Профилактической деятельности педагога-психолога
методическая разработка по теме
В целях формирования мотивов у подростающего покаления ЗОЖ, а также мотивация на успех. Профилактическая деятельность направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних и на первичную профилактику девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слайд. Толерантность! Д.М.Калаа | 1.46 МБ |
Слайд. Профилактика ПАВ. Калаа Д.М. | 700.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «толерантность» (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость, устойчивость, выносливость, терпимость к чужому, чужеродному). Толерантность – терпимость к другим мнениям, взглядам, верованиям, уважение человеческого достоинства, умение понять и принять другого человека, умение ладить с другими людьми.
«Это и есть толерантность!»
На сегодняшний день толерантность рассматривается наряду с такими понятиями как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Чувство юмора. Непредвзятое отношение. Знание самого себя . Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.
Понимание того, что стереотипы не всегда верны. Умение доверять или не доверять, не обижая других. Защищенность . Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Он убежден, что с любой угрозой можно справиться .
Умение найти общие интересы. Уважение и сострадание ко всем. Отношение к определенности . Толерантный человек не делит все и всех на «черное» и «белое», а воспринимает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
Вежливость. Желание общаться, договариваться и находить компромиссы.
Умение не мешать другим. Предоставление возможности самовыражаться.
Осторожность в оценках и высказываниях. Отсутствие поспешных выводов.
Уважайте личность и право каждого быть самим собой. Будьте толерантны!!!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос профилактики употребления ПАВ напрямую касается в первую очередь каждого родителя, законного представителя, классных руководителей, специалистов социальной службы образовательного учреждения и УО кожууна Подростки — именно они наиболее часто оказываются под воздействием лиц, предлагающих употреблению ПАВ на пробу. Их не устоявшаяся психика легко подвергается внешнему воздействию, а отсутствие четкой собственной точки зрения делает их особенно уязвимыми перед подобными воздействиями.
Почему подростки употребляют ПАВ? - из-за личных, семейных проблем, отсутствия жизненного опыта не видят адекватного решения проблем; - начинают употреблять из-за любопытства; - под влиянием друзей, попадая в неблагополучную компанию; - из-за желания убежать от проблем.
Основные причины, приводящие подростка к употреблению ПАВ – это причины, возникшие в результате неблагоприятных семейных отношений: - неадекватная заниженная или завышенная самооценка; - отсутствие четкой цели в жизни, отсутствие заботы о себе и о своем здоровье; - недостаток любви и поддержки в семье; - эмоциональная боль, разочарование в семье от психической (а иногда и физической) травмы, полученной в детстве от родителей;
Гиперопека со стороны родителей , отсутствие навыков самостоятельного приема решений, повышенная внушаемость; - низкая устойчивость к стрессам, неумение справляться с трудностями; - неумение получать удовольствие, удовлетворение от повседневной жизни; - отсутствие нравственных ценностей, внутреннего стержня.
Как Мы можем распознать признаки ПАВ у детей? Обратите внимание на неожиданные изменения в поведении детей и подростка: - резкое снижение или повышенная активность; - потеря интереса к учебе, увлечениям, пропуски занятий; - необъяснимая раздражительность, лживость, рассеянность; - появление подозрительных приятелей, резкое изменение круга друзей;
- появление скрытости в поведении, отказ сообщать о своем местонахождении; - позднее возвращение домой в необычном состоянии; - трудное пробуждение по утрам, невнятная речь; - потеря аппетита, снижение веса, сонливость . Помните, что некоторые из перечисленных здесь признаков употребления ПАВ совпадают с типичными особенностями подросткового поведения.
При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания. Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Важнейшим в профилактической работе является: - обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям; - формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.
Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11 – 17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8 – 10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходиться на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем образовательном организации ориентирована на подростков 13 лет и старше.
Профилактическая работа включает в себя три компонента 1. Образовательный компонент Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит. Цель – учить детей и подростков понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ. Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель - формировать развитие «Я – концепции» у детей и подростка.
2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска. Цель профилактической работы: - психологическая поддержка подростка; - формировать адекватной самооценки; - формировать навыки принятия и выполнения решений; - учить уметь сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор; - учить обращаться в случае необходимости за помощью и выстроить алгоритм действий.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации детей и подростка, овладение навыками общения и т.д. Целью формирования социальных навыков необходимые для здорового образа жизни. Задача профилактической работы : способствовать осознанию учащимися всей важности проблемы подростковой употребления ПАВ; - осмыслению подростком личной системы жизненных ценностей; - психологической готовности к совершению выбора и умению противостоять негативному давлению сверстников; - формированию навыков постановки и удержания цели в рамках совершенного выбора.
Этапы проведения коррекционных занятий: 1. Теоретический блок. 2. Развивающий блок. Целью научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ. Задача каждого специалиста – познакомить детей и подростков с действием употребления ПАВ на сознание и организм человека и о механизмах развития зависимости, последствиям, к которым она приводит. В своем выступлении психолог или социальный педагог должен обратить внимание подростков на следующие аспекты:
Предполагаемый психологический результат – осознать подростком всю важность проблемы употребления ПАВ; – актуализировать возможности в понимании себя и окружающих; – формирования навыков здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению ПАВ; – самоопределение каждого подростка в игровой ситуации и совершение личного выбора, а также проанализировать сделанный выбор и принять его последствия; – получение нового личного опыта в контексте сделанного выбора.
Рекомендации:
Что делать родителям, чтобы их ребенок не употреблял ПАВ? Выберите позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью. Не ждите, когда беда постучится к Вам в дом. Берите литературу, найдите время, чтобы говорить с Вашим ребенком на темы наркомании. Создайте в своей семье атмосферу любви, доверия и безопасности, вырабатывайте ясные и справедливые правила совместной жизни, выполняйте взятие обещания, интересуйтесь заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром. Развивайте в ребенке навыки самостоятельного приема решений, инициативу, собственный взгляд на происходящее. Лучше, чтобы Ваш ребенок был ведущим, а не ведомым.
- Учить подростка справляться с трудностями и неудачами, говорить, что отрицательный опыт, это тоже опыт. - Учить ребенка видеть и понимать красоту окружающего мира, учить получать удовольствие в повседневной жизни (от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми и т. д.) - Вашему ребенку необходимо предоставить выбор самому решить никогда не прикасаться к наркотикам. Ваша роль должна быть не запрещающей, не наставляющей, а поддерживающей, принимающей, информирующей.
Донесите до Ваших детей, что: - вслед за удовольствием от принятия употребления ПАВ наступают сильные физические муки; - сильно портится физическое здоровье; - резко снижаются умственные способности; - высокий риск заражения СПИДом, другими инфекционными заболеваниями; - уменьшается и сходит на нет половая потенция; - подросток лишается красоты; - те, кто употребляет ПАВ – не самые крутые. Они самые глупые.
Спасибо за внимание!
Список использованных источников 1. Профилактика наркомании. Памятка для родителей. [Электронный ресурс] // Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям города Первоуральска". URL: http:///profilaktika-narkomanii-pamyatka-dlya-roditelej/ 2. Особенности наркомании у подростков. Что за ними скрывается ? [Электронный ресурс] // Наркологический центр URL : http://*****/narkomania/narkomaniya-sredi-molodezhi. html 3. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России....
"Использование элементов арт – терапии в деятельности педагога - психолога"
В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Арт-терапия в профессиональном ...
Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)
Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)...
Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)
Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...
"Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) в деятельности педагога-психолога "
ЗОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образов...
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Ельпиной Анны Григорьевны
Основной целью профессиональной деятельности педагога-психолога является коррекция и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста интеллектуального развития. Цель и задачи воспитательно-обра...
Организация деятельности педагога-психолога в общеобразовательной организации
Материал содержит перечень документов, на которые опирается в своей работе педагог-психолог, раскрывает содержание работы психолога в образовательной организации. Показана схема взаимодействия психоло...