Урок по теме "Дорожные знаки и их характеристики"
план-конспект урока по теме
Урок по теме "Дорожные знаки и их характеристики" расчитан на 2 урока, учителем разработаны задачи проблемного характера, дан методический материала для учителей. Оборудование урока - электрофицированный стенд со знаками дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dorozhnye_znaki_i_ikh_khar-ki.doc | 697.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
Проведение теоретических занятий
по предмету «Правила дорожного движения»
Тема: Дорожные знаки и их характеристики.
Время: 2 часа.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
- Углубление знаний учащихся по ПДД
- Сформировать знания о дорожных знаках.
Задачи:
- Сформировать знания о дорожных знаках и их характеристиках.
- Сравнить действия сигналов светофора и информацию дорожных знаков и разметки.
- Показать, насколько важна информация дорожных знаков, позволяющих повысить пропускную способность дорог и создание условий для безопасного движения по ним.
- Развить умения выделять главное, сравнивать и анализировать.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация схем).
Материальное обеспечение:
- Электрифицированный стенд «Дорожные знаки».
- Схема-плакат:
а) дорожные знаки
б) внешние отличительные признаки дорожных знаков различных групп.
в) схемы перекрёстков на картоне с набором макетов и фигур транспорта и дорожных знаков.
г) тестовые задания по теме «Дорожные знаки».
Ход урока:
Вступительная часть. 10-15 минут.
Организационный момент.
- Поприветствовать группу и настроить учащихся на занятие.
- Отметить присутствующих по журналу.
- Объяснить тему сегодняшнего урока: (запись на доске и в тетрадях)
Дорожные знаки и их характеристики.
Но прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним дорожные ситуации, в которых вы наблюдали за действиями водителей-профессионалов при проезде через какой-либо перекрёсток или на определённом участке улицы.
По результатам наблюдений необходимо начинать урок-беседу. Привести свои примеры:
- Проезд перекрёстков, где противоречат сигналы светофора и дорожных знаков, и разметки.
- Как ориентироваться при проезде перекрёстков.
А теперь перейдём к изучению дорожных знаков.
Учебные вопросы:
- Регулирование дорожного движения и назначение технических средств регулирования.
- Отличительные особенности дорожных знаков как средства регулирования движения.
- Классификация дорожных знаков.
- Внешние отличительные признаки дорожных знаков различных групп.
Основная часть (60-70 минут)
Вначале изучения дорожных знаков необходимо заострить внимание учащихся на том, что знание назначения дорожных знаков и правильное их применение в практическом вождении автомобиля значительно снижает процент ДТП, создаёт условия для безопасности движения по дорогам.
Поэтому экзаменационные билеты составляют так, что из 10 вопросов 4-5 вопросов приходятся на решение задач по дорожным знакам.
1. Правила содержат требования, на основе которых осуществляется регулирование дорожного движения, т.е. воздействие на ТС и пешеходные потоки (разделение потока во времени, запрещение или разрешение определённых направлений движения, введение ограничений по маневрированию, скоростям движения и др.).
Эти воздействия осуществляются с помощью тех.средств регулирования дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров.
При очевидных внешних различиях перечисленные средства регулирования имеют единое назначение: служат для передачи водителям и пешеходам информации, которая позволяет повысить пропускную способность дорог и создать условия для создания безопасного движения по ним.
2. Отличительные особенности дорожных знаков как средств регулирования движения.
а) Для передачи необходимой информации в дорожных знаках используют условные графические изображения (символы). Передаваемая информация может быть эффективно использована только в том случае, если учащиеся будут хорошо знать значение каждого символа и уметь быстро принять правильное решение.
Это будет немаловажно при решении экзаменационных билетов, потому что в течение 40 минут необходимо ответить на 32 поставленных вопроса, допускается 8 неправильных ответов. При этом объяснение дорожных знаков необходимо начинать со знаков, имеющих простые символы.
1.17. «Выброс гравия». | |
3.18.1. «Поворот запрещён». | |
4.1.1. «Движение прямо». | |
5.11.1. «Место для разворота». | |
6.6. «Телефон». | |
7.6.1. «Способ постановки ТС на стоянку». |
б) Затем необходимо объяснить знаки. Знаки содержат условные изображения, которые не имеют явно выраженной логической связи с содержанием передаваемой информации.
1.4.1. «Приближение к железнодорожному переезду». | |
2.1. «Главная дорога». | |
3.28. «Стоянка запрещена» | |
4.7. «Ограничение минимальной скорости». | |
5.9. «Полоса для маршрутных ТС» | |
7.5.1. «Субботние, воскресные и праздничные дни” |
в) Другие знаки содержат информацию более ёмкую, чем это можно предположить, ориентируясь только на символ ПДД знаки.
3.3. «Движение МТС запрещено» | |
4.4. «Движение легковых автомобилей» | |
5.3. «Дорога для автомобилей» | |
7.4.3. Табличка на легковые автомобили, а также на грузовые. «Масса меньше 3,5 тонн» |
Перечисленные особенности обуславливают необходимость глубокого и тщательного изучения учащимися значения каждого знака.
г) В силу разнообразия дорожных условий и ситуаций, дорожные знаки представляют собой весьма многочисленную группу средств регулирования, насчитывающую 255 знаков. Чтобы облегчить распознавание и уменьшить время реакции водителя, дорожные знаки разделяют на группы.
д) Каждая группа объединяет знаки, передающие информацию по своему значению.
3. Классификация дорожных знаков.
В основе классификации дорожных знаков лежит принцип однородности передаваемой информации.
В соответствии с этим принципом выделяются знаки, которые (рис. 1):
а) предупреждают о приближении к опасному участку. «Ж.-д. переезд без шлагбаума», рис. 1.а.
а б в г д е ж
б) рис-1.б. Вводят требования уступить дорогу или воспользоваться преимуществом, пример: «Уступить дорогу»
в) рис-1в. Запрещают движение всех или отдельных видов ТС, запрещает выполнение отдельных маневров. Пример: «Движение мотоциклов запрещено»
г) рис-1г. Предписывают двигаться в определенных направлениях. Пример: «Движение только направо».
д) рис-1д. Информирует водителей о расположении Н.П.. Вводит или отменяет определенные режимы движения. Пример: «Конец полосы».
е) рис.-1е. Сообщают о месте расположения предприятий обслуживания. Пример: «Кемпинг».
ж) рис.-1ж. Содержат дополнительную информацию. Пример: «Расстояние до объекта».
4. Внешние отличительные признаки дорожных знаков различных групп можно изобразить в виде таблицы:
№ групп | Наименование группы знаков | Типичный знак группы | Отличительные признаки большинства знаков группы | ||
форма знака | цвет каймы и фона | особенности изображения (символа) | |||
1 | Предупреждающие | Треугольная | Кайма-красная. Фон- белый | Соответствует характеру опасного участка | |
2 | Приоритета | Знаки этой группы не имеют общих отличительных признаков | |||
3 | Запрещающие | Круглая | Кайма - красная. Фон- белый | Соответствует характеру запрещения (ограничения) | |
4 | Предписывающие | Круглая | Фон - синий | Соответствует характеру предписания | |
5 | Информационно-указательные | Прямоугольная | Фон - синий | Соответствует характеру информации об особенностях дорожной обстановки | |
6 | Сервиса | Прямоугольная | Фон - синий | Отображают объекты сервиса | |
7 | Дополнительной информации (таблички) |
| Прямоугольная | Фон - белый. Кайма - черная | Несет информацию, уточняющую действие знаков других групп |
Закончить занятие можно контрольными вопросами.
Контрольные вопросы:
- Каково значение Т.С. средств регулирования движения?
- Перечислите характерные особенности дорожных знаков как средства регулирования движения.
- На какие группы подразделяются дорожные знаки? На чём основано это подразделение?
- Рассказать о внешних отличительных особенностях присущих большинству дорожных знаков каждой группы?
Кроме контрольных вопросов используются задания-тесты.
Заключительная часть. (5 мин.)
- Ответить на вопросы учащихся.
- Подвести итоги занятия.
- Дать задание на дом: “ПО наблюдению за действиями водителей профессионалов при проезде через какой-либо перекресток или на определенном участке дороги”.
Задача 1.
Под регулированием дорожного движения понимаются:
- любые требования, содержащиеся в ПДД и ограничивающие действия участников движения;
- различные воздействия на транспортные и пешеходные потоки, способствующие безопасности движения и высокой пропускной способности дорог;
- только указания сотрудников милиции и других лиц, связанные с дорожным движением;
- только изменения направлений транспортных потоков по сигналам регулировщика.
Задача 2.
В чем состоит назначение технических средств регулирования?
- Улучшить освещение проезжей части, тротуаров и обочин.
- Передавать информацию, необходимую для безопасности движения.
- Дублировать содержание различных пунктов Правил дорожного движения.
- Выполнить все перечисленные функции.
Задача 3.
Какой признак положен в основу классификации дорожных знаков?
- Линейные размеры или площадь лицевой поверхности.
- Характер передаваемой информации.
- Геометрическая форма (конфигурация).
- Цвет фона, цвет каймы и символа.
Задача 4.
Откройте ПДД на странице с цветными изображениями дорожных знаков. Пользуясь этими изображениями, заполните таблицу, отметив знаком «+» отличительные признаки большинства знаков каждой группы:
Задача 5.
Какие из приведенных знаков относятся к группе:
- предупреждающих;
- информационно-указательных;
- запрещающих;
- предписывающих;
- знаков дополнительной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...
Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"
Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...
Урок русского языка в 1 классе "Мягкий знак - показатель мягкости"
Русский язык. 1 класс. "Ь – показатель мягкости"...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...
Тема: «Дорожные знаки. Предупреждающие знаки». (открытый урок комплексного применения знаний и умений).
1. Классификация дорожных знаков. 2. Предупреждающие знаки, их назначение. 3. Общий признак предупреждения 4. Правила установки предупреждающих знаков. 5. Название и назначение каждого знака. 6. Дейст...
Открытый урок по теме "Разделительный мягкий знак".
Открытый урок по теме "Разделительный мягкий знак".Урок - открытие новых знаний....
Методическая разработка: Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федерации. Тема: Р.2.Т.4. Группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки.
В работе представлена Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к занятию по образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федераци...