Урок русского языка в 1 классе "Мягкий знак - показатель мягкости"
план-конспект урока по теме
Русский язык. 1 класс. "Ь – показатель мягкости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk1_klass_-pokazatel_myagkosti.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
1 класс
Ь – показатель мягкости
Учитель Филиппова З.С., ГОУ СОШ № 16 Санкт-Петербург
Цели урока:
1.достичь понимания роли мягкого знака-показателя мягкости согласных ;
2.учить детей обозначать на письме мягкость согласного звука мягким
знаком;
3.развивать умение проводить фонетический разбор слова;
4. учить сравнивать слова по произношению, написанию, смысловому значению;
5. способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха у учащихся;
6. Развивать речь учащихся;
7. Прививать любовь к русскому языку;
8. Учиться выполнять различные роли в группе;
Оборудование:
1. карточки разрезной азбуки (приложение №1)
2.конверты с заданием (приложение №2)
3.учебник русского языка 1 класс,
(автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Работа со словами из словаря.
(На доске вывешены иллюстрации птиц: воробей, сорока, снегирь, ворона, синица, гусь)
- Знаете ли вы этих животных? Назовите их.
- К какой группе животных они относятся?
- На какие группы по грамматическому признаку можно разделить эти слова? Докажите. (Непроверяемые и проверяемые написания слов).
- Запишите данные слова в два столбика.
- Какое слово лишнее? Почему? (Гусь - Ь- в конце слова).
- Запишем его в третий столбик.
- Какое слово могло бы оказаться сразу в двух столбиках? Почему? (Снегирь)
-Как вы думаете, о какой орфограмме мы сегодня будем говорить на уроке?
-Сформулируйте тему урока. (Ь – мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме).
III.Создание проблемной ситуации
-Отгадайте загадки:
- По среди леса кузнец стучит…(дятел)
- Как догадались?
- Произнесите отгадку шёпотом и выделите последний звук в этом слове. («Л»)
- Дайте характеристику этому звуку.
-Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Выставить букву на доске)
-Аналогичная работа ещё с 2 загадками:
2. Живёт под землёй барин
В дорогой шубе, днём в ней и не показывается. (Крот)
-Всем ли понятно слово - барин?
-Выделите третий по счёту звук в этом слове. («О»)
- Дайте характеристику этому звуку.
-Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Выставить букву на доске).
3. Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Сова)
-Выделите 1 звук. («С»)
- Дайте характеристику этому звуку.
-Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Выставить букву на доске).
(На доске выставлены карточки с буквами Л О С)
-Из данных букв попробуйте составить слово. ( Дети произносят слова – ЛОСЬ)
- Кто такой лось?
- Произнесите слово – ЛОСЬ, сравните со словом на доске. Что вы заметили?
- Какими звуками отличаются? («С-СЬ»)
- Как же записать слово так, чтобы звук «С» читался мягко?
- Что вы знаете о мягком знаке?
- Что обозначает мягкий знак на письме?
- Составьте из этих букв ещё слово. (СОЛЬ)
- Сколько звуков в этих словах? (3)
- Сколько букв?(4)
- Почему? (Мягкий знак звука не обозначает).
- Какую роль выполняет мягкий знак в конце слова?
IV. Работа над новым материалом.
Прочитайте слова, записанные на доске.
ел - ель
мел-
хор-
угол -
- Прочитайте слова, произнесите по очереди шёпотом своему соседу последний звук каждого слова.
- Как произносятся звуки в этих словах звуки твёрдо или мягко?
- Прочитайте и измените первое слово так, чтобы звук «Л» произносился мягко. (ел - ель).
- Что вы заметили? (Изменился смысл слова)
- На письме очень важно зафиксировать какой звук в слове надо произнести твёрдый или мягкий. Какая буква нам в этом поможет?
-Запишите в тетради слова парами, выделите согласную, мягкость которой обозначается на письме мягким знаком, подчеркните мягкий знак.
- Кто такой хорь? Как зовут этого маленького зверька? (хорёк)
- Составьте с любой парой слов. (Лучшие предложения записать.)
V. Фикультминутка.
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька -для кота,
Эта долька -для ежа,
Эта долька -для улитки,
Эта долька -для чижа,
Ну, а волку – кожура.
VI. Закрепление изученной орфограммы.
- Запишите слова под диктовку в столбик.
- день –
- пень –
- конь -
- Что общего в этих словах? (ь- мягкий знак- показатель мягкости, единственное число )
- Почему написали Ь – мягкий знак? ( На конце слова произносится мягкий согласный звук. На письме мягкий согласный в конце слова обозначается ь – мягким знаком.)
- Рядом запишите эти же слова, но во множественном числе.
- Что вы заметили? Для чего в этих словах пишется буква мягкий знак?
VII. Работа в парах.
-У вас на партах лежит письмо, которое написала одна девочка своей подружке. Прочитайте его.
Здравствуй, Лена!
Я живу на даче. Около нашего дома растёт высокая ел . На ней сидел бельчонок и что-то ель . На крыльце лежать котята. Кошка любить играт с ними.
- Вам всё понятно? Исправьте ошибки простым карандашом. Прочитайте, что у вас получилось.
-Какой вывод о важности написания мягкого знака мы можем сделать?
VII.Обобщающая беседа.
- Чему мы учились на уроке?
- Чему каждый из вас научился на уроке?
- Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного?
VIII. Домашнее задание.
Учебник русского языка 1 класс,
(автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), упражнение 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...
Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"
В презентации раскрываются понятия "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....
Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе
Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
Конспект урока русского языка по теме _Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих
Урок по русскому языку по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (3 класс УМК «Школа России)Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в имена...