Методы педагогического воздействия на учащихся
презентация к уроку на тему

Селезнева Зоя Николаевна

 

—Прежде всего отметим, что меры педагогического воздействия должны иметь своей главной целью интересы конкретного учащихся: формирование у него положительных качеств, привычек, пресечение вредного поведения и т. п. А потому сначала следует оценить именно интересы данного учащегося , его личность, это будет исходной точкой для определения того, насколько верно поступил педагог с юридической точки зрения. Ведь право охраняет в первую очередь интересы личности. Виды и пределы воспитательных мер зависят во многом от того, какова цель и причина их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_pedagogicheskogo_vozdeystviya_na_uchashchihsya.rar801.77 КБ

Подписи к слайдам:

Нельзя навязывать учащемуся те нормы поведения, которые не являются общепризнанными в обществе. Преподаватель должен донести до учащегося информацию о том, каковы правовые требования к поведению человека, каковы общепринятые нормы морали, этикета. Если же тот или иной вопрос не имеет общепринятого решения, то преподаватель, конечно же, может высказать и обосновать свою точку зрения, однако не должен оказывать давления на
учащегося,
убеждать его, что тот не прав, навязывать свою позицию.
Следует также различать ситуации, когда преподаватель, мастер может требовать, а когда – лишь убеждать и советовать. В ряде случаев мы имеет полное право требовать от учащихся определенных действий (например, связанных с процессом обучения – выполнить задание, соблюдать дисциплину, появляться на занятиях вовремя), а также соблюдения общепринятых моральных, правовых норм и норм этикета – не курить, не врать, здороваться, если с ним поздоровался другой человек.
Прежде всего отметим, что меры педагогического воздействия должны иметь своей главной целью интересы конкретного учащихся: формирование у него положительных качеств, привычек, пресечение вредного поведения и т. п. А потому сначала следует оценить именно интересы данного учащегося , его
личность,
это будет исходной точкой для определения того, насколько верно поступил педагог с юридической точки зрения. Ведь право охраняет в первую очередь интересы личности. Виды и пределы воспитательных мер зависят во многом от того, какова цель и причина их применения.
Следует также помнить о том, что учащийся – это отдельная личность со своим, пусть и не полностью сформировавшимся мировоззрением, правом на собственные решения, мнения. Поэтому, выбирая методы воспитания ученика , не следует забывать о его праве на свободу мнения, на честь и достоинство личности, на выбор своей мировоззренческой позиции. Конституция гарантирует эти права, право на свободу мысли и слова (в определенных рамках, конечно) каждому, а не только совершеннолетнему гражданину.
Меры воспитательного воздействия должны соответствовать физическим и психическим возможностям ученика . Выполнение учеником заданий или соблюдение дисциплины не являются столь важной вещью, которая бы могла оправдать применение воспитательных мер, вредных для здоровья .
Методы педагогического воздействия на учащихся
выступление на
МК
.
Селезнева Зоя Николаевна
К сожалению, встречаются случаи, когда педагоги унижают обучающихся, чье поведение кажется им неправильным с моральной точки зрения, относятся к ним пренебрежительно, игнорируют.
Преподаватель не должен применять методов воспитания, связанных с психическим насилием над учащимся (крик, запугивание и т. п.). Однако и у этого правила могут быть исключения. Исключением является ситуация, когда преподаватель вынужден накричать на учащихся в его же интересах
Если ученик просто занимается своими делами и не мешает окружающим, то удалять его с урока (”раз уж ты все равно ничего не делаешь”) будет неправомерно. У ученика есть право получить образование, в т. ч. право присутствовать на занятиях, а вот воспользуется ли он этим правом и в каком объеме (т. е. будет ли слушать учителя, будет ли выполнять задания и т. п.), решать самому ученику и его родителям. Конечно же, учитель должен выразить свое негативное отношение к такому поведению, пытаться исправить ситуацию, однако, выгоняя ученика с урока, учитель нарушает его конституционные права. Вышесказанное не означает, что ученик к может вести себя как угодно. У преподаватель нет обязанности ставить ученику удовлетворительные оценки и переводить его на следующий курс, если программа не усвоена на должном уровне, учащейся и его родители должны понимать это.
Преподавателю следует исходить из того, что уважительное отношение к учащемуся должно быть таким же, как и уважительное отношение к взрослому. Честь и достоинство личности учащегося охраняются законом в той же мере, что и честь и достоинство совершеннолетнего человека, и родитель (иной законный представитель) оскорбленного
учащегося может
обратиться в суд с требованием о денежном возмещении вреда, причиненного своему подопечному.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Следует также помнить о праве на образование. Очень часто встречаются случаи, когда учащегося удаляют с урока без веских причин. Это не только небезопасно (чаще всего надзор в это время не обеспечивается), но и нарушает право получить образование в соответствии с программой и в избранной форме обучения, т. е. на уроке.
Удаление ученика с урока с правовой точки зрения будет оправданно лишь в случае, если поведение мешает учителю вести урок. Если учащийся не реагирует на замечания и тем самым срывает урок, этими действиями он фактически нарушает право на образование иных детей
Основным требованием является то, что преподаватель ни при каких обстоятельствах не должен оскорблять и унижать
учащегося с целью
добиться его послушания, эти действия явно противоправны, противозаконны и недопустимы с точки зрения современной морали.
Учащейся , как любая самостоятельная личность, имеет право на невмешательство в его частную жизнь
Например, Конституция РФ предусматривает тайну переписки, телефонных и иных переговоров. Поэтому читать переписку (даже если они перебрасываются записками на уроке) незаконно. Конституция же гарантирует каждому, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В случае с несовершеннолетним согласие могут дать его родители или иные законные представители или же с их ведома сам
учащийся.
В ряде же ситуаций преподаватель может лишь донести до учащегося свою точку зрения, привести аргументы в пользу ее правильности, и не более
того.
В
любом случае методы воздействия на ученика должны применяться (и применяются большинством педагогов) в интересах развития личности учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Известно, что самые первые шаги обучения ребенка — самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Фундамент необходимых знаний для развития ребенка должен закла...

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Формы и методы педагогического воздействия

Эффективность дидактического процесса в сильной степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий (организационные формы обучения, методы обучения, приемы и т.д.). ...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению? Как сделать, чтобы работа учителя пробудила познавательный интерес и желание учиться у обучающегося, а педагог, в свою очередб, см...