ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ В СИСТЕМЕ СПО
статья по теме
В настоящее время огромную роль в жизни общества играет образование. Учреждения среднего профессионального образования, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, должны создавать условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентноспособных на рынке труда, творчески активных, способных к профессиональному росту, обладающих профессиональными компетенциями. В ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина в должности преподавателя специальных дисциплин я работаю с 1997 года. За прошедшие 18 лет накопила значительный опыт работы со студентами. Самой моей любимой частью учебного процесса являются практические занятия.Общение с студентами разных курсов, что позволяет успешно выполнять курсовое и дипломное проектирование. В настоящее время при проведении учебных занятий применяю – компетентностный подход , который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. Компетентность – владение знаниями, умениями, навыками, способов деятельности соответствующей специальности, включающей его личностное отношение к ней и сфере деятельности. Каждый студент выполняет задание в карандаше на формате или в тетради для практических работ. При таком подходе учебная деятельность приобретает практико-образовательный характер. Ведущей дидактической целью практических занятий считаю формирование профессиональных умений , необходимых в будущем в профессиональной деятельности. При разработке заданий для практических занятий учитываю, чтобы в совокупности по профессиональному модулю они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован данный модуль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_prakt_zan.docx | 32.27 КБ |
ef_podgot_zad_pr_zyanyatiy.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ В СИСТЕМЕ СПО
Киреева Р.В., преподаватель
ГБПОУ КО «Калужский коммунально –
строительный техникум» им. И.К. Ципулина
В настоящее время огромную роль в жизни общества играет образование. Учреждения среднего профессионального образования (СПО), согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, должны создавать условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентно способных на рынке труда, творчески активных, способных к профессиональному росту, обладающих профессиональными компетенциями.
Материал изложенный в статье , позволит помочь преподавателям, которые только приступают к преподавательской деятельности по профессиональным модулям строительных специальностей, свести к минимуму объем времени на подготовку к практическим занятиям самого преподавателя и организовать работу обучающихся на занятии так, чтобы поставленные цели занятия были достигнуты. Особенность материала в том что, он приближен к требованиям образовательного стандарта системы СПО и учитывает современные инновации.
В ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина в должности преподавателя специальных дисциплин я работаю с 1997 года. За прошедшие 18 лет накопила значительный опыт работы со студентами. Самой моей любимой частью учебного процесса являются практические занятия. Общение с студентами разных курсов, что позволяет успешно выполнять курсовое и дипломное проектирование.
В настоящее время при проведении учебных занятий применяю –
компетентностный подход , который становится особенно актуальным в
условиях модернизации образования. Компетентность – владение знания ми, умениями, навыками, способов деятельности соответствующей специальности, включающей его личностное отношение к ней и сфере деятельности. Каждый студент выполняет задание в карандаше на формате или в тетради для практических работ. При таком подходе учебная деятельность приобретает практико-образовательный характер. Ведущей дидактической целью практических занятий считаю формирование профессиональных умений , необходимых в будущем в профессиональной деятельности. При разработке заданий для практических занятий учитываю, чтобы в совокупности по профессиональному модулю они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован данный модуль. На практических занятиях студенты овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового и дипломного проектирования. Содержание заданий для практического занятия планирую с расчетом, чтобы за отведенное время , это два урока по 45 минут, они могли быть выполнены большинством студентов. Некоторые работы имеют объемное содержание, поэтому общее задание разбиваю на отдельные взаимосвязанные части, которые выполняются в рамках одного практического занятия. Практические занятия проводятся в специализированном кабинете. Кабинет оснащен мультимедийным проектором, стендами, макетами, учебной и методической литературой.
Я люблю свою работу , планирую её на конечный результат и поэтому к подготовке заданий для практических занятий подхожу продуманно и творчески.
При организации практических занятий по специальности 08.02.07«Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» по ПМ01МДК 01.01 Теме 1.1 «Заготовительное производство» группа второго курса разделена мною на 4 малых группы. Каждая малая группа работает по методу – работа в сотрудничестве, оценку по конечному результату малая группа получает одинаковую, отсюда мотивация самих студентов возрастает . Состав по списку в журнале, поэтому количество хорошо успевающих и не очень равноценно. На первом занятии столы расставлены так, чтобы каждая малая группа занималась отдельно, на каждую группу измерительный инструмент и набор различных деталей трубопроводов, фитингов и арматурных изделий. С этим набором деталей трубопроводов, фитингов и арматурных изделий студенты работают в течении нескольких практических занятий, в зависимости от темы занятия, определяя отличия деталей труб, фитингов и арматурных изделий по внешним признакам, изучая способы их соединения, составляя описания параметров, применяя измерительный инструмент.
Защита практической работы производится групповым методом внутри малой группы, которая совместно выполняла практическую работу на занятии. Вопросы к защите работы имеются в методических указаниях.
Выводы по занятию : Изучили все представленные детали, правильно применяли измерительный инструмент – штангенциркуль, металлическую линейку и рулетку, зарисовали детали в тетради и заполнили таблицу параметров, подробно ответили на вопросы к защите работы, оценки хорошо и отлично, троек нет.
В конце занятия прозвучали вопросы – А когда следующее занятие, так им понравилось это занятие.
При организации практических занятий по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений Тема 1.5 - Архитектура зданий , на которых формируются умения по проектированию жилых и общественных зданий, для каждого студента выдается индивидуальное задание. Для практической работы на тему «Определение состава , жилой и общей площади квартир жилого здания», заранее подготавливаю планировки типового этажа небольших зданий. Планировку типового этажа жилого здания каждому студенту необходимо приклеить на подготовленный формат А-3, с рамкой и основной надписью, выполненными студентами заранее дома.
Графическая часть задания заключается в написании названия плана этажа, прочерчивании координационных осей, указании необходимых размеров между ними и внутри каждого помещения, подсчету площади по каждому помещению и нанесении величины площади на план этажа. Фома типовой таблицы экспликации имеется в методических указаниях.
Текстовая часть задания заключается в составлении экспликации помещений этажа, требуется по возрастающей расположить квартиры, по каждой квартире назвать помещения по назначению, указать с плана площадь каждого, затем определить площадь жилую и общую каждой квартиры. За первые 40-45 минут занятия выполняется графическая часть задания, остальное время занятия отводится на выполнение текстовой - экспликации помещения. Время на вычерчивание плана типового этажа не тратится.
Выводы по занятию : координационные оси и размеры проставили все студенты, количество квартир и комнат определили все студенты, размеры по помещениям квартир проставили все студенты, но с моей помощью, таблицу экспликации в тетради для практических работ вычертили все студенты, но полностью заполнили 8 из 10 студентов.
В результате правильно подобранного задания для практического занятия студент успевает по времени на занятии выполнить задание, достигает поставленной преподавателем цели занятия, приобретает умения и навыки по проектированию, получает оценку за выполненное задание и доволен результатом так же как и преподаватель.
Материал изложенный в статье , позволит помочь преподавателям, которые только приступают к преподавательской деятельности по профессиональным модулям строительных специальностей, свести к минимуму объем времени на подготовку к практическим занятиям самого преподавателя и организовать работу обучающихся на занятии так, чтобы поставленные цели занятия были достигнуты. Особенность материала в том что, он приближен к требованиям образовательного стандарта системы СПО и учитывает современные инновации.
Литература
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288с.
2. Компетентность педагогов — страховка от профессионального застоя
И. Щербо, директор школы № 1071 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, Журнал «Директор школы», № 2, 2003.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования , утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.04.2010 г. № 354.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного о себе В ГБПОУ КО «Калужский коммунально- строительный техникум» имени И.К. Ципулина , в должности преподавателя специальных Дисциплин я начала работать с 1997 года и работаю по сей день. За прошедшие 18 лет накопила значительный опыт работы со студентами. Самой моей любимой частью учебного процесса являются практические занятия. Они предусмотрены в рамках освоения профессиональных модулей. ПМ 01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» и ПМ03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха » ПМ 01 «Участие в проектировании зданий и сооружений» В процессе работы происходит общение с студентами разных курсов, от второго до четвертого, в результате чего успешно выполняются курсовое и дипломное проектирование .
Практическое занятие как современный урок Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Только на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречий между освоенным и неосвоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика.
Каким требованиям должно соответствовать образовательное пространство современного урока Дидактические требования: 1. Чёткая сформулированная образовательная цель. 2. Оптимальное содержания урока. 3 Прогнозированный уровень усвоения студентами знаний. Выбор и применение наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля. Психологические требования: Определение содержания и структуры практического занятия в соответствии с принципами развивающего обучения. 2. Организация познавательной деятельности. 3. Организация деятельности мышления и воображения студентов в процессе формирования новых знаний и умений. 4. Организованность студентов на занятии, наличие тетради для практических работ, чертежных принадлежностей, миллиметровой бумаги для выполнения чертежей. При отсутствии формата , чертежи выполняются в тетради, которая имеет формат А-4.
Требования к технике проведения урока: 1. Практическое занятие должно быть эмоциональным, интересным. Темы и ритм практического занятия должен быть оптимальным, чтобы студенты затрачивали примерно одинаковое время на выполнение графических заданий и выполнение расчетов. 3. Полный контакт учителя и студентов. 4. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. 5. Смена видов деятельности Обеспечение активности каждого ученика. Требования к гигиене урока: 1. Температурный режим 2. Проветривание 3. Освещение 4. Предупреждение утомления 5. Чередование видов деятельности 6 . Правильная рабочая поза учащихся.
Подходы к организации современного урока усиление его социальной направленности, развитие коммуникативной культуры; практическая ориентированность ; направленность на развитие мышления, практических навыков; расширение коллективных форм работы; увеличение самостоятельной работы студентов, рефера - ты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность. В настоящее время при проведении учебных занятий применяю – компетентностный подход , который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования.
Компетентность – владение знаниями, умениями, навыками, способов деятельности соответствующей специальности, включающей его личностное отношение к ней и сфере деятельности. Я работаю в основном на специальности 270839. По специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» область профессиональной деятельности заключается в организации и проведения работ по монтажу, эксплуатации, реконструкции и проектированию внутренних сантехнических устройств и вентиляции. Для формирования умений по проектированию систем выполняются практические занятия, на которых студенты учатся располагать трубопроводы систем на плане этажа и подвала здания, обозначать элементы систем и санитарно-технические приборы, указывать необходимые размеры. Каждый студент выполняет задание в карандаше на формате или в тетради для практических работ.
При таком подходе учебная деятельность приобретает практико-образовательный характер. Направленность практических занятий Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. В процессе практического занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с Календарно-тематическим планом и Рабочей программой по дисциплине или модулю. Выполнение студентами практических занятий направлено на: обобщение , систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по теме занятия; • формирование умений по реализации профессиональной деятельности; • развитие навыков проектирования, конструирования; • выработку самостоятельности, ответственности, аккуратности, точности, творческой инициативы.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование профессиональных умений , необходимых в будущем в профессиональной деятельности. При разработке содержания практических занятий учитываю, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина. На практических занятиях специальных дисциплин студенты овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового и дипломного проектирования. Содержание заданий для практического занятия планирую с расчетом, чтобы за отведенное время , это два урока по 45 минут , они могли быть выполнены большинством студентов. Некоторые работы имеют объемное содержание, поэтому общее задание разбиваю на отдельные взаимосвязанные части,
которые выполняются в рамках одного практического занятия. Практические занятия проводятся в кабинете Отопления и производства работ . Кабинет оснащен мультимедийным проектором, стендами, макетами, учебной и методической литературой. Я люблю свою работу , планирую её на конечный результат и поэтому к подготовке заданий для практических занятий подхожу продуманно и творчески.
Примеры организации заданий для практических занятий на разных специальностях и курсах
ПМ 01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха МДК 01.01 Реализация технологических процессов монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Тема 1.1 - Заготовительное производство Курс 2 группа Ст 21 4 семестр
Практическое занятие № 1 Группа на подгруппы не делилась ввиду производственной необходимости, поэтому группу разделила на 4 бригады-подгруппы, применяя метод – работа в сотрудничестве. Оценку по конечному результату бригада получает одинаковую, отсюда мотивация самих студентов возрастает . Состав по списку в журнале, поэтому равноценный состав хорошо успевающих и не очень. На первом организаци - онном занятии провела инструктаж по технике безопасности , расставила столы, чтобы каждая бригада занималась отдельно от другой, для выполнения работы у каждого студента тетрадь формата А-4, измерительный инструмент и набор деталей различных деталей трубопроводов и фитингов.
Тема 1.1.3 - Технология соединения трубопроводов и воздуховодов Практическое занятие №1 Тема работы : Изучение резьбовых соединений стальных трубопроводов 1. В тетради для практических работ записать тему и цель работы. Подготовить таблицу для изучения резьбовых соединений по образцу №1. 2. Выбрать по внешним признакам из предложенных деталей трубопроводов и фитингов стальные. 3. Разделить на детали труб и фитинги. 4. Определить по внешним признакам название каждой детали трубопровода и фитинга и записать эти названия в таблицу 1.
5. С помощью измерительных инструментов: металлической линейки и штангенциркуля определить внутренние диаметры деталей трубопроводов и фитингов. Полученные результаты измерений записать в таблицу 1. 6. Используя разводной ключ, соединить детали труб и фитинги подходящие по диаметру. 7. Подготовиться к защите практической работы. Выполнить письменно в тетради для практической работы ответы на вопросы к защите работы. 8. Защитить практическую работу преподавателю. Защита производится групповым методом внутри малой группы которая совместно выполняла практическую работу на занятии.
Подготовленное рабочее место для малой группы студентов Методические рекомендации и измерительный инструмент Набор различных трубопроводов, фитингов и арматурных изделий Освоить штангенциркуль, это непросто.
Вопросы к защите работы : 1. Почему применяются в системах водоснабжения и отопления резьбовые соединения трубопроводов ? 2. По какому диаметру составлен сортамент на стальные трубы? 3. Для чего применяется штангенциркуль? Какие замеры им выполняются ? 4. Назначение фитингов? 5. Какой вид резьбы применяется для выполнения резьбовых соединений трубопроводов в системах водоснабжения и отопления ? 6. Назовите основные параметры резьбы. 7. Перечислите стандартные детали трубопроводов, чем они отличаются ? 8. Что означает «труба оцинкованная» в сортаменте ? 9. Угол наклона зубьев трубной резьбы ? 10. В каких случаях применяется на одном фитинге правая и левая резьба ?
Выводы по занятию : Успели рассмотреть все представленные детали; Применить измерительный инструмент – штангенциркули, металлические линейки и рулетки; Зарисовать детали в тетради и заполнить данные в таблицу; Подробно ответить письменно в тетради на вопросы к защите работы. Оценки хорошо и отлично, троек нет. В конце занятия прозвучали вопросы – А когда следующее занятие так им понравилось это.
ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений Тема 1.5 - Архитектура зданий Курс 2 группа С 21 4 семестр
Тема 20 - Понятие о проектировании жилых и общественных зданий Практическая работа №10 Тема работы : Определение состава , жилой и общей площади квартир жилого здания. Полученную планировку типового этажа жилого здания приклеить на формат А-3 . * Домашним заданием к ПЗ было задано – подготовить на формате рамку и основную надпись.
На формате написать название плана, слева и справа координационные оси и проставить необходимые размеры . 3. В тетради вычертить таблицу – Экспликации помещений, МР стр.7. 4. По плану этажа определить количество квартир на этаже, определить состав квартир, по каждому помещению проставить размеры для определения жилой и общей площади. Исходное задание 5 . По возрастающей расположить квартиры в экспликации, помещения по каждой квартире с учетом балкона, площадь по каждому помещению и определить жилую и общую площадь каждой квартиры.
Выводы по занятию : Координационные оси и размеры проставили все студенты; Количество квартир и комнат определили все студенты; Размеры по помещениям квартир проставили все студенты, но с моей помощью; На плане было две одинаковых 2-х комнатных и одна однокомнатная квартира, таблицу экспликации в тетради для практических работ вычертили все студенты, но полностью на две квартиры заполнили 8 из 10. Выполненный чертеж.
ПМ 01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха МДК 01.02 Контроль соответствия качества монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Тема 1.4 – Монтажное проектирование Курс 4 группа Ст 41 7 семестр
Тема 1.2 – Монтажное проектирование систем водоснабжения и водоотведения Практическая работа № 1 Тема работы : Составление строительного чертежа санитарно-технической кабины. Работа состоит из двух занятий На первом студенты выполняют строительный чертеж санитарно-технической кабины, на втором – расставляют на выполненном чертеже стояки систем К1, В1,Т3,Т4. В тетради записываем дату проведения занятия, тему и цель, кратко ход занятия. Каждому студенту выдается схема раздельной и совмещенной санитарно-технической кабины, которую каждый вклеивает в тетрадь. На формате А3 в масштабе 1:20 выполняется строительный чертеж плана и разреза раздельной и совмещенной санитарно-технической кабины с указанием строительных размеров.
Каждому студенту на втором занятии выдается схема возможного расположения стояков систем К1, В1,Т3,Т4. Сначала мы рассматриваем расположение стояков системы К1 , заштриховываем серым цветом, затем расположение В1 , заштриховываем синим цветом , затем Т3-Т4 заштриховываем красным цветом. Элемент игры выполняют с большим старанием и интересом . Выполнение задания постоянно под контролем преподавателя, объяснение возможных ошибок и неточностей. Обстановка на занятии доброжелательная.
Выводы по занятию : С заданием справились все студенты, оценки «хорошо» и «отлично». Цель занятия достигнута . Занятие подходит к концу – можно поделиться впечатлениями об оценке результата. При планировании задания должны быть использованы возможности макетов кабинета.
Выводы : В результате правильно подобранного задания для практического занятия студент : У чится составлять эскизы или чертежи по специальности, применяя умения дисциплины «Инженерная графика» и «Строительное черчение»; Грамотно использует знания по применению масштаба чертежа; Успевает по времени на занятии выполнить задание ; Достигает поставленной преподавателем цели занятия; Приобретает умения и навыки по проектированию систем водоснабжения и водоотведения; Получает оценку за выполненное задание и доволен результатом так же как и преподаватель; Готов к выполнению курсового и дипломного проектирования.
Спасибо за внимание Желаю Вам успеха !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья преподавателя спецдисциплин Богданова Константина Николаевича, на тему: Сложность труда водителя.
Тема статьи: Сложность труда водителя.Автор статьи: преподаватель ГБПОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж» Богданов Константин Николаевич Каждая отрасль в силу специфики процессо...
10.04.2017 Инновационная деятельность преподавателя спецдисциплин в современных условиях
Министерство образования Республики МордовияГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова »...
План самообразования преподавателя спецдисциплин
Необходимость повышения профессионального уровня преподавателя диктуется спецификой преподавательской деятельности, ее социальной ролью и реалиями и тенденциями непрерывного образования. Смысл с...
Методическое пособие по профессии преподавателя спецдисциплин Яковлевой Татьяны Михайловны
Теоретическая часть Кисели Провизия Яблоки кисло-сладкие5 шт Вода холодная5 стаканов Цедрас 1 лимона Сахар1/2 фунта Сок лимонный.1 чайн. ложка Корица кусочком1/2 золотника Картофельная...
Методическая разработка практической работы по МДК 04.02 Холодные сладкие блюда преподавателя спецдисциплин Яковлевой Татьяны Михайловны
Методическая разработка по теме Холодные сладкие блюда Преподавателя спецдисциплин СПб ГБПОУ Ижорский колледж Яковлевой Татьяны Михайловны Практическая работа Цель : Закрепление пройденног...
Анализ открытого бинарного занятия преподавателей ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова» Самородовой Татьяны Владимировны (преподаватель спецдисциплин) Жук Натальи Александровны (преподавателя спецдисциплин)
Особенности освещения обогатительных фабрик. Основные светотехнические величины....
Отзыв открытого бинарного занятия преподавателей ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова» Самородовой Татьяны Владимировны (преподаватель спецдисциплин) Жук Натальи Александровны (преподавателя спецдисциплин)
Особенности освещения обогатительных фабрик. Основные светотехнические величины....