Урок русского языка в 1 классе "Мягкий знак - показатель мягкости"
план-конспект урока по теме

Русский язык. 1 класс. "Ь – показатель мягкости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk1_klass_-pokazatel_myagkosti.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

1 класс

Ь – показатель мягкости

Учитель Филиппова З.С., ГОУ СОШ № 16  Санкт-Петербург

Цели урока:

1.достичь понимания роли мягкого знака-показателя мягкости согласных ;

2.учить детей обозначать на письме мягкость согласного звука мягким

знаком;

3.развивать умение проводить фонетический разбор слова;

4. учить сравнивать слова по произношению, написанию, смысловому значению;

5. способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха у учащихся;

6. Развивать речь учащихся;

7. Прививать любовь к русскому языку; 

 8. Учиться выполнять различные роли в группе;

Оборудование:

1. карточки разрезной  азбуки (приложение №1)

 2.конверты с заданием (приложение №2)

3.учебник русского языка 1 класс,

   (автор  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Работа со словами из словаря.

(На  доске вывешены иллюстрации  птиц:  воробей,  сорока, снегирь,      ворона, синица, гусь)

- Знаете ли вы этих животных? Назовите их.

- К какой группе животных они относятся?

- На какие группы по грамматическому признаку можно разделить эти слова? Докажите.  (Непроверяемые и проверяемые написания слов).

- Запишите данные слова в два столбика.

- Какое слово лишнее?  Почему? (Гусь - Ь- в конце слова).

- Запишем его в третий столбик.

- Какое слово могло бы оказаться сразу в двух столбиках?  Почему? (Снегирь)

-Как вы думаете, о какой орфограмме мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему  урока. (Ь – мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме).

 III.Создание проблемной ситуации

-Отгадайте загадки:

- По среди леса кузнец стучит…(дятел)

- Как догадались?

- Произнесите отгадку  шёпотом и выделите последний звук в этом слове.  («Л»)

- Дайте характеристику этому звуку.

-Какой буквой этот звук обозначается на письме?  (Выставить букву на доске)

-Аналогичная работа ещё с 2 загадками:

2. Живёт под землёй барин

В дорогой шубе, днём в ней и не показывается. (Крот)

-Всем ли понятно слово - барин?

-Выделите третий по счёту звук в этом слове. («О»)

 - Дайте характеристику этому звуку.

-Какой буквой этот звук обозначается на письме?  (Выставить букву на доске).

3. Днём спит, ночью летает,

Прохожих  пугает. (Сова)

-Выделите 1 звук.  («С»)

- Дайте характеристику этому звуку.

-Какой буквой этот звук обозначается на письме?  (Выставить букву на доске).

(На доске выставлены карточки с буквами  Л  О  С)

-Из данных букв попробуйте составить слово. ( Дети произносят  слова – ЛОСЬ)

- Кто такой лось?

- Произнесите слово – ЛОСЬ, сравните со словом на доске. Что вы заметили?

- Какими звуками отличаются? («С-СЬ»)

- Как же записать слово так, чтобы звук «С»  читался  мягко?

- Что вы знаете о мягком знаке?

- Что обозначает мягкий знак на письме?

- Составьте из этих букв ещё слово. (СОЛЬ)

- Сколько звуков в этих словах? (3)

- Сколько букв?(4)

- Почему? (Мягкий знак звука не обозначает).

- Какую роль выполняет мягкий знак в конце слова?

IV. Работа над новым материалом.

Прочитайте  слова, записанные на доске.

ел - ель

мел-

хор-

угол -

- Прочитайте слова, произнесите по очереди шёпотом  своему соседу последний звук  каждого слова.

- Как произносятся звуки в этих словах звуки  твёрдо или мягко?

- Прочитайте и измените первое слово так, чтобы  звук «Л» произносился мягко. (ел - ель).

- Что вы заметили?  (Изменился смысл слова)

- На письме очень важно зафиксировать какой звук в слове надо произнести твёрдый или мягкий. Какая буква нам в этом поможет?

-Запишите в тетради слова парами, выделите согласную, мягкость которой обозначается на письме мягким знаком, подчеркните мягкий знак.

- Кто такой хорь? Как зовут этого маленького зверька?  (хорёк)

- Составьте с любой парой слов. (Лучшие предложения записать.)

V. Фикультминутка.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька -для кота,

Эта долька -для ежа,

Эта долька -для улитки,

Эта долька -для чижа,

Ну, а волку – кожура.

VI. Закрепление изученной орфограммы.

- Запишите слова под диктовку в столбик.

 - день –

- пень –

- конь -

- Что общего в этих словах?  (ь- мягкий знак- показатель мягкости, единственное число )

- Почему написали  Ь – мягкий знак?  ( На конце слова произносится мягкий согласный звук. На письме мягкий согласный в конце слова обозначается  ь – мягким знаком.)

- Рядом запишите эти же слова, но во множественном числе.

- Что вы заметили? Для чего в этих словах  пишется  буква  мягкий знак?

VII. Работа в парах.

-У вас на партах лежит письмо, которое написала одна девочка своей подружке. Прочитайте его.

Здравствуй, Лена!

    Я живу на даче. Около нашего дома растёт высокая ел . На ней сидел бельчонок и что-то ель . На крыльце лежать котята. Кошка любить играт  с ними.

- Вам всё понятно?  Исправьте ошибки простым карандашом. Прочитайте, что у вас получилось.

-Какой вывод о важности написания мягкого знака мы можем сделать?

VII.Обобщающая беседа.

- Чему мы учились на уроке?

- Чему каждый из вас  научился на уроке?

- Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного?

VIII. Домашнее задание.

Учебник русского языка 1 класс,

   (автор  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), упражнение 30.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"

В презентации раскрываются понятия  "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих

Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в имена...