Организация деятельности педагога-психолога в общеобразовательной организации
презентация к уроку
Материал содержит перечень документов, на которые опирается в своей работе педагог-психолог, раскрывает содержание работы психолога в образовательной организации. Показана схема взаимодействия психолога ОУ с участниками образовательного процесса. Обозначены основные вопросы, с которыми встречается в школе педагог-психолог. Материал предназначен для профориентационной работы с учениками психолого-педагогических классов,для учащихся, рассматривающих возможность стать психологами, для студентов психологических факультетов ВУЗов, для родителей и педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Законодательно-правовые акты и нормативные документы, определяющие стандарты и нормы работы психолога в системе образования. Международные документы: Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральные документы: Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 г. № 124 Ф-3 (с изменениями и дополнениями от 20.07.2000 г.); Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Перечень нормативных документов, регламентирующих организацию психологического сопровождения участников образовательных отношений. 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2) Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019). 3) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». 4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями от 27.03.2018 г.). 5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 года № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования». .
6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 7) Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных организаций». 8) Письмо Минобразования РФ № 20-58-196/20-5, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 7 от 16.01.2001 «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений. 9) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении стандарта профессиональной деятельности «педагог-психолог (психолог в сфере образования)». 10) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373.
11) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897. 12) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413. 13) Письмо МО РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации». 14) Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14.12.2017. 15) План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г. 16) Положение о деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 1342-р
17)Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24 августа 2021 г. № 2395-р 18)Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва); 19)Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.). 20)Локальные акты образовательного учреждения; 21)Требования к оформлению кабинета педагога-психолога; 22)Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.
Состав службы психолого-педагогического сопровождения Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; учитель-предметник, педагог-психолог; учитель-логопед , учитель-дефектолог, социальный педагог ; родители ученика.
Основные направления и формы психологической работы в ГБОУ
Направления психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса . Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.
В базовой школе : психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового, профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах; Помощь: в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.
В старших классах – оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Специальная документация психолога Выписка из медицинской карты. Карта психического развития ребенка Психологические заключения. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы . Протоколы обследования: с формой фиксации особенностей взаимодействия психолога с ребенком в процессе работы. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме.
ВНИМАНИЕ: Закрытая документация: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная). План работы на неделю (Форма № 2, по желанию) Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б) Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные): Диагностика (А); Консультирование (Б); Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В); Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г); Просветительская работа (Д); Организационно-методическая работа (Е); Экспертная работа (Ж).
Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная). Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная). Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная). Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО). Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная). Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная). Требования к авторским программам (Форма № 10).
Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований. Сводные таблицы по скринингу. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12). Выписка из медицинской карты (Форма № 13). Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15). Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21).
Типичные вопросы , с которыми обращаются к психологу дети. проблемы адаптации на различных этапах обучения и вновь прибывших детей готовность к школе взаимоотношения в классе межличностные взаимоотношения(любовь,дружба) взаимоотношения в семье (младшие школьники, подростки, выпускники) взаимоотношения ученик-педагог низкая успеваемость изменения в семье ученика (брак, развод, смерть, рождение ребенка) профориентация уточнение образовательного маршрута трудная жизненная ситуация
Типичные вопросы , с которыми обращаются к психологу взрослые. Родители: Взаимоотношения родитель-ребенок: проблемы воспитания, обучения, профориентации, проблемы обучения, дети с ОВЗ. Педагоги: Взаимодействие с детским коллективом или с отдельными учениками Информирование и обучение Проблема выгорания
Взаимодействие психолога с другими специалистами службы сопровождения Психолог взаимодействует с социальным педагогом, учителем-логопедом, классным руководителем; Вопросы могут выноситься на ППконсилиум; При необходимости – обращается в районный ППМСЦ.
Требования к квалификации психолога в школе Обязательное наличие высшего педагогического образования. Прохождение специализированного психологического обучения и стажировки. Участие в систематических обновляемых профессиональных программах и мероприятиях. Педагог-психолог должен постоянно повышать свои знания и навыки, а также быть в курсе актуальных тенденций и разработок в области психологии и образования. Прохождение аттестации педагога-психолога. Аттестационная комиссия оценивает не только теоретические знания, но и профессиональную компетентность специалиста, его способность эффективно применять психологические методы и техники в работе с учащимися и коллективом школы.
Личностные особенности : Эмпатия. Помогает психологам проникнуться к клиенту, поставить себя на его место. Конгруэнтность. Является важным навыком хорошего специалиста, помогающим осознать проблему и выразить мнение, не наносящее травмы клиенту. Самообладание. Помогает контролировать чувства и свое поведение. Интерес. Черта проявляется в положительном отношении к человеку и доброжелательном настрое. Ответственность. Сюда же стоит отнести умение признавать свои ошибки. Рефлексия. Помогает критически анализировать все действия. Стрессоустойчивость. Способность сохранять спокойствие по отношению к другим людям независимо от ситуации. Понятийность. Способность понимать ситуацию, выделять главное в ней. Коммуникативность. Психологу обязательно следует уметь разговаривать с людьми, вызывать доверие. Чувство юмора.
Профессиональные качества профессиональная этика; основы терапии — диагностика, лечение, реабилитация, понятие о психосоматике; социология — понятия о социальном влиянии, особенностях этнической принадлежности, культуры; русский язык — широкий запас слов, грамотная речь, понятие о правилах композиции; образование — способность составления учебных программ; канцелярские навыки — обработка текста, управление файлами, транскрипция, стенография; философия — понятие о религиях, обычаях, ценностях; компьютеры — владение программным обеспечением, приложениями; законодательство — понятие о правах, обязанностях, судебных процессах, основных указов; медицина — общие понятия о симптомах, возможных причинах, методах лечения.
И главное: Большое желание стать психологом.
Предварительный просмотр:
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность
педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей (обязательные документы)
- План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
- План работы на месяц (Форма № 2, обязательная), рабочую неделю (Форма № 2 А)
- Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
- Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
- Диагностика (А);
- Консультирование (Б);
- Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
- Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
- Просветительская работа (Д);
- Организационно-методическая работа (Е);
- Экспертная работа (Ж).
- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).
Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
- Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).
- Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).
- Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).
- Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).
Форма № 1 (обязательная)
Перспективный план работы
_________________________________________педагога-психолога _________на ______________учебный год
ФИО учреждение
Цель психологической службы ___________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Задачи психологической службы _______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Форма № 2 (обязательная)
План работы на месяц
Дифференцированный план работы представляет собой конкретизированный по видам деятельности объем работы практического психолога в условиях образовательного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.
Дифференцированный план работы
______________________________педагога-психолога _____________________
ФИО учреждение
на ___________________месяц________года
Форма № 2А
План работы на рабочую неделю
План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю
План работы на рабочую неделю
с «______» по «______»______________200 г.
Дата | Планируемые мероприятия | Время и место проведения | Примечание |
понедельник | 1. 2. 3. | ||
вторник | |||
среда | |||
четверг | Методический день | ||
пятница | |||
суббота |
Форма № 3 А-Б
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
- Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов
- Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
- выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:
- Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.
- Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.
- Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.
Форма № 3А
Циклограмма работы педагога-психолога дошкольного учреждения
Форма № 3 Б
Циклограмма работы
педагога-психолога образовательного учреждения
Формы № 4 А-Ж (обязательные)
Журналы учета видов работы
Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы
- Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года
- Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные
- Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога
- Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа.
- Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности
- Запись работы рекомендуется оформлять в соответствии с предлагаемыми ниже формами
Формы № 4 А
- Диагностика
Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы (например, 6-й «Б» класс) и прилагается список диагностируемых.
Дата, время | Ф.И.О. возраст | От кого поступил запрос | Характер диагностики | Примечания рекомендации |
Формы № 4 Б
- Консультирование
- Характер консультации - первичная, повторная и т.п.
- В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации
- В примечании делаются необходимые пометки, в том числе может быть направление к более узкому специалисту
Журнал консультаций педагога-психолога
№ п/п | Время проведе ния | Консультируемые (код) | Повод обращения | Проблемы (выявленные) | Динамика изменений | Примечание |
1. | ||||||
Формы № 4 В
- Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная)
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся по индивидуальным программам, получившим экспертную оценку вышестоящего звена службы и утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника (Смотри форму № 10)
Дата | С кем проводится занятие | Тема занятия | Примечание |
Формы № 4 Г
- Групповая развивающая и коррекционная работа
- Групповая коррекционно-развивающая работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.
- Групповые коррекционно-развивающие занятия проводятся по программам, утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника
Журнал учета групповых форм работы
№ п/п | Список участников | Дата проведения | Дата | Тема Название занятия | Примечание | |||||||
Формы № 4 Д
- Просветительская работа
Дата проведения | Категория слушателей | Форма мероприятия | Тема | Примечание |
Формы № 4 Е
- Экспертная работа
Дата проведения | Цель проведения, форма | Примечание |
Формы № 4 Ж
- Организационно-методическая работа
Дата | Содержание работы | Примечание |
Формы № 5 А-Б (обязательные)
Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки
педагога-психолога образовательного учреждения
- В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности педагога-психолога в соответствии с годовым планом работы и журналом учета.
- Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.
- Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.
- Учитывая новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.
- При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфидициальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.)
- В качестве промежуточной и итоговой отчетности необходимо составлять статистическую справку
Форма № 5 А (обязательная)
Статистическая справка
«_____»_____________200 г.
Педагог-психолог__________ ________________ _________________________
учреждение подпись ФИО
Форма № 5 Б (обязательная)
Аналитический отчет о работе
____________________________педагога-психолога ОУ №________ за _____________ уч. год
1. Информационная справка об учреждении образования: количество детей в ОУ; количество классов (групп); указать цель ОУ и задачи по ступеням образовательного процесса.
2. Информационная справка о психологической службе образовательного учреждения:
- когда организована служба (или с какого года работает педагог-психолог);
- стаж работы психолога общий и в данном ОУ;
- цель и задачи деятельности психолога или психологической службы (должны соотноситься с целями и задачами ОУ);
- параллели или группы, которые сопровождает педагог-психолог.
3. Анализ выполнения поставленных на год задач деятельности педагога-психолога (психологической службы) по направлениям деятельности с указанием результатов деятельности, возникших затруднений, проблем (с выходом на задачи следующего года).
Примечание: психодиагностическая деятельность анализируется по следующей схеме:
> Цель, объект, предмет исследования
> Построение гипотезы
> Выбор психодиагностических методик
> Разработчик, диагност
> Представление результатов исследования
> Анализ полученных данных
> Выводы и рекомендации
4. Анализ работы педагога-психолога по запросам субъектов образовательного процесса с указанием причин запроса, результатами деятельности, возникшими проблемами, рекомендациями.
5. Сводные таблицы по направлениям деятельности или статистическая справка за уч. год
Обобщенный анализ результатов деятельности по направлениям
(числа - количественный анализ, тематика -содержательная часть, что проведено)
Обобщенный анализ консультативного приема
(Указать количество консультаций для данных категорий обращающихся)
Анализ коррекционно-развивающей работы.
(Что является приоритетом? Указать курсы, уроки, факультативы по психологии).
№ | Вид работы | Формы работы | Название программы, автор | Цель занятий | Возраст участников |
6. Выявленные проблемы из п. 3, 4, 5. Реальные и идеальные пути решения.
7. Задачи на следующий ученый год и примерный план на следующий учебный год.
Формы № 6 А-Г (обязательные)
Заключения
по результатам проведенного психодиагностического исследования
Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть, отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики ребенка, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ.
Форма № 6 А
Заключение
по результатам проведенного психодиагностического исследования
Педагог-психолог____________________________________________________________________
Сроки проведения исследования_______________________________________________________
Объект исследования (ФИО ребенка, класс, группа)_______________________________________
Причина исследования_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
План исследования, рабочая гипотеза__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования _____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп работы и работоспособность_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Примененные методики (автор, название)_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты исследования:
Количественные данные
Задание | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение |
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации по результатам исследования______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Дата__________________________
Педагог-психолог_______________
Результаты тестирования класса, группы
Результаты тестирования ________________(класс)
№ | Ф.И.О. тестируемого | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |||
Дата_________________ Педагог-психолог___________________
Форма № 6 Б
Психологическое заключение
Ф.И. О. ребенка ________________________________________________________________________________
Код ребенка
Возраст ребенка__________________________________________________________________
Дата обследования________________________________________________________________
Ф.И.О. психолога_________________________________________________________________
- Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Внешний вид _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Крупная моторика___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Мелкая моторика____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Темп жизнедеятельности_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. *Организация деятельности___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Стеничность________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Реакция на обследование_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Познавательное развитие
- Восприятие
Цвета________________________________________________________________________
Формы_______________________________________________________________________
Величины____________________________________________________________________
Целостности объектов__________________________________________________________
2.Мышление__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Предметные действия__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Воображение_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Память_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Речь_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Внимание__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
III. Личностно—эмоциональное развитие
- * Личностная активность____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- *Личностная направленность_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Эмоциональная лабильность__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Эмоциональные проявления__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мимика______________________________________________________________________
Пантомимика_________________________________________________________________
IV. Коммуникативное развитие
1. Особенности общения в ситуации обследования__________________________________
____________________________________________________________________________
2. Особенности общения с семьей________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Особенности общения с педагогами___________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Особенности общения со сверстниками________________________________________
_____________________________________________________________________________
V. Детская компетентность
1.Конструирование_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Изобразительная деятельность___________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.Игра__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
VI. Особенности развития
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
VII. Проблемы развития
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Прогноз развития
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Рекомендации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись: _______________
Форма № 6 В
Психологическое заключение
Ф.И. О. ребенка ______________________________________________________________________
Код ребенка
Возраст ребенка______________________________________________________________________
Дата обследования____________________________________________________________________
Ф.И.О. психолога_____________________________________________________________________
I. Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Внешний вид ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Крупная моторика________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
4. Мелкая моторика________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Темп деятельности_______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
6. Организация деятельности_________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
7. Стеничность____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
8. Произвольность__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Регуляция______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
10. Реакции на обследование_________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
II. Познавательное развитие
1. Восприятие_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Мышление______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Форма мыслительной деятельности___________________________________________________
Моделирование____________________________________________________________________
*Классификации и обобщение_______________________________________________________
Схематизация_____________________________________________________________________
3. Воображение____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
4. Память_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Речь___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
6. Внимание_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
III. Личностно—эмоциональное развитие
- Личностная активность__________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Личностная направленность______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Эмоциональная лабильность_______________________________________________________
4. Эмоциональные проявления_______________________________________________________
Возбудимость________________________________________________________________________
Заторможенность_____________________________________________________________________
Ситуативная реактивность_____________________________________________________________
Самооценка_________________________________________________________________________
Уровень притязаний__________________________________________________________________
IV. Коммуникативное развитие
1. Особенности общения в ситуации обследования_________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Особенности общения с семьей_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Особенности общения с педагогами________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Особенности общения со сверстниками_____________________________________________
____________________________________________________________________________________
5. Социальный статус в группе сверстников_______________________________________________
V. Детская компетентность
1. Конструирование___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Изобразительная деятельность________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Игровая деятельность_______________________________________________________________
предметно-дидактическая игра__________________________________________________________
сюжетно-ролевая игра_________________________________________________________________
VI. Особенности развития
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Проблемы развития
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Прогноз развития
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Рекомендации
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись: ______________
Форма № 6 Г
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Подобное психологическое заключение может быть написано по предлагаемой ниже схеме.
I. Общий раздел
1.Основные паспортные данные ребенка.
2.Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.
3.Наиболее важные анамнестические данные.
4.Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию).
5.Сформированность регуляторных функций.
6.Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования.
7.Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций.
8.Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений.
II. Специальная часть
1.Психологический диагноз.
2.Вероятностный прогноз развития.
3.Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Следует отметить, что общий раздел заключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.
Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка.
Форма № 7 (обязательная)
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О._______________________________________________________________________
ГОД РОЖД._________________________________________________________________
ДИАГНОЗ:___________________________________________________________________ КЛАСС (ГРУППА):___________________________________________________________
ОУ ПОСЕЩАЕТ С____________________________________________________________
ДОМ. АДРЕС:________________________________________________________________
МАТЬ:_______________________________________________________________________
ОТЕЦ:_______________________________________________________________________
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие
_____________________________________________________________________________________
Внимание:
_____________________________________________________________________________________
Память:
_____________________________________________________________________________________
Мышление:
_____________________________________________________________________________________
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Темп выполнения заданий_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Переключаемость_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сосредоточенность_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Качество работы____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Продуктивность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утомление наступает________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Какие эмоции превалируют____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий______________________________________
_____________________________________________________________________________________
Реакция на успех или неудачу__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Адекватность реакций________________________________________________________________
Возбудимость________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Возможность адекватной оценки своих результатов____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность к волевому усилию________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поведение среди сверстников__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Отношение с воспитателями или педагогами___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Активность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тревожность_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Агрессивность____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Критичность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации родителям_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Занятия с психологом
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Динамика
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_________________________
Форма № 8 (обязательная)
Программа работы педагога-психолога с группой
Программа «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
название программы
работы педагога-психолога с группой_____________________________________________________________________________
какой
Программа составлена на основе___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель программы_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сроки реализации программы____________________________________________
________________________________________________________________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)____________________ ________________________________________________________________________
Список литературы _____________________________________________________
________________________________________________________________________
Тематический план занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
Дата составления «______»_____________________200 г.
Педагог-психолог ________________________
Форма № 9 (обязательная)
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
В коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
Программа
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ___________________
___________________________________________________________________________________
ФИО, возраст, класс
Название программы «__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________»
Программа составлена на основе__________________________________________
________________________________________________________________________
Цель программы_________________________________________________________
________________________________________________________________________Сроки реализации программы____________________________________________
Планируемые результаты психологической работы_________________________
________________________________________________________________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)___________________________
________________________________________________________________________Список литературы______________________________________________________
________________________________________________________________________
Тематический план занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
Дата составления «______»_____________________200 г.
Педагог-психолог ____________________ ____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование элементов арт – терапии в деятельности педагога - психолога"
В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Арт-терапия в профессиональном ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ...
Профилактической деятельности педагога-психолога
В целях формирования мотивов у подростающего покаления ЗОЖ, а также мотивация на успех. Профилактическая деятельность направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних и на ...
"Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) в деятельности педагога-психолога "
ЗОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образов...
Методическая разработка по организации и проведению профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций
Пояснительная записка ...
основные положения методики обучения биологии в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования.
Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естест...
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Ельпиной Анны Григорьевны
Основной целью профессиональной деятельности педагога-психолога является коррекция и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста интеллектуального развития. Цель и задачи воспитательно-обра...