РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_npo.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»
Утверждаю:
директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ И.Г.Енева
«_____» ___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Форма обучения очная
Курс 1
Семестр 1,2
Когалым 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 258 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 172 часов;
самостоятельной работы 86 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 258 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 172 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 120 |
Контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 86 |
в том числе: | |
Работа с учебником (составление плана, конспекта) | 30 |
Подготовка доклада | 28 |
Подготовка реферата | 28 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИКА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||
Введение | Лекции: 1. Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. 2. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 2 | 1 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 1 | 3 | |
РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА | 60 | ||
МЕХАНИКА | Содержание учебного материала: | 40 | |
Лекции
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. 2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. 3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 4. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | 2 2 2 2 | 2 2 2 2 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 20 | 3 | |
РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | 45 | ||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | Содержание учебного материала: | 30 | |
Лекции 1. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. 2. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. 3. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. 4. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. 5. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. 6. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. 7. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. 8. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. 9. Внутренняя энергия и работа газа. 10. Первый закон термодинамики. 11 . Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1.Измерение влажности воздуха. 2. Измерение поверхностного натяжения жидкости. 3. Наблюдение роста кристаллов из раствора. | 2 2 2 | 2 2 2 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 15 | 3 | |
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 135 | ||
ЭЛЕКТРО- ДИНАМИКА | Содержание учебного материала: | 90 | |
Лекции
34. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. 35. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. 36. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. 37. Дисперсия света. 38. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. 39. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Изучение закона Ома для участка цепи. 2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 3. Изучение явления электромагнитной индукции. 4. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока. 5. Измерение индуктивности катушки. 6. Изучение интерференции и дифракции света. | 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 45 | 3 | |
РАЗДЕЛ 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 33 | ||
СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | Содержание учебного материала: | 22 | |
Лекции
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы | - | - | |
Практические занятия | - | - | |
Контрольные работы | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 11 | 3 | |
РАЗДЕЛ 5. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 14 | ||
ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | Содержание учебного материала: | 9 | |
Лекции
3. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. 4. Образование планетных систем. Солнечная система. | 3 2 2 2 | 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 5 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики» и лаборатории «Физики»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
- комплект учебно-методической документации (поурочные планы по физике, календарно-тематический план, рабочая программа, пакет практических, лабораторных и контрольных работ, разработаны домашние контрольные работы и физические диктанты, имеется руководство по дистанционному изучению физики, КИМы ЕГЭ);
- демонстрационное оборудование: модель броуновского движения; пластинки сцепления, манометры, барометр, термометр, прибор для проверки газовых законов, индукторы, теплоприемник, калориметр, макеты паровой машины и двигателя внутреннего сгорания, гигрометр, психрометр, капиллярные трубки, демонстрация поверхностного натяжения, кристаллические тела, модели кристаллических решеток, приборы для демонстрации теплового расширения воды, газа, электроскоп, электрофорная машина, электроскопы; (султаны), набор по электростатике, проводники и диэлектрики, демонстрационные конденсаторы, батарея конденсаторов, аккумулятор, лампочка, ключ, демонстрационный амперметр, резисторы, магазин сопротивлений, амперметр, вольтметр, источник тока, электрическая цепь, реостат, термопара, электроплитка, вакуумные и полупроводниковые диоды и триоды, электронно-лучевая трубка, магнитные стрелки, постоянные магниты, набор по магнетизму, соленоиды, диа-, пара- и ферромагнитные материалы, демонстрация возникновения индукционного тока, пружинный и математический маятник, струна, камертон, волновая машина; шнур, колебательный контур, макет генератора переменного тока, зависимость силы тока от емкости и индуктивности, трансформаторы, радионабор, оптическая шайба, трехгранная призма, линзы, зеркала, фотометр, люксметр, оптическая скамья, набор по интерференции, дифракционная решетка, набор по поляризации света; призмы, шкала электромагнитных волн, фотоэлементы, «опыты Столетова», светофильтры, радиометр, набор по люминесценции, камера Вильсона.
- авторский комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения: мультимедийная установка, проектор, ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2010г.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2011г.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011г.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011г.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2010г.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2010г.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012г.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2010г.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2011г.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2011г.
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2010г.
Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие (Р.А. Гладкова),-М: Наука, 2010г. •
Фронтальные лабораторные работы по физике: книга для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик и др.: Под ред. ВА Бурова. - М.: Просвещение: Учеб. лит.,2010г.
Физика: Примерная программа для средних специальных учебных заведений (на базе основного общего образования). - М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2011г.
Рабочая программа по дисциплине «Физика» (специальность 260202.51, 150414.51) -АМН, 2011г.
Дополнительные источники:
Прокофьев B.И, Дмитриева В.Ф. Физика: учебное пособие для техникумов. М.: Высшая школа, 2009г.
Самойленко П. И., Сергеев А. В. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2010г.
Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика /учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2011г.
Самойленко П. И., Сергеев А. В. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: Академия, 2011г.
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2009.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2009г.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2010г.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2011г.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2010г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий.
Формой итогового контроля является экзамен.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Экспертная оценка выполненных лабораторных работ, рефератов, докладов, конспектов. Текущий контроль знаний в ходе аудиторных занятий. Тестирование. Экзамен. |
Знать: | |
| Экспертная оценка выполненных лабораторных работ, рефератов, докладов, конспектов. Текущий контроль знаний в ходе аудиторных занятий. Тестирование. Экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.1 «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 46.01.03 Делопроизводитель
Рабочая программа учебной дисциплины УД.1 «Введение в профессиональную деятельность» вве-дена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы специальностям СПО профессио...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 197556 Электрогазосварщик» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технического профиля 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 197556 Электрогазосварщик»программы подготовки квалифицированных рабочих, служащихдля профессии технического ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
2019 г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 43.01.09 «Повар, кондитер»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППСЗ/ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР.Программа разработана на основ...
2019г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
Тема: «Профсоставляющая учебной дисциплины «Обществознание» при подготовке квалифицированных рабочих по направлению «Продавец».
Среднее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального (тактического) уровня, что предполагает формирование у студентов определенн...