рабочая программа
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО "Великоустюгский автотранспортный техникум"
Рабочая программа
по дисциплине: "Правила и безопасность дорожного движения"
для специальности 190604
2009-2010 учебный год
Одобрена Предметной (цикловой) комиссией производственного обучения Протокол № от «___»________________200 г. ______________________________ Автор: Преподаватель ________________ И.А.Капустин Рецензент:______________________ | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 190604 Заместитель директора по учебной и учебно-методической работе ___________________ А.А. Пахарев «___»______________200_ г. |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Правила и безопасность дорожного движения» разработана и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и является единой для всех форм обучения.
Программа разработана в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными 1.07.2009г и Законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», принятым Государственной Думой 15.11.1995г.
Правила дорожного движения, и основы безопасности движения изучаются в тесной связи между собой для получения учащимися необходимых знаний, обеспечивающих правильные действия при вождении транспортных средств.
Занятия по данной дисциплине проводятся в специализированном кабинете «Правила и безопасность дорожного движения», оборудованном в соответствии с требованиями ГИБДД, который позволяет студентам усвоить закономерности дорожного движения, причины дорожно-транспортных происшествий и механизмы их возникновения, а также дает возможность студентам приобрести первичные навыки поведения перед обучением вождению транспортного средства. Занятия по предмету планируются с учетом графика практического вождения так, чтобы изучение учебных вопросов предшествовало отработке соответствующих упражнений по управлению транспортным средством.
Занятия по вождению транспортных средств начинаются после изучения общего устройства автомобиля и соответствующих тем Правил дорожного движения.
Изучение вопросов организации безопасного дорожного движения основано на опыте работы автотранспортных предприятий.
Для закрепления, дополнения и углубления теоретических знаний дисциплина рассчитана на проведение практических занятий в количестве 44 часов, перечень которых указан в конце программы и в виде отдельного приложения.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:
основы теории движения автомобиля; психологические основы труда водителей; требования к техническому состоянию транспортных средств; причины дорожно-транспортных происшествий; правила дорожного движения; обязанности должностных лиц по организации безопасного движения; приемы оказания первой медицинской помощи.
Студенты должны уметь:
технически грамотно эксплуатировать транспортное средство; определять признаки неисправностей, возникающих в процессе его эксплуатации; проверять основные узлы и агрегаты перед выездом на линию, устранять мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов; оказывать доврачебную помощь лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, при различных травмах, несчастных случаях на дорогах, эвакуировать пострадавших из поврежденных транспортных средств.
Изучение данной учебной дисциплины завершается внутренним экзаменом в ФГОУ СПО «Великоустюгский автотранспортный техникум», который предшествует экзамену в ГИБДД для получения водительского удостоверения.
Все изменения в рабочей программе, по сравнению с примерной были внесены после заседания ПЦК, рассмотрения спорных вопросов (углубленное изучение отдельных разделов и тем).
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | ||
всего | В т.ч. само-стоятельные работы | В том числе практические занятия | ||
1. | Введение | 2 | ||
2. | Раздел 1. Безопасность дорожного движения. | |||
3. | Тема 1.1.: «Закон РФ «О безопасности дорожного движения | 2 | 1 | |
4. | Тема 1.2.: «Психологические основы труда водителей» | 6 | 2 | 2 |
5. | Тема:1.3. «Профессиональная надежность и обязанность поведения водителей» | 4 | 2 | |
6. | Тема 1.4.: «Требования к безопасности конструкции и техническому состоянию транспортных средств» | 6 | 4 | |
Контрольная работа №1 | 2 | |||
Итого по разделу | 20 | 9 | 2 | |
1. | Раздел 2. Основы безопасного управления транспортным средством | |||
2 | Тема 2.1. Общие положения | 2 | ||
3. | Тема 2.2.Техника пользования органами управления транспортного средства | 2 | ||
4. | Тема 2.3. Управление транспортным средством на перекрестках и пешеходных переходах. | 8 | 2 | 4 |
5. | Тема 2.4.Управление транспортным средством в транспортном потоке | 4 | 1 | 2 |
6. | Тема 2.5. Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости | 8 | 2 | 4 |
7. | Тема 2.6.Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях | 6 | 1 | 4 |
8. | Тема 2.7. Управление транспортным средством в особых условиях | 6 | 1 | 4 |
9. | Тема 2.8. Экономичное управление транспортным средством | 4 | 2 | 2 |
10. | Тема 2.9. Дорожно-транспортные происшествия и их причины | 4 | 2 | |
Контрольная работа №2 | 2 |
| ||
Итого по разделу | 46 | 11 | 20 | |
Раздел 3. Правила дорожного движения | ||||
1. | Тема 3.1.Общие положения | 2 | ||
2. | Тема 3.2.Обязаности участников дорожного движения | 4 | 2 | |
3. | Тема 3..3.Дорожные знаки, дорожная разметка | 24 | 8 | 8 |
4. | Тема 3.4.Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки | 2 | ||
5. | Тема 3.5.Движение транспортных средств | 14 | 6 | 2 |
6. | Тема 3.6.Остановка и стоянка | 6 | 3 | 2 |
7. | Тема 3.7.Сигналы светофора и регулировщика | 6 | 3 | 2 |
8. | Тема 3.8.Проезд перекрестков | 10 | 2 | 6 |
9. | Тема 3.9. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств | 4 | 1 | 2 |
10. | Тема 3.10. Движение через железнодорожные пути | 2 | 1 | |
11. | Тема 3.11.Движение по автомагистралям и в жилых зонах | 2 | 1 | |
12. | Тема 3.12. Внешние световые приборы и звуковые сигналы | 2 | ||
13. | Тема 3.13.Буксировка механических транспортных средств | 2 | ||
14. | Тема 3.14.Учебная езда. Перевозка людей, грузов | 6 | 3 | |
15. | Тема 3.15.Требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, к прогону животных | 2 | ||
Контрольная работа №3 | 2 | |||
Итого по разделу | 90 | 30 | 22 | |
Раздел 4.Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях. | ||||
1. | Тема 4.1.Основыне задачи службы безопасности движения | 2 | ||
2. | Тема 4.2.Организация работы отдела безопасности движения | 2 | ||
3. | Тема 4.3. Требования по безопасности движения при лицензировании транспортной деятельности | 2 | ||
Контрольная работа №4 | 2 | |||
Итого по разделу | 8 | |||
Итоговая контрольная работа |
2 | |||
Всего по дисциплине | 168 | 50 | 44 |
Введение
Содержание учебного материала
Цели и задачи учебной дисциплины «Правила и безопасность дорожного движения». Значение дисциплины в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Связь с дисциплинами по специальности, последовательность изложения тем.
Раздел 1. Безопасность дорожного движения
Тема 1.1. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- разделы Федерального Закона « О безопасности дорожного движения»;
- изменения в правовой базе по безопасности дорожного движения;
уметь:
- пользоваться статьями Федерального Закона и другими правовыми документами по безопасности дорожного движения.
Содержание учебного материала
Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» и другие правовые документы по безопасности дорожного движения.
Значение Федерального Закона и других правовых документов по безопасности дорожного движения для обеспечения безопасности дорожного движения.
Самостоятельная работа студентов
Подготовка сообщений по пройденной теме
Тема 1.2. Психологические основы труда водителя
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- индивидуальные психофизиологические качества водителя;
- роль сенсорных и мыслительных навыков в оценке и прогнозировании
дорожно-транспортных ситуаций; - время реакции водителя и влияние этих данных на безопасность дорожного движения;
- способы предупреждения и преодоления стрессового состояния;
уметь:
- осуществлять приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния водителя транспортного средства.
Содержание учебного материала
Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя. Индивидуальные психофизиологические качества водителя: ощущение и восприятие, роль сенсорных и мыслительных навыков в оценке и прогнозировании дорожно-транспортных ситуаций. Оценка времени, расстояния и скорости движения. Время реакции водителя. Простая и сложная реакции. Факторы, влияющие на реакцию водителя. Общая характеристика внимания. Объем, концентрация распределение и переключение внимания.
Характеристики ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вестибулярные, световая чувствительность. Зрение и его характеристики. Острота зрения. Глазомер. Световая адаптация. Ослепление. Изменение поля зрения в зависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Зрительные иллюзии и ошибки в оценке дорожной обстановки.
Ускорение и вибрации, их влияние на работоспособность и надежность водителя. Утомление и переутомление водителя.
Стрессовое состояние. Способы его предупреждения и преодоления.
Приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Понятие об аутогенной тренировке. Предрейсовая тренировка.
Практическое занятие
Оценка и тренировка внимания, точности скорости реакции
Самостоятельная работа студента
Составление доклада по теме.
Тема 1.3. Профессиональная надежность и обязанность поведения водителей
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- что такое надежность водителя
- обязанности водителей;
- обязанности водителей транспортных средств, участвующих в международном дорожном движении;
уметь:
- обосновать надежность и обязанности поведения водителей
- определять надежность водителя.
Содержание учебного материала
Значение вопросов данного раздела для обеспечения безопасности дорожного движения. Поведение водителя в дорожно-транспортных ситуациях.
Прогнозирование дорожной обстановки. Выбор правильного решения и его реализация. Вероятность ошибочных действий. Типичные дорожно-транспортные ситуации и ошибки водителей. Ситуационное обучение и его особенности. Обязанности водителя, участвующего в международном дорожном движении. Обязанности водителя перед выездом на линию и в пути. Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение.
Самостоятельная работа студента
Составление вопросов по теме.
Тема 1.4. Требования к безопасности конструкции и техническому
состоянию транспортных средств
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- конструктивные и эксплуатационные свойства, обеспечивающие безопасность транспортных средств;
- влияние эксплуатационных свойств на безопасность дорожного движения, активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность транспортного средства и конструктивные решения для их
улучшения; - измерители тормозных свойств, устойчивости, управляемости,
проходимости и плавности хода;
уметь:
- использовать знания измерителей тормозных свойств, устойчивости
и управляемости транспортных средств для проведения несложных автотехнических экспертиз.
Содержание учебного материала
Эксплуатационные свойства автомобиля, их влияние на безопасность
движения. Понятие о конструктивной безопасности автомобиля. Активная, пассивная, послеаварийная и экологическая безопасность автомобиля.
Компоновочные (габаритные и весовые) параметры автомобиля.
Силы, действующие на автомобиль при движении. Тяговая сила. Сила сопротивления воздуха. Сила сопротивления качению и подъему. Сила инерции.
Максимальная скорость и ускорение. Время и путь обгона. Взаимодействие колеса автомобиля с дорожным покрытием. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния шин, дороги, погодных условий и режима движения автомобиля.
Самостоятельная работа
Изложить в конспекте влияние эксплуатационных свойств на безопасность дорожного движения.
Раздел 2. Основы безопасного управления транспортным средством
Тема 2.1. Общие положения
Требования к представлениям, умениям
Студент должен:
иметь представление:
- о значении вопросов данного раздела для обеспечения безопасности
дорожного движения; - о ситуационном обучении и его особенностях;
- о вероятности ошибочных действий водителя;
уметь:
- прогнозировать дорожную обстановку, выбирать правильное решение
и его реализацию.
Содержание учебного материала
Значение вопросов данного раздела для обеспечения безопасности дорожного движения. Поведение водителя в дорожно-транспортных ситуациях.
Прогнозирование дорожной обстановки. Выбор правильного решения и его реализация. Вероятность ошибочных действий. Типичные дорожно-транспортные ситуации и ошибки водителей. Ситуационное обучение и его особенности.
Тема 2.2. Техника пользования органами управления транспортного
средства
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- оборудование рабочего места водителя, основные органы управления
и их расположение, правильную посадку в транспортное средство и
выход из него, положение водителя на рабочем месте; - порядок пуска, прогрева и остановки двигателя при различной температуре воздуха;
- сигналы маневрирования, приемы переключения передач, управление
рулевым колесом, управление тормозной системой, приемы пользования стояночным тормозом;
уметь:
- на тренажерах производить запуск, прогрев и остановку двигателя при
различной температуре воздуха; - выполнять последовательность действий органами управления и сигналами при трогании с места, разгоне, маневрировании, торможении;
- пользоваться приемами управления рабочими органами транспортного средства и сигналами маневрирования при его движении.
Содержание учебного материала
Рабочее место водителя. Оборудование рабочего места. Основные органы управления и их расположение. Правильная посадка и выход водителя из транспортного средства. Положение водителя на рабочем месте. Регулировка сидения, ремней безопасности, зеркал заднего вида. Положение рук на рулевом колесе и ног на педалях; пуск, прогрев и остановка двигателя при различных температурах воздуха; осмотр и оценка дорожной обстановки перед троганием с места; пользование сигналами маневрирования.
Последовательность действий транспортного средства с места, при его разгоне и торможении. Приемы переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, включение заднего хода.
Приемы управления рулевым колесом при маневрировании. Техника
вращения рулевого колеса поочередно правой и левой рукой с перехватами. Работа на боковых секторах рулевого колеса. Техника управления одной рукой. Типичные ошибки при маневрировании.
Приемы управления тормозной системой. Служебное и экстренное торможение. Прерывистое торможение. Действие водителя при отказе рабочей тормозной системы. Пользование стояночным тормозом.
Тема 2.3. Управление транспортным средством в ограниченном
пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- динамические габариты транспортных средств, правила трогания с
места и выезда со стоянки, проезда габаритных ворот, поворота и
разворота транспортного средства, применение заднего хода при
развороте, движение задним ходом, маневрирование при постановке
транспортного средства на стоянку;
- типичные ошибки при движении в ограниченном пространстве, последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку;
- движение по перекрестку, приемы управления при переключении сигналов светофора, пересечение пешеходных переходов, управление
транспортным средством в местах скопления пешеходов;
уметь:
- применять алгоритмы поведения для безопасного управления транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в местах скопления пешеходов.
Содержание учебного материала
Понятие о динамическом габарите транспортного средства. Прямолинейное движение транспортного средства. Прямолинейное движение транспортного средства и маневрирование в ограниченном пространстве. Трогание с места и выезд со стоянки. Проезд габаритных ворот. Поворот и разворот. Применение заднего хода при развороте. Движение задним ходом. Маневрирование при постановке транспортного средства на стоянку. Типичные ошибки при движении в ограниченном пространстве.
Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по нерегулируемому перекрестку. Приемы управления при переключении сигналов светофора. Пересечение пешеходных переходов. Управление транспортным средством в местах скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда. Управление транспортным средством в местах возможного появления детей и подростков (школы, детские площадки).
Практическое занятие
Разбор дорожно-транспортных ситуаций на перекрестках, пешеходных переходах и местах скопления пешеходов.
Самостоятельная работа.
Составить схему движения по перекрестку, приемов управления при переключении сигналов светофора, пересечения пешеходных переходов, управления транспортным средством в местах скопления пешеходов.
Тема 2.4. Управление транспортным средством в транспортном потоке
Требования к представлениям, знаниям, умениям
Студент должен:
иметь представление:
- о прямолинейном движении в транспортном потоке;
- о взаимодействии транспортного средства-лидера с другими транспортными средствами;
знать:
- безопасный выбор скорости, дистанции и интервала;
- управление транспортным средством при объезде неподвижного
препятствия; - особенности объезда стоянки маршрутных транспортных средств,
- управление транспортным средством при встречном разъезде и
при обгоне попутных транспортных средств;
уметь:
- применять алгоритмы поведения для безопасного управления транспортным средством в транспортном потоке при различных дорожно -транспортных ситуациях.
Содержание учебного материала
Прямолинейное движение в транспортном потоке. Взаимодействие
транспортного средства-лидера с другими транспортными средствами. Выбор безопасной дистанции и бокового интервала. Управление транспортным средством при объезде неподвижного препятствия. Особенности объезда стоянки маршрутных транспортных средств.
Управление транспортным средством при встречном разъезде, при обгоне попутных транспортных средств. Правильный выбор скорости, дистанции и интервала.
Практическое занятие
Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций, характерных для
транспортного потока.
Самостоятельная работа студента
Составление задач по теме.
Тема 2.5. Управление транспортным средством в темное время суток
и в условиях недостаточной видимости
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- управление транспортным средством при движении по городским и
загородным дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости; - пользование световыми приборами и сигналами в темное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, при преднамеренной и
вынужденной остановке; - меры предотвращения ослепления водителем встречного средства;
уметь:
- применять алгоритмы поведения для безопасного управления транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Содержание учебного материала
Управление транспортным средством при движении по городским и загородным дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Пользование световыми приборами и сигналами в темное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, при преднамеренной и вынужденной остановках. Меры предотвращения ослепления водителем встречного транспортного средства.
Практическое занятие
Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций, характерных для темного времени суток.
Самостоятельная работа.
Составление плана по применению мер предотвращения ослепления водителем встречного средства.
Тема 2.6. Управление транспортным средством в сложных
дорожных условиях
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- правила и приемы вождения по бездорожью, на полевых, лесных, колейных, щитовых дорогах, «зимниках», ледовых переправах;
- правила и приемы преодоления канав, порогов, песчаных барханов,
водных преград, особенности движения по скользкой дороге, на
поворотах, при трогании с места и торможении; - опасность выезда на мокрую или заснеженную обочину;
- примы управления транспортным средством на дорогах при пониженном коэффициенте сцепления, при заносе;
уметь:
- применять алгоритмы поведения для безопасного управления транспортным средством при движении в сложных дорожных условиях.
Содержание учебного материала
Правила и приемы вождения по бездорожью, управление транспортным средством на полевых, лесных, колейных, щитовых дорогах, «зимниках», ледовых переправах.
Правила и приемы преодоления канав, порогов, песчаных барханов, водных преград. Приемы управления транспортным средством при пониженном коэффициенте сцепления.
Особенности движения по скользкой дороге, на поворотах, при трогании с места и торможении. Приемы управления при заносе. Опасность выезда на мокрую или заснеженную обочину.
Практическое занятие
Разбор типичных опасных дорожно-транспортных ситуаций при преодолении препятствий.
Самостоятельная работа студента
Составление рефератов по теме.
Тема 2.7. Управление транспортным средством в особых условиях
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- управление транспортным средством при движении в колонне, построение и вытягивание колонны;
- проезд населенных пунктов, подъемов и спусков, разворот колонны
для движения в обратном направлении; - управление транспортным средством на железнодорожных переездах;
- особенности проезда охраняемых и неохраняемых переездов, мостов,
путепроводов, транспортных развязок, тоннелей;
- управление транспортным средством при буксировке неисправных
транспортных средств, сигнализацию при буксировке в светлое и
темное время суток;
уметь:
- применять алгоритмы безопасного управления транспортным средством при движении в особых условиях.
Содержание учебного материала
Управление транспортным средством на железнодорожных переездах. Особенности проезда охраняемых и неохраняемых переездов, мостов, путепроводов, транспортных развязок, тоннелей. Управление транспортным средством при буксировке неисправных транспортных средств. Приемы соединения транспортных средств с соблюдением правил безопасности.
Сигнализация при буксировке в светлое и темное время суток. Управление транспортным средством при движении в колонне. Построение и вытягивание колонны. Проезд населенных пунктов, подъемов и спусков. Разворот колонны для движения в обратном направлении; привал.
Практическое занятие
Применение алгоритмов безопасного управления транспортным средством на железнодорожных переездах и при буксировке неисправных транспортных средств.
Самостоятельная работа студентов.
Изучение учебного материала.
Тема 2.8. Экономичное управление транспортным средством
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- приемы управления транспортным средством, обеспечивающие экономию топлива;
- способы управления подачей топлива при различных режимах движения транспортного средства;
уметь:
- применять приемы экономичного управления транспортным средством в различных условиях.
Содержание учебного материала
Методы уменьшения потерь топлива при пуске и прогреве двигателя.
Приемы управления транспортным средством, обеспечивающие экономию топлива.
Режим экономичного управления транспортным средством в различных дорожных и метеоусловиях. Приборы для контроля расхода топлива при движении транспортного средства. Влияние режима работы двигателя на загрязнение окружающей среды.
Практическое занятие
Отработка приемов экономичного управления транспортным средством.
Самостоятельная работа студента
Провести анализ экономичного управления ТС.
Тема 2.9. Дорожно-транспортные происшествия и их причины
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- понятие «дорожно-транспортное происшествие», классификацию дорожно-транспортных происшествий, статистику дорожно-транспортных происшествий;
- распределение аварийности по месяцам года, дням недели, времени
суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам; - виды контроля за безопасностью дорожного движения;
- механизм дорожно-транспортных происшествий; основные причины
дорожно-транспортных происшествий и сопутствующие факторы;
уметь:
- раскрыть механизм совершения дорожно-транспортного происшествия;
- провести анализ аварийности за определенный период.
Содержание учебного материала
Понятие «дорожно-транспортное происшествие». Дорожно-транспортное происшествие - социальная проблема. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Анализ аварийности по месту совершения дорожно-транспортного происшествия.
Распределение аварийности по сезонам года, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. Особенности аварийности в городах, на загородных дорогах, в сельской местности.
Контроль за безопасностью дорожного движения - государственный, ведомственный, общественный. Опасная и аварийная дорожная обстановка. Механизм дорожно-транспортных происшествий. Понятие об экспертизе дорожно-транспортных происшествий.
Самостоятельная работа.
Изложить в конспекте механизм дорожно-транспортных происшествий; основные причины дорожно-транспортных происшествий и сопутствующие факторы.
Раздел 3. Правила дорожного движения
Тема 3.1. Общие положения
Требования к представлениям, знаниям
Студент должен:
иметь представление:
- о значении правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности движения;
знать:
- основные понятия и термины в Правилах дорожного движения.
Содержание учебного материала
Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности движения. Основные понятия и термины в Правилах дорожного движения. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Тема 3.2. Обязанности участников дорожного движения
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- общие обязанности водителей;
- обязанности водителей транспортных средств, участвующих в международном дорожном движении;
- обязанности участников дорожного движения по выполнению Правил дорожного движения;
уметь:
- обосновать роль Правил дорожно-транспортного движения как единого
основного документа, регулирующего взаимодействие всех участников
движения.
Содержание учебного материала
Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение.
Документы при управлении транспортным средством, которые водитель должен иметь при себе и передавать для проверки работникам милиции, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств работникам милиции и медицинскому персоналу.
Обязанности водителя, участвующего в международном дорожном движении. Обязанности водителя перед выездом на линию и в пути.
Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортным происшествиям, последовательность их действий. Запрещения водителям транспортных средств. Опасные последствия несоблюдения запрещений.
Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению выполнения Правил дорожного движения.
Самостоятельная работа
Составление доклада на тему : «Обязанности водителей».
Тема 3.3. Дорожные знаки, дорожная разметка
Требования к представлениям, знаниям, умениям
Студент должен:
иметь представление:
- о значении дорожных знаков и дорожной разметки в общей системе и
организации дорожного движения;
знать:
- требования к расстановке дорожных знаков и нанесению дорожной
разметки; - назначение и название каждого знака и каждого вида дорожной раз-
метки; - значение дорожных знаков и дорожной разметки в общей системе
организации дорожного движения;
уметь:
- распознавать дорожные знаки и дорожную разметку;
- пользоваться дорожными знаками и дорожной разметкой;
- быстро и безошибочно ориентироваться по дорожным знакам и дорожной разметке в условиях, приближенных к реальной обстановке.
Содержание учебного материала
Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного
движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков.
Предупреждающие знаки, их назначение, общий признак предупреждения и назначение каждого знака.
Знаки приоритета, их назначение, название и место установки каждого знака. Действие водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.
Запрещающие знаки, их назначение, общий признак запрещения, название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Зона действия запрещающих знаков.
Предписывающие знаки, их назначение, общий признак предписывания, название, назначение и место установки каждого знака. Особенности установки и действия знаков.
Информационно-указательные знаки, их назначение, общие признаки
информационно-указательных знаков, название, назначение и установка каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями знаков.
Знаки сервиса, назначение, название и установка знаков сервиса.
Знаки дополнительной информации (таблички): назначение, название и установка знаков. Взаимодействие табличек с другими группами дорожных знаков.
Значение дорожной разметки в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожной разметки.
Горизонтальная разметка. Назначение, цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Название линий и надписей на проезжей части. Применение сплошных и прерывистых линий.
Вертикальная разметка. Назначение, цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.
Практическое занятие
Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожных знаков разметки.
Самостоятельная работа.
Выполнение рисунков дорожных знаков по темам.
Тема 3.4. Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- назначение аварийной световой сигнализации;
- случаи включения аварийной световой сигнализации, выставления
знака аварийной остановки.
Содержание учебного материала
Аварийная сигнализация и ее применение.
Действие водителя после включения аварийной световой сигнализации. Знак аварийной остановки, его применение.
Тема 3.5. Движение транспортных средств
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- правила проезда специальных транспортных средств, маневрирование;
- разрешение максимальной скорости движения, правила обгона и
встречного разъезда.
Содержание учебного материала
Обязанности водителей по обеспечению проезда транспортных средств с включенными проблесковыми маячками.
Начало движения, маневрирование. Указатели поворотов; разворот, перечень мест, где разворот запрещен; движение задним ходом, перечень мест, где запрещено движение задним ходом. Полосы торможения и разгона.
Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости. Максимальная скорость для различных транспортных средств, запрещения водителям во время движения.
Обгон, встречный разъезд. Обязанности водителей перед началом обгона. Завершение обгона. Запрещение на обгон. Движение тихоходного транспортного средства. Правила встречного разъезда.
Практическое занятие
Разбор проезда специальных транспортных средств, маневрирование, обгон, встречный разъезд и разрешенная скорость.
Самостоятельная работа
Сделать анализ фактор, влияющих на выбор скорости движения автомобиля.
Тема 3.6. Остановка и стоянка
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- правила остановки и стоянки транспортных средств.
Содержание учебного материала
Места, разрешенные и запрещенные для остановок и стоянок. Действия водителя, покидающего транспортное средство. Вынужденная остановка.
Практическое занятие
Разводка транспортных средств в ситуационных задачах.
Самостоятельная работа.
Изучение учебного материала.
Тема 3.7. Сигналы светофора и регулировщика
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- типы светофорного регулирования, назначение светофоров, значения
сигналов светофоров; - значение сигналов регулировщика, действия водителя и пешеходов в
случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожной разметке, дорожным знакам;
уметь:
- быстро и безошибочно ориентироваться по сигналам светофора и
регулировщика, действовать в различной дорожной обстановке в
строгом соответствии с сигналами.
Содержание учебного материала
Типы светофоров, назначение. Значение сигналов светофора и действия водителя в соответствии с этими сигналами. Регулировка движения маршрутных транспортных средств специальными светофорами.
Значения сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных
средств, трамваев, пешеходов. Действие водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
Практическое занятие
Изучение типов светофоров и сигналов регулировщика.
Самостоятельная работа
Выполнить рисунки светофоров и дать объяснение их сигналов.
Тема 3.8. Проезд перекрестков
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- типы и виды перекрестков, порядок, очередность движения на различных типах и видах перекрестков, действия водителей в случае затруднения в определении типа и вида перекрестка (условие недостаточной видимости);
уметь:
- определять тип и вид перекрестков, очередность проезда различными
транспортными средствами.
Содержание учебного материала
Классификация перекрестков. Правила проезда перекрестков. Особенности движения трамваев на перекрестках.
Практическое занятие
Разводка транспортных средств на макетах перекрестков.
Самостоятельная работа
Составить схему проезда перекрестков.
Тема 3.9. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Приоритет маршрутных транспортных средств
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- типы пешеходных переходов;
- обязанности водителя, приближающегося к пешеходному переходу,
остановке маршрутных транспортных средств; - правила проезда пешеходных переходов;
- приоритет маршрутных транспортных средств;
уметь:
- определять регулируемые и нерегулируемые переходы;
- предвидеть возникновение опасностей в местах приближения к пере-
ходам и остановкам маршрутных транспортных средств.
Содержание учебного материала
Классификация пешеходных переходов, проезд пешеходных переходов, приоритет пешеходов, а также слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Действия водителя при заторе, образовавшемся за пешеходным переходом. Приоритет пассажиров, движущихся к маршрутному транспортному средству или от него.
Приоритет маршрутных транспортных средств. Полоса для маршрутных транспортных средств. Движение маршрутных транспортных средств от обозначенных остановок в населенных пунктах и вне их.
Практическое занятие
Разводка транспортных средств на макетах перекрестков перед пешеходными переходами, остановками маршрутных транспортных средств.
Самостоятельная работа студента
Изучение учебного материала.
Тема 3.10. Движение через железнодорожные пути
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- требования дорожных знаков, светофоров, разметки, положения шлаг- баума, указания дежурного по переезду;
- запрещения выезда на переезд, запрещение движения через переезд;
- действия водителя при вынужденной остановке на переезде;
- сигналы остановки и общей тревоги.
Содержание учебного материала
Типы пересечений железнодорожных путей с автомобильными дорогами. Оборудование переездов.
Обязанности водителей при переезде железнодорожных путей. Запрещения выезда на железнодорожные пути. Действия водителя при вынужденной остановке на железнодорожном переезде. Сигналы экстренной и общей тревоги.
Самостоятельная работа студентов
Составление доклада по теме.
Тема 3.11. Движение по автомагистралям и в жилых зонах
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- запрещения на движение по автомагистралям, действия водителя при
вынужденной остановке на проезжей части;
- движение пешеходов в жилых зонах; правила движения транспортного
средства в жилой зоне и при выезде из них.
Содержание учебного материала
Признаки автомагистрали и элементы ее устройства. Организация движения по автомагистрали.
Запрещения, действующие на автомагистрали, а также на дорогах для автомобилей. Вынужденная остановка на автомагистрали.
Движение пешеходов в жилых зонах. Запрещения для водителей транспортных средств, действующих в жилых зонах и на территориях, к ним приравненных. Выезд из жилой зоны.
Самостоятельная работа студентов
Составление сообщения по теме.
Тема 3.12. Внешние световые приборы и звуковые сигналы
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- случаи включения световых приборов, габаритных огней, переключения дальнего света на ближний;
- поведение водителя при ослеплении; использование противотуманных фар;
- включение ближнего света фар в светлое время суток;
- использование фары-прожектора и фары- искателя, задних противотуманных фонарей, знака «Автопоезд», проблескового маячка оранжевого или желтого цвета;
- применение звуковых сигналов; предупреждение об обгоне.
Содержание учебного материала
Условия, определяющие недостаточную видимость на дороге.
Внешние световые приборы, их использование. Применение звуковых сигналов.
Опасные последствия неправильного применения внешних световых приборов и сигналов.
Тема 3.13. Буксировка механических транспортных средств
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- условия и запрещения буксировки.
Содержание учебного материала
Назначение и способы буксировки. Виды сцепок, требования к ним. Требования безопасности при буксировке на гибкой и жесткой сцепке. Правила перевозки людей при буксировке транспортных средств.
Скорость и обозначение транспортного средства при буксировке. Условия и случаи запрещения буксировки.
Опасные последствия нарушений правил буксировки механических
транспортных средств.
Тема 3.14. Учебная езда. Перевозка людей, грузов
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- элементы первоначального обучения вождению;
- места запрещения учебной езды;
- особенности перевозки людей и грузов.
Содержание учебного материала
Первоначальное обучение вождению. Обязанности обучающего и обучаемого вождению. Обозначение транспортных средств при обучении. Перечень дорог, на которых запрещена учебная езда.
Обязанности водителя, перевозящего людей. Оборудование транспортного средства для перевозки людей. Перевозка детей. Запрещения при перевозке людей.
Обязанности водителя при перевозке грузов. Условия для перевозки грузов. Обозначения крупногабаритных грузов. Перевозка грузов, осуществляемая по специальным правилам. Лицензирование на обучение, на перевозку грузов и людей.
Самостоятельная работа
Составить реферат на тему «Особенности перевозки людей и грузов»
Тема 3.15. Требования к движению велосипедов, мопедов,
гужевых повозок, к прогону животных
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- специфические особенности движения и необходимость введения дополнительных требований к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, прогону животных по дорогам.
Содержание учебного материала
Требования к водителям велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), к погонщикам вьючных, верховых животных или стада; разрешения.
Запрещения водителям велосипеда и мопеда. Порядок проезда на
нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой.
Обязанности водителя гужевой повозки (саней) при выезде с второстепенной дороги в местах с ограниченным обзором.
Порядок прогона животных через железнодорожные пути.
Запрещения водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота
Раздел 4. Организация работы службы безопасности движения в
автотранспортных организациях
Тема 4.1. Основные задачи Службы безопасности движения
Требования к знаниям
Студент должен:
знать:
- Положение о службе безопасности движения на автотранспорте РФ;
- задачи Службы безопасности движения.
Содержание учебного материала
Задачи службы безопасности движения, права и обязанности специалистов службы.
Тема 4.2. Организация работы отдела безопасности движения
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- организацию работы отделов безопасности движения на автотранспортном предприятии;
- обязанности сотрудников отдела безопасности движения;
- роль общественных организаций по предотвращению дорожно- транспортных происшествий;
- программы обучения и повышения квалификации водителей;
уметь:
- пользоваться справочной литературой по безопасности движения;
- оформлять планово-отчетную документацию отдела по безопасности
движения; - организовывать мероприятия по предупреждению аварийности.
Содержание учебного материала
Должностные инструкции инженера по безопасности дорожного движения. Планирование мероприятий по предупреждению аварийности и методы контроля их выполнения.
Организация медико-санитарного обслуживания и медицинского контроля водителей. Порядок служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, оформление материалов расследования. Организация работы, оборудование и оснащение кабинета безопасности движения и автодрома на предприятиях.
Тема 4.3. Требования по безопасности движения при
лицензировании транспортной деятельности
Требования к знаниям, умениям
Студент должен:
знать:
- положение о лицензировании на автотранспорте;
- неисправности, с которыми запрещены движение и эксплуатация автотранспортных средств;
уметь:
- пользоваться справочной литературой;
- определять неисправности транспортного средства в необходимом
объеме.
Содержание учебного материала
Основные задачи эксплуатационной, технической, кадровой и других
служб предприятий по организации безопасной работы подвижного состава. Требования, предъявляемые по безопасности дорожного движения, при лицензировании транспортной деятельности.
Перечень рекомендуемой литературы
Основная
- Правила дорожного движения. - М.: 2009.
- О безопасности дорожного движения. Федеральный закон. Принят
Государственной Думой 15 ноября 1995. - Сборник нормативно-правовых материалов по обеспечению безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте. - М.: Департамент автомобильного транспорта, 1996.
- Методическое пособие по курсу подготовки и переподготовки специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте. - М.: Департамент автомобильного транспорта, 1994.
- Илларионов В.А. и др. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем. - М.: Транспорт, 2002.
- Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 1991.
- Б.Е. Боровский «Безопасность движения автомобильного транспорта» Лениздат. 1984
8. С. И. Эйгель «Правила дорожного движения» Москва ФОРУМ-ИНФРА-
М 2005
9. Г.И.Пенежко «Безопасность движения на автомобильном транспорте»
Москва «Транспорт» 1976.
- В.И. Конопленко «Основы управления автомобилем и безопасность движения» М. Изд. ДОСААФ СССР 1989
Дополнительная
Илларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. - М.:
Транспорт, 1989.
- Илларионов В.А. и др. Водитель и автомобиль. - М.: Транспорт, 1985.
- Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения. - М.: Транспорт, 1995.
- Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1993.
- Мишурин В.М. и др. Надежность водителя и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1990.
- Афанасьев Л.А., Дьяконов А.Б., Илларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобиля. - М.: Машиностроение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...