Рабочая программа учебного предмета " Литература"
рабочая программа

Ольга Николаевна Елагина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Литература»

программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технологического профиля:  35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» на базе основного общего образования,  с получением среднего общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rp_literatura_14gr_117_._elagina_1.docx103.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Калининский техникум агробизнеса»

          Утверждено

приказ № ___ от «___»_____ 20__ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

« Литература»

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности технологического профиля:

35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

на базе основного общего образования,

с получением среднего общего образования

Рассмотрено на заседании педагогического совета

             протокол № ____от «__»_______20__ г.

протокол №___от «___»_________20___г.

протокол №___от «___»_________20___г.

2022 год

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по учебной работе

Е.В. Пшеничникова

 «_______»_____________20___ г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________20___ г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________20___ г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________20___г.

_______________ /_________________/

      «_______»_____________20_____ г.

Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями

ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой

комиссии  «Общеобразовательных предметов»

Протокол №__, дата «___»________2021 г.

Председатель

комиссии _________________/ Дидык О.В./

Протокол №__, дата «___»________202_ г.

Председатель

комиссии ________________/ Дидык О.В./

Протокол №__, дата «___»________202_ г.

Председатель

комиссии _______________/Дидык О.В./

Составитель (автор): Елагина Ольга Николаевна - преподаватель ГАПОУ СО «КТА», высшей квалификационной категории.

Актуализация рабочей программы учебного предмета

«Литература»

Дата актуализации

Результаты актуализации

Подпись

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        

10

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РУЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

27

5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

35

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

« ЛИТЕРАТУРА»

Программа общеобразовательного предмета «Литература» предназначена для изучения литературы в ГАПОУ СО КТА, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Литература», с учетом Примерной основной образовательной  программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з) и Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-98»    

Учебный предмет «Литература» является предметом общеобразовательного учебного цикла в соответствии с технологическим профилем профессионального образования.      

Учебный предмет относится к предметной области ФГОС среднего общего образования обязательной предметной области   «Русский язык и литература» общей из обязательных предметных областей.

 Уровень освоения учебного предмета «Литература» в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

  • Традиционное обучение
  • Интерактивные подходы
  • Развивающее обучение
  • Игровое обучение
  • Проблемное обучение
  • Дидактическая эвристика
  • Авторские педагогические технологии
  • Эмоционально-смысловой подход
  • Компьютерные технологии обучения
  • Метод проектов

Предусмотрены групповые и индивидуальные консультации обучающихся.

Реализация содержания учебного предмета предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Литература» на ступени основного общего образования.

В то же время учебный предмет «Литература»   для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» имеет межпредметную связь с общеобразовательным учебным предметом  «История» .

Изучение учебного предмета «Литература» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта в рамках освоения  ППССЗ  на базе основного общего образования.

Для реализации программы предмета имеется учебный кабинет № 13   русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета: 

- посадочные места по количеству обучающихся ;

- рабочее место преподавателя ;

- комплект учебно-наглядных пособий  по учебной дисциплине

     Технические средства обучения: мультимедийная приставка

     Информационное обеспечение:

основные источники

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2017;

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2017.

Дополнительные источники

1.Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2017.

Перечень Интернет-ресурсов

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Освоение содержания учебного предмета «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:       

         личностных

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

метапредметных

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • предметных:

 1)демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

2)в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

3) обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

4) использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

5) давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

6) анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

7)определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

8) анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

9) анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

10) давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

11) выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Личностные результаты реализации программы воспитания:

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания

Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном
и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России,
с Российским государством, демонстрирующий ответственность
за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду
о Российском государстве

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения
к историческому и культурному наследию России. Осознанно
и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе
по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками

ЛР 2

Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение
к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей.  Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию
в течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение
к регулированию трудовых отношений. Ориентированный
на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности
к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому
и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права

ЛР 5

Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации

ЛР 6

Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.

Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный
в отношении выражения прав и законных интересов других людей

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов
и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение

ЛР 8

Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности.     Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление
к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное
и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде

ЛР 9

Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических
и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный
в общественные инициативы, направленные на заботу о них

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий
и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации
и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность
к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного
и мирового художественного наследия, роли народных традиций
и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике

ЛР 11

Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений
со своими детьми и их финансового содержания

 

 

ЛР 12

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1 Объём учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объём образовательной программы

117

Всего часов во  взаимодействии с преподавателем

117

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     контрольные работы

Промежуточная аттестация в форме  зачёта с оценкой- дифференцированного  по завершению курса

2

3.2  Содержание учебного предмета «Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Коды планируемых результатов

1

2

3

4

Введение

Урок 1. Особенности развития литературы первой половины 19 века.

1

ЛР6, ПР10

Раздел 1 . Развитие русской литературы и культуры первой половины XIX века                                                                  8                                        

Тема 1.1

 А.С. Пушкин. Основные мотивы и темы лирики

Содержание учебного материала

ЛР4,ПР10

 

Урок 2. Творческий путь А.С.Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина

Урок 3. Практическая работа.Философские мотивы лирики А.С.Пушкина. Анализ стихотворений "Поэт и толпа", "К морю".

Практические занятия

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».

Тема 1.2

Поэма А.С.Пушкина

«Медный всадник»

Урок 4. Практическая работа. Художественные особенности поэмы "Медный всадник" А.С.Пушкина.

ЛР11, ПР1

Тема 1.3

М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики

Содержание учебного материала

ЛР12, ПР11

Урок  5. Творческий путь М.Ю.Лермонтова

Урок  6. Практическая работа.Особенности лирики М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений "Родина",

Урок 7. Практическая работа. Художественные особенности  поэмы "Демон" М.Ю.Лермонтова.

Практические занятия

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»,«Пророк»,«Она не гордой красотой»,«К портрету»,«Силуэт»,«Мой Демон»,«Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского»,«Желание». Поэма «Демон».

Тема 1.4

Н.В. Гоголь «Петербургские повести» («Портрет»)

Содержание учебного материала

ЛР1, ЛР3, ПР4, ПР7

Урок 8. Творческий путь Н.В.Гоголя. Практическая работа.Особенности сатиры Н.В.Гоголя

Урок  9. Практическая работа.  Художественное своеобразие повести "Портрет" Н.В.ГоголяЗачет по теме "Литература первой половины 19 века".

Раздел 2. Особенности развития русской литературы второй половины XIX века                                                                 45                                    

Тема 2.1

Художественные открытия  русской литературы второй половины XIX века  

Содержание учебного материала

      1

ЛР4,ПР10

 Урок   10. Художественные открытия второй половины ХIХ века.

Тема 2.2

А.Н.Островский.

Социально-культурная новизна драматургии

Содержание учебного материала

5

ЛР». ЛР3, ЛР5, ПР6,ПР7, ПР9

Урок 11.Практическая работа. А.Н.Островский  -  «Колумб  Замоскворечья».

Урок 12. Пьеса  А.Н.Островского «Гроза». Трагическая  острота  конфликта.

Урок   13. Практическая работа Быт  и  нравы  «тёмного  царства».

  Урок 14. Практическая работа. Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза".

Уроки  15. Контрольная  работа. Р/р Подготовка к сочинению по творчеству А.Н.Островского

Практические занятия

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский - создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы: понятие о драме

Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Тема 2.3

И.А. Гончаров «Обломов»

Содержание учебного материала

5

ЛР 12, ЛР 4, ЛР5, ПР 1, ПР4, ПР7

Урок  16. Творческий путь И.А.Гончарова.

Урок  17. Художественные особенности романа "Обломов"  И.А.Гончарова.

Урок 18. Практическая работа.Проблемы любви в романе " Обломов" И.А.Гончарова.

Урок 19. Герои-антиподы в романе "Обломов"И.А.Гончарова.

Урок 20. Практическая работа."Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов ?

Практические занятия

Сопоставительный анализ образов Обломова и Штольца.  

Тема 2.4

 И.С. Тургенев

«Отцы и дети»

Содержание учебного материала

6

ЛР4,ЛР12, ЛР9, ЛР5,ПР10

Урок 21.И. С. Тургенев. Сведения из биографии.

Урок 22.Практическая работа Роман  И.С.Тургенева  «Отцы  и  дети».  Эпоха,  отраженная  в  романе

Урок 23. Смысл заглавия романа «Отцы и дети». «Конфликт двух поколений»

Урок 24.  Практическая работа Базаров – нигилист.

Урок  25. Испытание  любовью. Трагическое  одиночество  Базарова.

Урок  26 . РР Контрольная  работа.  Сочинение по роману «Отцы и дети»

Практические занятия

Анализ образа Базарова. Работа по выявлению особенностей поэтики Тургенева, оценке роли пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Тема 2.5

Н.Г.Чернышевский

Содержание учебного материала

1

ЛР9, ПР3

Урок  27. Творческая судьба Н.Г.Чернышевского. Практическая работа.Своеобразие романа "Что делать?" Н.Г.Чернышевского.

Тема 2.6

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Содержание учебного материала

2

ЛР6, ПР8, ЛР12,ПР6

Урок  28. Творческий путь Н.С.Лескова. Особенности повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова

Урок  29. Практическая работа. Образ Ивана Флягина в повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова.

Тема 2.7

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

Содержание учебного материала

4

Урок  30. Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок 31. Практическая работа «Сказки для детей изрядного возраста» . Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Символика сказок "Медведь на воеводстве", "Коняга" М.Е.Салтыкова-Щедрина

Урок 32. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы.

Урок 33. Зачет по темам "Творчество Н.С.Лескова" ,"Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина"

ЛР12, ПР1

Тема 2.8

Ф.М. Достоевский

Содержание учебного материала 

6

ЛР11, ПР1

Урок  34. Сведения из биографии. Ф. М. Достоевский  как мыслитель и художник.

Тема 2.9

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Содержание учебного материала

ЛР4,ПР10

ЛР3, ЛР9, ЛР7,ПР 6, ПР7, ПР9

Урок  35.  Петербургский роман. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Петербург  Достоевского.

Урок 36. Практическая работа. Образ Раскольникова

Урок  37.Практическая работа. Семья Мармеладова. Тема бунта и смирения в романе «Преступление и наказание»

Уроки  38. Практическая работа Суть теории Раскольникова. Крушение теории Раскольникова. Преступление и наказание Раскольникова.

Уроки  39. Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского.

Практические занятия

Определение роли пейзажа, своеобразия воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).

Тема 2.10

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя

Содержание учебного материала 

9

ЛР11, ПР1

Урок  40. Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути. Роман-эпопея «Война и мир». История создания  романа.  Жанровое своеобразие романа

Тема 2.11

Л.Н. Толстой

«Война и мир»

Содержание учебного материала

ЛР4, ЛР5, Лр6, ЛР7, ЛР9, ПР5, Пр6, Пр7, ПР11

Урок  41. Практическая работа.Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское  и Аустерлицкое сражения.

Урок  42. Практическая работа.Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого

Урок  43. Отечественная война 1812 г. – художественное открытие Л. Толстого. «Гроза двенадцатого года».   Бой на батарее Раевского.

Урок  44. Практическая работа.Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года. Тихон Щербатый.

Уроки 45  . Практическая работа.Жизненный путь Пьера Безухова.

Урок 46.Практическая работа.Значение образа Платона Каратаева. Гуманизм писателя

Урок 47. Практическая работа Путь исканий князя Андрея Болконского. Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н.Толстого.

Урок 48. Контрольная  работа   по творчеству Л.Н.Толстого

Практические занятия

Составление схем «Жизненные искания Пьера Безухова, Андрея Болконского и Наташи Ростовой в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона Сопоставительный анализ женских образов романа

Реализация «мысли народной» в романе. Определение значения образа Платона Каратаева Анализ картин войны 1812 года. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя. Обсуждение проблемы народа и личности.  Сопоставление Кутузова и Наполеона. Развенчание идеи «наполеонизма». Изображение Толстым светского общества.

Формирование знаний об идейных исканиях Толстого. Знакомство с творчеством позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Оценка мирового значения творчества Л. Толстого. Определение места творчества Л. Толстого в культуре XX века.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

Тема 2.12

А.П.Чехов. Рассказы

Содержание учебного материала 

5

ЛР4,ПР10

Урок 49. А. П. Чехов.  Жизнь. Творчество. Личность. Особенности изображения "маленького человека" в рассказе "Человек в футляре"А.П.Чехова

Урок 50. Практическая работа.Духовная деградация человека в рассказе "Ионыч" А.П.Чехова.

Тема 2.13

Драматургия А.П.Чехова  

Содержание учебного материала

ЛР6, ЛР7, ПР5,ПР7

Урок  51. Практическая работа.Своеобразие конфликта и его решение в пьесе «Вишнёвый сад».

Урок  52. Практическая работа.Раневская и Гаев в пьесе "Вишневый сад" А.П.Чехова. Символика пьесы"Вишневый сад"А.П.Чехова.

Урок 53. Контрольная работа по теме "Русская литература второй половины 19 века"

Практические занятия

 Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пъецух).Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

Тема 2.14.

Зарубежная литература (обзор)

Уроки  54.  Особенности зарубежной литературы.

О. Бальзак  «Евгения Гранде».

1

ЛР8, ПР7

Раздел 3       Поэзия  второй половины 19 века

7

Тема 3.1

Русская поэзия

 второй половины

 XIX века

Урок 55. Практическая работа.  Творческая судьба  Ф.И.Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева.

3

ЛР10, ПР6

Урок 56. Практическая работа Творческая судьба А.А.Фета. Основные мотивы лирики А.А.Фета.

Урок 57. Творческая судьба А.К.Толстого. .Практическая работа.Стихотворения А.К.Толстого  «Средь шумного бала»,«Колокольчики мои…».

Тема 3.2

Н.А.Некрасов.

Стихотворения.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Содержание учебного материала

      4

ЛР4,, ЛР8, ЛР9,

ПР10,ПР8,ПР5

Урок  58. Творческий путь Н.А.Некрасова. Гражданский пафос лирики. Народность лирики Н.А.Некрасова

Урок   59  Практическая работа.Художественные особенностипоэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог»

Урок 60. Многообразие крестьянских типов в поэме "Кому на Руси жить хорошо"..Образ Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Урок 61. Контрольная  работа.   Письменная работа по творчеству Н.А.Некрасова.

Практические занятия

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

Работа по исследованию особенностей стиля (сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами), своеобразия языка.

                ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Раздел 4.  Особенности развития литературы   других видов искусства в начале ХХ века

9

Тема 4.1

И.А. Бунин. Лирика. Рассказы.

Содержание учебного материала

2

ЛР3, ЛР6, ПР9, ПР10

Урок  62. Практическая работа. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. Точность воспроизведения человека и природы

Урок  63.  Рассказы  И.Бунина. «Господин из Сан-Франциско»  Осуждение бездуховности существования.

Тема 4.2

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Содержание учебного материала

2

ЛР4,ПР10

 Урок 64. А. И. Куприн Практическая работа.Система художественных образов повести «Гранатовый браслет»

Тема 4.3

 М.Горький. Ранние рассказы. Пьеса «На дне»

Содержание учебного материала

        3

ЛР5,ПР7, ЛР6, ЛР12,ПР6

Урок  65.  Практическая работа.А.М. Горький .  Жизнь. Творчество. «Старуха Изергиль»

Урок  66. Практическое занятие.  Социально - философская драма «На дне». Гуманизм писателя

Урок  67 . Практическая работа.Проблема гуманизма в пьесе «На дне». Сатин  и Лука: кто прав в споре о правде? . РР Письменная работа по   творчеству А.М.Горького.

Практические занятия

Анализ спора о назначении человека в пьесе М.Горького «На дне». Определение авторской позиции и способов ее выражения.

Тема 4.4

А.А.Блок. Стихотворения.

Поэма «Двенадцать»

Содержание учебного материала

3

ЛР6, ЛР12,ПР6, ПР7

Урок  68. Практическая работа. "Серебряный" век русской поэзии.

Урок   69. Творческий путьА.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». «Незнакомка».

Урок  70. Практическая работа.Символика поэмы"Двенадцать"А.А.Блока.

Практические занятия

Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А.Блока: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикла «Кармен». «Скифы», поэмы «Двенадцать»

Раздел 5.   Особенности развития литературы 1920-х годов                                                                                                         5

Тема 5.1

С.А.Есенин. Лирика. Художественное своеобразие творчестваС.А.Есенина

Содержание учебного материала

2

ЛР4,ПР10

Урок71. Практическая работа.Новокрестьянский поэт  С.А. Есенин.  Деревенское детство поэта. Образ России в поэзии  С.Есенина Философская лирика .

Урок72 .Практическая работа. Художественные особенности поэмы «Анна Снегина» С.Есенина.

Практические занятия

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина».

Тема     5.2

В.В Маяковский

Содержание учебного материала

3

ЛР11, ПР1

Урок 73.Практическая работа.В.В. Маяковский  Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!»

Урок 74. Практическая работа.Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм. Сатира Маяковского. Стихотворение «Прозаседавшиеся».

Практическое  занятие:

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Нате!», «Послушайте!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэма «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Тема     5.3

А.А.Фадеев

Урок 75.  Произведения русской  литературы   о Гражданской войне

А.А.Фадеев. Роман "Разгром"

ЛР12,ПР6

Урок 76. Зачет по разделу "Русская литература 1920 -х гг"

Раздел 6. Особенности развития литературы 30-х – начала 40-х годов                                                                                         15                

Тема 6.1

Литературный процесс 30-х- 40-х годов

Содержание учебного материала 

ЛР6, ЛР12,ПР6, ПР7

Урок77.Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе).

2

Урок78. Практическая работа. Сатирическое обличение нового быта в рассказах М. Зощенко.

Тема 6.2

М.И.Цветаева. Стихотворения

Содержание учебного материала

2

Урок 79. Сведения из биографии. Стихотворения  М.Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия М.Цветаевой   как напряженный монолог-исповедь.

Урок 80.Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия М.Цветаевой   как напряженный монолог-исповедь.

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» и др.

Тема 6.3

 О.Э. Мандельштам. Стихотворения

Содержание учебного материала

       1

ЛР6, ПР10

Урок 81. Творческий путь О.Э.Мандельштама. . Особенности лирики О.Э.Мандельштама

Тема 6.4

 А.П. Платонов. Повести

Содержание учебного материала

2

ЛР3, ЛР6, ПР9, ПР10

Урок 82. Творческий путь А.П.Платонова.

Урок  83.Практическая работа.Образы-символы в повести "Котлован"А.П.Платонова"

Тема 6.5

И.Э.Бабель.

Содержание учебного материала

       1

Урок 84.Проблематика и особенности поэтики И.Э.Бабеля.

Тема 6.6

М.А.Булгаков

Содержание учебного материала 

3

ЛР3, ЛР6

ПР9, ПР7

Урок 85.Творческий путь М.А.Булгакова. Многоплановость романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова

Урок 86. Практическая работа.Воланд и его окружение в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булакова.

Урок 87. Любовь и судьба Мастерав романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.

Тема 6.7

М.А. Шолохов

«Тихий Дон»

Содержание учебного материала

4

   

ЛР6, ЛР12,ПР6, ПР7

Урок 88. Творческий путь М.А.Шолохова. Своеобразие жанра и композиции романа-эпопеи "Тихий Дон" М.А.Шолохова.

Урок 89. Практическая работа.Образ Григория Мелехова в романе "Тихий Дон" М.А.Шолохова.

Урок 90. Женские судьбы на страницах романа М.А.Шолохова "Тихий Дон".

Урок 91. Зачет по разделу "Литература 30-40-х гг"

Практические занятия:

Сопоставительный анализ женских судеб (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»). Определение многоплановости повествования, традиций Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова, своеобразия художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет        3                                    

Тема 7.1

Содержание учебного материала

Урок 92. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонова.

1

ЛР5,ПР7

Тема 7.2

А.А.Ахматова. Лирика. «Реквим»

Содержание учебного материала

1

ЛР3, ЛР6, ПР9, ПР10

Урок  93. А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Лирика А.А.  Ахматовой.  Поэма «Реквием».  

Практические занятия

Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Ахматовой: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Реквием» и др.

Тема 7.3

 Б.Л.Пастернак

Содержание учебного материала

1

ЛР3, ЛР6, ПР9

Урок  94. Жизненный путь Б.Пастернака.  Роман «Доктор Живаго» в контексте литературной традиции. (Обзор) Простота и легкость поздней лирики Б.Л. Пастернака.

Раздел 8.  Литература 50-80-х годов (обзор)                                                                                                                                     12

Тема 8.1.

Творчество писателей-прозаиков  в 1950-1980-е годы

Содержание учебного материала

7

ЛР5,ПР7, ЛР3, ЛР6, ПР9, ПР10

Урок  95. Основные направления и течения художественной  прозы 1950-1980-х годов.

Урок 96.Проблематика произведений В.Шаламова. ("Надгробное слово", "Крест")

Урок   97.  Практическая работа.Осмысление великой Отечественной войны в прозе В.Быкова.

Урок 98Практическая работа.Проза В.Распутина.("Прощание с Матерой").

Урок 99.Творческая судьба В.М.Шукшина. Обзор рассказов.

          Тема 8.2.

А.И.Солженицын

Урок  100. Творческий путь А.И.Солженицына.

Урок 101 . Практическая работа.Отражение конфликтов истории в судьбе героев повести "Один день Ивана Денисовича" А.И.Солженицына.

          Тема 8.3

 Поэзия 60-х годов

Основные направления и течения 1960-х годов.

5

ЛР3, ЛР6, ПР9, ПР10

ЛР5,ПР7

Урок 102. Практическая работа. Лирика Н.Рубцова.

Урок 103. Практическая работа.Поэзия Б.Окуджавы. Своеобразие лирического героя.

Урок 104. Тематика стихотворений А.Вознесенского. Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского

Урок 105. Практическая работа.Творческая судьба В.Высоцкого

         Тема 8.4

А.Т.Твардовский

Урок 106. Творческая судьба А.Т.Твардовского. Лирика

1

Раздел 9         Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов                                                                                                  2

                                       (три волны эмиграции)        

Тема 9.1

Урок 107. Три волны эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны  в творчестве писателей русского зарубежья

1

ЛР11, ПР1

Тема 9.2

В. Набоков «Машенька»                              

 Урок 108. Художественные особенности романа В.Набокова "Машенька".

1

ЛР5,ПР7

Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х  годов                                                                                  7

Тема 10.1

 Проза. Драматургия. Новое осмысление проблемы человека на войне

Содержание учебного материала

2

ЛР11, ПР1

Урок 109.Общественно-культурная ситуация в России концаXX  начала XXI  века.

Урок 110. Практическая работа.Проза В.Астафьева.("Прокляты и убиты")

Тема 10.2

 «Городская» и  «деревенская проза».

Драматургия

Содержание учебного материала 

2

ЛР11, ПР1

ЛР5,ПР7

Урок 111. Художественные особенности прозы В.Распутина

Урок 112. Своеобразие художественной манеры В.Маканина в рассказе "Где сходилось небо с холмами".

Тема 10.3

А.В.Вампилов

Урок 113. Творческая судьба А.Вампилова. Практическая работа.Своеобразие драмы "Утиная охота" А.Вампилова.

1

Тема 10.4 Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти

Содержание учебного материала 

1

ЛР5,ПР7

Урок 114.Ч. Айтматов. «Буранный полустанок»

Тема 10.5

Русская литература последних лет

Содержание учебного материала

1

ЛР5,ПР7

Урок 115Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Т.Кибиров.  Поэтические традиции в лирике

Урок 116-117. Дифференцированный зачёт                                                                                       2

Всего

117

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных  занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность  и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.

Результаты обучения

(предметные результаты) 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

Рубежный контроль в форме:

  • аудиторной контрольной работы;
  • тестирования (письменное или компьютерное).

 давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

 анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

Оперативный контроль в форме:

  • индивидуальный  устный опрос;
  • фронтальный устный опрос;

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

 анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

Оперативный контроль в форме:

  • оценки практических занятий;
  • тестового контроля;
  • устного индивидуального и фронтального опроса.

 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

 выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

контроль и оценка самостоятельной работы обучающихся: докладов, рефератов, презентаций.

Итоговый контроль:

- зачет с  оценкой

Формыи методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных  результатов обучения.

Результаты

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе;

- ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как к собственному, так и других людей

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

-демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;

- ответственное отношение к созданию семьи

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

-владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

личностные результаты программы воспитания

ЛР1.Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном
и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России,
с Российским государством, демонстрирующий ответственность
за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду
о Российском государстве

ЛР2. Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения
к историческому и культурному наследию России. Осознанно
и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе
по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками

ЛР3. Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение
к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней

ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей.  Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию
в течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение
к регулированию трудовых отношений. Ориентированный
на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР5Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности
к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому
и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права.

ЛР6. Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации

ЛР7. Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.

Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный
в отношении выражения прав и законных интересов других людей

ЛР8. Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов
и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение

ЛР9Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности.     Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление
к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное
и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде

ЛР10. Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических
и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный
в общественные инициативы, направленные на заботу о них

ЛР11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий
и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации
и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность
к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного
и мирового художественного наследия, роли народных традиций
и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике

ЛР12. Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений
со своими детьми и их финансового содержания

- готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ

1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX века

8

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

45

Поэзия второй половины XIX века

7

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

   Особенности развития литературы и других  

                  видов искусства в начале XX века

9

   Особенности развития литературы1920-х годов

6

Особенности развития литературы1930 — начала 1940-х годов

14

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

3

Особенности развития литературы1950—1980-х годов

14

Русское литературное зарубежье1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

2

Особенности развития литературы конца1980—2000-х годов

8

Итого

117

Всего

117


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...