22. 01 2018 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»
статья на тему
Федотова Светлана Николаевна
ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум
им. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка.
22. 01 2018 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»
Знать необходимо не за тем, чтоб только знать,
но для того, чтоб научиться делать
М. Горький
В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» (1, с 3)
Хотелось бы отметить, что эта задача является новой и крайне сложной для российского профессионального образования. Сложившаяся в России система мониторинга рынка труда сферы труда и занятости населения ориентирована на сглаживание последствий дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, но не на устранение причин диспропорций на рынке труда за счет согласования структуры профессиональной подготовки и перспективной потребности экономики. (2, с. 5)
Преподаватели и мастера производственного обучения «Рузаевского железнодорожно - промышленного техникума имени А.П. Байкузова» работают над внедрением современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Конечно же, с этим связана задача проектирования гибких (модульных) образовательных программ, результатами освоения которых являются востребованные на рынке труда компетенции выпускников, которая не может быть успешно решена без прогнозирования и систематического мониторинга требуемого работодателями качества квалификаций рабочих и специалистов.
Так как при реализации данного направления, на мой взгляд, основной проблемой выступает отсутствие единых методик и инструментария (анкет, инструкций к проведению экспертных интервью, опросников), позволяющих не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам системы образования на краткосрочную перспективу, но и проектировать образовательные программы на их основе, то для анализа качества подготовки кадров по ТОП-50, в нашем техникуме, используются такие качественные показатели как: участие работодателей в организации учебных и производственных практик (индустриальных партнеров); высокая степень оснащенности базы учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования; фактически достигнутый высокий уровень квалификации преподавателей и качества методического потенциала, в том числе наличие экспертов владеющих технологиями оценки квалификаций по методике Ворлдскиллс; территориальная доступность предприятий в качестве мест стажировок по реализуемой специальности; фактически достигнутый высокий уровень дизайна и качества обучающей среды – наличие - электронной системы организации учебного процесса.
Последовательное внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, является одной из главных задач подготовки по ТОП-50, в Рузаевском железнодорожно-промышленном техникуме имени А.П. Байкузова, которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования. А использование дуальных элементов обучения всегда подразумевает сетевое сотрудничество и взаимодействие. Модель дуального обучения, сочетающая теоретическую подготовку на базе нашего техникума и практические занятия на рабочем месте ( в нашем случае на базе автошколы ), полностью ориентирована на производство, развивает институт наставничества и опирается на новые форматы партнерства, предполагающие совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.
В организации инновационного подхода к практическому обучению по специальности: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей не мало важную роль играет сетевое обучение. Сетевой урок - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем. (3, с.45)
Задачами сетевого обучения являются: подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда; повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по- приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами; внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс. В ходе сетевого обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. (4, с.24)
Кроме этого мне бы хотелось поделиться еще с некоторыми методиками, которые также нашли широкое применение в процесс организации учебных и производственных практик при реализации специальности СПО (ТОП - 50) в нашем техникуме.
Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов при проведении практического обучения: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.(4, с. 35)
Метод интерактивного обучения – пример работы в мини- группах ( 2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера производственного обучения меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок практического обучения должен удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пробуждается творческий интерес. (6, с. 36)
Для реализации мероприятий, связанных с внедрением современных технологий подготовки кадров в своей работе преподаватели и мастера производственного обучения используют следующую нормативную документацию: - методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования); - сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) и много другой справочно-нормативной документации и т.д.
В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WORLDSKILLS, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям WorldSkills – это надстройки к квалификациям массовой практики, а победа в конкурсе - это главная цель внедрения современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик в нашем учебном заведении.
Список литературы:
1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по ТОП – 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международным стандартом и передовыми технологиями.
2.Методическое сопровождение введения ФГОС по ТОП-50 в рамках реализации ДПП
«Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов»
3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».
4.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
5.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
6.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.
7.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федотова Светлана Николаевна
ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум
им. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка.
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»
Знать необходимо не за тем, чтоб только знать,
но для того, чтоб научиться делать
М. Горький
В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» (1, с 3)
Хотелось бы отметить, что эта задача является новой и крайне сложной для российского профессионального образования. Сложившаяся в России система мониторинга рынка труда сферы труда и занятости населения ориентирована на сглаживание последствий дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, но не на устранение причин диспропорций на рынке труда за счет согласования структуры профессиональной подготовки и перспективной потребности экономики. (2, с. 5)
Преподаватели и мастера производственного обучения «Рузаевского железнодорожно - промышленного техникума имени А.П. Байкузова» работают над внедрением современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Конечно же, с этим связана задача проектирования гибких (модульных) образовательных программ, результатами освоения которых являются востребованные на рынке труда компетенции выпускников, которая не может быть успешно решена без прогнозирования и систематического мониторинга требуемого работодателями качества квалификаций рабочих и специалистов.
Так как при реализации данного направления, на мой взгляд, основной проблемой выступает отсутствие единых методик и инструментария (анкет, инструкций к проведению экспертных интервью, опросников), позволяющих не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам системы образования на краткосрочную перспективу, но и проектировать образовательные программы на их основе, то для анализа качества подготовки кадров по ТОП-50, в нашем техникуме, используются такие качественные показатели как: участие работодателей в организации учебных и производственных практик (индустриальных партнеров); высокая степень оснащенности базы учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования; фактически достигнутый высокий уровень квалификации преподавателей и качества методического потенциала, в том числе наличие экспертов владеющих технологиями оценки квалификаций по методике Ворлдскиллс; территориальная доступность предприятий в качестве мест стажировок по реализуемой специальности; фактически достигнутый высокий уровень дизайна и качества обучающей среды – наличие − электронной системы организации учебного процесса.
Последовательное внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, является одной из главных задач подготовки по ТОП-50, в Рузаевском железнодорожно-промышленном техникуме имени А.П. Байкузова, которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования. А использование дуальных элементов обучения всегда подразумевает сетевое сотрудничество и взаимодействие. Модель дуального обучения, сочетающая теоретическую подготовку на базе нашего техникума и практические занятия на рабочем месте ( в нашем случае на базе автошколы ), полностью ориентирована на производство, развивает институт наставничества и опирается на новые форматы партнерства, предполагающие совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.
В организации инновационного подхода к практическому обучению по специальности: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей не мало важную роль играет сетевое обучение. Сетевой урок - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем. (3, с.45)
Задачами сетевого обучения являются: подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда; повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по− приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами; внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс. В ходе сетевого обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. (4, с.24)
Кроме этого мне бы хотелось поделиться еще с некоторыми методиками, которые также нашли широкое применение в процесс организации учебных и производственных практик при реализации специальности СПО (ТОП - 50) в нашем техникуме.
Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов при проведении практического обучения: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.(4, с. 35)
Метод интерактивного обучения – пример работы в мини- группах ( 2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера производственного обучения меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок практического обучения должен удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пробуждается творческий интерес. (6, с. 36)
Для реализации мероприятий, связанных с внедрением современных технологий подготовки кадров в своей работе преподаватели и мастера производственного обучения используют следующую нормативную документацию: - методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования); - сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) и много другой справочно-нормативной документации и т.д.
В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WORLDSKILLS, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям WorldSkills – это надстройки к квалификациям массовой практики, а победа в конкурсе - это главная цель внедрения современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик в нашем учебном заведении.
Список литературы:
1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по ТОП – 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международным стандартом и передовыми технологиями.
2.Методическое сопровождение введения ФГОС по ТОП-50 в рамках реализации ДПП
«Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов»
3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».
4.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
5.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
6.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.
7.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Внедрение в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса» ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям"
Данный проект создан с целью совершенствования системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена через формирование востребованных прикладных квалификаций. Для решен...
Методические рекомендации по организации и прохождению учебной и производственной практики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум» М...
Методические указания для обучающихся по организации и проведению учебной и производственной практик
Методические рекомендации для обучающихся по организации и проведению учебной и производственной практик составлены в соответствии с требованиями к результатам освоения программы подготовки ква...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК по профессиональному модулю ПМ.01 Моделирование швейных изделий для специальности среднего профессионального образования 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной и производственной практикпо профессиональному модулю ПМ.01 Моделирование швейных изделий для специальности среднего профессионального образования29.02.04 Конс...
Программа учебной и производственной практики по профессии 43.01.09 Повар,кондитер ПМ 01 Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента
Программа учебной и производственной практики является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер...
Конференция "Методическое и информационное сопровождение деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО"
Конференция "Методическое и информационное сопровождение деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО&qu...