Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Ельпиной Анны Григорьевны
статья
Основной целью профессиональной деятельности педагога-психолога является коррекция и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста интеллектуального развития. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса выстраиваются по итогам проведения психологической диагностики воспитанников, уровня усвоения материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_professionalnoy_deyatelnosti_elpinoy_anny_grigorevny.docx | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Оленёнок» село Саранпауль Березовский район
Ельпиной Анны Григорьевны
Мое первое профессиональное образование получила в «Ханты-Мансийский технолого-педагогическим колледжем» по специальности «Дошкольное образование». Квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой, воспитатель детей дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и/или речевого развития» окончила колледж в 2011 году. В 2016 году окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» г. Тюмени по специальности «Психолого-педагогическое образование» Квалификация – «Психология и педагогика профессионального образования». С 2019 года работаю педагогом-психологом в МАДОУ детский сад «Олененок».
В соответствии с задачами государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» и «Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов»:
«Диагностика и ранняя помощь детям с ОВЗ» 2020 г., 108 часов.
«Применение методов АВА-терапии при работе с РАС и РДА», 2022 г., 72 часа.
«Педагог-психолог. Психокоррекционные технологии для детей ОВЗ», 2019 г., 72 часа.
«Тьютерское сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра в образовательной организации», 2019 г., 72 часа.
«Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих обучающихся в образовательном процессе», 2020 г., 72 часа.
«Психолого-педагогические технологии организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» 2021 г., 72 часа.
«Личностный потенциал: педагогическое управление психологическими ресурсами (профессиональный антистресс)» 2021 г., 36 часов.
«Правила оказания первой медицинской помощи взрослым и детям» 2022 г., 36 часов.
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР в условиях ДОУ» 2022 г., 72 часа.
«Правополушарная живопись», 2022 г., 108 часов.
«Разработка и реализация мер по безопасности и антитеррористической защищенности в образовательной организации» 2022 г., 72 часа.
«Организация и предоставление ранней коррекционной помощи детям дошкольного возраста» 2023 г.,72 часа.
«Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС» 2023 г., 72 часа.
«Безопасное использование сети Интернет» 2023 г., 72 часа.
При организации коррекционной деятельности активно использую методы и формы работы, полученные на курсах повышения квалификации, эффективно применяю их для проведения коррекционно-развивающих занятий, в непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, а так же при взаимодействии с родителями.
Основной целью профессиональной деятельности педагога-психолога является коррекция и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста интеллектуального развития. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса выстраиваются по итогам проведения психологической диагностики воспитанников, уровня усвоения материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель профессиональной деятельности основывается на учете деятельности организации в целом, а именно создание условий для полноценного социально-коммуникативного, психического, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей, соответствующих их возрастным возможностям и индивидуальным способностям.
В связи с этим, целью своей профессиональной деятельности, направленной на повышение эффективности работы образовательной организации, является обеспечение организационной, содержательной, методической составляющей психологического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения. При объединении взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющихся у них психических и интеллектуальных патологий, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
Дошкольный возраст — это самое благоприятное время для воспитания у ребенка творческих способностей, любознательности и наблюдательности. С этой целью мною разработан и реализован ряд исследовательских творческих проектов таких как:
«Добрым быть здорово», «Пластилин развивашка» для детей с ограниченными возможностями, «Предшкольная пора».
Для достижения поставленной цели мною разработана и внедрена программа по предшкольной подготовке с учетом ФГОС ДО, направленная на оказание психологической помощи детям в освоении образовательной программы дошкольного уровня, коррекцию недостатков развития воспитанников, их социальную адаптацию.
Самостоятельно разработала ряд программ, которые использую в практической деятельности: коррекционно-развивающая программа «Предшкольная подготовка». И «Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5-7 лет», Цель которого – создание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста. И моей программе присвоен гриф общероссийской общеобразовательной организации «Федерация психологов образования России».
Реализацию образовательных программ предполагает оценку индивидуального развития детей. Такую оценку провожу в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Диагностирую готовность к школе обучающихся подготовительных групп, тревожность, оценку эмоционально - личностной сферы детей группы риска.
Педагогическая диагностика, которая разработана с учетом Основной образовательной программы МАДОУ детский сад «Олененок», проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Также провожу диагностику детей с ОВЗ, в рамкам своей работы и на основе рабочих программ педагога-психолога с детьми комбинированных групп.
Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья мною разрабатывается специальная программа развития, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка. При выявление детей группы риска, мною проводится диагностика, на основе которой разрабатывается индивидуальная программа развития, для дальнейшей работы с данным ребенком. На основе диагностики разрабатываю и реализую адаптированные программы коррекционно-развивающего направления.
Совместно с коллегами инициировала прохождение процедуры ТПМПК нескольких воспитанников в результате чего были созданы две комбинированные группы для детей с отклонениями в развитие детей с РАС, слабовидящих детей, детей с ЗПР и ТНР. Так же совместно с педагогами и воспитателями ДОУ, мы работаем с детьми с неустойчивыми эмоциональными состояниями.
Для работы с родителями детей ОВЗ я активно использую мессенджере Telegram. Для каждого ребенка с ОВЗ и группы риска создана отельная группа в мессенджере, в которую я после каждого занятия выкладываю фото с занятия с ребенком, и комментарии к занятию, из которого родитель может узнать об успехах своего ребенка, и тех сложностей с которыми он столкнулся на занятии, и может получить консультацию по исправлению данных сложностей.
Неотъемлемой частью организации коррекционно-развивающего процесса является взаимодействие с родителями. Для повышения педагогического мастерства родителей мною проводятся индивидуальные консультации, практикумы, организуются родительские собрания, проводятся открытые занятия, оформлены буклеты в группах, размещены консультации на сайте дошкольного учреждения.
Работа с родителями воспитанников является важным аспектом моей профессиональной деятельности. Активное вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс, путем участия в мероприятиях, посещения собраний, практикумов, выполнение рекомендаций, дает положительные результаты. Особое внимание уделяю беседе с родителями детей младшего дошкольного возраста, в целях профилактики и раннего предупреждения психических нарушений. Размещаю информацию для родителей на сайте детского сада. Использую технологию АМО (активные методы обучения) при проведении собраний, практикумов, семинаров для родителей, с целью активизации родителей, повышения компетентности в вопросах подготовки детей к школе, вовлечения их в коррекционно-образовательный процесс. Профилактические мероприятия повысили интерес и ответственность родителей к развитию речи детей. Наблюдается положительная динамика в выполнении родителями предложенных рекомендаций и улучшение речевых процессов у детей. (Программа работы с родителями).
Благодаря организации взаимодействия с родителями удалось решить такие проблемы, как раннее выявление отклонений в психическом развитии у воспитанников ДОУ.
С целью осуществления взаимодействия в обучении, осуществляю тесное сотрудничество с воспитателями. А также с Комплексным центром социального обслуживания с. Саранпауль и медицинской сестрой детского сада, для сопровождения детей инвалидов, в вопросах оказания своевременной медицинской помощи. Принимаю участие в планировании и проведении совместных мероприятий с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию.
Неотъемлемой частью моей работы является работа на сплочение коллектива, так как, только после того как коллектив станет одной дружной командой, можно добиться поставленных целей в образовательной организации.
В рамках работы детского сада «Олененок» в статусе региональной инновационной площадки разрабатывала настольные и дидактические игры, а также раздаточный материал к занятиям. Являюсь участником реализации инновационного проекта «Детский сад - территория традиций» в рамках региональной инновационной площадки, целью которого является создание условий для развития и формирования у дошкольников знаний о коренных народах села Саранпауль, коммуникативных компетенций и личностных качеств через создание развивающей предметно – пространственной среды.
Самообразование - это форма развития педагога, которая направлена на решение проблемной или малоизученной темы в образовательной деятельности. Работая с детьми, с нарушениями речи, изучив специальную методическую литературу.
Планируемая мною работа по самообразованию позволяет осуществлять профессиональную деятельность в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе в ХМАО - Югре и внедрение новых стандартов образования, а именно: реализацию основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, коррекционную работу и нацелено на: непрерывное освоение новых технологий обучения; участие в творческих конкурсах, педагогических конференциях, мастер-классах и семинарах-практикумах, курсах повышения квалификации.
Составила индивидуальную программу развития педагога, где описала все этапы моего профессионального роста. Принимаю участие в фестивалях, конкурсах, провожу мастер-классы, организовывала родителей, педагогов, делюсь опытом работы.
В начале своего профессионального пути тема моего самообразования была «Создание условий в группе раннего развития для успешной адаптации детей». В процессе образовательной деятельности усовершенствовала свою работу и преобразовала в тему «Ранняя помощь детям от 0 до 3 лет».
Для формирования общей культуры личности детей, здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, в целях формирования познавательной активности ведётся совместная работа по взаимодействию с социальными институтами детства: сельский краеведческий музей, Национальная школа искусств, Культурно - досуговый центр, Детско-юношеский центр «Поиск», Библиотека, Дом культуры, КЦСОН с. Саранпауль. Для решения поставленных образовательной программой задач направленных на создание условий для интеллектуального и творческого развития дошкольников устанавливаются связи с социальными партнерами. В систему взаимодействия с социальными партнерами включаются мероприятия с начальной школой с целью преемственности дошкольного и начального общего образования, в проведении консультаций, консилиумов по вопросам готовности первоклассников к обучению в школе, а также совместных мероприятий.
Принимаю участие в советах профилактики с семьями несовершеннолетними СОП, благодаря которому активизировалась деятельность ДОУ по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Являюсь руководителем Методического объединения специалистов ДОУ, членом медико-педагогической комиссии в ДОУ. Также являюсь членом районного методического объединения специалистов психолого-педагогического сопровождения, и консультационного центра МАДОУ детский сад «Олененок», состою в комиссии по комплектованию комбинированных групп в ДОУ, комиссии по работе с детьми-инвалидами, в рабочей группе «Школы младшего воспитателя», являюсь членом жюри различных конкурсов. Состою в рабочей группе по приведению ООП в соответствии с ФОП в ДОУ.
С целью обеспечения непрерывного воспитательно-образовательного процесса, формирования практических навыков, выработке умения применять теоретические знания в повседневной практической работе, профессионального становления молодых педагогов, развития способностей самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности была наставником на протяжении последних трех лет.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. В дошкольных учреждениях оно дает возможность выявить и развить творческие способности детей. В рамках дополнительного образования я разработала и реализовала программу: «Веселый художник». Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Итогами детской деятельности служат выставки детских работ, а также развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, которая влияет не только на умение ребенка использовать свои руки.
Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах различного уровня: от муниципальных до всероссийских и международных, и занимают призовые места.
Три года работала в летнем этнографическом оздоровительном лагере «Тандора» для детей 6-8 лет. Где могу реализовывать свои творческие способности, что дает мне заряд энергии и вдохновения на весь следующий учебный год.
С целью трансляции и обмена опытом практических результатов своей профессиональной деятельности зарегистрирована на сайте для воспитателей и педагогов на nsportal.ru, МААМ, инфоурок, солнечный свет, а также размещаю консультации для родителей на сайте учреждения, и представляю опыт своей работы по разным направлениям деятельности и веду свой блог. Также выступаю на педсоветах: «Ранняя помощь детям с ОВЗ», проводила круглый стол по теме «Психологическая готовность педагогов в условиях инклюзивного образования», тренинг для коллектива «Стань командой», проводила лекции на курсах «Младшего воспитателя» по темам: «Психологические особенности детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогические основы деятельности младшего воспитателя в период адаптации детей к ДОУ», провела практическое занятие с младшими воспитателями по теме: «Чем занять свободных детей во время проведения воспитателем НОД?».
Награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами:
Грамотой 1 степени во Всероссийском конкурсе Профессионального мастерства», 2023 год.
Благодарность Главы Березовского района, 2023 год.
Диплом лауреата Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2022 года.
Диплом победителя во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди работников образования «Педагогическая практика», 2022 год.
Свидетельством участника районного конкурса «Березовский район-жемчужина Югры», 2022 год.
Благодарностью за работу в летнем оздоровительном лагере, 2022 год.
Благодарностями от родителей, похвальные листы.
Благодарственное письмо главы сельского поселения, 2021 год.
Для повышения уровня своего профессионального образования считаю наиболее приоритетным совершенствование знаний и практических умений в области применения современных коррекционно-развивающих технологий с целью оптимизации образовательного процесса, повышения квалификации по изучению организации индивидуально-ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках своей профессиональной деятельности продолжу работу по внедрению в образовательный процесс нетрадиционных приемов, новых эффективных форм и методов работы с воспитанниками, их семьями и педагогами учреждения посредством использования коррекционно-развивающих и информационно-коммуникативных технологий; обобщение и распространение опыта работы среди педагогической общественности путем участия в мастер-классах, семинарах, сетевых сообществах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование элементов арт – терапии в деятельности педагога - психолога"
В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Арт-терапия в профессиональном ...
Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)
Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...
Профилактической деятельности педагога-психолога
В целях формирования мотивов у подростающего покаления ЗОЖ, а также мотивация на успех. Профилактическая деятельность направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних и на ...
Открытое занятие «Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»
Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образованияЗадачи:1. Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, обр...
"Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) в деятельности педагога-психолога "
ЗОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образов...
Методическое пособие для педагога-психолога среднего профессионального образования СПО
Перед вами методическое пособие, написанное с целью более эффективно и действенно помочь начинающему свой профессиональный путь педагогу-психологу. Педагог-психолог приходит в образовательное учрежден...
Характеристика профессиональной деятельности
Характеристика профессиональной деятельности...