"

Рабочая программа по предмету  Технология швейного производства раскрывает содержание предмета с разбивкой тем по часам....

Рабочая программа по предмету Родной (русский) язык

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Родной(русский) язык 2 класс...

Рабочая программа учебного предмета " Литература"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Литература»программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технологического профиля:  35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт ...

Методическая разработка рабочей программы предмета "Устройство и эксплуатация котельных установок"

Рабочая программа по предмету  "Устройство и эксплуатация котельных установок" раскрывает содержание предмета с разбивкой тем по часам....

Рабочая программа учебного предмета "Родной (чувашский ) язык" для 1 класса НОО

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поко...