Методическая разработка открытого урока
учебно-методический материал

Методическая разработка открытого урока- мастер -класс  на тему "Приготовление халвы" для профессии Кондитер сахаристых изделий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Зам. директора по УР

________Т.Ю. Гужвина

«02» апреля 2019 г.

"Халва укротит любое сердце

и отвлечет врага от дурных деяний,

 утешит плачущее дитя и вернет молодость старцу,

ублажит любимую и подарит отчаявшемуся надежду"

                         

 /Иранская притча./

План мастер-класса

ПМ 02 Изготовление карамели, халвы

 МДК 02.02 Технология изготовления халвы

Группа: 318

Тема мастер - класса: Технология изготовления халвы

Цели:

Образовательная:

  • Сформировать профессиональные  и общие компетенции по изготовлению халвы.

Развивающая:

-Развить навыки и умения по приготовлению халвы, способность развитию  

таких профессиональных способностей, как зрительное восприятие, глазомер,

зрительная  память.

-Способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию у учащихся  аккуратности, наблюдательности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям, к качеству изделий, бережному отношению к сырью и оборудованию
  • Содействовать развитию чувства коллективизма, личной и взаимной ответственности.    

 Валеологическая:

  •  Создание благоприятного психологического климата, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Формирование профессиональных компетенций:

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

 проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели  и

способов достижения, определенных руководителем

ОК3 Анализировать рабочую ситуацию , осуществлять текущий и итоговый

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты своей работы

    ОК 6  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами

ПК 2.3 Изготавливать халву

Тип занятия: практический

Вид занятия: мастер - класс

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные, наглядно - демонстрационные, практические.

Материально-техническое оснащение:

Инструменты и приспособления: (измельчитель для ореха, противень, ложки,

 формы). Оборудование: электропечь, весы, холодильник; раздаточный материал,

технологические карты)

Средства обучения: эталонный образец «Арахисовой халвы», презентация «Приготовление арахисовой халвы».

Междисциплинарные связи: 

ПМ. 02 Изготовление карамели и халвы.

УД. Основы микробиологии санитарии и гигиены в пищевом производстве.

УД. Охрана труда.

  Прогнозируемый результат:  Удовлетворенность своей деятельности, заполнение таблицы (оценка качества)                                                                        

Ход проведения мастер - класса

№п/п

Этапы мастер - класса

Деятельность  мастера производственного обучения

Деятельность участников

Профессиональные и общие компетенции

1.

Организационный момент

Приветствие участников мастер класса.

 Проверка наличия обучающихся, внешнего вида

Проверка готовности рабочих мест.

Приветствуют. Настраиваются  психологически.

2.

Целеполагание и мотивация

Мотивация к занятию.

Слушают

Формулируют тему занятия

ОК 1.

3.

Теоретический этап (вводный этап)

Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Формирование ориентировочной основы деятельности

Предлагаю обучающимся провести проверку и закрепление пройденного материала в виде теста.

Разбор технологической карты и демонстрация практического задания:

1.организация рабочего места;

2. техника безопасности при работе.

3.Инструктаж студентам по выполнению самостоятельной работы.

4.дать анализ возможных ошибок при выполнении практического задания и способы их устранения.

5. Выбор бригадира

Отвечают на тест, самоконтроль ответа по эталону и оценивания по критериям.

слушают, воспринимают, взаимная беседа, визуальное наблюдение, практическое исполнение некоторыми обучающимися

Распределение технологических операций  бригадиром.

ОК 2

4.

Практический этап (текущий этап)

Самостоятельная деятельность обучающихся

Целевые обходы рабочих мест:

1.организация рабочего места;

2.техника безопасности при выполнении работ;

3.правильность технологической последовательности;

4.Выявление ошибок при выполнении задания;

5. выявление самоконтроля у обучающихся

Выполнение задания в соответствии инструкционной картой.

ОК 2,3; ПК 2.3

5

Информация о домашнем задании

Информирует  домашнее задание:

Приготовить подсолнечную халву по технологической карте и составить рабочую тетрадь.

Читают, задают вопросы по домашнему заданию.

ПК 2.3

6.

Заключительный этап

Рефлексия (подведение итогов)

1.Подведение итогов выполняемых работ;

2.анализ работ обучающихся, разбор типичных ошибок, недостатков, определение путей их предупреждения и устранения;

3. анализ соблюдения техники безопасности;

4. анализ лучших работ (синквейн);

5.комментария оценок обучающимся.

Слушают, участвуют  в разборе ошибок, делают самостоятельный анализ выполненных работ.

Читают, составляют стихи о халве (методом синквейн)

ОК 6.

 Преподаватель профессионального цикла:                  /Л.В. Бодрова /

Тест на тему:  Халва

1.Какие пенообразователи используют в производстве халвы?


а) экстракт мыльного корня;

б) экстракт солодкового корня;

в) белок куриного яйца.

2.Какое количество карамельной массы должно быть в халве хорошего качества?

а) 46%;

б) 54%.

в) 35%

3.По какой рецептуре готовят карамельную массу для халвы (соотношение сахара-песка и карамельной патоки)?

а) 100 : 50;

б) 100 : 125;

в) 100 : 190.

 4. В переводе с арабского слово «халва» означает…?

а) сладость

б) сладкая жизнь

в) вкусная еда

5. Родина халвы - ….…

а) Персия

б) Греция

в) Древний рим

6. Кондитеры научились готовить это лакомство ещё ...

а) 3 веке

б) 5 веке

в) 4 веке

7. В Европу халву завезли во времена Крестовых походов….

а) короли

б) рыцари

в) дамы

8. В России кунжутную и ореховую халву начали продавать в кондитерской, принадлежащей греку Кази, в городе …..?
а) Петербурге

б) Одессе

в) Казани

9. Для выздоравли-
вающих после болезни полезна халва …

 а) тахинная

б) арахисовая
в) фисташковая

10. В 100 граммах халвы в среднем содержится ….

а) 100-200 кал.

б) 500-600 кал

в) 300-400 кал

Эталон ответов на тест 1. а, б; 2. а; 3. в; 4. а; 5. а; 6. в; 7. б; 8. в; 9.б; 10. в.


Практический этап:

Для практической работы необходимы образцы арахисовой халвы

В начале работы нужно оценить качество образцов халвы,

а затем раздать студентам нарезанные на кусочки образцы.

Практическая работа выполняется в группах по 5-6 человек.

В группе: бригадир – руководит работой, делает вывод; заполняет таблицу.

                                                                                                                               Приложение 1

Технологическая карта

                           Наименования изделия: "Халва арахисовая».

Наименование сырья

     

      Расход сырья в  г.

1.

Мука пшеничная

300

2.

Сахар

160

3.

Вода

60

4.

Арахис

200

5.

Масло растительное

250

6.

Ванилин

   5

Выход изделия

500

                                                                                                                             

Приложение 2

Инструкционная  карта

Упражнения : Организация рабочего места: подготовка сырья; приготовление сахарного сиропа; вымешивание халвичной массы; формование; охлаждение; упаковка изделия; уборка рабочих мест.

Сырье: арахис, мука, сахар, вода, масло подсолнечное, ванилин.

Выход: 500 г.

Инструменты, инвентарь: Сито, сковорода,  миски, ложки, блюдо, тарелки, противни, формочки силиконовые, контейнеры.

Оборудование: электрическая плита, производственные столы, весы электронные, мясорубка, холодильник.

Технологические операции

                   Инструкционные указания

Операция №1

Организация  рабочего места

1. Проверить оборудование.

2. Подготовить инвентарь, инструмент, посуду.

Операция №2

Подготовка сырья

1. Муку просеять и обжарить до золотистого цвета.

2. Арахис обжарить.

3. Арахис измельчить.

Операция №3

Приготовление сахарного сиропа

1. Растворить сахар 160 г. в 60 мл воды.

Для этого соединяем сахар и воду, ставим  на средний огонь помешивая до полного растворения сахара.

2. Довести смесь до кипения ( сироп должен запениться),

 температура уваривания 120º С.

3. Охладить сироп до температуры 80ºС.

Операция №4

Вымешивание халвичной массы

1. В миску кладут измельченный арахис.

2. Добавляют муку, ванилин.

3. Тонкой струей вливают сахарный сироп.

4. Вливаем в массу растительное масло.

5.Вымешивают халвичную массу.

Операция №5

Формование

1. Развешиваем халвичную массу по 9, 15 г.на электронных весах.

2. Формуем халвичную массу в контейнеры или силиконовые формы.

Операция №6

Охлаждение

Ставим контейнеры и силиконовые формы в холодильник на 30-40 минут.

Операция №7

Упаковка

1. Вынимаем брикеты халвы из контейнеров и форм.

2. Упаковка брикетов халвы в фольгу, применяя завертку "в замок"

Приложение 3

Органолептические показатели (оценка качества) изделия

  Вид изделия

        вкус

        запах

        цвет

  поверхность

        Показатель качества

По органолептическим показателям халва должна    соответствовать следующим требованиям.

        Вкус и запах - ясно выраженные, соответствующие наименованию, без постороннего привкуса и запаха.

    Цвет- для арахисовой халвы- от кремового до  желтовато-серого

    Консистенция - легкорежущаяся, слегка крошащаяся

                  Дефекты

        К дефектам относятся: прогорклый, затхлый и другие неприятные  привкусы; неоднородный цвет; наличие утолщенных волокон карамельной массы; липкая поверхность; сильно выраженная крошливость.

Самоанализ открытого занятия

Мастер - класс «Технология изготовления халвы»

Мастер- класс проведен 313 группе  2 курса по профессии: Кондитер сахаристых изделий. Присутствовали 6 студентов 1подгруппа. Решали следующие цели:

Образовательная:

  • сформировать профессиональные  и общие компетенции по изготовлению халвы.

Развивающая:

  • Развить навыки и умения по приготовлению халвы, способность
  • развитию  
  • таких профессиональных способностей, как зрительное восприятие,
  • глазомер, зрительная  память.
  • Способствовать развитию художественного вкуса и творческих
  • способностей.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию у учащихся  аккуратности, наблюдательности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям, к качеству изделий, бережному отношению к сырью и оборудованию
  • -содействовать развитию чувства коллективизма, личной и взаимной ответственности.    

 Валеологическая:

  • Создание благоприятного психологического климата, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Формирование профессиональных компетенций:

  • ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
  • проявлять к ней устойчивый интерес
  • ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели  и
  • способов достижения, определенных руководителем
  • ОК3 Анализировать рабочую ситуацию , осуществлять текущий и итоговый
  • контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
  • ответственность за результаты своей работы
  • ОК 6  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами
  • ПК 2.3 Изготавливать халву

Вид занятия: мастер – класс

Форма организации учебной деятельности: групповая (бригадная)

Методы обучения:

  • словесный: беседа, рассказ.  Наглядно – демонстрационный: использование  рабочих тетрадей, презентация, эталонные образцы халвы, демонстрация готовых блюд;  - практический: выполнение комплексных работ.

На каждом этапе занятия создаю положительную мотивацию о значимости и важности этой темы для будущей профессиональной деятельности.  

Для закрепления знаний мной разработан тест  с эталоном ответа и критериями и было дано опережающее задание для более сильных студентов в форме сообщения.

Для выполнения практической части были разработаны технологическая и инструкционная карты, таблица для определения качества изготовленного изделия.

На заключительный этап занятия приготовила задания с использованием метода «Синквейн» для рефлексии.

               Приготовление и подача изделия «Халва арахисовая» проведено на достаточно высоком уровне, студенты применяли профессиональные термины при защите изделия. Оценки за готовые изделия  высокие, что говорит о достаточно высоком результате реализации поставленных целей  занятия. Я, считаю, что студенты освоили следующие профессиональные и общие компетенции:

Занятие  цели достиг и  сформированы следующие компетенции:

  • ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели  и
  • способов достижения, определенных руководителем
  • ОК3 Анализировать рабочую ситуацию , осуществлять текущий и итоговый
  • контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
  • ответственность за результаты своей работы
  • ОК 6  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами
  • ПК 2.3 Изготавливать халву

Преподаватель профессионального цикла:                       /Л.В.Бодрова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...