Статья "ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ"
статья
В статье рассматриваются различные подходы формирования профессиональной мотивации будущих железнодорожников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iro.doc | 38.5 КБ |
Презентация к статье | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Мячина О.Г., Мастер п/о
ГБПОУ "Уфимский политехнический колледж", г. Уфы
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Ключевые слова: формирование профессиональной мотивации, методологические приемы.
Аннотация: в статье рассматриваются различные подходы формирования профессиональной мотивации будущих железнодорожников.
Железнодорожный транспорт – отрасль, эксплуатирующая современные транспортные системы с повышенными условиями опасности труда. Для того чтобы подготовка высококвалифированного рабочего железнодорожного транспорта соответствовала современным требованиям профессионального стандарта, обучающийся должен овладеть теоретическими знаниями и умениями, должен быть хорошо готовым к практической деятельности. Однако анализ аварий, несчастных случаев наряду с причинами технического и социально-экономического характера говорит о том, что значительное место занимают причины, связанные с «человеческим фактором». В силу этого профессиональная образовательная организация, готовящая рабочих для железнодорожного транспорта, призвана обеспечить высокий личностный уровень овладения специальностью, что должно позитивно отразиться в формировании установки будущего специалиста на успешную профессиональную деятельность, ответственное отношение к ней, умение прогнозировать результаты своей деятельности.
Значительными возможностями в развитии профессиональной готовности будущих железнодорожников, а также в формировании ответственного отношения обучающихся к профессиональной деятельности в сфере железнодорожного транспорта является подготовка к практике на производстве.
Учебные и производственные практики являются практическими занятиями в процессе образовательного обучения и проводятся в специально оборудованных слесарных мастерских или на предприятиях железнодорожного транспорта. Подготовка к производственной практике на предприятиях железнодорожного транспорта начинается с экскурсии по цехам депо: сначала ремонтного, а потом эксплуатационного. С удовольствием ребята посещают Музей боевой славы локомотивного депо станции Дема. Большой воспитательный эффект дает проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности в локомотивном депо Дема. После просмотра учебных фильмов и кинофрагментов реальных дорожных происшествий в кабинете по ОТ и ТБ предприятия обычно проводится обсуждение проблемных ситуаций. Инструктажи на рабочих местах проводятся старшими мастерами уже в цехах.
Схема построения учебного занятия в слесарной мастерской такова, что в процессе проведения вводного инструктажа, когда выдается новая тема, выдается и задание с соответствующими теме практическими упражнениями, которые выполняются обучающимися самостоятельно, следуя указаниям инструкционной карты. На первом занятии им выдается задание, в котором указана тема реферата по производственной практике и вопросы учебной программы, которые обучающийся должен усвоить на производственной практике и составить по ним дневник практики. Это делается для систематизации и закрепления практического опыта, общих и профессиональных компетенций, определенных в качестве образовательных результатов в соответствии с ФГОС СПО. Доводя свои умения до нужного уровня, обучающиеся приобретают навыки выполнения определенных операций, а мастер производственного обучения, контролирует процесс выполнения упражнений во время целевых обходов рабочих мест обучающихся во время текущего инструктажа и наблюдает, каким образом происходит усвоение общих и профессиональных компетенций. Поэтому выполнение упражнений дает дополнительные рекомендации и корректирует работу обучающихся. Самостоятельное выполнение упражнений в учебных мастерских мы рассматриваем как предварительный этап формирования профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции будут формироваться у ребят в период прохождения производственной практики в локомотивном депо Дема и в эксплуатационном депо Дема. Речь идет о ПК 1.1 - проверка взаимодействия узлов локомотива и ПК 1.2 – производство монтажа, разборки, соединения и регулировки частей ремонтируемого объекта локомотива. На заключительном инструктаже подводятся итоги, оформляются записи в дневнике практики за текущий день, обучающиеся подписывают дневник у старшего мастера цеха. Таким образом проходят производственные практики на втором и третьем курсах. Основная эксплуатационная практика, которая составляет пять месяцев проходит на четвертом курсе, где будущие помощники машиниста локомотива едут в поездки дублерами с действующими бригадами, осваивая на стальных магистралях азы своей профессии.
От того, как будущий специалист «будет проявлять инициативу, решать поставленные нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, зависит его профессиональный рост» [1], а его подготовка будет соответствовать современным требованиям профессионального стандарта.
Литература
1. Котельникова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании: Учебное пособие. _ Уфа ИРО РБ, 2014. -112, с.4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной и производственной практики
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы...
ПМ 04.Транспортировка грузов и перевозка пассажиров. Примерная рабочая программа учебной и производственной практики.
Примерная рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начальног...
Рабочая программа учебной и производственной практики 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"
Программа учебной и производственной практики разработана на основе обязательной части Федерального государственного образовательного стандарта СПО – программы подготовки квалифицированных рабоч...
Формирование будущего квалифицированного специалиста в ходе производственных практик
Организации среднего профессионального образования имеют большие возможности для подготовки квалифицированных, практико-ориентированных специалистов , обладающих высокой профессиональ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПП.01. ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа производственной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 23.02.03...
22. 01 2018 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»
Федотова Светлана НиколаевнаГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникумим. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка. 22. 01 2018 «СОВРЕМЕНН...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной и производственной практики (производственного обучения) по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Рабочая программа учебной и производственной практики (производственного обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования...