ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРАВИЛ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПРАВИЛАХ ДОРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ».
план-конспект занятия

История российских ПДД началась при Иване III (XV век), который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволяющие быстро преодолевать большие расстояния.

Император Петр I (годы правления - 1682-1725) издал в 1683 году указ, запрещающий быструю езду по Москве, езду без возниц и на невзнузданных лошадях, а также запрещающий кучерам бить прохожих хлыстами, ввел правила разъезда с правой стороны. В 1718 году в Санкт-Петербурге Петр Великий учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.

В 1730 году императрица Анна Иоановна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима — любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу.

С течением времени в правила вносились изменения и дополнения: утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии.

В 1883 году была издана «Инструкция городовым Московской полиции», которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им в своих действиях. В числе прочих пунктов, инструкция предписывала следить за соблюдением правил дорожного движения, в том числе скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

В то же время в крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того, чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.

Появление первых автомобилей в XIX веке значительно увеличило необходимость в качественной организации дорожного движения. Уже в 1896 году в России был принят документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей», а в 1900 году в Санкт-Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.

Автомобиль должен был быть зарегистрирован, оснащен номерными знаками спереди и сзади и исправен, что подтверждалось ежегодным обязательным осмотром специальной комиссией. Интересно, что выдавались номерные знаки, имеющие разные размеры в разных городах и называемые «жестянками», в то время на один год, подтверждая оплату водителем ежегодного транспортного налога. Старые номера можно было оставить себе, и многие украшали ими помещения. Запрещалось ездить с открытым глушителем или без такового. За неисправность выхлопной системы полагался штраф.

Управлять автомобилем мог гражданин старше 21 года, знающий грамоту и русский язык, соответствующий требованиям по состоянию здоровья, сдавший специальный экзамен по вождению и имеющий разрешение на управление. Здесь можно обратить внимание на то, что уже с 1900-х годов существовали специальные учебные заведения, где велась подготовка будущих водителей. Передача прав третьим лицам, не имеющим специальной подготовки, и оставление автомобиля на улице без присмотра были запрещены.

При проезде железнодорожных переездов водитель был обязан подать звуковой сигнал о своем приближении, а при проезде перекрестков, если его приближение будет пугать лошадей, сбросить скорость и в случае надобности остановиться. При остановке экипажи полагалось ставить вдоль тротуара в один ряд по направлению движения, не загораживая проезд. При встречном разъезде экипажи держались правой стороны, а обгоняли по левой, был разрешен выезд на встречную полосу, но езда по ней в течение долгого времени запрещена. Ограничивалась максимально разрешенная скорость езды — по Москве 20 верст в час для легковых автомобилей (1 верста соответствует 1066,8 м), 12 верст для автомобилей весом более 350 пудов и ночью — 10 верст в час, по Санкт-Петербургу — 15 верст, в Киеве — 10 верст в час по оживленным улицам и 20 по всем остальным. Регулировался и вес машин, особенно в весенний период — 300 пудов. Трасса могла и закрыться на просушку, о чем вывешивались соответствующие объявления.

Нарушителей правил наказывали в зависимости от степени вины и повторности нарушения- штрафом до 100 рублей или арестом на две недели. За агрессивную езду, нахождение за рулем в пьяном виде и перегораживание дорог можно было лишиться прав на управление автомобилем.

Известно, что уже тогда существовали платные дороги — на шоссе, где располагались заставы, экипажи должны были оплатить специальные сборы.

В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости для подачи сигналов водителям. При поднятии жезла вверх все — и автомобилисты, и велосипедисты и вагоновожатые в трамваях должны были немедленно остановиться и продолжить движение только после того, как он будет опущен. Спустя некоторое время трость получила известную нам сегодня полосатую окраску.

В 1911 году в России начали устанавливать знаки, принятые первой международной Конвенцией в Париже в 1909 году, установившей международные правила дорожного движения. Первыми знаками были - «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

Первым советским документом, связанным с безопасностью дорожного движения, была «Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по городу Москве и ее окрестностям», утвержденная Моссоветом 31 июля 1918 года. Следом за ней в 1920 году был опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», установивший ограничение скорости для легковых автомобилей 25 верст в час, а для грузовых — 15 верст в час, при перемещении ночью — 10 верст в час. Здесь же были определены требования к состоянию автомобилей, их регистрации, номерным знакам, наличию у водителей документов — прав, удостоверения личности, путевых листов и требованиям к их оформлению, определялся круг лиц, отвечающих за нарушение ПДД. Контроль возлагался на Автоинспекцию Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, а милиция и прочие власти обязаны были оказывать любое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия. В этом же документе были запрещены обгон на узком месте и срезание углов, было утверждено правостороннее движение.

В 1921 и 1922 году были выпущены Приказ по Рабоче-Крестьянской милиции № 225, обязывающий её сотрудников учиться русскому языку, арифметике, политграмоте и обязательно — регулированию уличного движения, а также «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». Жезлы в то время были красного цвета с желтой рукоятью и имели длину около 11 вершков (48,9 см). В 1923 и 1924 годах были приняты инструкции для участковых и волостных милиционеров, на которых возлагались и обязанности по контролю дорог и дорожного движения. Тогда же в Москве появились первые светофоры, например на Страстной (ныне Пушкинской) площади были установлены два семафора с поворачивающими крыльями, которыми регулировщик управлял вручную, поворачивая крылья вокруг оси на 90 градусов. В 30-х годах устанавливались светофоры с циферблатами наподобие часов, поделенными на красные и зеленые сектора. В дальнейшем ввиду плохой различимости стрелки эти конструкции были заменены более привычными нам. Первые такие семафоры (мачтовый и висячий) установили в 1932 году в Москве на пересечении Кузнецкого моста с улицами Неглинной и Петровкой.

С ростом количества транспорта увеличивалось и применение дорожных знаков и дорожной разметки. В 1926 году Международная система дорожных знаков пополнилась еще двумя - «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна». В СССР в 1926 году впервые разработали и ввели в действие ТУ на дорожные сигнальные знаки.

В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения, а менее чем через три года при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы возникла отдельная структура — ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.

В 1931 году в Женеве при участии представителей Советского Союза прошла международная конференция, на которой приняли единую европейскую систему дорожных знаков, основанную преимущественно на символах. Было разработано и утверждено 26 знаков, классифицированных по трем группам — указательные, предупреждающие и предписывающие.

До принятия в 1940 году единых для всего союза Правил Дорожного Движения каждый регион и город разрабатывал и утверждал свои ПДД, теперь они создавались на базе общих. В 1957 году были выпущены новые типовые ПДД, из которых были исключены многие неоправданные ограничения. На основе этого документа в 1957-1959 году разрабатывались и вводились республиканские правила.

Важно отметить, что даже в годы Великой Отечественной Войны работы в направлении безопасности дорожного движения не прекращались, например в 1944 году в Москве приняли новые ПДД, повысившие требования к водителям и пешеходам, а 30 марта 1945 года появились акты, регламентирующие требования к внешнему виду автомобилей в г. Москва.

В 60-е годы проводилась работа по стандартизации для всей территории страны бланков водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта, принятию единых правил регистрации и учёта транспорта, проведения технических осмотров и методов учёта ДТП.

Важным шагом в мировой безопасности дорожного движения стало принятие «Конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах» на международной конференции в Женеве в 1949 году, на основе которых все страны разрабатывают свои ПДД. В 1959 году к ним присоединился и Советский Союз, выпустив на их базе в 1961 году единые «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», пересмотренные и переутверженные в 1965 году. До принятия 1 января 1973 года ГОСТ 10807-71 у нас действовала утвержденная протоколом система дорожных знаков.

В 1963 году Советом Министров РСФСР были введены номерные знаки для тракторов, самоходных шасси и тракторных прицепов, повысившее ответственность трактористов-машинистов за соблюдение правил дорожного движения и состояние техники.

В 1967 году было запрещено ездить на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.

Начиная с 1968 года в рамках борьбы за понижения количества ДТП было введено повсеместное изучение ПДД в общеобразовательных школах и профтехучилищах, с 1971 года такие занятия начали проводить в старших группах дошкольных учреждений, а в дальнейшем в рамках борьбы за БДД и снижение травматизма среди детей в повсеместную практику вошли различные слеты, совещания и семинары для юных участников дорожного движения. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при ВНИИ МООП и МВД СССР, введена в Москве первая ЭВМ для регулирования движения одновременно на семи перекрестках.

Самым важным событием в истории ПДД стало принятие участниками конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 года в Вене «Конвенции о дорожном движении», подписанной представителями 68 стран мира, в том числе СССР. Данный документ действует и в настоящее время, хоть и претерпел некоторые изменения и дополнения. В соответствии с конвенцией в 1973 году в СССР были выпущены новые ПДД. Конечно, со временем, с ростом количества и появлением новых моделей транспорта, с принятием Комиссией Совета экономической взаимопомощи по сотрудничеству в области транспорта и Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН новых рекомендаций в Правила вносились изменения — в 1975, 1976, 1979 годах, в связи с появлением новых ГОСТов 1 июня 1980 года была принята новая редакция с изменениями 1984 года, которую впоследствии сменили Правила 1987 года. Эти документы изменили раздел дорожных знаков, требования к техническому состоянию эксплуатируемых транспортных средств, порядок использования проезжей части, поведения водителей при ДТП, применение противотуманных фар, ввели ограничение скорости движения в городах - 60 км/ч, а на дорогах страны - 90 км/ч для легковых автомобилей и 70 км/ч для грузовых автомобилей, ввели предписание об обязательном применении ремней безопасности и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями, регламентировали порядок движения транспорта со специальными световыми и звуковыми сигналами.

В 1994 году Российская Федерация присоединилась к «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».

В переходный для страны период 1990-2000 годов работа над безопасностью дорожного движения также велась высокими темпами. Были изменены порядок регистрации транспортных средств и приема экзаменов, в том числе сдача практической части экзамена в два этапа — площадка и город, введены новые паспорта транспортных средств, свидетельства об их регистрации и номерные знаки, новые водительские удостоверения.

В 2003 году в России впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Серьезным шагом в борьбе с нарушениями ПДД стало принятие в России в 2008 году положений, позволяющих применять средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, для привлечения владельцев транспортных средств к ответственности и создание центров обработки данных фотовидеофиксации нарушений (ЦАФАП).

Последние годы работа по совершенствованию правил дорожного движения идет огромным темпами: принято более двухсот нормативных правовых актов, ужесточается наказание за нарушения ПДД, связанные с состояниями алкогольного и наркотического опьянения, совершенствуется процесс приема экзаменов на право пользования транспортом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_1.docx79.49 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Правила дорожного движения»

«ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРАВИЛ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПРАВИЛАХ ДОРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ».

для студентов по специальности:

 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

        

Уссурийск

2017

Рассмотрены на заседании кафедры

механических специальностей        

Протокол № ___ от ___  ____________ 2017 г.

Заведующая кафедрой  механических специальностей

_________________М.В.Михальченко

 Организация-разработчик:

 КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж».        

Составитель:

Ларченко Андрей Александрович  -  преподаватель кафедры механических

специальностей КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж».

ВВЕДЕНИЕ

История российских ПДД началась при Иване III (XV век), который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволяющие быстро преодолевать большие расстояния.

Император Петр I (годы правления - 1682-1725) издал в 1683 году указ, запрещающий быструю езду по Москве, езду без возниц и на невзнузданных лошадях, а также запрещающий кучерам бить прохожих хлыстами, ввел правила разъезда с правой стороны. В 1718 году в Санкт-Петербурге Петр Великий учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.

В 1730 году императрица Анна Иоановна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима — любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу.

С течением времени в правила вносились изменения и дополнения: утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии.

В 1883 году была издана «Инструкция городовым Московской полиции», которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им в своих действиях. В числе прочих пунктов, инструкция предписывала следить за соблюдением правил дорожного движения, в том числе скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

В то же время в крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того, чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.

Появление первых автомобилей в XIX веке значительно увеличило необходимость в качественной организации дорожного движения. Уже в 1896 году в России был принят документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей», а в 1900 году в Санкт-Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.

Автомобиль должен был быть зарегистрирован, оснащен номерными знаками спереди и сзади и исправен, что подтверждалось ежегодным обязательным осмотром специальной комиссией. Интересно, что выдавались номерные знаки, имеющие разные размеры в разных городах и называемые «жестянками», в то время на один год, подтверждая оплату водителем ежегодного транспортного налога. Старые номера можно было оставить себе, и многие украшали ими помещения. Запрещалось ездить с открытым глушителем или без такового. За неисправность выхлопной системы полагался штраф.

Управлять автомобилем мог гражданин старше 21 года, знающий грамоту и русский язык, соответствующий требованиям по состоянию здоровья, сдавший специальный экзамен по вождению и имеющий разрешение на управление. Здесь можно обратить внимание на то, что уже с 1900-х годов существовали специальные учебные заведения, где велась подготовка будущих водителей. Передача прав третьим лицам, не имеющим специальной подготовки, и оставление автомобиля на улице без присмотра были запрещены.

При проезде железнодорожных переездов водитель был обязан подать звуковой сигнал о своем приближении, а при проезде перекрестков, если его приближение будет пугать лошадей, сбросить скорость и в случае надобности остановиться. При остановке экипажи полагалось ставить вдоль тротуара в один ряд по направлению движения, не загораживая проезд. При встречном разъезде экипажи держались правой стороны, а обгоняли по левой, был разрешен выезд на встречную полосу, но езда по ней в течение долгого времени запрещена. Ограничивалась максимально разрешенная скорость езды — по Москве 20 верст в час для легковых автомобилей (1 верста соответствует 1066,8 м), 12 верст для автомобилей весом более 350 пудов и ночью — 10 верст в час, по Санкт-Петербургу — 15 верст, в Киеве — 10 верст в час по оживленным улицам и 20 по всем остальным. Регулировался и вес машин, особенно в весенний период — 300 пудов. Трасса могла и закрыться на просушку, о чем вывешивались соответствующие объявления.

Нарушителей правил наказывали в зависимости от степени вины и повторности нарушения- штрафом до 100 рублей или арестом на две недели. За агрессивную езду, нахождение за рулем в пьяном виде и перегораживание дорог можно было лишиться прав на управление автомобилем.

Известно, что уже тогда существовали платные дороги — на шоссе, где располагались заставы, экипажи должны были оплатить специальные сборы.

В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости для подачи сигналов водителям. При поднятии жезла вверх все — и автомобилисты, и велосипедисты и вагоновожатые в трамваях должны были немедленно остановиться и продолжить движение только после того, как он будет опущен. Спустя некоторое время трость получила известную нам сегодня полосатую окраску.

В 1911 году в России начали устанавливать знаки, принятые первой международной Конвенцией в Париже в 1909 году, установившей международные правила дорожного движения. Первыми знаками были - «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

Первым советским документом, связанным с безопасностью дорожного движения, была «Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по городу Москве и ее окрестностям», утвержденная Моссоветом 31 июля 1918 года. Следом за ней в 1920 году был опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», установивший ограничение скорости для легковых автомобилей 25 верст в час, а для грузовых — 15 верст в час, при перемещении ночью — 10 верст в час. Здесь же были определены требования к состоянию автомобилей, их регистрации, номерным знакам, наличию у водителей документов — прав, удостоверения личности, путевых листов и требованиям к их оформлению, определялся круг лиц, отвечающих за нарушение ПДД. Контроль возлагался на Автоинспекцию Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, а милиция и прочие власти обязаны были оказывать любое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия. В этом же документе были запрещены обгон на узком месте и срезание углов, было утверждено правостороннее движение.

В 1921 и 1922 году были выпущены Приказ по Рабоче-Крестьянской милиции № 225, обязывающий её сотрудников учиться русскому языку, арифметике, политграмоте и обязательно — регулированию уличного движения, а также «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». Жезлы в то время были красного цвета с желтой рукоятью и имели длину около 11 вершков (48,9 см). В 1923 и 1924 годах были приняты инструкции для участковых и волостных милиционеров, на которых возлагались и обязанности по контролю дорог и дорожного движения. Тогда же в Москве появились первые светофоры, например на Страстной (ныне Пушкинской) площади были установлены два семафора с поворачивающими крыльями, которыми регулировщик управлял вручную, поворачивая крылья вокруг оси на 90 градусов. В 30-х годах устанавливались светофоры с циферблатами наподобие часов, поделенными на красные и зеленые сектора. В дальнейшем ввиду плохой различимости стрелки эти конструкции были заменены более привычными нам. Первые такие семафоры (мачтовый и висячий) установили в 1932 году в Москве на пересечении Кузнецкого моста с улицами Неглинной и Петровкой.

С ростом количества транспорта увеличивалось и применение дорожных знаков и дорожной разметки. В 1926 году Международная система дорожных знаков пополнилась еще двумя - «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна». В СССР в 1926 году впервые разработали и ввели в действие ТУ на дорожные сигнальные знаки.

В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения, а менее чем через три года при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы возникла отдельная структура — ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.

В 1931 году в Женеве при участии представителей Советского Союза прошла международная конференция, на которой приняли единую европейскую систему дорожных знаков, основанную преимущественно на символах. Было разработано и утверждено 26 знаков, классифицированных по трем группам — указательные, предупреждающие и предписывающие.

До принятия в 1940 году единых для всего союза Правил Дорожного Движения каждый регион и город разрабатывал и утверждал свои ПДД, теперь они создавались на базе общих. В 1957 году были выпущены новые типовые ПДД, из которых были исключены многие неоправданные ограничения. На основе этого документа в 1957-1959 году разрабатывались и вводились республиканские правила.

Важно отметить, что даже в годы Великой Отечественной Войны работы в направлении безопасности дорожного движения не прекращались, например в 1944 году в Москве приняли новые ПДД, повысившие требования к водителям и пешеходам, а 30 марта 1945 года появились акты, регламентирующие требования к внешнему виду автомобилей в г. Москва.

В 60-е годы проводилась работа по стандартизации для всей территории страны бланков водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта, принятию единых правил регистрации и учёта транспорта, проведения технических осмотров и методов учёта ДТП.

Важным шагом в мировой безопасности дорожного движения стало принятие «Конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах» на международной конференции в Женеве в 1949 году, на основе которых все страны разрабатывают свои ПДД. В 1959 году к ним присоединился и Советский Союз, выпустив на их базе в 1961 году единые «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», пересмотренные и переутверженные в 1965 году. До принятия 1 января 1973 года ГОСТ 10807-71 у нас действовала утвержденная протоколом система дорожных знаков.

В 1963 году Советом Министров РСФСР были введены номерные знаки для тракторов, самоходных шасси и тракторных прицепов, повысившее ответственность трактористов-машинистов за соблюдение правил дорожного движения и состояние техники.

В 1967 году было запрещено ездить на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.

Начиная с 1968 года в рамках борьбы за понижения количества ДТП было введено повсеместное изучение ПДД в общеобразовательных школах и профтехучилищах, с 1971 года такие занятия начали проводить в старших группах дошкольных учреждений, а в дальнейшем в рамках борьбы за БДД и снижение травматизма среди детей в повсеместную практику вошли различные слеты, совещания и семинары для юных участников дорожного движения. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при ВНИИ МООП и МВД СССР, введена в Москве первая ЭВМ для регулирования движения одновременно на семи перекрестках.

Самым важным событием в истории ПДД стало принятие участниками конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 года в Вене «Конвенции о дорожном движении», подписанной представителями 68 стран мира, в том числе СССР. Данный документ действует и в настоящее время, хоть и претерпел некоторые изменения и дополнения. В соответствии с конвенцией в 1973 году в СССР были выпущены новые ПДД. Конечно, со временем, с ростом количества и появлением новых моделей транспорта, с принятием Комиссией Совета экономической взаимопомощи по сотрудничеству в области транспорта и Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН новых рекомендаций в Правила вносились изменения — в 1975, 1976, 1979 годах, в связи с появлением новых ГОСТов 1 июня 1980 года была принята новая редакция с изменениями 1984 года, которую впоследствии сменили Правила 1987 года. Эти документы изменили раздел дорожных знаков, требования к техническому состоянию эксплуатируемых транспортных средств, порядок использования проезжей части, поведения водителей при ДТП, применение противотуманных фар, ввели ограничение скорости движения в городах - 60 км/ч, а на дорогах страны - 90 км/ч для легковых автомобилей и 70 км/ч для грузовых автомобилей, ввели предписание об обязательном применении ремней безопасности и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями, регламентировали порядок движения транспорта со специальными световыми и звуковыми сигналами.

В 1994 году Российская Федерация присоединилась к «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».

В переходный для страны период 1990-2000 годов работа над безопасностью дорожного движения также велась высокими темпами. Были изменены порядок регистрации транспортных средств и приема экзаменов, в том числе сдача практической части экзамена в два этапа — площадка и город, введены новые паспорта транспортных средств, свидетельства об их регистрации и номерные знаки, новые водительские удостоверения.

В 2003 году в России впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Серьезным шагом в борьбе с нарушениями ПДД стало принятие в России в 2008 году положений, позволяющих применять средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, для привлечения владельцев транспортных средств к ответственности и создание центров обработки данных фотовидеофиксации нарушений (ЦАФАП).

Последние годы работа по совершенствованию правил дорожного движения идет огромным темпами: принято более двухсот нормативных правовых актов, ужесточается наказание за нарушения ПДД, связанные с состояниями алкогольного и наркотического опьянения, совершенствуется процесс приема экзаменов на право пользования транспортом.

ТЕМА № 1: «Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров»

Занятие №1: Значение правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в правилах. Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся  с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к ДТП. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Учебные цели:

- изучить обязанности участников дорожного движения.

- изучить основные понятия и термины, содержащиеся в правилах.

- изучить порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.

- изучить права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся  с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

- изучить обязанности водителей, причастных к ДТП.

- изучить обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Воспитательные цели:

- совершенствовать профессиональные качества и навыки водителя.

Общие организационно-методические указания по проведению занятия.

Занятие провести в специализированном классе по правилам дорожного движения продолжительностью - 2 часа.

Метод проведения занятия.

- групповое.

К проведению занятия привлечь одного преподавателя.

В ходе группового занятия изучить теоретические положения «Правил дорожного движения». Учебный материал излагать простым, ясным языком по вопросам изучаемой темы. Основные положения изучаемого материала дать под запись или выделить в прилагаемой учебной литературе.

Контроль усвоения пройденного материала осуществлять методами устного опроса, проведения летучек и завершить изучение темы проведением контрольной работы.

В результате проведения занятий студенты должны:

Иметь представление:

О значении правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения.

Знать:

Основные понятия и термины, содержащиеся в правилах. Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся  с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к ДТП. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Главным в изучении материала считать:

- Основные понятия и термины, содержащиеся в правилах. Обязанности участников дорожного движения.

- Какие документы водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции.

- Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся  с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

- Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к ДТП. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание учебных вопросов.

Занятие №1:

  1. Значение правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в правилах. Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.
  2. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся  с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
  3. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к ДТП. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Методы

 применения технических средств обучения, использования материального

 обеспечения занятия.

Устное изложение учебного материала сопровождать:

- показом слайдов и учебных материалов с использованием мультимедийной аппаратуры.

- использованием плакатов и других учебных пособий.

При подготовке занятия использовать литературу.

  1. Правила дорожного движения 2016 год.
  2. Пособие « Комментарии к правилам дорожного движения» 2016 год.

Порядок подведения итогов занятия, содержание конкретных заданий на самостоятельную подготовку.

Итоги подводятся в конце каждого занятия (5-7) минут. При проведении итогов дать оценку активности курсантов, степени усвоения учебного материала, отметить лучших.

Задание на самоподготовку.

- изучить разделы «Правил дорожного движения» - раздел 1-5.

-  изучить разделы «Комментарии к правилам дорожного движения» - стр.3-45.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Занятие №1.

1-й учебный вопрос.  Значение правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в правилах. Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Данный пункт ПДД в основном адресован государственным органам, которые вправе утверждать соответствующие инструкции и нормы.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:“Автомагистраль”дорога, обозначенная знаком 5.1"Автомагистраль" http://www.prav-net.ru/img/00078.gif и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автомагистраль - особая дорога, отличается от обычной наличием разделительной полосы между отдельными проезжими частями, предназначенными для движения в каждом направлении, отсутствием перекрестков и т.д. Так как на автомагистралях применены особые меры безопасности на них разрешено движение со скоростью до 110 км/ч и установлен особый порядок движения. Особенности движения по автомагистралям рассматриваются в разделе «Движение по автомагистралям»

“Автопоезд”

механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Термин определяет группу транспортных средств, состоящую из одного головного, выполняющего функцию тягача, и присоединенных к нему одного или нескольких прицепов. В ПДД такая группа рассматривается как единое целое транспортное средство, в связи с этим на автопоезд не распространяются ограничения связанные с буксировкой и описанные в разделе «Буксировка механических транспортных средств».

“Велосипед”

транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Основной отличительный признак велосипеда - отсутствие двигателя. Следует сказать, что мопеды и модные в последнее время особенно у молодежи "скутеры" в контексте ПДД приравниваются к велосипедам несмотря на наличие на них двигателя. К этим транспортным средствам применяются дополнительные требования, описанные в разделе «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных»

“Водитель”

лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Термин «водитель» означает лицо, осуществляющее управление любым транспортным средством (механическим или немеханическим). При этом не имеет значения, есть ли у него право управления транспортными средствами или оно отсутствует.

Погонщики вьючных, верховых животных или стада приравнены к водителям. Поэтому во всех случаях, когда в Правилах упоминается о водителях, имеются в виду все эти лица, если не оговорено особо. Например, требование пункта 2.8 Правил, запрещающее выполнять функции водителя в состоянии опьянения, касается всех без исключения водителей. Однако, к таким водителям предъявляются дополнительные требования, которые содержатся в разделе 24 ПДД.

С учетом повышенной ответственности обучающего вождению, Правила эту категорию участников движения приравнивают к водителям. Это означает, что в процессе обучения данное лицо несет ответственность наравне с обучаемым, который непосредственно управляет транспортным средством. Требования к обучаемому и учебному автомобилю изложены в разделе «Учебная езда»

“Вынужденная остановка”

прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности,

создаваемой перевозимым грузом,

состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Термин описывает ситуацию, когда водитель желает продолжить движение, но по объективным причинам не имеет такой возможности. Вынужденной остановкой не считается остановка перед светофором на запрещающий сигнал, по сигналу регулировщика или в связи с затором, возникшим в процессе движения, а также в других случаях, когда водитель выполняет требование «уступить дорогу».

“Главная дорога”дорога, обозначенная знаками 2.1http://www.prav-net.ru/img/00074.gif , знаками 2.3.1 "Пересечение со второстепенной дорогой"http://ppdd.ru/images/zn/zn2_3_1.gif, http://ppdd.ru/images/zn/zn2_3_2.gifhttp://ppdd.ru/images/zn/zn2_3_3.gif- 2.3.4 "Примыкание второстепенной дороги"http://ppdd.ru/images/zn/zn2_3_4.gif, 2.3.5 http://ppdd.ru/images/zn/zn2_3_5.gif,http://ppdd.ru/images/zn/zn2_3_6.gif - 2.3.7http://ppdd.ru/images/zn/zn2_3_7.gif или 5.1http://www.prav-net.ru/img/00078.gif ,

по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемойВ ПДД термины «главная» и «второстепенная» дорога используются для определения очередности проезда неравнозначных перекрестков, описанный в разделе "Проезд перекрестков" и не имеют отношения к классификации дорог. Дорога может быть главной или второстепенной не сама по себе, а только по отношению к другой дороге. Обратите внимание: качество покрытия не имеет значения, существенно именно наличие или отсутствие такового. небольшие участки с покрытием на второстепенной дороге не делают второстепенную дорогу главной. В случае если отсутствуют указанные дорожные знаки и определить наличие покрытия невозможно, предполагают, что находятся на второстепенной дороге.

«Дневные ходовые огни»внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.Появление данного определения связано с новым требованием правил от 2010 г. двигаться в любое время суток с включенными световыми приборами.

“Дорога”-обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных

средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Термин "дорога" охватывает не только специально построенные, но и приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки. Дорога как техническое сооружение в поперечном профиле состоит из целого ряда элементов, но далеко не все они применительно к Правилам объединяются термином "дорога". В определение "дорога" применительно к Правилам входят элементы, расположенные между внешними границами обочин или тротуаров.

“Дорожное движение”-совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Термин «дорожное движение» впервые был введен в обращение Конвенцией о дорожном движении 1949 г. В определении "дорожного движения" основной акцент делается на общественные отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов. Термин попал в ПДД из Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

“Дорожно-транспортное происшествие”событие, возникшее в процессе движения

 по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,

 повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию (ДТП) необходимо наличие как минимум трех условий:

            -транспортное средство должно двигаться по дороге

           - само событие должно быть связано с этим транспортным средством

          - последствия события должны соответствовать перечисленным в определении

С учетом определения «дорога» к ДТП не относятся события, возникшие в процессе движения вне дорог.

“Железнодорожный переезд”пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Согласно определения «дорога», железнодорожный переезд - это место, специально оборудованное для безопасного пересечения транспортными средствами железнодорожного полотна. Пересечения с трамвайными путями не относятся к железнодорожным переездам. Правила движения через железнодорожные переезды изложены в разделе «Движение через железнодорожные пути».

“Маршрутное транспортное средство”транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей (пассажиров) и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Исходя из определения, чтобы назвать некое транспортное средство маршрутным, должно соблюдаться три условия:

  1. транспортное средство предназначено для перевозки людей;
  2. двигается по установленному маршруту;
  3. на маршруте предусмотрены обозначенные места для его остановки.

Водители маршрутных транспортных средств помимо Правил должны руководствоваться также и иными нормативными актами, регламентирующими их действия с учетом специфики условий перевозки пассажиров.

“Механическое транспортное средство”транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Термин охватывает все транспортные средства, передвигающиеся с помощью двигателя, кроме мопедов и приравненных к ним других транспортных средств. На право управления механическими транспортными средствами необходимы соответствующие документы (водительское удостоверение и др.).

“Мопед”двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Главными отличительными чертами мопеда являются его относительно небольшие максимальная скорость и рабочий объем двигателя. С точки зрения требований Правил мопед приравнен к велосипеду, а водители мопедов несут ответственность наравне с водителями велосипедов и гужевых повозок. Дополнительные требования к водителям мопедов изложены в разделе 24 Правил дорожного движения.

“Мотоцикл”двух- или трехколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

К данной категории механических транспортных средств ПДД относят также и мотороллеры, которые отличаются от мотоциклов компоновкой основных узлов. К мотоциклам приравниваются и мотоколяски с передним управляемым колесом, мотоциклетным рулем и грузовой платформой (кузовом), предназначенной для перевозки небольших грузов. Боковым прицепом (коляской) к мотоциклу называется транспортное средство без собственного двигателя, предназначенное для перевозки людей и груза (или только груза), прикрепляемое сбоку к двухколесному мотоциклу и эксплуатируемое только непосредственно с ним. В некоторых случаях квадроциклы могут быть отнесены также к этому определению.

“Населенный пункт”застроенная территория, выезды на которую и выезды с которой обозначены знаками "Начало населенного пункта"5.23.1http://ppdd.ru/images/zn/zn5_23_1.gif, 5.23.2http://ppdd.ru/images/zn/zn5_23_2.gif, 5.25http://ppdd.ru/images/zn/zn5_25.gif , "Конец населенного пункта"5.24.1http://ppdd.ru/images/zn/zn5_24_1.gif, 5.24.2http://ppdd.ru/images/zn/zn5_24_2.gif, 5.26http://ppdd.ru/images/zn/zn5_26.gif .

Правила содержат определенные требования, которые действуют исключительно в населенных пунктах, например, связанные с порядком расположения на проезжей части (раздел 9), применением внешних световых приборов (раздел 19) и т.д. и т.д. Населенным пунктом является только территория, при въезде на которую и выезде установлены указанные в определении знаки.

“Недостаточная видимость”-видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки. Определение подразумевает ухудшение видимости дороги из-за метеорологических условий или при наступлении сумерек. Именно на расстоянии в 300 метров в описанных выше условиях водитель с нормальным зрением перестает различать пешехода в темной одежде.

«Обгон»-опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Определяющим фактором обгона является выезд на полосу (или сторону дороги) предназначенную для встречного движения, таким образом, опережение транспортных средств в пределах попутных полос обгоном не является.

“Обочина”элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 или 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

“Опасность для движения”ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Ограниченная видимость»-видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими, параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. Это определение грешит одним недостатком — не указано минимальное расстояние при котором видимость нужно считать ограниченной, но принимая во внимание неоднократно встречающиеся в правилах дорожного движения запреты, таковым можно считать 100 м.

«Опасный груз»-вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.На транспортных средствах, перевозящих опасный груз, спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки "Опасный груз"http://ppdd.ru/images/zn/zn8_19.gif. Кроме того, указанные транспортные средства должны быть оборудованы проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета. В зависимости от характеристик опасные вещества подразделяются на несколько классов.

«Опережение»-движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

“Организованная перевозка группы детей”специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Организованной перевозкой группы детей считается особая перевозка детей на автобусах или грузовых автомобилях с кузовом-фургоном, о чем говорится в пункте 22.6 Правил. На таких транспортных средствах должны быть установлены специальные опознавательные знаки "Перевозка детей".

“Организованная пешая колонна”обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

“Организованная транспортная колонна”-группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными

на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

“Остановка”-преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. Остановка - это прекращение движения по инициативе водителя, т.е. связанное с его желанием. Прекращение движения на запрещающий сигнал светофора, регулировщика, или из-за затора остановкой не является. Обратите внимание, что по определению остановка может продолжаться сколь угодно долго, если это связано с посадкой/высадкой пассажиров или погрузкой/разгрузкой ТС.

“Пассажир”лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо,

которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

“Перекресток”место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне,

ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорию. Перекресток может быть образован проезжими частями любой формы, пересекающимися и под различными углами. Важно только, чтобы эти пересечения находились в одном уровне. Таким образом, проезды под мостами, въезды в тоннели перекрестками не считаются. Также не считаются перекрестками выезды на дорогу со дворов и прилегающих территорий. Необходимость точно знать является дли данное пересечение перекрестком или нет необходимо знать по нескольким причинам: если это перекресток на него распространяют свое действия требования раздела ПДД "Проезд перекрестков"; многие знаки распространяют свое действие до ближайшего перекрестка в связи с чем, например, выезды со дворов не отменяют их действие.

“Перестроение”выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

“Пешеход”лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходами считают только тех людей, которые непосредственное принимает участие в процессе дорожного движения. Правила передвижения пешеходов по дорогам изложены в разделе "Обязанности пешеходов". При пешем передвижении группы людей, формируется организованная пешая колонна.

“Пешеходный переход”

участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1http://ppdd.ru/images/zn/zn5_19_1.gif, 5.19.2 http://ppdd.ru/images/zn/zn5_19_2.gifи (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1http://ppdd.ru/images/zn/zn5_19_1.gif и 5.19.2 http://ppdd.ru/images/zn/zn5_19_2.gif.

Знак 5.19.2http://ppdd.ru/images/zn/zn5_19_2.gif устанавливается справа по ходу движения. Он обозначает ближнюю границу пешеходного перехода. Знак 5.19.1http://ppdd.ru/images/zn/zn5_19_1.gif устанавливается на левой стороне дороги и обозначает дальнюю границу перехода.

“Полоса движения”-любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Полоса предназначена для движения в один ряд именно автомобилей. Мотоциклисты же могут двигаться по одной полосе в несколько рядов, соблюдая безопасный интервал. Если разметка отсутствует, водители должны считать полосой ширину проезжей части, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Более подробно что такое полоса и как определяется их количество на проезжей части рассматривается в "Конспектах по правилам дорожного движения" в главе "ПДД, общие положения, основные понятия и термины".

“Преимущество (приоритет)”право на первоочередное движение в намеченном направление по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие»неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.),не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство,

остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

“Прилегающая территория”-территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. Прилегающая территория расположена рядом с дорогой, но к проезжей части, к тротуарам и обочинам отношения не имеет. Водители, покидая прилегающую территорию, всегда должны уступить транспорту и пешеходам, движущимся по дороге, на которую они выезжают (п. 8.3 Правил).

“Прицеп”-транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

“Проезжая часть”элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

“Разделительная полоса”-элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.На рисунке изображена дорога, имеющая две проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой. Не следует путать разделительную полосу с линиями дорожной разметки. Двойная линия разметки 1.3, изображенная на рисунке, не разделяет дорогу на проезжие части. И снова отсылаем вас за более подробными пояснениями к главе "ПДД, общие положения основные понятия и термины" Конспектов по ПДД.

“Разрешенная максимальная масса”-масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием в качестве максимально допустимой.

За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимаете сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. Под снаряженным автомобилем следует понимать полностью заправленный топливом автомобиль с максимальными уровнями всех технических жидкостей, с запасным колесом, инструментом, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки. Величина разрешенной максимальной массы устанавливается как максимально допустимая и в течение эксплуатации не меняется. Не стоит путать ее с фактической массой, которая является реальной массой ТС в настоящий момент.

“Регулировщик”-лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении своих должностных обязанностей. Если на перекрестке движением управляет светофор либо регулировщик, водители обязаны руководствоваться только их сигналами, причем сигналы регулировщика имеют приоритет над сигналами светофора (п. 6.15 Правил).

“Стоянка”-преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

“Темное время суток”-промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. Стоянка, как и остановка - преднамеренное прекращение движения. Большинство учеников считают, что основное отличие остановки от стоянки заключается во времени неподвижного состояния транспортного средства, однако преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин тоже будет считаться остановкой, а не стоянкой, если оно связано с непрерывной посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой транспортного средства.

“Транспортное средство”-устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

“Тротуар”-элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

“Уступить дорогу (не создавать помех)”-требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Необходимость использования этих терминов возникает во всех местах, где траектории движения пересекаются или совмещаются (перекрестки, узкие участки дорог, пешеходные переходы и т.д.). Иными словами возникает конфликтная ситуация при установлении очередности движения. В случаях, когда траектории движения не пересекаются, не возникает и необходимости устанавливать очередность, т.е. нет необходимости уступать дорогу.

“Участник дорожного движения”-лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

В России, как и в большинстве других стран, принято правостороннее движение. Таким образом, на двухсторонних дорогах транспортные средства должны двигаться по правой стороне проезжей части.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответственно с действующим законодательством.

Лица, нарушившие Правила, могут быть подвергнуты административной, уголовной ответственности в зависимости от того, насколько серьезно нарушение и каковы его последствия.

Учебный вопрос №2: Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся  с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Общие обязанности водителей

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;
  • регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  • документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
  • в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
  • В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнем безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан: иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении; иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения*.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на со стояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

2.3.3. Предоставлять транспортное средство: сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством; медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание.
Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца. По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14http://ppdd.ru/images/zn/zn7_14.gif контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом — свистком. Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемешать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке — временного разрешения, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
  • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  • употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации; пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Учебный вопрос №3: Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к ДТП. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Применение специальных сигналов

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8—18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу. Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар. На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства. При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств). Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях: выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств; перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности; сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы. Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4http://ppdd.ru/images/zn/zn2_4.gif,http://ppdd.ru/images/zn/zn2_5.gif — 2.6http://ppdd.ru/images/zn/zn2_6.gif, 3.11http://ppdd.ru/images/zn/zn3_11.gif,http://ppdd.ru/images/zn/zn3_12.gif,http://ppdd.ru/images/zn/zn3_13.gif ,— 3.14http://ppdd.ru/images/zn/zn3_14.gif, 3.17.2http://ppdd.ru/images/zn/zn3_17_2.gif, 3.20http://www.prav-net.ru/img/00077.gif) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4—9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников милиции и иных лиц.

Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Обязанности пассажиров

5.1. Пассажиры обязаны: при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

5.2. Пассажирам запрещается: отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения; при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов; открывать двери транспортного средства во время его движения.

Преподаватель  ______________ А.А.Ларченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по Правилам Дорожного Движения

Внеклассное мероприятие по Правилам Дорожного Движения  «Пешеходы или водители?» (рекомендуется для проведения в 9-11 классах)...

Рабочая программа по Правилам дорожного движения

Рабочая программа по Правилам дорожного движения по специальности "Тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля с дополнительной специальностью "водитель категории "С" составлена в соответствии с...

Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"

Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных.  Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...

Положение о проведении конкурса – викторины по правилам дорожного движения.

1.     Цели и задачи Викторины:·       Вовлечение наибольшего числа обучающихся в изучение Правил дорожного движения;·...

ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ (ОРГАНИЗАТОР В АУДИТОРИИ) Нормативные правовые акты и основные понятия ГИА

ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ (ОРГАНИЗАТОР В АУДИТОРИИ)Норм...

Тема 1.1. Раздел 1. Химия. Общая и неорганическая химия. Тема урока: «Основные понятия и законы химии»

Содержание учебного материалаВещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительн...

№ 1 Основные понятия и термины микробиологии

№ 1 Основные понятия и термины микробиологии...