Статья "ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ"
статья

Мячина Ольга Геннадьевна

В статье рассматриваются различные подходы формирования профессиональной мотивации будущих железнодорожников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iro.doc38.5 КБ
Файл Презентация к статье2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Мячина О.Г., Мастер п/о

ГБПОУ "Уфимский политехнический колледж", г. Уфы

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В  ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: формирование профессиональной мотивации,  методологические приемы.

Аннотация: в статье рассматриваются различные подходы формирования профессиональной мотивации будущих железнодорожников.

Железнодорожный транспорт – отрасль, эксплуатирующая современные транспортные системы с повышенными условиями опасности труда. Для того чтобы подготовка высококвалифированного рабочего железнодорожного транспорта соответствовала современным требованиям профессионального стандарта, обучающийся должен овладеть теоретическими знаниями и умениями, должен быть хорошо готовым к практической деятельности. Однако анализ аварий, несчастных случаев наряду с причинами технического и социально-экономического характера говорит о том, что значительное место занимают причины, связанные с «человеческим фактором». В силу этого профессиональная образовательная организация, готовящая рабочих для железнодорожного транспорта, призвана обеспечить высокий личностный уровень овладения специальностью, что должно позитивно отразиться в формировании установки будущего специалиста на успешную профессиональную деятельность, ответственное отношение к ней, умение прогнозировать результаты своей деятельности.

Значительными возможностями в развитии профессиональной готовности будущих железнодорожников, а также в формировании ответственного отношения обучающихся к профессиональной деятельности в сфере железнодорожного транспорта является подготовка к практике на производстве.

Учебные и производственные практики являются практическими занятиями в процессе образовательного обучения  и проводятся в специально оборудованных слесарных мастерских или на предприятиях железнодорожного транспорта. Подготовка к производственной  практике на предприятиях железнодорожного транспорта начинается с экскурсии по цехам депо: сначала ремонтного, а потом эксплуатационного. С удовольствием ребята посещают Музей боевой славы локомотивного депо станции Дема.  Большой воспитательный эффект дает проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности в локомотивном депо Дема. После просмотра  учебных фильмов и кинофрагментов реальных дорожных происшествий в кабинете по ОТ и ТБ предприятия обычно проводится обсуждение проблемных ситуаций. Инструктажи на рабочих местах проводятся   старшими  мастерами уже в цехах.

Схема построения учебного занятия в слесарной мастерской такова, что в процессе проведения вводного инструктажа, когда выдается новая тема, выдается и задание с соответствующими теме практическими упражнениями, которые выполняются обучающимися самостоятельно, следуя указаниям инструкционной карты. На первом занятии им выдается задание, в котором указана тема реферата по производственной практике и вопросы учебной программы, которые обучающийся должен усвоить на производственной практике и составить по ним дневник практики. Это делается для  систематизации и закрепления практического опыта, общих и профессиональных компетенций, определенных в качестве образовательных результатов в соответствии с ФГОС СПО. Доводя свои умения до нужного уровня, обучающиеся приобретают навыки выполнения определенных операций, а мастер производственного обучения, контролирует процесс выполнения упражнений во время целевых обходов рабочих мест обучающихся во время текущего инструктажа и наблюдает, каким образом происходит усвоение общих и профессиональных компетенций. Поэтому выполнение упражнений дает дополнительные рекомендации и корректирует работу обучающихся. Самостоятельное выполнение  упражнений в учебных мастерских мы рассматриваем  как предварительный этап формирования профессиональных компетенций.  Профессиональные  компетенции будут формироваться у ребят  в период прохождения  производственной практики  в    локомотивном  депо Дема и  в эксплуатационном депо Дема. Речь идет о  ПК 1.1 -  проверка взаимодействия узлов локомотива и ПК 1.2 – производство  монтажа, разборки, соединения и регулировки частей ремонтируемого объекта локомотива.  На заключительном инструктаже подводятся итоги,  оформляются записи  в дневнике практики за текущий день, обучающиеся  подписывают дневник у старшего мастера цеха. Таким образом проходят производственные практики на втором и третьем курсах. Основная эксплуатационная практика, которая составляет пять месяцев проходит на четвертом курсе, где будущие помощники машиниста локомотива едут в поездки дублерами с действующими бригадами, осваивая на стальных магистралях азы своей  профессии.

От того, как будущий специалист «будет проявлять инициативу, решать поставленные нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, зависит его профессиональный рост» [1], а его подготовка будет соответствовать современным требованиям профессионального стандарта.

Литература

1. Котельникова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании: Учебное пособие. _ Уфа ИРО РБ, 2014. -112, с.4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной и производственной практики

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы...

ПМ 04.Транспортировка грузов и перевозка пассажиров. Примерная рабочая программа учебной и производственной практики.

Примерная рабочая программа   учебной и производственной практики по профессиональному модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начальног...

Рабочая программа учебной и производственной практики 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"

Программа учебной и производственной практики  разработана на основе обязательной части Федерального государственного образовательного стандарта СПО – программы подготовки квалифицированных рабоч...

Формирование будущего квалифицированного специалиста в ходе производственных практик

Организации среднего профессионального образования имеют большие возможности для подготовки квалифицированных,  практико-ориентированных  специалистов , обладающих высокой профессиональ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПП.01. ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа производственной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 23.02.03...

22. 01 2018 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»

Федотова Светлана НиколаевнаГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникумим. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка. 22. 01 2018 «СОВРЕМЕНН...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной и производственной практики (производственного обучения) по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Рабочая программа учебной и производственной практики (производственного обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования...