Формирование будущего квалифицированного специалиста в ходе производственных практик
статья на тему
Организации среднего профессионального образования имеют большие возможности для подготовки квалифицированных, практико-ориентированных специалистов , обладающих высокой профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями, способных к освоению и совершенствованию новых видов профессиональной деятельности в условиях непрерывно модернизируемого высокотехнологического производства.
Всё это достигается за счёт умения мастеров производственного обучения находить и применять новые, оригинальные решения, разнообразные формы и методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование будущего квалифицированного
специалиста в ходе производственных практик.
В связи с переменами, произошедшими в системе образования за последние годы, введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) перед образовательными организациями встают новые задачи, одной из основных является подготовка работника высокой квалификации, конкурентоспособного, готового к полноценной профессиональной деятельности и саморазвитию.
Для достижения данной цели должны приложить усилия все без исключения работники образовательной организации, но первоочередная роль в этом процессе отводится мастерам производственного обучения.
Организации среднего профессионального образования имеют большие возможности для подготовки квалифицированных, практико-ориентированных специалистов , обладающих высокой профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями, способных к освоению и совершенствованию новых видов профессиональной деятельности в условиях непрерывно модернизируемого высокотехнологического производства.
Всё это достигается за счёт умения мастеров производственного обучения находить и применять новые, оригинальные решения, разнообразные формы и методы обучения.
Основной задачей мастера является формирование не только профессиональных знаний и умений, специальных компетенций, но и готовность обучающихся к рационализаторству, творчеству как необходимым видам деятельности современного высококвалифицированного специалиста. Мастер, ориентированный на новации, создаёт специальные условия, способствующие развитию рационализаторских и творческих способностей в процессе практического обучения и эффективного взаимодействия социальными партнёрами.
Таким образом, модернизация профессионального образования требует активного поиска новых моделей обучения, направленных на совершенствование образовательного процесса и его интенсификацию, на подготовку будущих специалистов в условиях современной рыночной экономики.
Также следует отметить, что на современном рынке труда востребован рабочий высокой квалификации и владеющий элементами творческой деятельности. В образовательных организациях необходимо уделять достаточное внимание созданию благоприятных условий для развития творческого потенциала личности, обучающегося и формирования его профессиональной компетентности, профессиональной самостоятельности, мобильности, чему способствуют ФГОС нового поколения, в которых предъявляются более высокие требования к качеству подготовки будущих специалистов , профессионально-педагогической компетентности педагогов профессионального обучения. Педагоги и мастера образовательной организации должны не только уметь проектировать учебный процесс, но и работать, эффективно взаимодействовать с социальными партнёрами. Не просто осуществлять методическое сопровождение процесса профессиональной подготовки, но уметь создавать творческую и исследовательскую образовательную среду.
Мастер производственного обучения является основным субъектом системы управления учебно- познавательной и учебно-воспитательной деятельности обучающихся в процессе практического обучения. Такой двойственный характер профессиональной деятельности заключается в обладании определёнными социально-психологическими качествами и творческом профессионализме. Мастеру необходимо уметь хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей, а также отлично знать технико-технологические и социально-экономические возможности и перспективы производственных отношений. Формирование опыта профессиональной деятельности можно выстроить следующим образом. В начале обучающемуся необходимо овладеть опытом учебно-познавательной деятельности, где возможно моделирование действие рабочего, освоения практико-ориентированных теоретических вопросов. Далее во время лабораторных и практических занятий спецдисциплин и учебной практики в мастерских образовательной организации формируется готовность к профессиональной деятельности путём моделирования условий, содержание реального производства с использованием активных форм обучения. В завершении формирование опыта профессиональной деятельности уже на производственной практике в условиях реального производства обучающиеся овладевают реальным опытом выполнения производственных работ.
Конечной целью является приобретение обучающимися опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики и на предприятии, что, в свою очередь, способствует более эффективному взаимодействию всех сторон образовательного процесса - мастера преподавателя, работодателя, и, следовательно, повышению качества подготовки обучающегося - будущего специалиста .
Производственное обучение строится обучения в соответствии с комплексной системой. Основными задачами учебного процесса выступают формирования, закрепления и совершенствование знаний, умений и навыков по приобретаемой профессии. Более тесное взаимодействие образовательных организаций социальными партнёрами способствует повышению уровня профессиональной подготовки обучающихся воспитанию у них устойчивого интереса, ответственности за результаты своей работой, умение работать в коллективе.
Таким образом, можно отметить, что ориентированность ФГОС на формирование опыта профессиональной деятельности при взаимодействии педагогов образовательной организации, мастеров производственного обучения и социальных партнёров в определённой степени способствует преодолению несоответствия качества подготовки будущего специалиста среднего профессионального образования требованиям современного рынка труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»
Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...
ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированность, которая ярко выражена в новых стандартах.Для реализации практикоориентированного подхода и формирования компетенций,...
ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
О роли современных учреждений СПО в работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...
Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов
В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональны...
Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами остро встала и в ...
СООБЩЕНИЕ тема: Практика использования мультимедийных средств при обучении специалистов СПО
Сообщение на Методической комиссии: «Страховое дело», «Операционная деятельности в логистике», «ДОУ и архивоведение» ...
«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»
Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...