МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
статья на тему

Капустина Елена Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_v_voleybole.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Педагогический контроль учащихся играет важную роль в повышении эффективности обучения навыкам игры в волейбол. Он проводится учителем на всех этапах обучения игре. Материалом (информацией) для анализа и оценки успеваемости служат данные систематических наблюдений и контрольных испытаний по основным разделам обучения.

Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств учащихся, оценить степень технико-тактической подготовленности, провести объективный отбор в секцию, выявить преимущества или недостатки применяемых средств и методов обучения.    Перечисленные задачи могут быть успешно решены только при вдумчивом подходе учителя. Это объясняется тем, что стандартной, унифицированной методики оценки пока не существует.

В условиях работы школы берутся как количественные, так и качественные критерии. Основу педагогического контроля составляют контрольные испытания или тесты. Контрольные испытания — это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия. Все контрольные испытания условно подразделяют на виды, позволяющие определить уровень подготовленности: общей физической, специальной физической и технико-тактической. В зависимости от целей и задач контроля применяется от одного-двух до десяти и более различных тестов.

Важнейшим требованием, предъявляемым к достоверности контрольных упражнений, является так называемая их валидность (избирательность). Учитывая, что проведение контрольных испытаний в школе должно в свою очередь способствовать совершенствованию специальных двигательных качеств и навыков учащихся, необходимо подбирать такие контрольные упражнения, которые обладали бы наибольшей степенью воспризводимости и валидности по отношению к основным (соревновательным) двигательным действиям.

Вполне естественно, что формы и методы педагогического контроля будут неодинаковы в работе с детьми младшего и старшего возраста, а также могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Контроль специальной подготовленности учащихся младших классов направлен прежде всего на повышение их интереса к занятиям. В основу оценки по технико-тактической подготовленности берутся хорошо известные учителю качественные показатели рационального выполнения основных приемов игры. При этом всякое поощрение целеустремленности учащихся будет служить надежным педагогическим средством, способствующим достижению поставленной цели.

В работе с учащимися старших классов одной качественной оценки уже недостаточно. Здесь для усилений процесса обучения служат количественные показатели, получаемые в результате контрольных испытаний и наблюдений в игре.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Контрольные испытания по технике.

     Оценка уровня технико-тактической подготовленности учащихся характеризуется качеством освоения основных приемов игры (уровень сформированное навыков).

Для оценки техники владения мячом при передачах двумя руками сверху и приеме двумя руками снизу используют мишень с концентрическими окружностями . При передачах сверху расстояние до стены 2,5 м, при приеме снизу — 3 м. Учитывается количество очков из 10 передач и потери мяча.

Технико-тактические навыки в подачах должны характеризоваться сочетанием точности и скорости полета мяча. Для их оценки на площадке выделяются зоны 1, 6, 5. Подача выполняется на точность по 6 попыток в каждую зону с места подачи.

Для оценки навыка в атакующем ударе используется непосредственно атакующий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3. На первом этапе обучения оценивается техника удара в пределы площадки. При необходимости (по мере роста техники) можно оценивать и точность удара по зонам площадки, которая  делится как и при подачах мяча. Важно, чтобы передача для удара были стабильной траектории.  

Кроме контрольных упражнений, приведенных выше, можно использовать также следующие. Известно, что в успешных игровых действиях связующих игроков особую роль играет техника владения мячом при передачах. Для оценки надежности этого навыка используют усложненный вариант передач в мишень (стоя лицом и спиной) в следующей последовательности: передача над собой, передача в мишень (учитывается точность), поворот лицом, передача над собой на высоту 1 —1,5 м, поворот на 180°, передача за голову в мишень (учитывается точность), поворот лицом, передача в мишень и т. д. Учитывается количество очков из 10 передач и число потерь мяча,

При достаточном уровне подготовленности в атакующих ударах можно использовать упражнения в атакующем ударе на точность с собственного набрасывания мяча. Достоинство этого теста состоит в том, что здесь испытуемый не зависит от передающего игрока. Как и при подаче, площадка делится на шесть равных квадратов. Атака средней силы выполняется из зоны 3 с разбега в один-два шага. Учитывается результат из шести попыток. Касание сетки, заступ за среднюю линию и другие ошибки засчитываются как попытки.

Особое значение имеет оценка блокирования. Это объясняется необходимостью стимулирования учащихся к освоению этого сложного технического приема. Однако объективно оценить навыки блокирования пока не представляется возможным. Как показывает опыт, хорошими предпосылками к этому, а также к повышению интереса учащихся, служит использование специального приспособления «Мяч за сеткой», позволяющего измерять величину переноса рук через сетку. Приспособление можно устанавливать на любой высоте и расстоянии. Учитывается лучший результат переноса рук с касанием мяча из трех попыток в прыжке с места.

Хороший эффект оказывает также упражнение в блокировании, атакующих ударов с собственного набрасывания мяча. При этом необходимо, чтобы партнеры были примерно одинаковыми по росту и уровню технической подготовленности. Учитывается число отраженных атак из десяти попыток.

Наблюдения за действиями учащихся в игре.

Контроль игровых действий в условиях соревнований имеет особое значение.

Как бы ни были высоки результаты отдельных учащихся, показанные в контрольных упражнениях, они не отражают, в полной мере способности эффективных действий в условиях соревнований. Поэтому оценка соревновательной деятельности представляет собой важнейший раздел педагогического контроля учителя. В большей мере это касается учащихся, занимающихся в секции волейбола.

Из большого многообразия способов контроля (экспертный, видеозапись, магнитофонная запись и т. д.) наиболее приемлемым в условиях работы учителя следует признать наблюдение в игре с помощью условно-кодированной записи (стенографирование). Она ведется путем наблюдений по заранее разработанной программе.

При этом регистрируется количество и результативность выполнения основных приемов игры. Чтобы наблюдения не были слишком обременительными, необходимо избирать наиболее информативные показатели.

Методика регистрации информативных показателей.

Подачи: выигранные (+), проигранные (0), затрудненные, когда соперник не принимает подачу в площадь атаки или связующий вынужден передавать мяч способом снизу (V).

Прием подачи: прием в площадь атаки или в зону выхода связующего (+), ошибка при приеме (0), затрудненный прием (V).

Передачи для атакующих ударов: передача на удар без блока и против одного блока ( + ), передача на удар против двойного блока (V ). явно некачественная передача или ошибка при передаче (0). Учитываются только действия связующего игрока в площади атаки при выполнении передач двумя руками сверху.

Прием атакующих ударов, в том числе отскочивших мячей от рук блокирующих: мяч принят (+), ошибка при приеме (0).

Атакующие удары: мяч выигран ( + ), мяч проигран (0), мяч, оставшийся в игре (V).

Блокирование:  мяч выигран блоком (+), мяч проигран или удар выполнен в обход блока (0), мяч, оставшийся в игре (отраженный или смягченный блоком (V).

Анализ соревновательных действий позволяет выявить следующие показатели:

  1. объем соревновательных действий;
  2. удельный вес отдельных игровых действий;
  3. вклад приемов игры (действий) в конечный исход игры;
  4. индивидуальную эффективность игровых действий;
  5. командную эффективность игровых действий.

При оценке результативности игровых действий используют два способа. При первом способе учитывают отношение каждого из показателей к общему числу всех случаев. Например, из 50 атакующих ударов выиграно 30(60%), проиграно 10(20%), осталось в-игре 10(20%). Другой способ предполагает балльную оценку действий и отношение достигнутого результата к максимально возможному. Например, если выигрышные атакующие удары принять за 1, проигрышные за 0, а оставшиеся в игре за 0,5, то получим следующий показатель:

30+5+0

     Аналогично определяется результативность и других действий. Исключение составляет оценка результативности приема атакующих ударов. В этом случае оценка результативности будет выражена отношением числа принятых мячей к общему числу.

     Оценка уровня физической подготовленности учащихся.

Для оценки общей физической подготовки используется общепринятая методика.

Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести. Использование большого количества тестов в рамках учебных занятий трудно осуществимо и вряд ли оправданно.        

Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания «елочкой» к 6 набивным мячам, расположенным на волейбольной площадке. Местом старта служит набивной мяч «А», расположенный за серединой лицевой линии. В исходном положении высокого старта ступни ног за линией по команде «Марш!» учащийся касается рукой стартового мяча и начинает движение к мячу 1. Коснувшись рукой мяча, он возвращается к мячу «А» и после касания его направляется к мячу 2 и т. д. Учитывается лучший результат из двух попыток.

Динамическую силу лучше оценить посредством броска набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места. В исходном положении набивной мяч удерживается двумя руками на уровне пояса. По команде «Можно!», учащийся из полуприседа взмахом рук с мячом выпрыгивает и заносит мяч за голову, после чего выполняет бросок. Учитывается лучший результат, показанный учащимся, из трех попыток.

Для оценки прыгучести следует использовать «Экран прыгучести» конструкции В. М. Абалакова.

Достоинство этого приспособления заключается в том, что, с одной стороны, оно позволяет оценивать прыгучесть в условиях, специфических для волейбола, а с другой — вызывает живой интерес учащихся к систематической тренировке. Оценка определяется по разности доставания отметок на ленте — поднятой рукой стоя на месте и в прыжке после разбега в один-два шага. Учитывается лучший результат из. трех попыток.

В случае отсутствия приспособления его легко смоделировать. Для этого на стене в определенном месте зала делают метрическую разметку высотой 250—270 см для определения высоты поднятой руки, а к баскетбольному щиту прикрепляют маркированный, лист картона, на котором отмерено расстояние от пола.

Для занимающихся в секции волейбола, кроме контрольных упражнений, представленных выше, можно дополнительно использовать бег на 30 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, метание теннисного мяча из-за головы на дальность (правой рукой, левая нога впереди; левой рукой, правая нога впереди).

 Контроль подготовленности занимающихся в секции волейбола обусловливает необходимость обеспечения роста спортивного мастерства учащихся и стремления их к постоянному самосовершенствованию. В этой связи расширение диапазона средств педагогического контроля пойдет только на пользу.

Список литературы

  1. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт,1991
  2. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989
  3. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы педагогического воздействия на учащихся

—Прежде всего отметим, что меры педагогического воздействия должны иметь своей главной целью интересы конкретного учащихся: формирование у него положительных качеств, привычек, пресечение вредно...

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

нормативы физической подготовленности...

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В настоящее время для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами....

"Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий прикладной композицией в детской школе искусств"

Развитие творческого потенциала человека является одной из центральных линий его личностного развития, что и обусловило моё обращение к разработке программы развития творческого потенциала учащихся....