Презентация к уроку на тему "Рынок транспортных услуг"
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей, основанный на действии рыночных законов и принципов. Рыночные отношения – это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.
Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки, среди них : - разделение труда; - обособленность производителей; - независимое от других ведение своей деятельности; - свобода предпринимательства.
Основные признаки рынка транспортных услуг в качестве экономической системы: 1. Система рынка состоит из элементов: производителей транспортных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государства (регулирование рынка) и др. 2. Элементы системы рынка взаимосвязаны и взаимозависимы, сложившаяся система связей находится в постоянном динамичном движении. Основные группы связей: материальные (поставки материальных ресурсов и техники); финансовые (операции с денежными ресурсами); коммерческие (продажа услуг); информационные (передача сведений, обмен данными). 3. Система рынка имеет сложную структуру – участники рынка качественно разнообразны. 4. Система рынка проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, самоорганизации, иерархичности, разнообразия, нестационарности .
В целом рынок транспортных услуг определяют как систему со встроенным организационным механизмом управления транспортной от раслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных услуг. Удовлетворение потребностей государства и общества в предоставляемых услугах регулируется посредством экономических инструментов.
Основная задача рынка транспортных услуг – распределение ограниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с наибольшей экономической эффективностью.
Структура рынка транспортных услуг: Отраслевая структура рынка отражает комплекс видов транспорта, взаимодействующих в экономике региона, страны. В региональной отраслевой структуре рынка выделяют автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта. По специализации выделяют – грузовой и пассажирский транспорт; по виду сообщения – транспорт, работающий в международном, междугородном, пригородном, городском сообщении; по принадлежности – ведомственный и общего пользования, коммерческий и государственный .
Рыночная структура отражает конъюнктуру рынка – взаимоотношение элементов рынка – производителей транспортных услуг (подразделяются по масштабу производства, качеству обслуживания, уровню цен, доле рынка и т.д.) и клиентов (индивидуальные клиенты и предприятия).
Организационная структура отражает уровень управляемости и иерархию взаимоотношений участников рынка, в том числе государственное регулирование рынка транспортных услуг
Ассортиментная структура рынка отражает потребности и ожидание клиентуры. Выделяют основные услуги – перевозка грузов и пассажиров и дополнительные – услуги, сопровождающие и обеспечивающие перевозки.
Структурный анализ: 1. Оценка статистического потенциала рынка – характеристика числа и структуры клиентов, объёмов спроса, существенных факторов спроса, определение отраслевой и рыночной структур рынка.
2. Основа анализа динамического потенциала рынка – определение числа и структуры продавцов и производителей транспортных услуг с выделением групп посредников, их характеристика, выяснение вида зависимости устанавливаемого уровня взаимоотношений от нормы прибыли на рынке и количества клиентов.
3. Об общем уровне экономической активности крупных транспортных предприятий можно судить по степени концентрации продавцов транспортных услуг, определять которую следует через насыщенность рынка производителями и их мощность, возможность аккумулировать все виды ресурсов.
4. Общая активность и влияние конкуренции на конъюнктуру определяется количеством лидеров на рынке. Как правило – это признак наличия олигополии или монополии.
5. Уровень дифференциации услуг как показатель степени конкуренции дополняет количественные оценки структуры продавцов транспортных услуг.
6. Уровни вертикальной (государственные предприятия, отраслевые координационные структуры) и горизонтальной (отраслевое единство участников рынка) интеграции.
7. Финансовая (унификация налоговых систем, бюджетной классификации и др.) и экономическая (проведение согласованной федеральной и региональной транспортной политики) интеграция.
8. Диверсификация – распределение риска возможных потерь. Экономическая диверсификация – распространение активности крупных производителей услуг и видов транспорта за рамки основной деятельности (строительство домов, банковские услуги и др.). Диверсификация транспортных услуг повышает эффективность функционирования рынка.
Анализ рыночной ситуации позволяет оценить адекватность действий участников рынка, формирует базу для принятия решения на будущее. Прогнозированием изменения макроэкономических показателей рынка (всей экономики и отдельных отраслей) занимаются в основном государственных структуры. Планирование более важно для транспортных предприятий и представляет собой функцию управления предприятием, в наибольшей степени способствует установлению максимально возможной планомерности и пропорциональности , социально-экономического развития предприятий и отрасли в целом
Методы анализа, планирования и прогнозирования: Экономико-статистические – дисперсный факторный анализ, регрессионный; корреляционный; теория распознавания образов; экспертных оценок (на основе математической статистики). Моделирование экономических процессов – построение экономико-математических моделей и алгоритмов процессов и явлений; проведение расчётов по ним с целью получения новой информации о моделируемом объекте (моделирование производственных функций, экономического роста). Исследование операций – группа методов, позволяющих выполнять анализ целенаправленных действий и количественное обоснование решений (линейное, дискретное, динамическое, стохастическое программирование; теория игр; теория управления запасами; теория расписаний; сетевое планирование). Экономическая кибернетика – исследование и совершенствование экономических систем на основе общей теории кибернетики с помощью экономической теории, теории систем, теории управления, теории информации (разделы ЭК – теория экономических систем; теория экономической информации; теория систем управления в экономике).
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Сегмент рассматривается как совокупность группы потребителей, одинаково реагирующих на одни и те же предлагаемые автотранспортные услуги . Метод сегментации и есть средство осуществления дифференциации рынка автотранспортных услуг, где на основе изучения потребностей каждой группы потребителей, рынок автотранспортных услуг преобразуется в совокупность гетерогенных сегментов, для которых могут представляться соответствующие услуги автомобильного транспорта. Главная цель сегментации это ориентация гомогенных групп потребителей автотранспортных услуг на конкретный сегмент рынка .
В зависимости от вида услуг автомобильного транспорта выделяют сегментацию потребительских услуг и сегментацию услуг производственного назначения. К сегменту потребительских услуг относят услуги автомобильного транспорта, потребителями которых является население . К сегменту услуг автомобильного транспорта производственного назначения относят услуги, потребителями которых являются предприятия различных видов экономической деятельности независимо от формы собственности.
Планирование сегментации : - изучение потребностей в услугах автомобильного транспорта; - изучение характеристик потребителей услуг автомобильного транспорта; - анализ сходства и различий потребителей услуг автомобильного транспорта; - выбор сегмента рынка автотранспортных услуг; - определение места хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта в конкурентной среде.
Структурная привлекательность сегментов рынка автотранспортных услуг характеризуется следующими особенностями : - сегменты рынка автотранспортных услуг должны соответствовать спросу потребителей на эти услуги ; - сегменты рынка автотранспортных услуг должны быть различны; - сегменты рынка автотранспортных услуг должны быть достаточны по размеру, чтобы предоставляемые услуги покрывали расходы .
Контрольные вопросы 1. Назовите основные признаки рынка транспортных услуг. 2. Какие подсистемы взаимодействуют в структуре рынка транспортных услуг? 3. Какие этапы структурного анализа применяют для исследования рынка транспортных услуг? 4. Дайте понятия анализа, планирования и прогнозирования. 5. Какие виды планирования существуют в транспортных предприятиях? 6. Назовите методы анализа, планирования и прогнозирования. 7. В чём суть и особенности сегментации рынка транспортных услуг потребительского и производственного назначения? 8. Назовите основные функции конкуренции. 9. Что такое совершенная и несовершенная рыночная конкуренция? 10. Назовите особенности конкуренции на автомобильном транспорте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему "Рынок автотранспортных услуг"
Рынок автотранспортных услуг...
Презентация к уроку "Виды услуг индустрии гостеприимства" на примере отеля "Скандинавия"
Презентация к уроку "Виды услуг индустрии гостеприимства" на примере отеля "Скандинавия", раздел "Организация обслуживания в индустрии гостеприимства", дисциплина ...
Презентация к уроку на тему "Электронное правительство. Портал государственные услуги."
Презентация к учебному занятию. Представлена теоретическая часть и задания к практической работе для обучающихся....
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Состояние современного рынка парикмахерских услуг"
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Состояние современного рынка парикмахерских услуг" может быть использованы на занятиях в колледжах индустрии кра...
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Договор по оказанию парикмахерских (эстетических) услуг".
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Договор по оказанию парикмахерских (эстетических) услуг"....
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Алгоритм действий граждан при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)"
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему Алгоритм действий граждан при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)....