Статья преподавателя спецдисциплин Богданова Константина Николаевича, на тему: Сложность труда водителя.
статья на тему
Тема статьи: Сложность труда водителя.
Автор статьи: преподаватель ГБПОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж» Богданов Константин Николаевич
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте.
Одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_0.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема статьи: Сложность труда водителя.
Автор статьи: преподаватель ГБПОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж» Богданов Константин Николаевич
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте.
Одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей.
Существует ряд особенностей в организации труда водителей:
- основная работа водителей протекает вне предприятия, поэтому и ее результаты в значительной степени зависят от инициативы водителей;
- в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;
- работа водителей протекает на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;
- продолжительность рабочей смены водителей достигает во многих случаях 10-12 ч (при соблюдении месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);
- из двух видов нагрузок, действующих на человека в процессе труда (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.
Факторы, определяющие сложность труда водителя
1) Технические:
- тип транспортного средства;
- техническое состояние подвижного состава;
- грузоподъемность транспортного средства;
- полная масса автомобиля;
- динамические качества автомобиля;
- габариты транспортного средства;
- наличие прицепа.
2) Технологические:
- тип маршрута;
- способ доставки груза;
- наличие специального оборудования на автомобиле;
- способ производства погрузо-разгрузочных работ;
- класс груза;
- габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).
3) Организационные:
- стабильность маршрута;
- интенсивность движения;
- пассажиропоток;
- протяженность маршрута;
- частота остановочных пунктов;
- контроль за регулярностью движения;
- не прямолинейность маршрута;
- пропускная способность остановочного пункта;
- напряженность технико-эксплуатационных показателей;
- пересеченность маршрута;
- наличие спецполосы для движения автобуса;
- график доставки груза;
- перевозка в обратном направлении.
4) Дорожно-климатические:
- тип дорожного покрытия;
- состояние покрытия;
- природно-климатические;
- работа в карьерах, в горных условиях.
5) Экономические:
- формы и системы оплаты труда;
- организация труда;
- формы начисления и распределения заработной платы в бригаде;
- экономические результаты деятельности предприятий.
6) Социальные:
- квалификация;
- возраст водителя;
- стаж работы;
- режим труда;
- продолжительность рабочего дня;
- разрывной график работы;
- уровень трудовой дисциплины;
- совмещение обязанностей;
- современная инфраструктура АТП.
7) Эргономические:
- удобство расположения рычагов управления;
- наличие токсических веществ в кабине;
- уровень шума и вибрации;
- температура в кабине;
- вентиляция в кабине;
- запыленность;
- коэффициент обзорности;
- тепловая радиация;
- освещенность приборов;
- влажность воздуха;
- освещенность в кабине;
- размер кабины.
8) Организационно-технические:
- интенсивность движения;
- пропускная способность дороги;
- частота перекрестков со светофорным регулированием;
- разрешенная скорость на участках маршрута.
Выделенные факторы по характеру своего влияния являются пассивными (то есть не зависимыми от водителя и АТП) и активными. Соотношение их влияний предопределяет степень значимости воздействия сложности труда водителя на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельностью АТП. К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, к пассивным – технико-технологические, дорожно-климатические, организационно-технические. Все эти факторы непосредственно воздействуют и на эффективность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность движения, текучесть кадров и др.) Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий, отображение различных параметров системы водитель – автомобиль – среда движения; интеллектуальных – осмысливание полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией – с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных – сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем. Двухсменный график работы в известной мере нарушает обычный ритм труда и бодрствования. По данным А.И. Вейсмана сверхурочные часы работы - длительность смены до 12 часов, недостаточная продолжительность сна перед сменой у большинства водителей, крайне малые по времени перерывы для отдыха и обеда водителя сказываются на состоянии здоровья, работоспособности водителей и безопасности движения. В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, требующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.
В каждой профессии можно выделить наиболее важные психофизиологические свойства человека – оператора сложной системы, позволяющие безопасно и качественно выполнять требуемый объем работ.
Для водителя такими свойствами являются: зрительные ощущения, слуховые ощущения, ощущение равновесия (ускорений, вибраций), восприятие, память, мышление, оперативные качества, реакция, эмоциональное состояние.
Специфические условия работы водителя должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП. Также следует отметить, что сложность труда является одной из главных составляющих его оплаты. Большое значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ В СИСТЕМЕ СПО
В настоящее время огромную роль в жизни общества играет образование. Учреждения среднего профессионального образования, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, должны создав...
10.04.2017 Инновационная деятельность преподавателя спецдисциплин в современных условиях
Министерство образования Республики МордовияГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова »...
План самообразования преподавателя спецдисциплин
Необходимость повышения профессионального уровня преподавателя диктуется спецификой преподавательской деятельности, ее социальной ролью и реалиями и тенденциями непрерывного образования. Смысл с...
Методическое пособие по профессии преподавателя спецдисциплин Яковлевой Татьяны Михайловны
Теоретическая часть Кисели Провизия Яблоки кисло-сладкие5 шт Вода холодная5 стаканов Цедрас 1 лимона Сахар1/2 фунта Сок лимонный.1 чайн. ложка Корица кусочком1/2 золотника Картофельная...
Методическая разработка практической работы по МДК 04.02 Холодные сладкие блюда преподавателя спецдисциплин Яковлевой Татьяны Михайловны
Методическая разработка по теме Холодные сладкие блюда Преподавателя спецдисциплин СПб ГБПОУ Ижорский колледж Яковлевой Татьяны Михайловны Практическая работа Цель : Закрепление пройденног...
Анализ открытого бинарного занятия преподавателей ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова» Самородовой Татьяны Владимировны (преподаватель спецдисциплин) Жук Натальи Александровны (преподавателя спецдисциплин)
Особенности освещения обогатительных фабрик. Основные светотехнические величины....
Отзыв открытого бинарного занятия преподавателей ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова» Самородовой Татьяны Владимировны (преподаватель спецдисциплин) Жук Натальи Александровны (преподавателя спецдисциплин)
Особенности освещения обогатительных фабрик. Основные светотехнические величины....