Рабочая тетрадь "Зернопродукты" для ПМ01 "Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке"
учебно-методическое пособие
Рабочая тетрадь для использования на теоретических и практических занятиях со студентами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad-_zernoprodukty.docx | 228.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и Науки Республики Бурятия
ГБОУ СПО
"Байкальский колледж туризма и сервиса"
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
"ЗЕРНОПРОДУКТЫ"
Составлена преподавателем
Бодрова Л.В.
2018г.
Макаронные изделия.
Химический состав макаронных изделий.
Белки – 10-12% Жиры – 1-2,7%
Углеводы (крахмал) – 72-75% Вода – 13% Витамины В1, В2, В6, РР
Минеральные вещества
Сырье для производства макаронных изделий
Основное | Дополнительное |
Мука пшеничная из | Яйца, яичный порошок, |
стекловидного твердого | сухое молоко, томатопродукты |
зерна, вода | овощные порошки и соки и др. |
Производство:
- Подготовка сырья (просеивание муки и очистка воды).
- Замес и прокатывание теста.
- Формование макарон.
- Нарезка.
- Сушка горячим воздухом t=40-600 C, 4 -24 часа, до влажности 13 %.
- Упаковка.
Классификация макаронных изделий.
ТРУБЧАТЫ | ЛЕНТООБРАЗНЫ | НИТЕОБРАЗНЫЕ | ФИГУРНЫ |
Е | Е | Е | |
Макароны | Лапша гладкая | Вермишель | Ракушки |
Рожки | Лапша рифленая | Спагетти | Бантики |
Перья | Лапша, свернутая в | Вермишель,свернута | Алфавит и |
«гнезда» | я в «гнезда» | др. |
Условия хранения: t - не выше 300С,
W (влажность воздуха) - не выше 70%,
срок хранения - от 3 до 12 месяцев.
Макаронные изделия.
Химический состав макаронных изделий. | ||
Белки – | % | |
Жиры – | % | |
Углеводы ( | ) –% | |
Вода – | % | |
Витамины - |
Минеральные вещества -
Сырье для производства макаронных изделий
Основное Дополнительное
Производство:
1. Подготовка сырья .
- Замес и прокатывание теста.
- Формование макарон.
- Нарезка.
5. | Сушка горячим воздухом t= | 0 C, | в течение | часов, | |
до влажности | %. | ||||
6. | Упаковка. |
Классификация макаронных изделий.
ТРУБЧАТЫЕ ЛЕНТООБРАЗНЫЕ НИТЕОБРАЗНЫЕ ФИГУРНЫЕ
Условия хранения:
t - 0С,
W (влажность воздуха) - %,
срок хранения -
Практическая работа.
Для практической работы необходимы несколько образцов макаронных изделий. Результаты оценки заносятся в таблицу:
Органолептическая оценка качества макаронных изделий. ГОСТ Р 51865
Показатели | Характеристика | Образец | Образец | Образец | |
качества | по ГОСТу | №1 | №2 | №3 | |
Вид изделия | Трубчатые, | ||||
(определить | лентообразные, | ||||
название и | нитеобразные, | ||||
группу) | фигурные. | ||||
Длина изделия | Длинные – | не менее 20 см | |||
Короткие – | не менее 2 см | ||||
Фигурные – | любой | ||||
длины. | |||||
Цвет | Однотонный, с кремовым | ||||
или желтоватым | |||||
оттенком, без следов | |||||
непромеса. | |||||
Поверхность | Гладкая, глянцевая. | ||||
Не допускается | |||||
присыпанность мучкой. | |||||
Излом | Стекловидный. | ||||
Форма | Правильная, | ||||
соответствует виду | |||||
изделия. | |||||
Содержание лома, | Не более 5% | ||||
крошки, | (незначительное | ||||
деформированных | количество). | ||||
изделий | |||||
Вкус, запах | Свойственный виду | ||||
изделия, не кислый, без | |||||
горечи, посторонних | |||||
привкусов. | |||||
Запах без затхлости и | |||||
посторонних запахов. | |||||
Вывод | Образец соответствует | ||||
(не соответствует) | |||||
требованиям | |||||
ГОСТ Р 51865 |
Фамилия…………………….
Группа………………………
Ответить на вопросы теста, выбрав правильные варианты ответов:
1. Сколько всего имеется сортов | 1. | Два. |
пшеничной муки? | 2. | Три. |
3. | Четыре. | |
4. | Пять. | |
2. Какой из перечисленных сортов | 1. | Обойная. |
муки не относится к ржаным? | 2. | Крупчатка. |
3. | Обдирная. | |
4. | Сеяная. | |
3. В муке содержится наибольшее | 1. | Белков. |
количество… | 2. | Жиров. |
3. | Углеводов. | |
4. | Витаминов. | |
4. Выход пшеничной муки равен | 1. | Крупчатка. |
10%. Какая это мука? | 2. | Высшего сорта. |
3. | Первого сорта. | |
4. | Второго сорта. | |
5. Какова температура хранения | 1. t не выше 00С | |
муки? | 2. t =5-100С | |
3. t =12-170С | ||
4. t не выше 300С | ||
6. Какая тара не используется для | 1. | Бумажные мешки. |
упаковки муки? | 2. | Тканевые мешки. |
3. | Бумажные пакеты. | |
4. | Пластиковые пакеты. | |
7. Какое зерно используется для | 1. | Стекловидное. |
производства макаронной муки? | 2. | Полустекловидное. |
3. | Мучнистое. | |
4. | Любое. | |
8. Какие макаронные изделия | 1. | Вермишель. |
относятся к трубчатым? | 2. | Лапша. |
3. | Перья. | |
4. | Ракушки. | |
9. При какой температуре сушат | 1.10-300С | |
макаронные изделия? | 2.40-600С | |
3.70-900С | ||
4.100-1100С | ||
10. Какова влажность макаронных | 1. | 3% |
изделий после высушивания? | 2. | 13% |
3. | 23% | |
4. | 33% |
Решить кроссворд:
- У К А
- Р А Х М А Л
К | Р | У П Ч А | Т | К | А |
В Л А | Г А | ||||
О Т Р | У Б И | ||||
О Б О | Й Н А Я | ||||
П Ш Е Н | И Ц А | ||||
С Ы | Р | Ь Ё |
- Порошкообразный продукт из хлебных злаков.
- Углевод. Его содержание в муке доходит до 74%.
- Пшеничная мука высшего сорта.
- Она содержится во всех продуктах. В муке её 14%.
- Оболочка зерна. Содержится в муке низших сортов в виде темных неоднородных частиц.
- И ржаная и пшеничная мука низших сортов.
- Хлебный злак. Мука из него используется в кондитерских изделиях.
- Мука – это основное … для производства макаронных изделий.
Решить кроссворд:
М
А
К
А
Р
О
Н
Ы
9. Порошкообразный продукт из хлебных злаков. 10. Углевод. Его содержание в муке доходит до 74%. 11. Пшеничная мука высшего сорта.
12. Она содержится во всех продуктах. В муке её 14%.
13. Оболочка зерна. Содержится в муке низших сортов в виде темных неоднородных частиц.
14. И ржаная и пшеничная мука низших сортов.
15. Хлебный злак. Мука из него используется в кондитерских изделиях. 16. Мука – это основное … для производства макаронных изделий.
Хлеб и хлебобулочные изделия.
Сырье:
1.Основное – мука, вода, дрожжи, соль. 2.Дополнительное – жир, сахар, молоко, яйцо, изюм, пряности и др.
Производство:
- 1.Подготовка сырья.
- Замес теста (опары).
- Брожение теста (опары) -3-4часа с обминкой при t =27-300С.
- Деление теста на куски и формование.
- Расстойка изделий -20-30 минут при t =35-400С.
- Выпечка при t =180-3000С в течение 10-60 минут.
- Охлаждение.
Классификация хлеба:
По виду муки
Ржаной Ржано-пшеничный Пшеничный
По способу выпечки:
- Формовой
- Подовый.
По рецептуре
Простой Улучшенный Сдобный
Химический состав: Условия хранения:
Белки – 5-9% t =14-150С,
Жиры – 15% влажность воздуха 75%,
Углеводы – 42-53% срок хранения от 12 до 36 часов
Вода -37-51%
Витамины В1,В2,РР
Минеральные вещества
Хлеб и хлебобулочные изделия.
Сырье:
1.Основное –
2.Дополнительное –
Производство:
- Подготовка сырья.
- Замес теста (опары).
3. | Брожение теста (опары) - часа с обминкой при t = 0С. | |||
4. | Деление теста на куски и формование. | 0С. | ||
5. | Расстойка изделий - | минут при t = | ||
6. | Выпечка при t = | 0С в течение | минут. | |
7. | Охлаждение . |
Классификация хлеба:
По виду муки
По способу выпечки:
1.
2.
По рецептуре
Химический состав: | Условия хранения: | ||
Белки – | % | t = | 0С, |
Жиры – | % | влажность воздуха %, | |
Углеводы – | % | срок хранения | |
Вода - | % | ||
Витамины |
Минеральные вещества
3. Практическая работа.
Для практической работы необходимы два образца ржано-пшеничного хлеба (формового и подового). В начале работы нужно оценить качество целого хлеба, а затем раздать учащимся нарезанные на кусочки образцы. Результаты оценки заносятся в таблицу:
Органолептическая оценка качества ржано-пшеничного хлеба.
ГОСТ 28809-90
Показатели | Характеристика | Образец | Образец |
качества | по ГОСТу | №1 | №2 |
Форма | Правильная, не мятая. | ||
Для подовых – круглая, | |||
не расплывчатая. | |||
Для формовых – соответствует | |||
форме, с выпуклой поверхностью. | |||
Поверхность | Гладкая, глянцевая, | ||
без трещин и подрывов. | |||
Толщина | Для ржаного хлеба не более 3 мм | ||
корки | |||
Окраска | От светло- до темно-коричневой. | ||
Состояние | Сухой, не липкий, не влажный на | ||
мякиша, | ощупь, без комочков и следов | ||
пропечен- | непромеса, не черствый, не | ||
ность | крошливый. | ||
Пористость | Равномерная, хорошо развитая, | ||
не крупная, тонкостенная, | |||
без пустот | |||
Эластичность | Определяется путем легкого | ||
надавливания большим пальцем на | |||
поверхность мякиша на расстоянии | |||
2-3 см от корки. Мякиш с хорошей | |||
эластичностью быстро приобретает | |||
первоначальную форму. | |||
Вкус, запах | Свойственный виду изделия, не | ||
кислый, без горечи, без хруста и | |||
посторонних привкусов. | |||
Запах без затхлости и посторонних | |||
запахов. | |||
Вывод. | Образец соответствует | ||
(не соответствует) | |||
требованиям ГОСТ 28809-90 |
Фамилия……………………. Группа………………………
«Найди ошибку».
Для этого необходимо внимательно прочитать предлагаемый текст и найти в нем ошибки.
Хлеб – древнейший продукт питания человека.
Мука – это дополнительное сырье для производства хлеба.
Ржаная мука светлее пшеничной.
При брожении теста дрожжи выделяют кислород.
Тесто должно «подходить» в прохладном месте.
Перед выпечкой хлеб должен расстояться 20-40 минут.
Хлеб выпекают при температуре 120-160 0С.
Сразу после выпечки хлеб нужно упаковывать.
У ржаного хлеба вкус более кислый, чем у пшеничного.
Хлеб – это продукт длительного хранения.
Хлеб из муки грубого помола вреден для желудка и кишечника.
Мы едим хлеб в течение всей жизни и он никогда не приедается.
Зерно. Крупы.
Химический состав зерна. Условия хранения:
Белки – 10-12% t - 5-180С
Жиры – 1-5% W (влажность воздуха) - 60-70%
Углеводы (крахмал) – 70-72% срок хранения - от 4 месяцев до 2 лет
Вода – 13% Витамины В1, В2, В6, В9, В12, Е, РР
Минеральные вещества – 2%
Производство круп.
1.Очистка зерна от примесей.
2.Сортировка зерна по крупности.
3.Гидротермическая обработка (пропаривание).
4.Шелушение (удаление пленок и оболочек).
5.Провеивание и просеивание (отделение дробленого зерна)
6. Шлифование и полирование.
7.Упаковка круп.
Зерно. Крупы.
Химический состав зерна. Условия хранения:
Белки – t -
Жиры W (влажность воздуха) -
Углеводы (крахмал) – срок хранения -
Вода – Витамины
Минеральные вещества – Составить технологическую схему:
Производство круп.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ассортимент круп. (Заполнить таблицу).
Название | Вид | Описание крупы | Сорт | Марка | Время | Увели- |
крупы. | злака | варки | чение в | |||
объеме | ||||||
Манная. | Пшеница. | Полупрозрачная | - | Т, М, | 5-10 | 4-5 раз |
крупка кремового | МТ | мин | ||||
цвета. | ||||||
Полтавская | ||||||
Артек. | ||||||
Рис шли- | ||||||
фованный | ||||||
Рис дробленый | ||||||
Перловая | ||||||
Ячневая | ||||||
Пшено | ||||||
шлифованное | ||||||
Овсяная | ||||||
Хлопья | ||||||
«Геркулес» | ||||||
Толокно | ||||||
Ядрица | ||||||
Гречневый | ||||||
продел | ||||||
Горох | ||||||
лущеный | ||||||
Горох | ||||||
колотый | ||||||
Фасоль | ||||||
Чечевица | ||||||
Мука.
Закончить определение:
Мука – это порошкообразный продукт, получаемый многократным измельчением зерна.
С помощью учебника дать ответы на следующие вопросы:
1) Что такое помол?
Это процесс производства муки, состоит из подготовки зерна к помолу и размола зерна.
2) Что такое выход муки?
Это количество муки, выраженное в процентах к массе переработанного зерна.
3)Каков химический состав муки?
Белки – | 10-12 % | |
Жиры – | 1-2 % | |
Углеводы: крахмал – | 54-67 %, | |
сахара- | 2-5,6 %, | |
клетчатка- | 0,1-1,9 %. | |
Вода – | 14 % |
Витамины – В1, В2, В6,РР,Е Минеральные вещества – K, Na,Ca,Fe,Mg
4)Дополнить схему: в чем различие между простым и сортовым
помолом?
Способы помола муки:
Простой Сортовой
Зерно один раз пропускают Зерно дробят на крупку,
через размольную систему. сортируют по размеру и по
качеству.
Рассортированные крупки
измельчают отдельно.
Производство муки:
Составить технологическую схему (составляется в процессе объяснения нового материала):
1.Составление помольных смесей.
2.Удаление посторонних примесей (просеивание).
3.Удаление металлических примесей (магнитоуловитель).
- Частичное шелушение зерна.
- Кондиционирование зерна (увлажнение).
- Отлежка зерна.
7.Размол зерна (получение муки).
Классификация пшеничной и ржаной муки:
(Заполнить таблицу с помощью учителя. Используются образцы муки разных сортов).
Содержание | ||||||
Сорт муки | Выход муки | клейковины | Цвет | Наличие | ||
(%) | (%) | отрубей | ||||
Пшеничная мука | ||||||
Крупчатка | 10 | 30 | Желто- | Нет | ||
кремовый | ||||||
Высший сорт | 15-30 | 28 | Кремово- | Почти не | ||
белый | содержит | |||||
Первый сорт | 72-75 | 30 | Белый, | Заметные | ||
желтоватый | частицы | |||||
Второй сорт | 82-86 | 25 | Белый, | Больше, чем в | ||
сероватый | первом сорте | |||||
Обойная | 96 | 20 | Сероватый | Значительное | ||
количества | ||||||
Ржаная мука | ||||||
Сеяная | 15-30 | ___ | Белый, | Мало | ||
сероватый | ||||||
Обдирная | 85-87 | ___ | Серовато- | Заметные | ||
белый | частицы | |||||
Обойная | 95 | ___ | Серо- | Значительное | ||
коричневый | количества |
Изменения при хранении муки (дать краткое описание изменений):
- Созревание
- Слеживание
- Самосогревание
- Прогоркание
- Изменение влажности
- Заражение амбарными вредителями
Заполнить по учебнику:
Условия хранения муки: t - 12-15 0С,
W (влажность воздуха) - 60-75 %, срок хранения – 1-6 месяцев
Мука.
Закончить определение:
Мука – это________________________________________________
__________________________________________________________
С помощью учебника дать ответы на следующие вопросы:
1) Что такое помол?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2) Что такое выход муки?
_________________________________________________________
__________________________________________________________
3)Каков химический состав муки?
Белки – | % | |
Жиры – | % | |
Углеводы: крахмал – | %, | |
сахара- | %, | |
клетчатка- | %. | |
Вода – | % | |
Витамины - | ||
Минеральные вещества – |
4)Дополнить схему: в чем различие между простым и сортовым
помолом?
Способы помола муки:
Простой Сортовой
Производство муки:
Составить технологическую схему (составляется в процессе объяснения нового материала):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Классификация пшеничной и ржаной муки:
(Заполнить таблицу с помощью учителя. Используются образцы муки разных сортов).
Содержание | ||||||
Сорт муки | Выход муки | клейковины | Цвет | Наличие | ||
(%) | (%) | отрубей | ||||
Пшеничная мука | ||||||
Крупчатка | ||||||
Высший сорт | ||||||
Первый сорт | ||||||
Второй сорт | ||||||
Обойная | ||||||
Ржаная мука | ||||||
Сеяная | ||||||
Обдирная | ||||||
Обойная | ||||||
Изменения при хранении муки(дать краткое описание изменений):: 1.Созревание 2.Слеживание 3.Самосогревание 4.Прогоркание 5.Изменение влажности
6.Заражение амбарными вредителями
Заполнить по учебнику:
Условия хранения муки:
t - 0С,
W (влажность воздуха) - %,
срок хранения -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по учебным дисциплинам: Техническое оснащение и организация рабочего места, «Организация хранения, контроль запасов и сырья», «Технология приготовления пищи».
Игра предназначена для обучающихся 2-го курса по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».Цель – формирование учебных и профессиональных компетенций у обучающихся по специальн...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПМ.01ПРИЕМКА, ХРАНЕНИЕ И ПОДГОТОВКА СЫРЬЯ К ПЕРЕРАБОТКЕ
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельного изучения МДК. 01.01 «Технология хранения и подготовки сырья» для обучающихся по специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронны...
Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю ПМ.02" Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста".
Учебно-методический комплекс профессионального модуля ПМ .02 «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста», разработан в соответствии с р...
Рабочая программа профессионального модуля 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке
Рабочая программа профессионального модуля 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке / Сост. Демченко Н.И., Касаткина Н.В. –Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брян...
Методические указания для обучающихся по организации изучения ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке
Методические указания для обучающихся по организации изучения ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке / Сост. Н.И.Демченко. – Брянск: Мичуринский филиал, ФГБОУ ВО «Брянски...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке / Сост. Н.И. Демченко – Брянск: Мичуринский филиал, ФГБОУ ВО «Брянск...